9 мин.

НБА всегда видна на Супербоуле. Из рекламы выросли «Космический джем», уморительные скачки с Шаком и история о том, кто затмил Джордана

Супербоул позади, но разбирать на частицы одно из главных спортивных событий года в США будут еще, как минимум, до следующих выходных. Самые жаркие дискуссии после финала НФЛ обычно сосредоточены вокруг тем, не связанных с американским футболом:  насколько удалось музыкальное шоу в большом перерыве и какой из рекламных роликов оправдал свои 7 миллионов за минуту эфирного времени.

Мне кажется, Канье Уэст здесь вне конкуренции.

Можно было бы подойти к вопросу выявления лучшего более скрупулезно, но я как-то не приметил ни одного яркого ролика с участием звезд НБА. И вот это действительно регресс, ведь в предыдущие годы их было немало.

Nike (1992)

Рекламный ролик, который можно назвать своеобразным трейлером «Космического джема». Фильм вышел на экраны четыре года спустя, когда и Джордан, и Nike примерно представляли итоговый продукт.

Не то чтобы сюжет оригинален, да и технологии не новы – «Кто подставил кролика Роджера» появился в 1988-м – но здесь скорее важно другое. Эта незатейливая реклама зондирует почву, а после окончательно удостоверяет, что Джордан и его бренд способны успешно работать практически на любую возрастную аудиторию. Главное, чтобы покупательская способность соответствовала ценнику на кроссовки с силуэтом парящего человечка.

Gatorade (2003)

Одна из лучших реклам не только в истории Супербоула, но и, в принципе, с участием Джордана. Великолепное сочетание технологического прогресса со старыми, как мир, рассуждениями о том, «кто может быть лучше Майкла Джордана».

Создатели ролика Gatorade заключили, что лучше Джордана может быть только молодой Джордан, и при помощи компьютерных технологий стравили 39-летнего Майкла с 23-летним.

Особой значимости всей этой истории добавило и то, что рекламу снимали в последний сезон Джордана в лиге. В качестве дублеров/каскадеров привлекли сразу несколько человек. В моментах, где требовалось подчеркнуть атлетизм – данки и блок-шоты – участвовал один из игроков «Гарлем Глоубтроттерс» Кевин Дэйли. А вот дриблинг, кроссоверы и прочие полотерские номера исполнял один из лучших запасных НБА Джамал Кроуфорд, который тогда выступал за «Чикаго».

Что особенно импонирует в этом ролике, так это то, как он состарился. Благодаря работе оператора и команде, отвечающей за визуальные эффекты, ролик 2003 года выглядит уж точно не хуже рекламы 2022 года, в которой появляется сгенерированный нейросетями молодой Леброн.

Этот ролик тоже крутился в перерыве Супербоула, но есть ощущение, что через 20 лет о нем не будут вспоминать так, как сейчас вспоминают рекламу Gatorade.

McDonalds’s (1993)

Подражание – лучшая форма лести. И уже поэтому данный ролик с Джорданом и Бердом можно считать классикой вне времени. Лежащая на поверхности идея получила отличное воплощение хотя бы потому, что можно не сомневаться: большинство бросков, заказанных двумя легендами, они смогли бы реализовать и в жизни.

Ролик стал настолько популярным, что через год получил продолжение. Посостязаться за пару булок с картошкой фри захотел еще один небезызвестный господин. Правда, не слишком успешно.

McDonald’s (2010)

Понимайте, как хотите, можно назвать это красивым словом оммаж, можно сослаться на кризис идей, а найдутся и те, кто сочтет это отличной адаптацией классики.

К моменту выпуска ролика изменился не только сам баскетбол, но и правила игры в «КОЗЛА», и если Джордан с Бердом обходились в своем соревновании без данков, то Леброн Джеймс и Дуайт Ховард решили только ими и ограничиться.

Vitamin Water (2007)

Это. Просто. Очень. Смешно.

Особенно, если учитывать дополнительные ролики, которые стали выходить чуть позже. Может быть, в заезде Шак и победил, но в некоторые аспектах миниатюрные ирландские жокеи его превзошли.

И вообще мужики не слишком стеснялись состязаться с О’Нилом за пределами ипподрома.

И даже готовы были конфликтовать с Шаком в раздевалке.

Остается ждать продолжение, только уже с Николой Йокичем. Серб знает толк в скачках, да и с рекламой у него особенные отношения.

Hummer (2019)

Леброн и автомобили Hummer – давний союз с налетом скандала, что делает его еще более интересным и востребованным в глазах потенциальных потребителей продукции. Когда-то талантливого школьника обвиняли в том, что он принял дареный Hummer в качестве взятки, а теперь он рекламирует электромобиль той же марки. Получилось в соответствии с заявленной повесткой: без риска, с умеренной дозой пафоса, экологично, с намеком на сочетание мощи и комфорта.

Ну и зря, по мне так Hummer со своей продукцией выглядел куда привлекательнее, когда Арнольд Шварценеггер рассекал на массивной армейской версии внедорожника.

Reebok (1990)

Думали, что реклама в рамках Супербоула – это только Леброн, Шак и Джордан? Нет уж. Если покопаться в истории, то можно найти примеры пусть и не самых эффектных, зато раритетных роликов с участием игроков НБА. Один из таких не может похвастать крутой визуальной составляющей, зато очень умело подкалывает конкурентов на уровне каламбуров. В концовке Доминик Уилкинс дословно заявляет: «Майкл, дружище, если действительно хочешь летать первым классом, используй Pump Up и вылетай (Air Out – намек на отказ от системы Air, которую тогда использовали Nike в своих изделиях).

Учебное пособие по тому, как обратить на себя внимание без больших рекламных бюджетов и компьютерной графики.

Converse (1994)

Реклама, лучше всего характеризующая 90-е. И не потому, что мы видим один из самых запоминающихся образов тех лет – «Бабуля Джонсон» в исполнении мощного форварда «Шарлотт» Лэрри Джонсона – а по причине сказанного им. Когда бабуся попадает в страну «трехочковых» (Threepointland), Джонсон ультимативно заявляет: «Что значит «страна трехочковых», я баскетболист, я должен играть в посте и вообще везде, где захочу!». Согласно слогану, обеспечить такую свободу действий могут только Converse.

Bridgestone (2012)

Помнится, была такая реклама Nike Basketball Freestyle, где все было построено вокруг мелодии, созданной из звуков, которые имеют самое прямое отношение к баскетболу.

Создатели ролика для Bridgestone решили пойти от противного. Ну, а что? Может, даже в среде баскетбольных фанатов имеются люди, которым действует на нервы гулкий звук мяча, бьющегося о паркет. Именно эту проблему и призвана решить новая резина от Bridgestone, которую любезно согласились протестировать тихоня Тим Данкан и живчик Стив Нэш.

Nike (1994)

Образец того, какой должна быть реклама на Супербоуле. Мало запихнуть в 30-секундный ролик побольше узнаваемых лиц, ухнуть половину бюджета на спецэффекты и придумать цепкий слоган. Важно создать короткую историю: актуальную, забавную, интересную. Именно так и сделали создатели роликов о Джонни Килрое – игроке, затмившем самого Майкла Джордана. Правда, исключительно на тот период времени, пока тот пробовал себя в бейсболе.

На такую драматургию и 7 миллионов не жалко.