Черная рука. Реанимация Хряпы как главный сюжет матча «Химки» – ЦСКА
Виктор Хряпа еще может играть в баскетбол. Доказано на «Химках».
После московского матча с «Бамбергом» в регулярном чемпионате Евролиги я, как обычно, задал Итудису дурацкий вопрос:
– Чем вообще может помочь Виктор Хряпа этой команде?
Тренер ЦСКА, как обычно, максимально абстрагировался от конкретики и начал рассуждать о том, что все это марафон, работа идет, и вообще никто не знает, что нас ждет завтра.
В каком-то смысле он был прав насчет завтра. В следующем матче с «Дарушафакой» Хряпа вышел на 30 секунд, сломал руку и вновь отправился лечиться и мучить себя надоевшими тренировками.
Тот момент, кажется, надломил самых упорных поклонников таланта капитана. Слишком уж сильно 30 секунд и перелом, очередной перелом, ассоциируются с понятием «хрустальность». И слишком уж часто появляющаяся после каждого возвращения Хряпы надежда разбивалась об очередную травму. По сути, в последний раз настоящего винтажного капитана видели в полуфинале с «Маккаби» – только там был другой тренер, другой ЦСКА и вообще не те эпизоды, которые хочется прокручивать в голове.
В общем, после «Дарушафаки» никто уже и не надеялся.
Для самого Хряпы эти два года точно были непростыми, но со стороны так все вообще выглядело едва ли не самой печальной из возможных попыток завершить карьеру. После неудачной операции в Чикаго здоровье никогда не было сильной стороной капитана ЦСКА, но, в отличие от сборной, у него всегда получалось не делать из повреждения стопы первостепенной проблемы. В команде Мессины он мог пропускать матчи, периодически терял то бросок, то проход, но оставался самой важной частью системы – в защите, где с подстраховкой Саша Каун стал звездой Евролиги, и в нападении, не существующем без фирменных сквозных передач из-за головы. С приходом же Итудиса определяющим трендом стали не только постоянные повреждения, попытки набрать форму, новые повреждения и так далее по кругу, но и сложности с игровой адаптацией. Ее причины могли логично вытекать из недостаточной физической готовности, но за неимением точного подтверждения легко находились и другие версии: прогрессирующие проблемы с броском, дискредитирующие Хряпу в роли растягивающего защиту четвертого номера; слухи о конфликте с новым тренером; если не прямо-таки конфликт, то уж точно разногласия по поводу новой роли. Летом после долгих раздумий и выложенного на стол предложения от «Химок» ЦСКА дал многолетнему лидеру новый контракт, и в этом жесте не было видно ничего, кроме символизма. Хряпа вновь получил травму еще на предсезонном сборе, вновь мало играл и гораздо органичнее начал выглядеть в РФБ вместе со своим другом, записавшим действующего игрока в Исполком (что тоже как бы намекало скорее на статус Хряпы, а не на то, что у президента не хватает друзей, чтобы заполнить Исполком).
Все было грустно и вроде бы близилось к тихой благополучной развязке.
И вдруг.
Матч с «Химками» не был внезапным откровением, черты чего-то нового/забытого старого просматривались и с «Бамбергом», и с «Жальгирисом». Но совершенно точно, что ни после одного восстановления Хряпа не возвращался столь бодрым и похожим на себя настоящего. Вдруг возвращение на уровень, близкий к прежнему, стало реальностью.
Не стоит даже переоценивать само выступление в игре с «Химками». Ну да, выход Хряпы оказался переломным и зарубил интригу. Ну да, он выдал лучшую эффективность во всей команде и убедил Итудиса не убирать его с площадки. Ну да, он попал практически все, что последний раз с ним было примерно в 2014-м. Но частично все это можно объяснить тем, что все время против него играл Джош Бун, который только недавно приехал в «Химки» и пару раз просто бросал оппонента в одиночестве. И тем, что перепады в игре желто-синих не уступают по амплитуде тем маховым движениям, которыми Римас Куртинайтис сопровождает каждую неудачу на паркете.
В данном случае, как сказал бы Итудис, важен не сам факт результативности, а процесс ее достижения. Этот Хряпа совсем не похож на того, за кем было больно наблюдать последние два года. Он легко идет в проход под щит и выпрыгивает на кольцо или отдает пас. Он совершенно не колеблется при броске. Он не только заставляет разыгрывающих бегать без мяча, но и вполне бегает сам. Он душит соперников в защите длиннющими руками и смело выпрыгивает на подборе. Он даже глупости делает иначе – не потому, что боится ошибиться и колеблется, а потому что стремится сыграть сложнее. Этот Хряпа с забавно важным видом ходит по площадке широкими шагами, дает всем указания и свойски подмигивает Итудису при обсуждении рабочих вопросов.
Грек уже доказал, что не боится довольно радикально менять игровой стиль по ходу пьесы. И появление такого Хряпы вполне намекает на подобные трансформации и пересмотр ролей на позиции мощного форварда (с «Жальгирисом» он уже вышел в старте). Хорошо ли это будет для ЦСКА, сейчас рассуждать глупо. Но совершенно точно, что все, кто бросил надеяться, обязаны делать это вновь – эта история еще может завершиться красиво.
Фото: cskabasket.com/Михаил Сербин
- Нет - я Хряпа!