9 мин.

Матчу звезд НБА необходима реформа. Формат «США против Мира» – самый очевидный, но лига пока не рискует

В последнее время Адам Сильвер так часто мелькает в новостях с комментариями разной степени занятности, что мое персональное отношение к комиссионеру скоро перейдет в стадию принятия.

Ну, а что?

Балагурит по поводу сделки НБА с брендом нижнего белья Ким Кардашьян, говоря, что сам носит трусы SKIMS и всем настоятельно рекомендует. Если бы еще реплика была не для самых желтых медиа всея США (TMZ), вышло бы вполне себе иронично и авангардно.

Берет на себя ответственность за то, за что, в общем-то, кроме него ее и взять некому, открыто заявляя, что виновен в снижении уровня состязательности на последних Матчах звезд. Признать очевидное для всех – что ж, как говориться, лучше поздно, чем никогда.

У Сильвера великолепная прическа. Минималистичная, если не сказать аскетичная, и одновременно экологичная. Не подразумевающая использование большого количества гелей и шампуней, производство которых пагубно отражается на окружающей среде. Человек в тренде. Раздает стиль широкими жестами сеятеля на пашне.

Да и вообще он мечтатель. Как не симпатизировать романтику в мире чистогана. Вот он заявил о своих пожеланиях, чтобы СМИ освещали баскетбол на том же уровне, что и американский футбол. Сравнил отношение зрительской аудитории к Супербоулу и финальной серии НБА. Не в пользу последней, естественно.

Опять же, можно было бы отцепиться на функционера, если бы не последние слова.

«Считаю, что мы все можем работать лучше, и я не просто указываю на средства массовой информации, больше говорю об игре», – элегантно закруглил свой спич комиссионер.

Говорить – это замечательно, но иногда можно что-то и предпринять для разнообразия. Вроде бы любого рода активность бодрит дух и будоражит воображение. Тем более что все знают, и Сильвер в первую очередь, с чего надо начинать.

Лига отчаянно нуждается в смене формата Матча звезд. Предпосылок – уйма, готовое решение – на поверхности

То, что главная рекламная вывеска НБА, ее праздничная витрина, в последние лет 10-15 представляет собой нечто среднее между ветеранским матчем и комнатой смеха, это даже не медицинский факт, а без пяти минут заключение патологоанатома.

Начиная с 2018 года мы наблюдаем неустанные попытки реанимировать несчастного, но все тщетно.

Пять лет назад был добавлен драфт, чтобы попытаться оживить мероприятие и сделать составы менее предсказуемыми.

В 2019 году было решено транслировать церемонию драфта в прямом эфире, дабы сделать процесс более интерактивным и предоставить фанатам возможность стать участниками всем давно известной процедуры.

В 2020 году инновациям подвергся сам игровой процесс. В игру был добавлен режим «Elam Ending»: в последней четверти счетчик времени отключался, и командам предстояло играть до победной отметки, которая определялась добавлением 24 очков к сумме очков лидирующей команды. Цифра 24 в тот год была данью памяти Кобе Брайанту, погибшему в авиакатастрофе. Вышло неплохо, во многом по причине того, что игроки не хотели халтурить во встрече, ставшей важным элементом прощания лиги с Брайантом.

Но сейчас от этой идеи, как и от возни с драфтами, подумывают отказаться, вернувшись к классическому формату «Запад против Востока». И это решение, по сути, трамбует несколько последних лет экспериментов в одну фразу: «Давай по новой, Адам…».

Лига признает, что ни одна из этих затей не сработала так, как ожидалось. НБА не удалось найти формат, который убеждал бы лучших игроков серьезно относиться к Матчу звезд. Значит ли это, что необходимо пробовать нечто новое?

Необязательно.

В период с 2015 по 2021 год Матч восходящих звезд лиги проводился в формате команд, представлявших сборные США и остального мира. И это именно тот ракурс, который идеально фиксирует нынешнее состояние НБА и подходит для освещения Матча звезд.

В чем плюсы и минусы?

Последние пять титулов MVP регулярного чемпионата были завоеваны игроками, родившимися в других странах: Эмбиид, хоть и будет выступать за «звездно-полосатых» на Олимпиаде, за 14 лет пребывания в США так и не смог избавиться от камерунского акцента. Четверо из пяти игроков первой сборной прошлого чемпионата оказались иностранцами: Яннис, Эмбиид, Дончич и Гилджес-Александер.

Последний Матч звезд напоминал интернациональный саммит, где в общей сложности поучаствовало восемь игроков из семи стран: Никола Йокич (Сербия), Джоэл Эмбиид, Паскаль Сиакам (оба – Камерун), Яннис Адетокумбо (Греция), Лука Дончич (Словения), Шэй Гилджес-Александер (Канада), Домантас Сабонис (Литва) и Лаури Маркканен (Финляндия). И это, например, еще без канадца Джамала Мюррэя. Списать такое обширное представительство на спонтанную аномалию не получается при всем желании.

Будущим лицом лиги, под которого НБА скупала трансляции чемпионата Франции является Виктор Вембаньяма, а его соперничество с американцем Четом Холмгреном привлекало к себе интерес еще до попадания обоих в НБА.

Мало Вембаньямы? Как насчет Франца Вагнера, Джоша Гидди, Алперена Шенгюна, готовых затесаться в ростер сборной мира в самое ближайшее время.

Само собой, нет никаких ненасильственных способов, чтобы заставить игроков-миллионеров упираться в Матче звезд, но желание игроков из других стран обыграть американскую сборную – неплохая отправная точка. Тем более что официальные сборные США на последних крупных турнирах не блещут, а значит, не захотят позориться еще и при своих трибунах. Стало быть, можно ожидать оппозиционных настроений не только со стороны международной коалиции.

Стилистическое разнообразие тоже можно смело причислять к достоинствам данного формата. У Штатов целая авоська взрывных комбо-гардов и атлетичных форвардов, зато мир богат высокорослыми, универсальными игроками, которых вообще сложно вписываются в рамки какого-либо традиционного амплуа. Если учесть, что состав тех же мировых звезд на протяжении нескольких лет будет достаточно стабильным, то нас может ждать отличная историческая серия с участием хорошо сыгранной команды с лучшими игроками всего света.

Американцы в свою очередь будут отбиваться, пожалуй, своим главным козырем. Нет, это вовсе не физические данные и даже не домашнее судейство (хотяяя). Преимущество сборной США в глубине состава попросту неоспоримо. Игроки из разных стран широко представлены в НБА, но далеко не все соответствуют уровню лучших из лучших. И это самая очевидная проблема подобной формации проведения Матча звезд. Не факт, что сборная мира каждый год сможет делегировать всю элиту (хотя бы из-за травм), а значит, будет вынуждена привлекать игроков не столь высокого уровня.

И здесь важно помнить, что вызов на Матч звезд – все же не только имиджевая составляющая, но и солидный финансовый бонус, а также фактор, учитывающийся при заключении новых контрактов. Всем бы нам хотелось жить в мире, где комиссионером НБА был бы единорог по имени Дэвид, а каждая из команд, участвующих в Матче звезд из раза в раз привозила по 12 самых крутых игроков, которые нравятся именно нам (а значит, и всем). Но так не работает.

Тут уже Сильверу и его советчикам нужно что-то думать. Например, составлять под перерыв на Матч звезд отдельные рейтинги лучших игроков от США и от остального мира с учетом потенциальных травм и пропусков. Либо просто огласить 24 фамилии лучших игроков на данный момент (по 12 на каждую команду). И если у одной полный комплект, а у другой недобор – предоставить тренерскому штабу (или опять подключить голосование) возможность дозаявить наиболее нужных по качеству исполнителей. 

Плюс непонятно, по каким критериям проводить отбор: достаточно ли гражданства или требуется опыт выступления за национальную сборную?

Если так прикинуть, то на Матче звезд-2024 команды выглядели бы следующим образом.

С Америкой более-менее понятно.

В основе Стеф Карри – Девин Букер – Джейсон Тейтум – Кевин Дюрэнт – Энтони Дэвис. Со скамейки помогают Халибертон – Митчелл – Эдвардс – Ленард – Джордж – Леброн – Адебайо.

Тут, естественно, налицо угроза новой гражданской войны, потому что в состав никак не влезают игроки «Никс», «Сакраменто», Тайриз Макси, Дэмиан Лиллард, Джеймс Харден, а также злосчастный Трэй Янг. Если на Матче звезд нет игроков, многие из которых являются символами этого сезона, то получается очень странный Матч звезд.

У сборной Мира тоже запутанно. Допустим, мы используем версию, где люди, заигранные за США, но имеющие паспорт других стран, получают возможность выйти за такую команду.

Тогда в старте появятся: Лука Дончич – Шэй Гилджес-Александер – Яннис Адетокумбо – Карл-Энтони Таунс – Никола Йокич. А вот в резерве будут люди, о которых казуальный болельщик даже не слышал никогда. Скажем, так: Джамал Мюррэй – Франц Вагнер – Паоло Банкеро – Паскаль Сиакам – Лаури Маркканен – Домантас Сабонис – Джоэл Эмбиид (его заменит Кристапс Порзингис или Виктор Вембаньяма).

Если кто-то получает повреждение, то за ними деятели вроде Денниса Шредера, Богдана и Бояна Богдановичей, Алперена Шенгюна…

Главное, что сейчас нужно понять руководству: проведение Матча звезд в сути своей ориентировано на две взаимосвязанные цели.

Первая – создание лучшей версии шоу, которая удовлетворить потребности и запросы болельщиков.

Вторая – извлечение максимальной прибыли.

Формат «США против Мира» на данный момент может обеспечить и то, и другое.

НБА рассматривает вариант, но пока нет никакой конкретики

Объяснимо. На примере внутрисезонного турнира мы видели, во что может превратиться вполне себе добротная инициатива. Матч звезд – более торжественное и соответственно более ответственное мероприятие. Если Сильвер облажается и здесь, то вновь станет героем скетча Бенни Хилла.

Поэтому здесь важно учесть все нюансы и возможные претензии. Вы ведь не рассчитывали, что американские игроки, находящиеся на подступах к Матчу звезд, и их агенты обрадуются тому, что представительство Штатов сократиться из-за изменения формата? Необходимо задуматься, как поудачнее реализовать глобальный потенциал мероприятия. Такое действо интересно смотрелось бы в качестве своеобразной выездной презентации НБА где-нибудь в ОАЭ, чей рынок давно вызывает интерес у лиги.

Но, может статься, все произойдет еще раньше. В начале ноября, в ходе оглашения места проведения Матча звезд-2025 (им станет Окленд), Сильвер уведомил прессу, что вариант с «США против Мира» не снят с повестки.

«Хочу, чтобы вы знали, мы уже сейчас заняты планированием и рассмотрением того, каким будет Матч звезд-2025. Мы много обсуждаем концепцию Кубка Райдера (соревнование по гольфу между сборными США и Европы). Очень возможно, что американские игроки выступят против игроков из других стран. Мы рассматриваем совершенно разные подходы и намерены держать вас в курсе. Следите за уведомлениями».

Непременно будем. И не только ждать, но также надеяться и верить. Ведь, если комиссионеру удастся эффектно и эффективно переориентировать формат Матча звезд, то ему можно будет простить если не все, то многое.

Фото: Gettyimages.ru/Justin Casterline, Stacy Revere, Stacy Revere