«После выигранных матчей тренеры приносят нам пиццу». «Самара» изнутри: о «бронзе» Кубка России и продолжении сезона
От редакции: вы читаете пользовательский блог, в котором рассказывают о самарском баскетболе.
Несколько дней назад женская команда «Самара» впервые в своей истории завоевала бронзовые медали Кубка России.
А сегодня тренер Андрей Никулочкин и форвард Анна Зайцева стали гостями «Радио Самара Максимум».
Воспоминания о «Финале четырех» Кубка, общение с легионерами, ранние подъемы и планы на 2024-й – мы собрали все самое интересное из их ответов на вопросы слушателей волны 104,3 ФМ.
Прошло несколько дней с завоевания бронзовых медалей Кубка России – эмоции уже улеглись? И как вам тогда удалось настроиться на матч за третье место после крупного поражения в полуфинале?
А.Н. Могу сказать, что отчасти из-за того, что в сам «Финал четырех» мы вышли еще в декабре, за этот месяц у команды появилось желание не останавливаться на достигнутом и попробовать сделать еще один шаг вперед и побороться за медали. Конечно, у каждого игрока и каждого тренера была огромная мотивация показать себя на одном из важнейших этапов сезона. Если вспоминать полуфинал с «Динамо», то, как в интервью сказала после матча Дарья Колосовская, мы в чем-то перегорели от слишком большого желания, но и Курску стоит отдать должное за очень качественную игру. Нам же неудачная игра в полуфинале только добавила мотивации на матч за третье место – команда продемонстрировала невероятную энергию, желание и самоотдачу – и за счет этого мы и смогли добиться победы.
Анна, что вы чувствовали, когда за две секунды до конца матча за «бронзу» при «-2» на табло стояли на линии штрафных?
А.З. Я пыталась немного расслабиться, перестать думать, что сейчас от меня зависит исход матча – победа, овертайм или поражение. Расслабиться – в плане: посмеяться над чем-то. У нас на тренировке есть такая шутка: мы начинаем бросать штрафные с забитого и считаем их только с забитого. И я подхожу к судье и со смехом ему говорю: здесь мы тоже начинаем с забитого? Это помогло мне немного выдохнуть, я поняла, что все, наверное, сложится именно так, как и должно быть. Я представила, что я просто на тренировке, что эти штрафные ничего не решат – и два забила.
«Сейчас все команды в Премьер-лиге равны». Интервью с Дарьей Курильчук
Штрафные – это действительно больше момент психологический? А сам бросок исполняется «на автомате»?
А.З. Я скажу за себя: исполняя штрафные, я наблюдаю за дыханием, вдох-выдох, и стараюсь ни о чем не думать. Если есть какие-то мысли по поводу игры, по поводу судейства, комментарии от тренера – ты начинаешь в этом «тонуть», и твои мысли уже совсем не о штрафном. Поэтому я стараюсь думать о чем-то хорошем. Например, о том, что я этот штрафной уже забила. Хотя, конечно, и с такими мыслями могу промахнуться.
Андрей, как вы попали в тренерство в таком молодом возрасте? Многие тренеры говорят, что у них нет шансов пробиться на элитный уровень – а вы в 23 года уже работаете в Премьер-лиге.
А.Н. На самом деле, у меня не было такой мечты – стать баскетбольным тренером. Я учился в Москве в университете, никак не связанном со спортом, хотя и тренировался в молодежной команде клуба «Руна». И мне позвонил мой первый тренер, которому я, полуясь случаем, передаю привет – Виктор Харитонов. Он предложил мне помочь провести занятие с его командой девочек 2010 года рождения. Я в этом своем первом опыте, скажем так, не разочаровался. И дальше все пошло только по нарастающей: мы проработали вместе полтора года, стали призерами первенства России в более старшем возрасте, с командой девочек 2006 года рождения. Перед сезоном-2021/2022 в «Руне» решили создать команду ДЮБЛ, на должность главного тренера пригласили Дмитрия Пивцайкина – и с того времени мы работаем с ним вместе. Сезон мы отработали с командой ДЮБЛ, следующий – в женской Суперлиге, а сейчас в «Самаре». Если подытоживать ответ на вопрос, то, конечно, многое зависит и от тебя самого, от твоего стремления постоянно развиваться, но и без удачи никуда. Мне повезло встретить «правильных» людей, которые мне помогли и у которых я мог учиться и продолжаю учиться.
Молодость помогает тренеру выстраивать отношения с командой? Или все же чувствуется недостаток опыта?
А.З. Мне кажется, три наших тренеров – Дмитрий Пивцайкин, Александр Гаршин и Андрей Никулочкин – смотрится очень органично. С Гаршиным мы работаем уже третий год, он может и прикрикнуть, и сказать что-то жесткое – но и похвалит, и посмеется. С Дмитрием Александровичем тоже есть своя волна: он тоже может и посмеяться, и покричать, конечно. С Андреем же мы вообще на «ты», чувствуется какая-то расслабленность и дружеская обстановка – хотя , безусловно, уважение к нему с нашей стороны есть. Самое главное – мы не боимся приходить на тренировки, не боимся совершать ошибки: мы понимаем, что нас поругают, но отношение к нам из-за этого не поменяется.
Тренеры могут разрешить вам что-то неожиданное после хорошей игры?
А.Н. Конечно, можем. Но мы работаем с профессионалами, которые сами понимают, как они могут провести свои выходные, зная, как они восстанавливаются, как переключаются с баскетбола на что-то другое – здесь мы полностью полагаемся на их ответственность.
А.З. Андрей прав, говоря, что мы профессионалы и знаем свое тело и свое здоровье. Но могу рассказать: после выигранных матчей тренеры приносят нам пиццу. Так они нас мотивируют – за еду мы готовы побеждать!
Что перед игрой девушки обычно говорят друг другу во время гимна?
А.З. Перед каждым матчем мы с девчонками передаем друг другу пожелания хорошей игры. Я стою между Олей Новиковой и Рамоной: слышу пожелания от Оли – и передаю их Рамоне.
Мы начали эфир относительно рано, в 10:00 – насколько вам сложно было проснуться в свой выходной?
А.З. Сегодня подъем был еще не таким ранним, так что все нормально. Конечно, иногда после матчей хочется поспать подольше, но и в 8:00 проснуться – в этом ничего страшного. А про ранние подъемы у меня есть замечательная история. В прошлом сезоне мы часто вылетали из Самары в 6 утра – соответственно, в 3 часа ночи мы выезжали. Мы живем в одном доме с Ксенией Кунаковой, и я три раза за сезон проспала этот ранний выезд. Мы с Ксюшей смеемся: обычно она опаздывает на тренировки – а я вот проспала выезды на матчи. Один раз я вообще чуть не опоздала на самолет, и меня не могли разбудить: я не отвечала на звонки, не отвечала на домофон – хорошо, Ксюша меня разбудила, начав громко стучать в дверь. Поэтому я стараюсь ставить больше будильников, если прям суперранний подъем.
А.Н. Мне тоже не очень нравится рано вставать, поэтому у меня обычно стоит несколько будильников. Но это все зависит от режима: если у нас идет рабочий режим, утренние тренировки одна за другой – я быстро к этому адаптируюсь. И пока у меня не было таких случаев, чтобы я куда-то проспал или куда-то опоздал.
Анна, за три сезона в «Самаре» вы играли с легионерами из США, Канады, Пуэрто-Рико, Сербии и Бразилии – кто и чем удивил вас больше всего? Может быть, какими-то бытовыми привычками, удивительными для россиян?
А.З. Каких-то странных или веселых привычек я ни у кого не замечала. Все девчонки были совершенно разными. Например, у нас играла американка Тринити Баптист – и с ней было тяжело общаться, как сейчас с Мэлори Бейтс: у нее американский сленг, некоторые слова она прям проглатывает, поэтому вообще не понятно, что же она говорит. Я сейчас иногла прошу Рамону, нашу бразильянку, перевести с американского английского на «простой» английский, что говорит Мэлори – иначе я ее просто не понимаю. Вот с бразильянками классно общаться. Привычки в еде? Интересно, что все наши легионеры не любят гречку – они кушают только рис.
«Сама жизнь заставляет легионеров учить наш язык». Жизнь женской «Самары» – из первых уст
Андрей, во время тайм-аутов вы много общаетесь с легионерами. Это одна из ваших обязанностей?
А.Н. Мой английский позволяет свободно общаться с легионерами, поэтому в каждый тайм-аут я должен максимально понятно и четко донести до них информацию от нашего главного тренера. Несколько лет назад я начинал еще изучать французский, но не хватает времени. Я периодически стараюсь смотреть какие-то видео на французском, но это сложно, поскольку требует много времени и концентрации внимания. Но в будущем было бы, конечно, неплохо выучить еще один язык.
Мы часто спрашиваем у баскетболисток об их хобби. Чем занимается в свободное время Анна Зайцева?
А.З. Особенного хобби у меня нет. Обычно выходной день уходит на базовые процедуры: массаж, баня, сауна, бассейн, конечно, маникюр и прочие женские штучки – и на хобби не остается времени. Наверное, моим хобби можно назвать как раз английский: я хочу развиваться, хочу расширить свой кругозор, поэтому на постоянной основе занимаюсь английским. По вечерам еще читаю книжки, когда есть время – и все. У меня была одна картина по номерам, но она так и лежит недоделанная: не хватает терпения.
Если отвлечься от баскетбола – в какую игру вы бы хотели поиграть на тренировках? Или просто в качестве развлечения?
А.Н. Мне нравится практика, когда баскетбольная команда на тренировке играет в футбол. Это очень полезно для работы ног – и здесь есть непосредственная связь с баскетболом. Плюс это весело и интересно, помогает чуть переключиться с баскетбола, но при этом очень полезно.
А.З. Несколько раз мы ходили в боулинг. А если говорить уже про досуг, а не непосредственно спорт, мы с девчонками ходили в «Квиз, плиз!» – если выпадает выходной, ходим туда с удовольствием, пусть и не побеждаем, но хотя бы проверяем свои знания.
Вы сейчас в эфире рок-станции. А какую музыку, будь у вас такая возможность, заказали бы друзьям? И как часто ходите на концерты?
А.Н. Я не самый большой фанат концертов и рок-музыки. Но если заказывать песню, то я бы хотел передать привет Дмитрию Пивцайкину и поставить песню Доктора Албана It’s My Life.
А.З. Чтобы заказывать песню для той же Ксении Кунаковой, нужно хорошо подумать – у нее много любимых песен. А концерты... На рок-концерты я раньше не попадала, да и рок-музыка в целом – не мой формат. Но в прошлом году в Самаре я ходила на концерт Григория Лепса. Очень понравилось: это был первый концерт, на который я пошла, и я осталась под впечатлением от самой атмосферы.
2024 год только начался – какие у вас планы на него?
А.Н. Для меня это первый сезон в российском женском баскетболе на самом высоком уровне – и он уже складывается довольно успешно. И мои планы на этот год – не останавливаться на достигнутом и стремиться к новым победам с командой «Самара».
«Робости вообще никакой. «Самара» готова сражаться с любым соперником». Интервью с Ксенией Кунаковой
А.З. Конечно, хочется прогрессировать, показывать лучшие результаты. Не знаю, что нас ждет — но хочется выкладываться каждую тренировку, каждую игру, чтобы доказать и другим командам, и самим себе, что все у нас будет хорошо. Мы не собираемся останавливаться на «бронзе» Кубка России — мы хотим показывать еще лучший баскетбол. И будем очень рады, если наши болельщики продолжат нас так же поддерживать и вдохновлять на новые победы. Может быть, все сложится в нашу пользу и в Премьер-лиге.
Очень радостно, что женский баскетбол в Самаре возрождается и добивается успехов после ВМБ - СГАУ.