9 мин.

«Милуоки» провалил межсезонье. Терпение Янниса на исходе, а клуб у него в заложниках

Как скоро грек запросит обмен?

Лучше бы Греции выиграть Олимпийские игры, поскольку наличие золотой медали хоть как-то забьет у Янниса послевкусие обезбола и тлена, оставшееся от прошлого сезона НБА. А еще хоть на время отвлечет звезду «Милуоки» от проблем в клубе, которые множатся не без участия самой организации.

«Бакс» прямо сейчас – дорого, громоздко и ненадежно

За три года после чемпионского парада-2021 «Милуоки» одержал в плей-офф всего 10 побед, последние два раза вылетев уже в первом раунде. И если год назад поражение от «Майами» сопровождалось философствованиями Янниса о том, что в спорте нет такого понятия, как поражение…

«В спорте нет провалов». Яннис наговорил ерунды, но очаровал весь мир собственной милотой

…то в апреле отдуваться перед журналистами пришлось Доку Риверсу, поскольку обе звезды клуба сломались еще до конца серии с «Индианой». Голос признанного спеца по эпичным вылетам в плей-офф звучал еще суше, а количество морщин на лбу увеличивалось с каждым новым вопросом. И это был один из тех редких случаев, когда озадаченность Дока была естественной и понятной. За год до этого «Милуоки Бакс» выменяли Дэмиена Лилларда, декларировав пресловутый девиз «Победа или провал».

То, что крен пошел в сторону последнего, стало ясно через полгода, когда «Милуоки» уволил Эдриана Гриффина и заменил его на Риверса. Дальше – хуже: три самых значимых игрока команды – Яннис (29 лет), Лиллард (33 года) и Миддлтон (32 года) при Риверсе сыграли вместе всего в восьми матчах. И это даже не вопрос возраста, а здоровья.

К старту межсезонья «Бакс» не просто превышали лимит зарплат в 141 миллион долларов, не просто пробивали черту налога на роскошь (171 млн), но и были выше границы «сверхжесткого потолка» (188 млн). Иными словами, у них не было возможности подписывать новые контракты с неограниченно свободными агентами, не считая минимальных.

Клуб пытался найти сделку, которая урежет значительную часть зарплатной ведомости (например, просили за Брука Лопеса пик 1-го раунда – никто не дал), но не преуспел. У остальных ветеранов команды – вообще долгосрочные контракты и невысокая ликвидность. Длительные отношения при лимитированном количестве баксов – это вообще одна из главных проблем «Бакс».

Одна лишь совокупная зарплата Янниса и Лилларда в следующем сезоне потянет на 97 с половиной миллионов. Добавьте к этому 32 млн Криса Миддлтона, 23 млн Брука Лопеса, и вот уже неполная стартовая пятерка «Бакс» обходится клубу в 152 миллиона.

На шестерых своих самых опытных игроков «Милуоки» тратит 174 миллиона, что на 2,5 млн больше налога на роскошь. Да, сам налог на роскошь влияет сугубо на степень толщины кошельков владельцев «Бакс», но вот превышение следующих за налогом границ, так называемых «апронов» или «жестких потолков» влечет за собой проблемы с комплектованием состава.

При превышении первого апрона (178 млн) клубы не могут получить в обмене игрока с большей зарплатой, чем отдают, подписать свободного агента по сайн-энд-трейду, потратить на свободного агента больше 5 млн.

Отсечка второго апрона на отметке в 189 млн – сущий кошмар с этого сезона: все предыдущие ограничения + запрет на использовании в обменах денежной компенсации и самого дальнего драфтпика; нельзя будет объединять двух игроков в рамках одной сделки (например, 12-миллионного Портиса и 9-миллионного Коннотона на игрока, который зарабатывает 20 миллионов долларов); и никаких свободных агентов с рынка дороже минимума.

Отсутствие маневренности при заключения сделок не просто затрудняет процесс точечных усилений, так важных для любых команд (не говоря уже претендентах на что-то), а наглухо запирает «Бакс» с нынешними составом, который не выглядит конкурентным для решения чемпионских задач. 

Ясно, что все плохо. Что делать-то?

Наверное, изначально не вести себя, как «Милуоки»? Не сливать своего основного разыгрывающего (который по итогу останется на Востоке и выиграет чемпионство) и все ценные пики (у «Бакс» теперь нет ни одного, доступного для обмена) в сделку по Дэмиану Лилларду, который на всех углах рассказывал, что хотел перейти только в «Майами». После того обмена «Бакс» обязались играть с имеющимся составом «и в радости, и в горе», поскольку возможностей для усиления у них просто нет.

Единственное, с чем генменеджер клуба Джон Хорст еще может экспериментировать, не разбивая костяк команды – это с глубиной. Он может приглашать ролевиков-ветеранов на минимальные контракты (а вы думали, почему «Бакс» интересуются сбитым Джабари Паркером), выискивая среди них тех, кто сможет приносить пользу. Этим топ-клубы занимаются каждый год, но с этого сезона – это в принципе единственный вариант усиления извне. «Бакс» использовали последний доступный инструмент на подписание форварда Торина Принса и разыгрывающего Делона Райта, и в самый последний момент им улыбнулась удача: на засушливом рынке без контракта оставался Гэри Трент из «Торонто». 25-летний защитник явно наиграл больше, чем на минимум – но согласился на меньшее, чтобы его воспринимали как «спасителя «Бакс».

Проблема для «Милуоки» в том, что даже если Трент, Принс или даже Райт зажгут – следующим летом они получат от других клубов на рынке контракты, которые «Бакс» не смогут им предложить. Ситуация знакомая, ведь «Олени» точно так же потеряли того, кого Гэри Трент и заменит в составе – стартового атакующего защитника Малика Бизли. «Милуоки» еще долго будут ограничены этой ежегодной каруселью минимальных контрактов, если не начнет сокращать траты на состав.

А обмены Портиса, Коннотона и до определенной степени Лопеса даже в случае реализации выглядят не как усиление, сколько как крайняя мера. Любой из этих трейдов будет расцениваться как признание предыдущих ошибок и переход в режим перманентной перестройки. А чинить колесо на ходу, приговаривая что ты все еще в чемпионской гонке – это просто смешно.

И с добавлением молодых талантов «Милуоки» пока справляется не лучшим образом. Эксперты крайне низко оценили работу «Бакс» на минувшем драфте. И даже не потому, что клуб выбрал плохих игроков, а потому что взял тех, кто не вписывается в их нынешнюю концепцию команды, построенной вокруг супермаксов Янниса и Лилларда.

19-летний Эй Джей Джонсон, выбранный под 23-м номером, обладает определенным набором задатков, но в прошлом сезоне за команду австралийской лиги «Иллаварра Хоукс» набирал всего 2,8 очка за 7,9 минуты. В большинстве мок-драфтов он уходил во втором раунде, поскольку всем было очевидно, что Джонсон – игрок на перспективу, который начнет оказывать минимальное влияние на игру команды года через 2-3.

Есть ли это время у «Бакс» (второй по возрасту команды лиги – 28,8 лет в среднем)? Вопрос риторический.

В сравнении с Джонсоном выбор под 33-м номером его ровесника Тайлера Смита выглядит чуть более оправданным.

Смит до драфта играл в команде G-лиги «Игнайт» в среднем по 22 минуты, демонстрировал неплохое сочетание габаритов с умением реализовывать дальние броски (36,6% точности на 3,7 попытках). Но ни ему, ни Джонсону не суждено стать Х-фактором для «Бакс». В ближайшие годы они будут лишь занимать пару мест в заявке как игроки на перспективу, а ведь еще одно место занимает не менее сырой второгодка Крис Ливингстон (90 минут за весь прошлый сезон).

А что о всем этом думает Яннис?

Главное, чтобы не забывал: в происходящем есть и его вина. В ином случае генменеджер Джон Хорст не раздумывал бы так долго над предложением перейти в «Детройт», где он как раз начинал свою карьеру менеджера и откуда перешел на повышение в «Милуоки». В последние годы его влияние в «Бакс» пошло на спад – не без участия Янниса. Именно Адетокумбо настоял на кандидатуре Эдриана Гриффина, который не продержался в клубе и сезона, в то время как Хорст лоббировал назначение Ника Нерса. Трения продолжились уже в разгар чемпионата. Яннис и потакающие ему владельцы клуба достали из пылесборника Дока Риверса, хотя Хорст настаивал на приглашении ассистента Стива Керра Кенни Аткинсона.

Если Яннис и дальше продолжит считать, что в спорте не бывает поражений, тогда ему не о чем беспокоиться: титул для «Милуоки» он уже выиграл, клуб и город боготворят его, при желании он мог бы стать одним из штучных примеров, когда игрок проводит всю карьеру в одной команде. Но что-то подсказывает, что Адетокумбо видит свое не столь отдаленное будущее иначе. В декабре ему исполнится 30, продленный контракт с «Бакс» действует до 2027-го (сезон-2027/28 – опция игрока), едва ли он пробудет в Висконсине его до конца.

Остался год-полтора, и мы начнем чертить дорожную карту с пунктами назначения для грека. За это время «Милуоки» совершенно точно не станет функциональнее и сильнее, по крайней мере, естественным путем. Яннис может вынудить руководство провернуть какую-нибудь сделку, которая окончательно ликвидирует команду в ее нынешнем виде.

И когда взять чемпионство с наскока не получится, лучший игрок в истории «Милуоки Бакс» скажет, что хочет красиво уйти из клуба и дает ему возможность выторговать за себя что-то ценное.

И «Бакс», конечно же, согласятся – лучше выручить за Янниса хоть что-то, чем отпустить его без компенсации. Тем более что в случае с греком эта компенсация наверняка будет рекордной для НБА.

Адетокумбо может соскочить даже в случае небольшого и обнадеживающего успеха (скажем, поражение в седьмом матче финала конференции), поскольку уже сейчас можно точно говорить о том, что он руководствуется не только спортивной составляющей. Новости от его продюсерской кинокомпании появляются с завидной регулярностью, а ведь человек еще не играл в команде с крупного медиарынка.

Сложите два и два – и вариант с Лос-Анджелесом выглядит реализуемым. И не обязательно «Лейкерс» – в «Клипперс» Стив Балмер готов тратить баснословные деньги только за звук известного имени, в ближайшие сезоны платежка станет легче (не просто так же отпускали Пола Джорджа), а активов для обмена может прибавиться. Яннис к тому времени как раз дозреет: за 30, но еще вполне годен на роль первой звезды, не просто опыт плей-офф, а цельное чемпионство на руках, может дарить не только шоу, но и призрачную надежду на реальный результат. Как насчет гонять в паре с Трэем Янгом, который в 2026-м как раз станет свободным агентом? Заоблачные аллей-упы, «Lob City 2.0», много ли надо для счастья?

Яннису – точно нет. Разве что еще брат (на выбор: Танасис, Костас, Алекс), размахивающий полотенцем на дальнем конце скамейки в новой команде.

Фото: Frank Gunn/Keystone Press Agency/Global Look Press; Gettyimages.ru/Stacy Revere, Kevin C. Cox