16 мин.

Дети легенд НБА почти всегда проваливаются в лиге. Но Бронни Джеймса ждет участь даже хуже

Вспомним его предшественников.

«Вся трилогия «Крестный отец», но в особенности первые две части – великое кино! Я смотрел его миллион раз, помню практически все диалоги наизусть. Это не просто гангстерская сага, а кино о семье, верности своим корням, преодолении, как путь наверх меняет характер человека. В нем нет картонных злодеев – это кино о живых людях, их триумфах и падениях. Невозможно снять что-то более эпичное и одновременно человечное. Шедевральная история, есть чему поучиться», – так ответил Леброн Джеймс на вопрос о любимом фильме.

Ответ – одновременно ожидаемый и обескураживающий. В свете последних событий, само собой. Леброн, может, и помнит всю трилогию наизусть, но отдельные моменты пересмотреть все же не мешало. Например, тот, где уже ветшающий Дон Корлеоне нехотя обьясняет сыну, как вычислить предателя, а потом чуть не плача признает: «Я никогда не хотел этого для тебя, Майкл».

Отпрыски легендарных игроков неоднократно приходили в НБА, но ни одного из них не окружал такой нарратив, который пасмурным облаком висит сейчас над Бронни. Ведь он, по сути, жертвенный агнец на алтаре родительских амбиций. Его баскетбольные умения – повод для шуток и очередного выпуска «Awful coaching», мало кого интересует, как сложится его карьера после выхода на площадку вместе с отцом, и все осознают, что он лишь придаток пресловутого наследия Леброна, а не игрок, намеревающийся писать свою собственную историю.

Бронни – эта уменьшительная форма имени звучит так броско – газетный заголовок, мем с пролонгированным сроком годности и, возможно, имя нарицательное для всех будущих сыновей членов Зала славы баскетбола, которые будут приходить в НБА по стопам отцов. И Джеймс-младший доводит до абсолютной степени абсурдности многолетние попытки наследников если не повторить карьеру своих родителей, то хотя бы оставить свой след в игре. Большая часть из них провалилась, но они, в отличие от Бронни и Леброна, хотя бы были честны в своих намерениях.

Вспомним всех детей членов Зала славы баскетбола, которые провели хотя бы одну игру в НБА. (смотрим именно на потомство холл-оф-фэймеров – поэтому никаких детей Делла Карри, Манута Бола, Тито Хорфорда или Джо Брайанта). А более подробный разбор всех отпрысков легенд, включая еще школьников и тех, кто до НБА в итоге не дорос, мы уже проводили.

Лэрри Майкан

Отец: Джордж Майкан

Самая короткая и поучительная история из всех. Джордж Майкан был не просто первым доминирующим центровым в истории «Лейкерс», но и первым доминирующим центровым в истории баскетбола вообще. Именно с него принято вести отчет преемственности великих центровых «Лейкерс» – даже несмотря на то, что Майкан никогда не надевал майку клуба из Лос-Анджелеса, а все свои пять чемпионских титулов НБА выиграл в составе «Миннеаполис Лейкерс».

Не просто член Зала славы, а человек вне времени, который попадал во все юбилейные сборные НБА (25 лет лиги, 35, 50 и 75). Достичь аналогичной значимости было нереально, но сын Лэрри все равно нашел способ обозначить желание играть в баскетбол.

Он отыграл за «Золотых сусликов» (реальное прозвище спортивной команды) из университета Миннесоты три сезона, а дальше был драфт НБА-1970, и был 4-раунд, в котором его под 64-м пиком взяли «Лос-Анджелес Лейкерс». И был отказ. Вместо того, чтобы продолжить традиции отца, Лэрри нашел в себе силы и здравый смысл поступить иначе. Он подписал контракт с только что образованной командой под названием «Кливленд Кавальерс», которой руководил бывший тренер Лэрри в Миннесоте, Билл Фитч. Всего 53 матча, 3 очка и 2 подбора в среднем. Это был первый сезон в истории «Кэвз» и последний в карьере Лэрри. Он использовал свою попытку, сопоставил уровень лиги с уровнем своей игры – и решил завершить карьеру.

Дэнни Шэйс

Отец: Дольф Шэйс

Тот случай, когда уместнее и правильнее говорить о баскетболе как о средстве, а не как о конечной цели. Дольф Шэйс был 12-кратным участником Матчей звезд, легендой НБА и абсолютным небожителем для нью-йоркских евреев – он показал, как можно и нужно пользоваться тем самым шансом, который Америка вроде как предоставляет каждому. Спорт не был для Дольфа в фокусе, а иначе бы он не поступал в Нью-йоркский университет на специальность инженера аэронавтики. При этом Шэйса приходилось выгонять с баскетбольных тренировок, настолько фанатично он придерживался плана, который называл «запасным». При росте в 2,03 м его дальние броски были точны и выверены, как указания космического ЦУПа, за что Шэйс и получил прозвище «Спутник».

Дэнни унаследовал от отца рост (был даже выше – 2,11), профессиональное отношение к любому делу и понимание, как расставлять акценты в жизни. Он поступил в университет Сиракьюз – в этом городе отца боготворили, ведь он стал чемпионом НБА-1954 с «Сиракьюз Нешеналз». В НБА Дэнни не хватал звезд с неба, и все же сумел распределить свои силы таким образом, чтобы обменяться парой зуботычин с Каримом…

…и провести в лиге целых 18 лет, за которые поиграл в «Юте», «Денвере», «Милуоки», «Финиксе», «Майами» и «Орландо». Он был крепким и надежным игроком скамейки, который в первой половине карьеры выдал 5 сезонов с 80+ матчами.

Дэнни завершил карьеру в нужный момент – после локаута в 1999-м. В Зал славы баскетбола Дэнни не попал, зато присоединился к отцп в Еврейском зале славы Нью-Йорка – в первую очередь за две победы на Маккабианских играх в составе сборной США, когда еще был студентом. Так что Дэнни пусть и не повторил, но в определенном смысле расширил географию достижений семьи Шэйс, сделав ее более международной.

Джон, Брент и Дрю Бэрри (а также Скутер)

Отец: Рик Бэрри

Не получится качеством, попробуем взять количеством – наверное, такой логикой руководствовались сыновья легенды «Голден Стэйт» Рика Бэрри. И… в общем-то, сработало. При всех своих разнообразных регалиях – а там и Новичок года, 8 Матчей звезд, титулы лучшего снайпера и перехватчика – чемпионство НБА у Рика одно (пусть и с бонусом в виде MVP финала). У него есть еще чемпионский перстень в АБА, в составе «Окленд Оакс», где плей-офф он пропустил из-за травмы, но даже так многочисленные сыновья скопом превзошли победы отца, если брать в расчет именно командные успехи. Причем каждый отличился по-своему.

Неприметный защитник Дрю Бэрри, например, отличился тем, что за 3 года карьеры в НБА сменил 4 клуба, после чего не взлетел даже в чемпионатах Австралии и Польши. Самый младший, Скутер Бэрри, пошел еще дальше – за 17 лет профессиональный карьеры ни разу даже не пробился в ростер команды НБА. Зато до этого он выиграл титул чемпиона NCAA вместе с Канзасом, что никому больше в семье не покорялось.

Старший сын Джон Бэрри был в шаге от того, чтобы повторить чемпионство отца в НБА. В сезоне-2002/03 он выступал за «Детройт». В первый и последний раз он зачекинился в списках индивидуальных наград – занял 9-е место в голосовании за награду «Лучшему шестому». Но уже в следующем году Джон перешел в «Денвер», и без него «Пистонс» выковали свое последнее чемпионство.

В итоге неудавшуюся попытку массово нашествия Бэрри на НБА спас Брент. Да так, что хоть экранизируй. Стал первым белым, победившим в слэмданк контесте. Козырнул умелостью отплясывать бандитские па на конкурсе трехочковых. А главное – выиграл два чемпионских титула в составе «Сан-Антонио».

У Брента – ровно 1000 игр в НБА, считая плей-офф, а в сумме сыновья Рика Бэрри провели 1945 матчей.

Люк Уолтон

Отец: Билл Уолтон

О таких, как Билл Уолтон трудно писать коротко, потому что его поступки вне площадки дополняли его стиль игры. О том, что «Портленд» задрафтовал его под 1-м номером, тот узнал спустя какое-то время, когда зашел в придорожный магазин, чтобы купить еды; все это время он провел в походе и не следил за новостями. Из всех выдающихся игроков в истории НБА Уолтон был самым непосредственным. Он с одинаковым великодушием вел команду за собой и так же легко передавал инициативу в руки партнеров – единственный игрок в истории, кто становился чемпионом и в качестве MVP, и в качестве «Лучшего шестого»: в 1977-м принес титул «Портленду», в 1986-м помог легендам «Бостона».

Люк Уолтон в качестве игрока взял оба своих перстня в составе одной команды – «Лос-Анджелес Лейкерс», в которой он провел почти 10 лет. Самый результативный матч его карьеры – 25 очков против «Атланты» в 2006-м, но болельщики любили его за ясное понимание роли в команде и все ту же непосредственность.

Если учитывать, что речь идет о болельщиках «Лейкерс», которые позднее как только не ругали того же Люка Уолтона на посту тренера, то это, без всякого сарказма, можно причислить к достижениям.

Патрик Юинг-младший

Отец: Патрик Юинг

Случай тут тяжелый, как взгляд исподлобья Юинга-старшего, который в представлении не нуждается. Серьезно ответить на вопрос «насколько по пятибальной шкале Юинг-младший соответствует отцу?» – нельзя. Можно лишь неловко отшутиться, назвав цифру 7. Именно столько матчей провел в НБА потомок великого центрового «Никс». Младший пометил почетной фамилией «Пеликанс», и никакого другого эффекта не было. Двухметровый форвард Патрик Юинг-младший проводил на площадке по 2,7 минуты.

Дэвид Стоктон (и Майкл)

Отец: Джон Стоктон

Не без досады но по справедливости помещаем Стоктонов в тоже отделение, что и Юинга-младшего. Дэвид в свои 33 заходит на второй десяток карьеры, но количество матчей, проведенных им за все это время в НБА, по-прежнему равно шести.

Но если Дэвид выбился в легенды хотя бы G-лиги, то его брат Майкл НБА не нюхал не в каком виде. Гораздо больше его прельстили «Людвигсбург», саратовский «Автодор» и киевский «Будивельник».

Тим Хардуэй-младший

Отец: Тим Хардуэй

Тут на лицо несоответствие. Причем речь в первую речь о скорости, следствием которой в случае Хардуэев является успех. Старший в свое время при помощи патентованного кроссовера накручивал соперников и положительную динамику карьерного роста, а его 32-летнее чадо все еще топчется на месте.

Попадание в первую сборную новичков не убедило задрафтовавших Хардуэя «Никс» в его профпригодности. Обмен в «Атланту» и возвращение в «Нью-Йорк» не взбодрили игрока, а позднее Хардуэй-младший в связке с Порзингисом уехал в «Даллас», где на какое-то время обрел себя в качестве одного из самых результативных запасных в лиге. Но концовка минувшего сезона показала, что Тим больше не соответствует критериям выбранного амплуа. По крайне мере, в команде, претендующей на чемпионство. Теперь он будет играть за «Детройт». К слову, именно в «Пистонс» Хардуэй-старший когда-то трудился в качестве ассистента тренера – но, в отличие от игроцкой карьеры, успехов в этой профессии не снискал.

Гэри Пэйтон II

Отец: Гэри Пэйтон

Младший костьми лег, чтобы доказать всем, что достоин фамилии отца. Поначалу казалось, что статус незадрафтованного и липкая среда G-лиги были главными проблемами Пэйтона, но затем посыпались травмы. Первый полноценный сезон в команде НБА он провел только в 2021/22, когда «Уорриорс» разглядели в голодном 29-летнем работяге качественного запасного, готового обгладывать соперника в защите. До того момента пиком его карьеры были 29 матчей в составе «Уизардз».

Нестандартные навыки Пэйтона-младшего – защитника без классических умений гарда (пас, дриблинг, бросок), присущих как раз его отцу – пригодился системе «Голден Стэйт». Многолетние мытарства Пэйтона в итоге вылились в чемпионство-2022, так что в этом компоненте у него с папой счет равный «1:1».

Скотти Пиппен-младший

Отец: Скотти Пиппен

Ситуация, к которой Бронни Джеймсу следует присмотреться особо пристально. Тем более что они вместе с Пиппеном-младшим играли за одну школу Сьерра-Каньон.

В отличие от сына Леброна «Лейкерс» не стали тратить выборы на драфте на Пиппена-младшего в 2022-м, но по итогам обкатки в матчах Летней лиги выдали ему двухсторонний контракт. Продлевать его, правда, не стали, но Пиппен все же прописался в НБА.

Начало прошлого сезона угловатый разыгрывающий провел в фарм-клубе «Лейкерс», а в январе 2024 года подписал двухстороннее соглашение с «Мемфисом», который устроил открытый кастинг на все места в составе во время сезона, запомнившегося только бесконечными травмами. Пиппен провле 21 матч, 16 в старте, даже отметился результативностью в 13 очков, а в матче против «Лейкерс» в концовке сезона настрелял целых 28 (плюс 6 передач и 4 перехвата).

Выдавать Скотти полноценный контракт «Мемфис» все еще не спешит – так что и его дорога в НБА все еще лежит через фарм-клуб. Впрочем, даже Пиппен-старший в его возрасте только впервые попал в старт «Чикаго». Возможно, Пиппены созревают поздно.

Домантас Сабонис

Отец: Арвидас Сабонис

Сабонисы – исключения. Во-первых, потому что отец попал в Зал славы баскетбола отнюдь не за игру в НБА, в отличие от других отцов из этого текста. Во-вторых, потому что младший сын достойно продолжает дело Арвидаса, а за океаном добился уже большего.

Великий литовский центровой хоть и говорил, что без энтузиазма относится к желанию Домантаса пойти по его стопам, когда просек серьезность намерений сынишки – сделал все, чтобы тот не повторил его ошибок. Так что была и европейская стажировка в «Уникахе», и американская закалка в университете Гонзага, и, само собой, раннее пришествие в НБА.

Все это пошло Домантасу на пользу, и уже сейчас его карьера конкретно в НБА выглядит успешнее, чем у отца: 3 Матча звезд, 2 сборные сезона, 2 титула лучшего подбирающего лиги. Если в ближайшие несколько лет Домантасу удастся оказаться в организации более амбициозной и грамотной, чем «Сакраменто», выиграть чемпионские перстни, пускай даже в роли второй-третьей звезды… А ведь тогда он вполне может претендовать на то, чтобы однажды, может быть, составить компанию отцу в Зале славы, и они станут там первой парой отец-сын. Правда, это уже больше из области фанфиков – но и Домантасу всего 28, лет десять на обогащение своего карьерного портфолио в НБА и в сборной Литвы у него еще есть.

Все эти сыновья легенд попытали счастья в НБА и оставили о себе разную память. Одни сумели дополнить и где-то даже преумножить достижения более именитых отцов, другие не добрались даже до основных ростеров. Но Бронни – в иной ситуации. В баскетболе его отец добился абсолютно всего, побил рекорды, державшиеся десятилетиями. Что Бронни может добавить к его истории, за исключением нескольких совместных реверансов на площадке? Ничего своего, даже если задержится в лиге на несколько лет, даже если вдруг (фантастический сценарий) попадет на Матч всех звезд или станет чемпионом НБА – он всегда будет лишь придатком к наследию отца. И это, пожалуй, самое печальное в этой истории.

Фото: East News/AP Photo, AP Photo/Reed Saxon; Gettyimages/ Thearon W. Henderson, Andy Lyons, Streeter Lecka, Christian Petersen, Jared C. Tilton, Alex Goodlett, Ezra Shaw; Gene Blevins, Swen Pförtner/Global Look Press