Адам Сильвер руководит НБА уже 10 лет. Придумал много нового, но самое важное – еще впереди
Комиссионер НБА Адам Сильвер в ближайшее время продлит контракт и сохранит свой пост как минимум до 2030 года. Впереди у Сильвера важные задачи, такие как переговоры по новому медиа-контракту и расширение лиги.
Но в 2024-м году исполняет 10 лет с момента его восхождения на эту должность, так что самое время подвести промежуточные итоги его правления.
На вкус и цвет: манера управления
Оценивая комиссионера, первое что хочется сделать – это сравнить его с коллегами и предшественниками. И тут сразу же хочется отметить, что Сильвер отличается от Дэвида Стерна и глав НФЛ или НХЛ. Сильвер публично производит впечатление более приветливого и открытого к диалогу дипломата, который всегда стремится к компромиссу и поиску оптимального варианта для всех сторон. Это качество и определяет его в качестве руководителя лиги. Кому-то может это не нравиться, поэтому Сильвер подвергается критике как чрезмерно мягкий переговорщик, который как будто бы хочет казаться другом игроков, их союзником. Есть мнение, что эпоха «власти игроков», которые диктуют свои правила клубам – это «заслуга» именно Сильвера.
Кто-то скажет, что комиссионер распустил баскетболистов, которые раньше знали свое место, а теперь капризничают и качают права. Ответный аргумент заключается в том, что благодаря множественным перемещениям игроков из клуба в клуб НБА прибрала к рукам звание королевы соцсетей. Ни одна другая североамериканская лига не привлекает к себе столько внимания обменами, подписаниями, отчислениями и слухами. Этот новостной цикл позволяет генерировать вокруг НБА большие объемы контента и фиксировать на себе внимание целый год почти без перерывов.
Допускаю, что кому-то не нравятся слишком мягкие наказания для статусных игроков. Одновременно с этим, я могу представить людей, которые назовут наказания для Джа Морэнта или Дреймонда Грина чрезмерными. Если Сильвера и сравнивать с кем-то, то он больше напоминает кота Леопольда.
Давно назрело: прощание со Стерлингом и Сарвером
Не хотите жить дружно – в НБА вас не будет. Если уж где-то Сильвер и занял жесткую позицию, то это в вопросах сотрудничества с запятнавшими себя публично владельцами Дональдом Стерлингом («Клипперс») и Робертом Сарвером («Финикс»).
Я помню, что в моменте скандал имени Стерлинга многим казался изъятием собственности из-за незначительного проступка. По прошествии 10 лет кажется, что НБА не могла не избавиться от Стерлинга – она изрыгнула из себя мешавший жизнедеятельности элемент. Короче говоря, проблевалась после пьянки. И сразу же почувствовала себя лучше – «Клипперс» в рекордно сжатые сроки продали Стиву Баллмеру, который всем понравился своей фонтанирующей энергией. Может показаться, что тот расистсткий инцидент был пустячком, а НБА отреагировала излишне резко. Но верхушка НБА без вопросов согласилась на ампутацию – так Сильвер установил новые правила игры.
В случае с Сарвером история повторилась вновь, и НБА оформила переход клуба из рук старого владельца к новому в кратчайшие сроки.
Так что берите пример с НБА – не стесняйтесь блевать, станет легче.
Успех: разобрался с ковидом
Здесь тоже задним умом видна большая разница между восприятием в моменте и нынешним отношением. Весной 2020-го COVID-19 казался чрезвычайно опасной штукой, которая грозила перелопатить все жизненные устои. Пандемия действительно унесла огромное количество жизней и останется очень необычным воспоминанием. Но реакцию НБА на столь аномальную ситуацию иначе как элитной я назвать не могу.
Претендовавшие на плей-офф команды пригласили в «пузырь» во Флориде, плей-офф провели, деньги с трансляций не потеряли. Да, игроки много жаловались на расставание с близкими – сейчас Пол Джордж сравнивает те месяцы с заключением в тюрьме. Лично я считаю, что сам по себе баскетбол в «пузыре» в том плей-офф был наивысочайшего качества, поскольку игрокам тупо не на что было больше отвлекаться. НБА тогда не просто спасла сезон – она сохранила свою историю без пробелов и вообще придумала для всего спортивного мира формат организации игр в кризисной обстановке.
Не стоит забывать, что тогда произошло наслоение проблем в связи с протестами движения Black Lives Matter после убийства Бреонны Тейлор и Джорджа Флойда, а также ранения Джейкоба Блейка. НБА умело вплела социальный протест в свой контекст и прожевала эту сложную ситуацию как ни в чем не бывало. Более того, лично меня сейчас даже восхищает, как лига заняла эту нишу – мало какой другой турнир или лига позволяют спортсменам открыто демонстрировать свои политические воззрения. Вас может коробить месседж, но если воспринимать позицию НБА как способ успокоить бурление – Сильверу можно только поаплодировать.
Похоже, это надолго: плей-ин и внутрисезонный турнир
НБА при Сильвере столкнулась с проблемой недостаточной конкурентности внутри регулярного чемпионата. Чтобы выкрутить борьбу за плей-офф на максимум лига дала шанс побороться за продление сезона командам с 9-10 мест в конференции и лишила прямой путевки 7-8 команды. У новой структуры отбора есть свои критики – Марк Кьюбан называл плей-ин ошибкой, а Леброн призывал уволить инициатора изменений. Но, похоже, что этот штрих позволил НБА поймать сразу нескольких зайцев – повысить интерес к разборкам среднезначимых команд, извлечь дополнительную прибыль и отвадить команды от слива конца регулярки. Мне лично всегда казалось, что 8-10 команды конференций зачастую примерно равны по уровню, так что схватки между ними дарят дополнительные часы интересного баскетбола.
Что касается внутрисезонного турнира – ему еще только год, так что идею буду допиливать на ходу. Думаю, внутри лиги инициативу признали успешной – игроки выкладывались, атмосфера в целом была более соревновательной. Есть, конечно, вопросы по целому ряду аспектов будь то дизайн площадок, награды и формат. Но Сильверу стоит записать в заслуги, что при нем НБА не боится пробовать новое.
Четкие инструкции: 65 игр для наград, реформа лотереи драфта
Сильвер, может быть, и друг игрокам, но интересы владельцев клубов и зрителей ему дороже. Поэтому я совсем не удивлен увидеть новость, что лига расследует нежелание Джоэла Эмбида ездить в Денвер под предлогом травм. Раньше голосующим за награды приходилось самостоятельно устанавливать «порог вхождения» по числу матчей. Теперь за них это сделала лига – и того же Эмбида лишили возможности пропускать игры без последствий. По окончании сезона наверняка будут разговоры, что порог в 65 матчей оставил за бортом признания кого-то действительно достойного. Тем не менее, Сильвер снова нашел баланс, поскольку выбранная отметка действительно выглядит справедливой, а телевизионщики получили дополнительные гарантии, что зрители увидят топ-игроков в деле.
Пересмотр системы распределения пиков драфта (с 2019-го три худшие команды имеют равные шансы на первый выбор) – еще один инструмент, чтобы повысить конкурентность. Сигнал командам от лиги был прямой – не надо жертвовать матчами, все равно не получите более высокие шансы. При Сильвере лига вкладывается в то, чтобы команды играли на максимуме как можно чаще, использовали оптимальные составы и боролись за результат до последнего.
Недооцененное: изменения правил, фарм-лиги
При Сильвере лига не стесняется модернизировать баскетбол. НБА в последнее десятилетие приняла решение, что зрителям по умолчанию больше нравится атакующий баскетбол с большим количеством набранных очков, поэтому из игры извлекается все, что мешает эволюции в этом направлении. Плюс, НБА старается быть более прозрачной, поэтому теперь публикуются отчеты о судейских решениях в решающих владениях. Тренер не согласен с решением бригады? У него есть возможность оспорить вердикт через видеоповтор. Болельщиков бесит флоппинг? Дадим судьям право наказывать за это.
Однажды НБА преодолеет планку результативности и эффективности, когда легкость набора очков начнет вызывать отторжение. Но, судя по всему, эта черта еще не достигнута.
Взаимодействие НБА со свой младшей лигой – тоже чрезвычайно любопытная история. С 2010-х команды НБА начали налаживать эксклюзивные отношения с фарм-клубами, а в 2020-м лига создала собственную независимую команду «Игнайт», которая предполагалась в качестве альтернативы игре за университет. К выпускникам этой команды после перехода в НБА определенно есть вопросы – Джейлен Грин, Джонатан Куминга и Скут Хендерсон на первых порах не сумели подтвердить качество «Игнайт» в качестве надежной опции для развития навыков. С появлением в университетском спорте монетизации своего образа G-лига потеряла позиции и как более выгодная в финансовом плане.
Иными словами, НБА придумала классную штуку, но пока не придумала, как все правильно обустроить.
Мое любимое – это необычное увлечение НБА Африкой. Я еще никогда не слышал, чтобы какая-то лига объединила усилия с международной федерацией (ФИБА) для создания независимого чемпионата. Этот проект существует уже три года и позволяет скаутам НБА лучше ориентироваться в потенциале и перспективах целого континента.
Ну, и у ЖНБА были отличные посещаемость и рейтинги трансляций в 2023-м.
Упомянуть сторонние проекты НБА стоит хотя бы ради того, чтобы подчеркнуть, сколько всего на самом деле курирует Сильвер и армия его ассистентов.
Проблемное: Матч звезд
С одной стороны, приятно, что Сильвер не ставит крест на этом мероприятии. Все-таки это важная часть истории НБА, уходящая корнями в самые ее глубины. Но формат этой встречи менялся уже неоднократно, в то время как интерес к ней только падает. Причина проста – в ней совсем нет соревновательного интереса, игроки бродят нога за ногу и забивают сверху без сопротивления в каждой второй атаке.
Сильвера и его команду однозначно нельзя упрекнуть в неприятии нового. К примеру, Матч звезд НБА познакомил множество любителей спорта с так называемой «концовкой Элама», когда финальный отрезок игры проводится до заранее установленного счета. НБА также экспериментировала с внедрением подобных развязок встреч в G-лиге, где напоминающая стритбол игра до конкретных цифр даже заменяла овертаймы.
В 2024-м НБА решила вернуться к традиционному формату Матча звезд с противостоянием Востока против Запада после экспериментов с набором составов капитанами. От концовки Элама решили отказаться, то есть нас ждут классические 12-минутные четверти.
Возможно, пациент уже мертв. Но попытки его реанимировать еще не кончились.
В режиме ожидания: новое коллективное соглашение, ТВ-контракт
Владельцы клуб наверняка души в Сильвере не чают, поскольку если в 1992-м средняя стоимость команды НБА оценивалась в 70 млн долларов, то сейчас Forbesоценивает команды лиги в 3,85 миллиарда. Лиге также идет на пользу то, что при Сильвере она работает бесперебойно, а новое коллективное соглашение с профсоюзом игроков обеспечит отсутствие локаутов до 2029 года (документ рассчитан до 2030-го, но есть опция выхода из договора на сезон раньше).
Но лига еще только-только вступила в эпоху нового договора, который предполагает серьезные изменения во внутреннем устройстве НБА. В перспективе клубам грозят разные запреты за превышение потолка зарплат, а командам из низших эшелонов экономической вертикали вроде как обещают больше всяких вкусняшек, облегчающих жизнь на слабом рынке.
Может быть, новые правила никак не скажутся на восприятии лиги рядовыми болельщиками. Хотя, даже если болельщик не интересуется экономической подноготной лиги, то у него наверняка есть свое мнение насчет 65-матчевой отсечки для наград, внутрисезонного турнира или, например, безпозиционного формирования сборных All-NBA и All-Defense.
И мало какой договор определит восприятие эпохи Сильвера сильнее, нежели новый ТВ-контракт НБА. На самом деле, «телевизионным» назвать его уже сложно, поскольку речь идет о распределении медиа-прав на трансляции среди не только классических вещателей, но и стримингов.
100%-ное попадание: отсутствие волос
Видели фотографии Юргена Клоппа в формате «до и после» 9 лет работы главным тренером в «Ливерпуле»? Стерн и другие комиссионеры неизбежно покрываются сединами за время работы на посту. А Сильвер решил эту проблему, поскольку волос у него просто нет.
Фото: Gettyimages.ru/ AAron Ontiveroz/The Denver Post, Kyle Terada – Pool, Kevin C. Cox, Jonathan Alcorn, Douglas P. DeFelice, Maddie Meyer, Sarah Stier; Panoramic/Keystone Press Agency/Global Look Press
На самом деле уже.