«Химки» – ЦСКА как драма в четырех актах
Главное дерби лиги ВТБ не может быть односложным триллером – в одной игре «Химки» и ЦСКА умудрились воплотить сразу 4 невероятных сюжета. Sports.ru – о каждом.
Акт 1. Подавление ЦСКА
С каждым новым матчем ЦСКА все отчетливее теряет почву под ногами – накапливаются усталость и травмы, распадается привычная ротация, уходят знакомые роли. Сначала красно-синие еще вырывали победы в красивом стиле, затем мучительно вытягивали концовку, за последнюю неделю потерпели сразу два поражения – от «Локомотива» и «Олимпиакоса». Под прессингом неожиданно свалившихся обстоятельств ЦСКА утратил блеск начала сезона и все больше стал походить на страдающего хронической усталостью. Ну, или на еще не проснувшегося Милоша Теодосича, пытавшегося встряхнуть команду своим появлением, но быстро допустившего три потери.
Уже к началу второй четверти ЦСКА отставал на 12 очков (41:29) и выглядел совершенно беззащитным (32 пропущенных очка в первой четверти). Итудис попытался нейтрализовать Райса с помощью Маркоишвили, но этот план не выглядел особенно эффективным. «Химки» забивали и после пик-н-роллов, и в быстром нападении, и доводили мяч под щит до «больших», и разрывали порядки армейцев за счет умного движения мяча, обязательно обрывающегося на открытом броске. Цифры были под стать: 9 из 11 двухочковых, 4 из 8 трехочковых – против любого другого соперника матч был бы выигран уже в первой четверти. Да и ЦСКА казался потерянным: Копонен попал «треху» «в лицо» Теодосичу, тот расстроился и бросил в ответ метров с восьми.
Тщательно спланированная засада, которую «Химки» устроили изможденному чемпиону, смотрелась как показательное избиение. Здесь было все: и смятение перед Райсом, и восхищение Вяльцевым, и отчаянный поиск выхода из ситуации, каждый раз завершавшийся очередной болью, и невозмутимый Итудис, который все так же терпеливо пытался донести свои требования.
Акт 2. Возвращение ЦСКА
Даже в таком матче ЦСКА умудряется показать, что обычные мерки к нему плохо применимы. «Химки» лишили соперника их излюбленных пик-н-роллов, прикрыли «больших», ограничив передачи под щит, не позволяли бежать. Но гости не только оставались в игре – во второй четверти они вернулись еще более опасными, чем прежде. Лучшая иллюстрация их игры – соотношение набранных очков: при 56 набранных 44 оказались на счету ДеКоло (21), Теодосича (13) и Фридзона (10). Едва «Химки» немного сбавили темп и начали промахиваться, как все перевернулось.
Все, что требовалось от ЦСКА – это собраться с силами и начать агрессивнее защищаться. Активнее накрывать Райса, провоцируя у него потери, отключить работающие как часы пик-н-роллы, ввести в игру Хайнса, которому лучше удавалось противодействовать «большим» «Химок», страховать против трехочковых со слабой стороны.
Когда это было воплощено в жизнь, ЦСКА опрокинул уже было побеждающего соперника. Для этого не надо было даже ничего налаживать. После промахов «Химок» дистанции стали получаться быстрые атаки. А все позиционные владения сводились к индивидуальным номерам неудержимых Теодосича и ДеКоло – они либо атаковали сами (француз вообще выглядел едва ли не безупречно, 4 из 5, 2 из 2, 3 из 3), либо находили открытого партнера хитроумной передачей. И вот уже Куртинайтис сначала побежал на центр площадки с претензиями к арбитрам, а потом присел, закрыв лицо руками: «+12» сменилось «-8» (48:56). И все начиналось заново.
Акт 3. Игра без защиты
Райс включил привычный режим злого гения ЦСКА и привел нападение «Химок» в рабочее состояние. Теодосич выдал два необязательных броска из-за дуги, а потом попытался исправиться, подставившись в защите, но породил лишь фол и ироничную улыбку. Застать врасплох уже никого было нельзя. ЦСКА и «Химки» проверили все имеющиеся силы, опробовали заготовленные сюрпризы и схлестнулись в обоюдоостром сражении, в котором эмоции и сиюминутный порыв преобладали над любой рациональностью.
До последней минуты стороны обменивались ударами, все точнее осознавая, что любые выдумки в защите ни к чему не приведут. Пока ЦСКА пытался обрести новый импульс со стороны Маркоишвили или Воронцевича, но те лишь мазали, «Химки» вновь создали 15-очковый задел (92:77). Проверенные пик-н-роллы с участием Райса и Копонена, суровый Дэвис, не видящий себе равного в «краске», трехочковые Копонена и Ханиката – в отличие от армейцев, «Химкам» не нужно было придумывать что-то особенное, так что их лидерство выглядело вполне обоснованным.
Больше 10 минут Итудис присматривался к ростеру и адекватный ответ сумел предложить уже тогда, когда все казалось потерянным. Потерю подсевшего на фолы ДеКоло удалось компенсировать с помощью заработавших пик-н-роллов Теодосича и Хайнса: серб перестал увлекаться собственными фантазиями и начал делать простые вещи, на которые «Химки» неожиданно и не знали что ответить. Понятно, что нападение было немыслимо без стягивающих к себе внимание Николза и Фридзона. Понятно, что в защите все тот же Николз очень помог, когда подустал Воронцевич. Но это возвращение было типичным для Кайла Хайнса, таранившего чужой щит и перекрывшего все пространство под своим. Один из немногих людей в Европе обладает уникальным умением менять ход матчей без безумных попаданий и умения убежать от всей команды – он просто берет и поворачивает все так, как ему надо.
ЦСКА почти сравнял (93:94), но тут уже началась концовка, и Тайрис Райс последовательно и дьявольски просто сделал результат – 102:95 за минуту до сирены.
Акт 4. Баскетбольная концовка
Но эта история слишком сложна, чтобы заканчиваться так приземлено. Химкинский ежик, рванувший демонстрировать пробежку у Воронцевича при «+15», тут лишь открыл рот. Неуверенные штрафные химчан, быстрые трехочковые Фридзона и Теодосича – и все перевернулось за полминуты. Положив очередную безумную треху, серб с непринужденным видом отправился на скамейку – и был прав, попытки называть его броски «дураками» уже давно выставляют дураками тех, кто не может оценить удивительную сущность разыгрывающего. Маятник вроде бы качнулся в сторону ЦСКА – тут же они все же сумели зажать Райса в углу и заставили его потерять мяч, а Теодосич уже сравнивал счет – 104:104.
Но все это было лишь подготовкой для главного момента вечера. (Нет, не для традиционного для «Химок» вмешательства судейского столика, сорвавшего красно-синим атаку за доли секунды – после которого Итудис уже был готов добраться до непотопляемого Хлопикова).
День, не завершившийся поражением ЦСКА – личное оскорбление для Тайриса Райса. Наверное, поэтому он просто не мог промахнуться.
БК Химки – ЦСКА Москва 107:104 (32:24, 18:32, 34:19, 23:29)
БК Химки: Райс (18 + 7 передач + 5 потерь), Хоникатт (16 + 7 подборов), Вяльцев (10), Моня (10), Патеев (4) – старт; Копонен (22 + 6 передач), Дэвис (22), Огастин (3), Шелекето (2).
ЦСКА Москва: Де Коло (25), Фридзон (18), Воронцевич (12), Маркоишвили (5), Каун (3) – старт; Теодосич (29 + 9 передач + 6 потерь), Хайнс (10), Уимс (2), Николс (0), Коробков (0).
====================
Традиционный выпад Фила против химкинского столика, хотя на этот раз столик-то не при чем: после попадания Райса мяч следовало вводить, как и при любом взятии кольца, из-за лицевой со стороны трапеции, а не в стороне от неё, но полевые арбитры косяка сразу не заметили, дали разыграть, а секундомер уже запустили.
Но номер в стиле "цирка с конями" был повторен "на бис"...