Каннингема называли американским Дончичем. Теперь он самый несчастный человек во Вселенной
В ежегодном рейтинге «25 лучших до 25 лет» (составлен в ноябре, то есть авторы были свидетелями эрозии «Пистонс») авторитеты из ESPN поместили Кейда Каннингема на 6-е место среди самых перспективных молодых игроков лиги. Выше него только Лука Дончич (с которым Кейда упорно сравнивали на протяжении всей карьеры), Энтони Эдвардс, Виктор Вембаньяма, Тайриз Халибертон и Джа Морэнт.
Чтобы оценить процентную ставку, под которую кредитуют Каннингема, достаточно осознать, что в списке его котируют выше Чета Холмгрена (13-е место), который сейчас идет в лидерах на звание лучшего новичка года, и Паоло Банкеро (14-е место), игрока, получившего аналогичный титул в прошлом году и на второй сезон вытащившего «Орландо» из вечного болота.
По первости кажется, что здесь вполне была бы уместна фраза из фильма «Гараж»: «Что же это делается, товарищи! Во, жизнь! Каждый счастлив в одиночку!»
Но, во-первых, Каннингем в этом списке не единственный кандидат от «Пистонс» (Джейлен Дюрен на 21-м месте).
И, во-вторых, если приглядеться, индивидуальные показатели Каннингема не так уж великолепны даже на фоне чумного «Детройта».
У Каннингема отличная статистика, он играет на историческом уровне. Но все это лишь иллюзия прогресса
В чем Каннингему не откажешь, так это в породистой баскетбольной родословной.
Он – 1-й пик на добротном драфте-2021 (Грин, Мобли, Барнс, Гидди, Франц Вагнер, Шенгюн).
У него впечатляющая статистика: 22,4 очка, 3,9 подбора, 7,1 передач, 1 перехват в среднем за игру.
Несмотря на то, что ему всего 22 года и в прошлом году из-за травмы он принял участие всего в 12 играх, сейчас на его счету 105 матчей в трех сезонах НБА, все в старте.
Если Каннингем не будет депрессовать из-за судьбы «Пистонс» в этом сезоне (а это несложно) и включит индивидуалиста, то ему вполне по силам стать всего лишь 13-м игроком в истории НБА, набирающим в среднем не менее 18 очков, 5 подборов и 5 результативных передач за игру в течение первых трех сезонов. Представителю «Детройта» подобное удавалось лишь раз, да и вообще компания, надо отметить, почетная.
Что касается отзывов, то о талантах Каннингема нараспев вещают.
Как одноклубники.
«Он использует все свои многочисленные навыки, чтобы добиваться желаемого результата. Он великолепно читает игру, вовлекает всех нас в розыгрыш, отлично атакует, когда того требует ситуация. У него есть все необходимое, чтобы стать суперзвездой», – не скупится на похвалы Джейден Айви.
Так и журналисты.
«Его схожесть с Дончичем не ограничивается стилем игры и строением тела. Каннингем похож на словенца буквально в каждом аспекте игры. Он так же умело использует тайминг при розыгрыше пик-н-ролла. Его манера исполнения трехочкового с отшагиванием очень похожа на ту, которую использует Лука. Так же, как и Дончич, он любит и умеет играть спиной к кольцу. Он способен набирать очки в посте множеством способов, не только с помощью проходов. Они пугающе похожи», – божился перед драфтом в колонке автор CBSSports Колин Уорд-Хеннингер.
Тренеры тоже не отстают.
«Он хорош. Действительно хорош. Такого уровня игры ты и ожидаешь от игрока, выбранного под 1-м номером драфта. То, как он дирижирует нападением, не состыкуется с его возрастом и опытом. Создается впечатление, что он гораздо более опытный парень, потому что читает игру задней линии обороны… видит все происходящее на площадке», – аттестует манеру Каннингема тренер «Хит» и сборной США Эрик Споэльстра.
Ну, сам Кейд тоже не из стеснительных.
«Смотрю огромное количество матчей и видеоматериалов с Лукой Дончичем. Я вырос в Далласе, поэтому Дирк Новицки был моим примером для подражания, а теперь Лука – новый главарь «Далласа». Много наблюдаю за ним, поэтому могу сказать, что у нас не только похожий тип телосложения, но и вообще довольно много общего», – признавался Каннингем журналистам перед драфтом.
Сейчас о сравнениях Каннингема с Дончичем рассуждают гораздо реже, хотя есть категории, в которых тот превосходит своего кумира.
Например, по среднему количеству потерь за игру плеймейкер «Детройта» занимает второе место в лиге (3,97), уступая только бесконтрольному Трэю Янгу (4,19) и опережая как раз Дончича (3,96), который замыкает тройку. И эта метрика лишь одна из многих, превращающих более чем презентабельную статистику Кейда в мираж.
Показатель нетрейтинг – один из самых важных в продвинутой статистике. Именно он показывает, насколько один отдельно взятый игрок улучшает игру своей команды. Скажем, значение «+5,0» у определенного игрока демонстрирует, что при его наличии на площадке команда набирает на 5 очков больше (в пересчете на 100 владений). Это к тому, что нетрейтинг Каннингема равен «-8,2» – это 504-е место в лиге, в которой сейчас числятся 513 баскетболистов.
К слову, в этом межпространственном континууме от 504-го до 513-го места сосуществуют еще три игрока «Пистонс»: Осар Томпсон («-9,0», 508-е место), Боян Богданович («-9,1», 510-е место) и Айзейя Ливерс («-9,9», 512-е место). И если на Ливерса еще можно махнуть рукой, то Томпсон и Богданович – игроки основной ротации, проводящие на площадке огромное время. Томпсон – фактически игрок основной пятерки (24 игры из 29 в старте, при среднем игровом времени 26,8 минуты), а Богданович – при том, что долго возвращался после травмы и сыграл всего 10 матчей – проводит в среднем по 32,5 минуты.
Эти люди постоянно находятся на площадке и влияют на происходящее, деликатно выражаясь, не самым лучшим образом. В их оправдание можно сказать, что все они игроки зависимые: Томпсон – новичок и только адаптируется к лиге, а Богданович – статичный снайпер, чья эффективность в подавляющей степени определяется тем, где и когда он получит передачу. А передачи отдает не кто иной, как Каннингем, чья низкая эффективность не заканчивается отрицательным нетрейтингом.
Не в ладах Кейд и с показателем «Win Shares», который определяет совокупность действий игрока в пересчете на 48 минут игрового времени и демонстрирует его вклад в победы команды. У Каннингема «Win Shares» равен -0,008 (440-е место в лиге).
Чуть лучше дело обстоит с процентом эффективности (PER, «Players Efficiency Percentage»). Он у главной звезды «Пистонс» равен 14,4 (198-е место в лиге). И, несмотря на то, что именно «PER» – единственная положительная метрика среди трех основных продвинутых показателей, именно она лучше всего подсвечивает противоречивость его действий на паркете.
Каннингем неэффективен, хотя пытается это исправить
Результативность разыгрывающего (22,4 очка в среднем за игру) – самая высокая в команде. Чтобы набирать такие цифры, Каннингем берет большое количество попыток на бросок (19,2 в среднем за игру), а в случае, когда перевыполняет норму, просто огромное: 33 очка против «Бакс» (27 попыток), 31 очко против «Индианы» (26), 43 очка против «Атланты» (24 попытки). И последний результат важен не столько числом набранных очков, сколько редкой для него точностью реализации (66,6%). Особенно, учитывая специфику бросков Каннингема.
В общем-то, ни для кого не секрет, что в современной игре есть три наиболее эффективных способа набора очков: трехочковый (потенциальная выгода выше, чем от обычного двухочкового), лэй-ап (в проходе есть вариант заставить соперника сфолить) и штрафные (просто потому что куда уже легче). А вот неэффективный всего один – броски со средней дистанции. И это именно то, чем грешит Каннингем.
Большинство его бросков совершаются со средней дистанции, по среднему количеству попыток с игры (19,2) он 12-й в НБА, а вот по средней результативности занимает 26-е место. Эта разница хорошо отражает низкую эффективность – 44% с игры, 53% true shooting. Ты просто не можешь брать такое огромное число попыток, исполнять их из наименее подходящего для реализации положения и попадать в цель.
Надо отдать должное Каннингему, он пытается действовать иначе и не боится идти под кольцо, но риск практически не окупается. В этом сезоне его зачехлили 42 раза, чаще под блок-шоты попадал только Джарен Джексон-младший из «Мемфиса» (45).
Прогресс в реализации трехочковых, о котором говорится в той же статье ESPN «25 лучших до 25 лет», тоже не вполне соответствует реальности. А она сурова и свидетельствует о том, что Каннингем атакует из-за дуги ниже среднестатистических показателей лиги по всем типам дальних бросков.
Спасением могли бы стать штрафные, которые Каннингем реализует с высокой точностью (87,6%), но и тут не без проблем.
Он наказывает противников качественно, но не количественно: 4,4 штрафного за игру (3,2 за всю карьеру в НБА) ничтожно мало для разыгрывающего, набирающего 20+ очков. Тот же Дончич, который кладет с линии 77,3%, берет широкой пригоршней по 8,3 попытки. Ровно так же ведут себя Шэй Гилджес-Александер и Дэмиан Лиллард, не деликатничают Трэй Янг (8,0), ДеАарон Фокс (7,6), Стеф Карри (6,1), Джейлен Брансон (5,5), Тайриз Макси (5,3).
И только Каннингем стыдливо шаркает ножкой в конце четвертого десятка (38-е место в лиге по среднему количеству штрафных за игру).
Подобный диссонанс между цифрами стандартной статистики и реальной оценкой вклада Каннингема в результат команды настораживает, а вкупе с результатом «Детройта» и вовсе может вызвать панические настроения.
Ясно, что Кейд не Дончич. Но насколько все плохо?
Настолько, что винить во всем одного Каннингема попросту нелепо.
Один из самых разбалансированых составов в НБА с без двух минут худшей атакой лиги (28-е место, наковыривают по 108,5 очка) предоставляет соперникам возможность сосредоточиться на единственной игроке, который пытается что-то придумать в нападении.
Защита знает, как играть против Каннингема, и заставляет его представать в худшей версии самого себя. А для того, чтобы нивелировать это ощущение за счет умений других игроков, «Пистонс» для начала неплохо бы понять, во что они хотят играть, кем и как. А до тех пор «Детройт» уповает на Каннингема, прекрасно понимая, что требует от него всего и сразу.
«Я должен лучше работать. Делать так, чтобы у Кейда была возможность пользоваться большим пространством. Когда он на площадке, мне стоит менять комбинации таким образом, чтобы «краска» была более открытой. Думаю, пространство даст ему возможность чувствовать себя увереннее и лучше видеть партнеров. Да, сейчас у нас проблемы и порой требуем слишком многого от него, но Кейд – парень, который может справиться с такой нагрузкой», – не так давно приговаривал Монти Уильямс.
Думается, что как только «Пистонс» окружат Кейда более опытными игроками и все же перестанут полагаться на средние броски, он сможет оптимизировать свои навыки. Но о сравнениях с Дончичем, на которые так упирали до драфта, можно забыть прямо сейчас. Ко второму сезону словенец уже был выбран в первую сборную лучших игроков НБА, набирал в среднем по 29 очков, 9 подборов и 9 передач.
Тот, кого мы видим сегодня в Каннингеме, да, пожалуй, и в лучшей его версии, скорее, похож на профиль игрока, которого Джон Холлинджер из The Athletic охарактеризовал следующим образом.
«Кейд не тот парень, который выбивает хоум-ран и спасает команду. Он не тот, кем его многие представляют. Он, скорее, второстепенный созидатель, а не плеймейкер, которому вы позволите разыгрывать по 60 комбинаций за игру».
Каннингем способен добавить в реализации трехочковых (его точность со штрафных подтверждает наличие броска), у него отличное видение площадки, а значит, в креативной игре тоже есть куда расти. Если снизить круг его обязанностей и поставить в пару с ярко выраженным скорером, то он может стать чем-то вроде Лонзо Болла на максималках.
Проблема не столько самого игрока, сколько «Пистонс» в том, что они грезили об одновременно лучшем распасовщике и снайпере, более вариативном игроке, чем тот, которого мы видим сейчас. Для них вопрос ожиданий был исторически важен, ведь до Каннингема «Детройт» брал игрока под 1-м пиком аж в 1970-м, тогда это был центровой Боб Ланир. Он, кстати, не выиграл чемпионский титул: из-за травм, текучки тренеров и не самых талантливых партнеров. И он ни разу не попадал в первую сборную НБА по итогам сезона из-за высочайшей конкуренции в его амплуа.
Не то чтобы это был определяющий фактор. Просто начиная с 1980-го года лишь одна команда брала Кубок Лэрри О’Брайена без представителя такой сборной в составе. Конечно же, это были «Пистонс» 2004 года выпуска. Так что, если вокруг Каннингема соберут необходимые детали, грамотно отшлифуют игру и займутся тюнингом, то, возможно, у «Детройта» появятся шансы погудеть в плей-офф. Но даже тогда, вероятнее всего, его роль в команде будет соответствовать игровому номеру на майке.
Фото: East News/AP Photo/Duane Burleson, AP Photo/Carlos Osorio, AP Photo/Noah K. Murray; Gettyimages.ru/Gregory Shamus, Elsa, Stacy Revere
Каннингем был очевидным первым пиком, Детройт выбирал первым. Всем было понятно где он будет играть, какой смысл ехать куда-то на просмотры? Приведы "богатые" современные примеры, хотя бы 21 века, обменов первых пиков до драфта из-за забастовки игрока, типа не хочу там играть. Хоть один есть?)
Весь североамериканский спорт построен так, чтобы любую команду возможно было сделать за несколько сезонов чемпионом. Сегодня ты помойка завтра чемпион, тут не угадаешь. В курсе что Голден Стейт ~20 лет был помойкой, а потом набил сколько там, 6 финалов, 4 чемпионства? Просвещайся
Откуда взялось утверждение "ему вполне по силам стать всего лишь 13-м игроком в истории НБА, набирающим в среднем не менее 18 очков, 5 подборов и 5 результативных передач за игру в течение первых трех сезонов" ?