Какая красотища нас ждет на Матче всех звезд НБА! 😍 Светодиодный экран вместо паркета – будущее игры?
Вау.
Смотрите баскетбол на своих экранах? А как насчет… сыграть в баскетбол на экране!
Вот так будет выглядеть площадка на Уикенде всех звезд НБА, который пройдет 16-18 февраля в Индианаполисе:
Фантастика какая-то.
Это не продвинутое световое шоу, не дополненная реальность – это настоящий светодиодный корт «Люмифлекс». Площадка превращается в огромный LED-дисплей, на котором показывается видео в HD 4K, легко меняется раскраска «паркета», выводится графика, статистика, анимация, трекинг игроков, интерактивные игры для зрителей в таймаутах и даже показываются видеоповторы моментов.
Как видеокуб, только под ногами игроков.
Вице-президент НБА по организации матчей Карлтон Майерс гордится новой площадкой: «Теперь у нас немного больше возможностей в том, что касается интерактивной графики, реакций на происходящее на паркете, смены дизайна, цветов […] Мы считаем, что это может выглядеть очень мощно – как с трибун, так и в телекартинке».
Как работает экран-площадка?
Конечно, киберпанковский «паркет» сделан вовсе не из дерева. Это два пятимиллиметровых слоя специального сверхпрочного стекла, установленные на каркас из алюминиевых поддерживающих конструкций. Поверхность – матовая, под ней картинка выводится на светодиодные панели.
Исходя из внутренних тестов немецкой компании ASB, производящей этот «Стеклянный Пол», он в 1,8 раза эластичнее напольных покрытий из фанеры и в 2,5 раза эластичнее классического спортивного паркета из дерева. Еще он на 80% лучше держит сцепление с подошвой в условиях повышенной влажности – верхний стеклянный слой покрыт мелкой сеткой керамических точек. Подразумевается, что эта «шероховатость» улучшает контроль за скольжением, но при этом снизит ссадины на коже, если по нему прокатится ныряющий (за мячом или за симуляцией) баскетболист.
Стекло и алюминий – более однородный материал, чем дерево, поэтому на таком паркете не может быть «глухих участков», от которых мяч будет отскакивать иначе.
Все эти плюсы прекрасны, но НБА заинтересовалась стеклянным светопаркетом не из-за его физических свойств. Главное тут – коммерческая привлекательность: такая площадка дает более 10 новых рекламных поверхностей благодаря легкой перекраске. По словам Майерса, установку LED-корта с самого старта согласовывали со спонсорами отдельных конкурсов на Уикенде всех звезд, и они остались очень довольны новыми рекламными мощностями.
Кто сыграет на этом паркете?
Почему мы вообще завели речь об отдельных конкурсах? Потому что, увы, сам Матч всех звезд в воскресенье пройдет на классическом деревянном покрытии. К радикальной идее провести полноценную игру на стекле, пусть даже товарищескую, боссы НБА пока не готовы.
А вот мероприятия в пятницу и субботу пройдут в условиях повышенной технологичности. «Отдельный дизайн под каждый конкурс, – отмечает Майерс. – То, что обычно показывается на видеокубе, теперь можно будет увидеть на полу прямо рядом с живым действием».
Новую площадку опробуют на конкурсе трехочковых, куда уже заявлены звезды НБА Дэмиан Лиллард, Тайриз Халибертон, Джейлен Брансон, Донован Митчелл, Лаури Маркканен, а также Тайриз Макси и Малик Бизли.
От стеклянного паркета будут отталкиваться и участники слэмданк-контеста. Звание чемпиона здесь будет защищать Мэк Маккланг из Лиги Развития, а соперниками, по слухам, будут новичок «Майами» Хайме Хакес, младший брат победителя-2022 Оби Топпина Джейкоб Топпин, находящийся на контракте с «Никс», а также первый аж с 2018-го участник Матча всех звезд, кто все-таки согласился приехать на конкурс – Джейлен Браун из «Бостона». Правда, пока список участников официально не объявлен.
Здесь же устроят трехочковую «Битву Полов» между Стефеном Карри и Сабриной Ионеску. И Матч восходящих звезд (среди которых – Вембаньяма, Холмгрен, Банкеро, другие новички и второгодки НБА, а также Матас Бузялис, все тот же Маккланг и еще пять представителей Лиги Развития). И Матч знаменитостей. И конкурс мастерства. И всякие предматчевые концерты.
В общем, все, кроме основного Матча всех звезд.
Ну а пока во время пробной установки паркета его опробовали местные журналисты:
Как создавали этот паркет?
Разработкой занимается компания из Германии ASB GlassFloor. Компания существует еще с 1970-х и изначально занималась площадками для сквоша (не светодиодными), но в последнее десятилетие сделала акцент на баскетбол – немцы надеются провести революцию в мире спортивных покрытий.
В 2016-м они представили первую версию «Люмифлекса», в 2019-м на выставке в Мюнхене показали «TracBack» – интерактивный вариант светодиодной площадки.
И уже в 2022-м ФИБА одобрила использование стеклянных площадок. В НБА размеры корта отличаются – примерно на 70 см длиннее и на 20 см шире. Соответственно, для Матча звезд-2024 в ASB пришлось делать индивидуальный заказ. Тестовая сборка на складе заняла шесть дней – но на арене «Индианы» это займет всего два дня, так что «Пэйсерс» не придется съезжать из Lucas Oil Stadium заранее.
Время сборки – сейчас это одно из ключевых препятствий перед распространением стеклянных паркетов. Почти все арены в НБА – мультифункциональные спортивно-развлекательные комплексы, где нужно быстро переформатировать площадку с баскетбола на хоккей на концерт и обратно. В ASB утверждают, что медленная подготовка паркета под Уикенд всех звезд связана исключительно с осторожностью и эксклюзивностью проекта, а в будущем подобные конструкции будут собираться всего за 8 часов (что тоже не всегда подходит – в самых крайних случаях в плей-офф арена должна превращаться из хоккейной в баскетбольную за два часа).
Вообще-то НБА заметно отстала. Такие площадки уже используются!
«Наша фирма теперь гораздо больше сфокусирована на баскетболе. Спрос радикально вырос», – отмечает глава ASB Кристоф Бабински.
«Бавария» уже открыла сезон-23/24 на «Люмифлексе»:
Еще раньше технологию представили на женском юниорском ЧМ в Мадриде, где его и подсмотрела НБА:
ASB приезжала в гости к Nike в Америку еще 5 лет назад со своим прорывным паркетом, но дальше показательной выставки тогда дело не продвинулось. У самой Nike почти 10 лет назад был подобный проект «Дом Мамбы» с Кобе Брайантом, но все тоже осталось в рамках прототипа, технология еще не была до конца проработана:
После начала сотрудничества с НБА на Матче звезд ASB готова к расширению и уже планирует открыть в течение года фабрику в США и начать массовое производство стеклянных паркетов – в Америке с ее бесконечным количеством баскетбольных залов спрос точно будет.
Конечно, стеклянная игровая поверхность не ограничена только баскетболом: ее ASB внедряет и в свой «коренной» вид спорта, сквош, а заодно и в волейбол, гандбол и даже аэрохоккей в полный рост со световой «шайбой».
Вот как это выглядело в волейболе еще в 2019-м:
Важный вопрос: стеклянный паркет по ощущениям – как деревянный?
«Идентичный. Или, по крайней мере, исключительно похожий», – так характеризует его вице-президент НБА по маркетингу Кристофер Арена. И оговаривается, что для него-то главный фактор – стоимость производства и установки, а она пока совсем не идентичная. Подобные проекты имеют смысл или для отдельных больших событий (Матч всех звезд, Внутрисезонный турнир, ежегодные игры НБА в Европе), или для клубных тренировочных комплексов, где паркет не нужно демонтировать – и там LED-экраны могут служить уже тактическим и аналитическим целям.
Но Бабински верит, что у его продукции есть шанс вытеснить дерево с рынка – благодаря теоретическому преимуществу в предотвращении травм: «На деревянном паркете кроссовка игрока будет сначала тормозить равномерно, но в самом конце скорость падает очень резко. На стеклянном полу такого не происходит. И поэтому мышцы и связки нагружаются меньше».
Для оценки игровой поверхности перед вводом в эксплуатацию НБА и профсоюз отправили важных делегатов. Глава комитета по баскетбольным операциям (иными словами, третий в иерархии человек НБА) и исполнительный директор профсоюза проверили свойства и безопасность нового паркета на прошлой неделе. «Какие ощущения? Как скользит нога? Есть ли отскок? Эти вопросы сразу пришли в голову – и ответы на них нас удовлетворили», – утверждает вице-президент НБА после проверки «Люмифлекса».
И можно было бы расстроиться, что оценивать стеклянный паркет доверили каким-то юристам-аудиторам-маркетологам от лиги и профсоюза, хотя играть на нем придется звездам НБА.
Но вице-президент НБА по баскетбольным операциям – это Джо Дюмарс.
А профсоюз с этого сезона представляет Андре Игудала (впервые в истории на должность исполнительного директора назначен бывший баскетболист).
Если стеклянный паркет одобрили сразу два экс-MVP финала НБА – видимо, он действительно подходит для баскетбола высочайшего уровня.
Но проверку все-таки начнут с конкурсов трехочковых и слэмданков.
Фото: NBA
Единственное число слова "кроссовки" - именно "кроссовка".