14 мин.

MVP финала Джейлен Браун – нетипичная звезда НБА: выступает в Гарварде и мечтает изменить Бостон

Стал частью местной культуры.

Когда год назад Джейлену Брауну дали крупнейший контракт в истории НБА, многие не понимали, откуда такая щедрость. В этом блоге мы постарались объяснить, что это вложение не просто в хорошего игрока, но и в культуру, что Джейлен не типичный представитель новой волны звезд НБА.

Пришло время обновить тот текст: Браун оправдал абсолютно все авансы, принес «Селтикс» первое чемпионство с 2008-го (и рекордное 18-е в истории клуба) и был признан Самым ценным игроком финала.

Бостон – королевство кривых зеркал североамериканского спорта. Каждый местный клуб – веха в нескладной, стихийной и переменчивой истории Америки. Хоккейные «Бостон Брюинз» – самый старый клуб НХЛ из США (основан в 1924-м). Бейсбольные «Ред Сокс» – гегемоны начала ХХ века, главный антагонист Нью-Йорка как культурного явления роскоши и глобализма. «Нью-Инглэнд Пэтриотс» – главная футбольная династия начала ХХI века, реальная экранизация того, как парень из 6-го раунда драфта может выиграть рекордные 6 чемпионских титулов и стать лучшим квотербеком в истории.

И «Бостон Селтикс». Клуб-искуситель, клуб-трикстер, чей логотип идеально воплощает мрачновато-плутовскую культуру «Кельтов». Чтобы прикоснуться к историческому золоту «Селтикс», придется отдать лепрекону свою душу. Отказаться от личных амбиций, с прищуром взглянуть на свои идеалы, полностью вверить себя «зеленому культу».

«Бостон Селтикс» – баскетбольное чистилище, ожидание в котором с одинаковым успехом может сделать тебя изгоем или возвысить. Добиться успеха и остаться собой в таких условиях – уже награда. Может быть, поэтому Джейлен Браун принимал награду MVP финала спокойно и со смирением. Он не только победил в серии с «Далласом», выиграл негласный спор с партнером-конкурентом Джейсоном Тейтумом, но и сумел «договориться с лепреконом». А для этого нужно быть кем-то большим, чем просто «парнем, стучащим мяч по паркету».

Браун – спортсмен, ищущий новые знания во всем

Многие профессиональные спортсмены не слишком серьезно относятся к учебе. Квотербек НФЛ Кардел Джонс во время выступлений в колледже высказал мнение по поводу критики в свой адрес, вызванной низкой успеваемостью.

«Я пришел сюда, чтобы играть в футбол, а не играть в учебу. Учебные занятия бессмысленны», – провозгласил Джонс.

Судя по всему, играл Джонс так же, как учился. В НФЛ он продержался два неполных сезона.

Браун не такой. Выступления за команду одного престижнейших калифорнийских университетов Беркли никак не ограничивали его стремления к новым знаниям. В рамках дополнительного семестра он прослушал курс по культурологии спорта. За год учебы в университете научился бегло говорить по-испански, а сейчас упражняется в изучении основ арабского языка.

Однако стремление Брауна расширять кругозор вызывало энтузиазм далеко не у всех.

«Чрезвычайно образованный юноша. На первом курсе он посещал занятия для аспирантов, хотя это было не обязательно. Он из тех людей, которые стремятся понять суть вещей и проявляют любопытство ко всему. Это здорово, но вместе с тем такой интеллектуальный багаж может отпугнуть некоторые команды. Он непременно будет задаваться вопросами, «почему вы делаете так, а не так». В этом нет ничего плохого, но тренерам старой школы не нужны парни, которые задают вопросы и подвергают сомнению их авторитет», – так оценивал Брауна анонимный менеджер НБА перед драфтом-2016.

Нынешняя победа «Бостона» буквально оцифровывает эту цитату. Джо Маззулла – тренер как раз новой школы, ориентируется на Пепа Гвардиолу, налаживает тонкий баланс между импровизацией игроков и точечными корректировками, предпочитает неожиданное распределение задач для баскетболистов самых разных амплуа. Только у такого специалиста Браун мог раскрыться полностью. Вроде его не назовешь суперзвездой, без которой команда уходит в пике, и в то же время именно Браун забил решающую треху в серии с «Индианой», он же отпасовал на Деррика Уайта, когда тот своим дальним попаданием закрыл серию с «Пэйсерс».

Браун, в определенном смысле, инновационный игрок. Но это не бьющий наотмашь инопланетный универсализм Вембаньямы или врожденный гений Дончича, а мультимедийная готовность обновляться в зависимости от установок тренера и нужд команды. Он был выбран на год раньше Тейтума, но выглядит игроком следующего поколения.

Джейсон с его сокровенным возвышением Кобе Брайанта играет с оглядкой на прошлое. В последние минуты четвертой четверти 5-го матча финала было невооруженным взглядом видно, как Тейтум берет сложные броски, прет на троих в проходе, рискует – чувствуя приближение неизбежного чемпионства, начинает играть индивидуально, хочет акцентировать свое участие в этом триумфе. И именно он стал бы MVP финала, если бы «Бостон» был более традиционной баскетбольной командой. Но в этой – самыми ценными всегда будут игроки вроде Джейлена Брауна.

Круг интересов Брауна не ограничивается баскетболом

Увлечение звезд НБА старым-добрым европейским футболом уже ни для кого не диковинка. Кобе обожал «Милан», Джимми Батлер млеет от ПСЖ, Стив Нэш с пеленок болеет за «Тоттенхэм», а если продолжить перечисление предпочтений, то текст перекочует в футбольный раздел.

Браун – из той же породы. Игрок «Селтикс» без ума от «Барселоны». Следит за матчами Ла Лиги, активно реагирует на успехи и неудачи клуба в соцсетях, посещал стадион и искренне досадовал, когда Месси вместо возвращения на «Камп Ноу» уехал в МЛС.

Но интересы Брауна не замыкаются на одном лишь футболе. Ответьте на вопрос – как выглядит среднестатистический капитан школьной сборной по шахматам? Так вот Браун был одним из лучших шахматистов школы, продолжил шлифовать свое мастерство в университете и до сих пор остается большим поклонником одной из самых древних и увлекательных игр. Баскетболист был приятно удивлен, когда журнал SLAM предложил Джейлена проиллюстрировать его любовь к шахматам на обложке издания.

«Шахматы – одна из лучших вещей, которым я научился в детстве. Я начал играть примерно в четыре года. Это учит вас быстро принимать решения. И это определенно школа жизни. Существует миллион различных способов сыграть в шахматы. В жизни можно принять миллион различных решений. Большую часть времени, когда я играю в шахматы, мне нравится играть против самого себя. В жизни это ваш самый большой противник: вы сами», – философствует Браун.

Из-за таких увлечений мама Брауна называет сына «Старик». Панибратское обращение вошло в обиход мамаши Браун еще со времен, когда Джейлен был школьником. В старших классах Джейлену подарили Xbox, он с благодарностью принял подарок, чмокнул маму, а на следующий день вернул приставку в магазин. Когда Мишелль Браун поинтересовалась мотивами поступка сына, Джейлен сказал, что не играет в видеоигры, а деньги вернул маме.

«Это необычно. Парню 19 лет, а он часами просиживает с книжками, играет в шахматы и настольный теннис. В общем, ведет себя по-стариковски. Поэтому я и стала обращаться к нему «Эй, старик». Я говорю это любя, а он смеется и считает забавным. Мы отлично понимаем друг друга, я очень горжусь своим сыном. Просто таким образом подначиваю его», – раскрывает небольшие семейные тайны мама Брауна.

Браун считал себя интровертом и всячески боролся с этим

Спокойный нрав, подчеркнутая воспитанность и желание слушать собеседника, а не вступать с ним в диалог, на определенном этапе стали для Брауна обузой.

«Нет ничего плохого в том, чтобы быть тихим и задумчивым. Но в коллективе, где очень многое завязано на коммуникации, как на площадке, так и за ее пределами, ты должен адаптироваться. Реалии сегодняшней жизни таковы, что если ты будешь вести себя тихо, про тебя просто забудут. Поэтому мне пришлось научиться красноречию и общительности», – заключает Браун.

Одним из способов стать более публичным и открытым для Брауна стала должность вице-президента профсоюза игроков, которую он занял в 22 года. Джейлен стал самым молодым игроком, занимавшим этот пост.

Но одно дело вести переговоры и общаться с людьми на понятные тебе профессиональные темы, и совсем другое – выступать перед незнакомой аудиторией с темой, которая является для тебя новой. Браун не спасовал и перед таким вызовом. Игрок «Селтикс» выступил в роли спикера в медиа-лаборатории Массачусетского технологического университета, где обсудил со студентами влияние соцсетей и медиа.

«Я только что закончил читать книгу Дзеи Ито «Удар хлыста: как выжить в нашем быстром будущем». Он директор медиа-лаборатории Массачусетского технологического института. Я уже выступал там раньше и теперь вновь пообщаюсь со студентами. Мы будем говорить о том, как сохранить индивидуальность, сделать свою жизнь структурированной, но не структурной.

Одна из тем книги – это превосходство над властью. Большую часть времени мы принимаем стандартные позиции, а не проявляем творческий подход к тому, что нас окружает. Должен быть нисходящий тип лидерства – например, муравьиная матка является самой важной особью, но на самом деле королева и рабочие муравьи одинаково важны. Все нужны друг другу, чтобы стая выжила.

Это перекликается со всем в нашей жизни. Со спортом в том числе. Есть тренеры, которые игнорируют советы опытных помощников, просто чтобы подчеркнуть свое место в иерархии. Я понимаю принцип лидера и последователя, и не отрицаю, что он работает, но он должен работать с обеих сторон. Если лидер и последователь работают вместе, получают информацию друг от друга, используют ресурсы друг для друга, это создает лучшую среду для экспериментов, неудач и, как следствие, роста. Роста без ошибок не бывает», – рассказал Браун журналу GQ.

Адаптивность Брауна – его качество как игрока и как человека

Немаловажный аспект, учитывая его крупнейший контракт в истории НБА. Браун уже имеет четкое понимание, в какую область инвестировать часть своего нового капитала.

«Меня интересует все, что связано с технологиями. Это одна из причин, по которым я постоянно на связи с родным для меня университетом Беркли, медиа-лабораторией Массачусетского технологического института и технологическим факультетов Гарварда. Меня интересует аппаратное обеспечение, то, как будет выглядеть будущее в ближайшие 10-15 лет: внедрение инноваций в повседневную жизнь, эволюция средств связи, игровой дизайн. Допустим, вы сидите за письменным столом и совершаете звонок одним лишь прикосновением к его поверхности, без трубок, гаджетов и сотовых.

Многие оспорят эту мысль, но стоимость инноваций сейчас относительно низкая. Отсюда множество стартапов, мобильных приложений, компаний, разрабатывающих инди-игры. Не обязательно быть мощным динозавром, лучше действовать как лягушка. Они появились задолго до динозавров, но пережили их и до сих пор остаются частью нашей экосистемы. А почему? Лягушки универсальны, быстры, малы и адаптивны.

Я хочу быть в числе тех, кто окажется на рубеже технологических изменений. Тех, кто не просто вкладывает деньги, а понимает принципы развития, работы и плавной адаптации новейших технологий. Безусловно, при качественном подходе это очень прибыльная ниша, но если есть интерес и энтузиазм, то конечный результат может быть гораздо больше, чем количество нулей на счету», – считает Браун.

Образованный, воспитанный молодой человек, всесторонне развитый, с пониманием, как грамотно распоряжаться большими деньгами. Идеальное лицо клуба. Так?

Если только мы не берем во внимание специфику консервативного Бостона. 

Даже новому поколению бостонцев куда ближе образ простого деревенского парняги, который после пары банок пива напихает в кольцо соперника тридцатку. И в этом – главный парадокс сегодняшних «Селтикс». Это молодая, универсальная команда, нацеленная если на баскетбол будущего, четко следующая трендам на универсализм. При этом внутренние ценности «Селтикс» никуда не делись, великая история организации – превыше всего (они даже форму не меняли за 78 лет существования). А «Селтикс» = Бостон. Чтобы органично существовать в атмосфере, где над тобой довлеет увенчанная титулами история «Селтикс», спортсмену необходимо понять этот странный город.

Бостон не был мечтой Брауна, но спортсмен стал частью культуры города

Бостон насквозь пропитан спортивной историей, которая, в свою очередь, идет рука об руку с историей города, чье население никогда не отличалось разборчивостью и терпимостью.

«Я не мечтал о «Селтикс». Когда клуб взял меня на драфте – болельщики освистали выбор. Но я совру, если назову какую-то конкретную предпочтительную команду. Перед церемонией я попросил бога направить меня туда, где я ему нужен. Я четко помню, что мне было все равно, куда идти. Знаете, я мог бы играть в баскетбол хоть на Аляске.

Мое счастье – в том, что со своей платформы я могу повлиять на местное сообщество.

О Бостоне бытуют неправильные представления. Есть много замечательных бостонцев, посвятивших жизнь решению проблем жестокого обращения с заключенными, неравенства в образовательной системе и многих других. Но вы о них не узнаете из привычного нарратива о Бостоне с его проблемами.

Взять хотя бы Билла Расселла. Его пытались выдавить из города, терроризировали его семью, обезобразили его дом, обзывали его, открыто проявляли неуважение прямо здесь, в Бостоне. А теперь в честь него установлена статуя. Думаю, она должна быть раза в два выше. Надо надеяться, что люди осознают истинность твоих намерений и чистоту помыслов, и со временем все выровняется», – описывает свои ощущения от Бостона Джейлен.

Только лишь молитвами и надеждами Браун не ограничивается. Он один из постоянных участников благотворительных акций «Селтикс». Закупка школьных рюкзаков, обеды для бездомных, реставрация старых уличных площадок – он всегда готов вписаться в любую активность, лишь бы показать, что он готов улучшить общепринятое отношение к Бостону.

«Люди из окружения Джейлена просили не делать на этом акцент. Это Бостон, и здесь хватает тех, кто может истолковать неправильным образом все, что угодно. Мне нравится этот парень, он действительно пытается…пытается сделать что-то в этом мире не только для себя», – слова спортивного колумниста Boston Globe» Дэна Шонесси.

Реплика была произнесена, после того как пару лет назад Джейлена заметили в «Саути», районе на юге Бостона. «Отступники», «Черная месса», «Прощай, детка, прощай», «Умница Уилл Хантинг», «Город воров» – действие всех этих фильмов происходит именно в этом районе, который считается вотчиной ирландской мафии и обиталищем низших слоев населения. Причины появления звездного баскетболиста с хорошей репутацией в районе, куда боятся соваться даже полицейские, можно прочесть между строк в его словах о Бостоне.

«Это очень большой город, мультикультурный, со всеми достоинствами и недостатками мегаполиса. Я представляю клуб и город во всех его проявлениях. Поверьте, я не хожу только по любимым ресторанам, музеям и выставкам. Чтобы развиваться, делать лучше общество и среду обитания вокруг себя, необходимо знать о существующих проблемах. Ты не можешь просто делать вид, что ничего не происходит. Это одна из причин, по которой я изучаю проблемы социального неравенства. Люди разного цвета кожи могут быть одинаково бедны, и мне кажется понимание причин их бедности, ее возникновение, способно приблизить нас к решению этих проблем. Чтобы найти лекарство, надо изучить болезнь», – выбирает выражения Браун.

О многолетних проблемах «Селтикс» Браун тоже не умалчивает. 

«У меня был негативный опыт общения с фанатами, но я не фокусируюсь на этом. Проблема не в фанбазе «Селтика», как таковой, а в той ее части, которая существует внутри группы «Кельтская нация». Если у вас плохая игра, они связывают ее результат с вашим характером. Здесь есть токсичные люди, которые не хотят, чтобы спортсмены высказывались. Он хотят, чтобы вы просто играли в баскетбол и шли домой. И вот это я считаю проблемой».

Браун – человек с увлечениями и убеждениями, но они не влияют на его самоотдачу на паркете. В этом плей-офф, каким бы его ни называли для «Бостона», Джейлен выглядел монолитнее и стабильнее Тейтума, ярче других одноклубников. Даже главный тренер «Далласа» Джейсон Кидд называл именно Брауна лучшим игроком у соперника. Может быть, это и был психологический трюк, только вот MVP и впрямь получил Браун – человек, который не пытался завоевать Бостон, как когда-то Кайри. Он хочет понять и принять природу этого города, который постоянно давит и провоцирует. Только так можно стать значимой фигурой в истории «Селтикс».

И Джейлен не намерен останавливаться в своих исследованиях – как на площадке, так и за ее пределами.

Фото: Instagram/fchwpo; Gettyimages.ru/Elsa