6 мин.

Дюрэнт ушел из «Оклахомы», чтобы найти себя. Но окончательно запутался?

Тенденции в сегодняшней НБА задают неамериканцы, это не секрет. 125 неамериканцев из 40 стран начали сезон-2023/24 в составах команд НБА. И если в 1992-м иностранцы составляли 7% игроков, то в 2024-м эта цифра выросла до 27%. За последние четыре года дважды MVP финала становились европейцы. Я даже слышал мнения, что по итогам решающей серии этого года хотя бы одного голоса заслуживал лидер «Далласа» Лука Дончич.

Хотя «Маверикс» все равно свою историческую миссию выполнили – в каждом своем финале они спасали легенд от завершения карьеры без чемпионских титулов. В 2006-м таким игроком стал Гэри Пэйтон, в 2011-м – Кидд и Новицки, в 2024-м – Эл Хорфорд.

Так что Хорфорд покинул список игроков с наибольшим количеством матчей плей-офф без чемпионского титула. Теперь этот рейтинг возглавляют Карл Мэлоун, Джон Стоктон и… Джеймс Харден.

В XXI веке лишь три игрока попадали в топ-3 голосования за MVP регулярного чемпионата больше пяти раз. Это весьма серьезный показатель. Если я правильно посчитал, то Майкл Джордан делал этот 10 раз за карьеру. Допустим, это золотой стандарт. Даже половина от этого результат случается редко – к примеру, по пять раз на этот импровизированный пьедестал поднимались Шакил О’Нил, Карл Мэлоун и Дэвид Робинсон. Хакиму Оладжувону это удавалось лишь дважды, как и (не смейтесь) Алонзо Морнингу. В дуэли за звание лучшего мощного форварда нулевых случился паритет – Кевин Гарнетт и Тим Данкан входили в топ-3 по четыре раза за карьеру.

Так вот пять и более раз это делали Леброн (11), Кобе (5) и… Джеймс Харден (5).

Плюс, по итогам сезона-2023/24 на пороге входа в эту историческую компанию оказался Никола Йокич (четыре попадания в топ-3), который догнал Янниса. У Эмбида три таких сезона. Столько же, скажем, у Дирка Новицки.

Взгляните на список внимательно. Джордан, Мэлоун, Робинсон, Хаким, Гарнетт, Данкан, Кобе – все эти ребята ассоциируются с одной командой, поэтому если они и меняли клуб, то уже на закате карьеры. Но Леброн и Харден – это нечто новое.

Сегодня преданность одной команде – это атавизм. Вот список самых возрастных действующих игроков НБА. Из топ-20 команду за карьеру не менял только Стеф Карри. Лидер «Уорриорз» здесь вообще выглядит как человек не от мира сего.

Понятное дело, что чем продолжительнее карьера, тем сложнее усидеть на одном месте. Весьма печальным воплощением этого тезиса стал Крис Пол, который провел по шесть сезонов в «Нью-Орлеане» и «Клипперс», а потом два сезона был игроком «Хьюстона», один отбегал за «Оклахому», еще три провел в «Финиксе», годик перекантовался в «Уорриорз» и теперь вот оказался в «Сперс». Причем он еще успел две недели побыть игроком «Вашингтона» летом 2023-го, когда помог «Санз» заполучить Брэдли Била.

У «Финикса» сейчас в этом плане супертурбулетный период – еще в сентябре 2023-го команду покинул Деандре Эйтон, после чего Девин Букер остался последним игроком состава, представлявшего «Санз» в финале-2021. И это включая главного тренера Монти Уильямса, который финансово обеспечил себя до конца жизни, провалив один сезон работы в «Детройте».

Букер пока что берет пример со старой школы – у него уже 9 сезонов за «Финикс». Но нарратив «игрока одной команды» может быстро разрушиться. И лично у меня есть ощущение, что нечто подобное произошло с Кевином Дюрэнтом.

У Дюрэнта тоже было 9 сезонов в составе «Оклахомы-Сити». С этой командой он успел пережить переезд из Сиэтла, стать Новичком года и MVP, сыграть в финале НБА. 9 первых сезонов Дюрэнта в НБА – это практически отдельная карьера уровня Зала славы. Это дольше, чем Шак выступал за «Лейкерс», Рэй Аллен за «Милуоки», Камело Энтони за «Денвер», Деннис Родман или Чонси Биллапс за «Детройт».

Но была ли это «его» команда? Кевин ответил на этот вопрос для себя отрицательно. Сердцем «Тандер» начала 2010-х был не только Дюрэнт, но также Расселл Уэстбрук и Джеймс Харден. Последний пробыл в команде всего три сезона, пока его не обменяли в «Хьюстон».

Дюрэнт однозначно воспринимается как выдающийся игрок исторического масштаба, по которому можно измерять атакующий потенциал молодых баскетболистов. И задним числом, наверное, Дюрэнт будет ассоциироваться с «Оклахомой». Но сейчас, в моменте, мне сложно так сказать.

Да, он ушел из «Тандер», чтобы претендовать на нечто большее. Видимо, хотел стать чемпионом. Но за «Оклахомой» последовал странный переход в «Голден Стейт» после проигрыша им же в плей-офф. В «Уорриорз» Дюрэнт стал чемпионом, но вот «своим»?

Похожая ситуация была у Леброна в «Хит». Да, он подмял «Майами» под себя, но воспринимался как наемник. Но когда Джеймс перебесился со знойной красоткой с восточного побережья, он вернулся к своей первой любви из Огайо и преподнес ей долгожданное колечко. А Дюрэнт отправился в дальнейшие путешествия.

Пути Дюрэнта и Хардена пересеклись в «Бруклине». Тот проект провалился, а теперь уже дважды бывшие одноклубники снова разбрелись в разные стороны. Но почему-то не покидает ощущение, что у Хардена все же уже был «свой» клуб. В «Рокетс» он был царь и бог, под него там комплектовали состав и выстроили всю философию игры. При нем «Рокетс» даже не поиграли в финале, но это был очень сильный клуб, который пал жертвой конкуренции с великой командой. Так в свое время было и с «Ютой», которая была принесена историей в жертву ради восхождения «Буллс» на престол. Харден и его «Хьюстон» стали тем рубежом, который преодолевал «Голден Стейт», чтобы доказать свои притязания на звание династии. Испытывая, возможно, даже больше неудобств, чем против «Кливленда» в финалах.

А Дюрэнт кажется каким-то неприкаянным. В представлении фанатов-простачков, вроде меня, он и из «Тандер»-то ушел, чтобы отпочковаться от Расселла Уэстбрука. Который в итоге как будто бы даже больше прикипел к «Оклахоме», поскольку стал лицом клуба после тяжелой утраты. Сезон Уэстбрука с трипл-даблом – это что-то вроде символа сплоченности под гнетом предательства бывшего вожака. Как ни крути, а статуэток MVP у Дюрэнта и Уэстбрука сейчас поровну.

Воспринимается это так – Дюрэнт прыгал из клуба в клуб по собственному желанию, поэтому в своей сомнительной репутации он виноват сам. Уэстбрук тоже превратился в горячую картошку, которую перекидывают из команды в команду.

Три значимых игрока, три запоминающихся с точки зрения баскетбольных личности. И все три – какие-то сомнительные неоднозначности, которые ушли из дома в поисках лучшей жизни, а остались вечными странниками. Дюрэнта как бы и нету вот этой вот точки притяжения, он ни к какой команде не принадлежит.

Так и вижу, что Дюрэнт выходит за подиум для введения в Зал славы и обращается к фанатам «Оклахомы» словами Евгения Гришковца. «Я не чувствовал себя счастливым. Мне казалось наоборот, что все сложно. Меня не понимают, меня не слышат. Но теперь-то я знаю, что там и тогда было счастье».

Фото: Gettyimages/Christian Petersen / Staff, Sean M. Haffey / Staff, Ronald Martinez / Staff