5 мин.

«Зенит» в спартаковских цветах. Новое лицо санкт-петербургского баскетбола

Зураб Читая – о еще одном питерском «Зените», стремительно набирающем популярность.

«Мне не понравилось», – заявил после финальной сирены тренер армейской молодежки Андрей Мальцев.

???!

«Малейко две потери сделал...»

18-летний форвард Михаил Малейко вышел на замену за 3 минуты до финальной сирены матча «Зенит» – ЦСКА. К этому моменту дело было давно сделано, ЦСКА буквально растер «Зенит» в пыль. 18 потерь? Проигранный вчистую, если верить протоколу, щит? Пустяки, дело житейское. На некоторые непреложные каноны баскетбола можно и наплевать, если ты способен большими отрезками играть почти идеально в атаке.

Да и бог с ней, с гениальной атакой ЦСКА! И с защитой «Зенита», которую олицетворял Деян Боровняк, считавший, что лучший способ обороняться против одиноко стоящего на дуге Воронцевича, — это поверить в то, что тот промахнётся.

Интересное дело не в том, что Боровняк сыграл плохо, а Воронцевич хорошо. И не в том, что Димитрис Итудис выпустил в концовке веселый состав с Коробковым, Стребковым и Малейко. С тем же успехом грек мог выпустить и себя самого, и руководителя пресс-службы ЦСКА Николая Цынкевича, и даже 68-летнего массажиста-легенду Аскера Барчо. «Зениту» и это бы не помогло.

Интересное дело в том, что в Санкт-Петербург теперь есть еще один «Зенит».

Питер — это Мекка отечественного баскетбола. Страшно подсчитывать, какой процент воспитанников тамошней школы в пантеоне советских и российских великих. Московским адептам игры «Великая Битва Двух Столиц» тут не стоит даже начинать. Факт — вещь упрямая. Даже два факта: оба олимпийских золота для нашей страны добыли ленинградцы — Кондрашин и Гомельский. Дальнейшее перечисление будет только усиливать эффект.

Но все (или почти все) прошлое величие ковалось под флагом совсем другой команды – «Спартака». И теперь «Спартак» разбит, разорен, упразднен. И на обломках самовластья вдруг возник клуб с таким логичным названием. И не возник даже, а переехал из, страшно сказать, Люберец. «Триумф» был почти никому не нужен в Подмосковье, «Спартак» оказалось некому спасти в Питере — вот и сложилось.

Тот же Мальцев — представитель старой школы. На вопрос, нравится ли ему атмосфера, категорически ответил: «Нет!» «Ты вот у него спроси, нравится ли ему», – кивнул на Владислава Радимова, другую легенду питерского спорта.

Радимову, существенную часть карьеры проведшему с надписью «Зенит» на груди, все относительно нравилось. Относительно — потому что «Спартак» – тот, что местный и баскетбольный, — для него тоже не пустой звук. А уж Мальцеву категорически мечталось увидеть что-то подобное на игре родного клуба. Радоваться успехам нового, возникшего на пепелище, у него не получается. Сентиментальность и верность прошлому не выкинешь в окно как картофелину.

Таких, как Мальцев, в Петербурге много. Но и другие подросли. Я и сам лично знаю многих, кто не раз озвучивал святотатственное «Что еще за «Спартак» в сине-бело-голубом городе?!» Это уже те, кто рос, пропитываясь насквозь «Зенитом» футбольным и постепенно забывая баскетбольный «Спартак». Им он, загнанный на задворки по разным причинам, сердец своим именем не грел. Скорее наоборот — резал слух.

«Спартак» дышал на ладан, балансировал по краю, выживал непонятно как. И веревочка, пришло время, свилась в удавку. Бывший президент РФБ и фактический владелец клуба Александр Красненков неосторожно ввязался в холодную войну со всемогущим Мазарини русского баскетбола Сергеем Ивановым — и вот уже в новенькую «Сибур-Арену», строившуюся для «Спартака», триумфально въезжает экс-«Триумф», вдруг осчастливленный газпромовским финансированием и милым сердцу каждого петербуржца именем. И первые же месяцы дали для кого-то грустные, но бесспорно качественные всходы. Сентиментальные и верные проиграли — делайте с этой информацией что хотите.

Руководство нового клуба, говорят, начало работу с болельщиками с самого очевидного — с информирования и заманивания владельцев сезонных абонементов футбольного «Зенита». Логичное желание — достучаться до главного ресурса. И ресурс начал работать сразу – «Зенит», не хватающий с неба звезд, на данный момент самый посещаемый клуб в России. Имея в клубной истории полтора десятка официальных матчей...

Конечно, матч с ЦСКА и семь с лишним тысяч болельщиков на нем – не вполне корректный пример. А вот почти четыре тысячи на игре с «Калевом» – довод посерьезнее. Говорю же, ресурс работает. Несмотря на то, что «Зенит» этого созыва не борется и не будет бороться за титулы, народ на него пошел. Не согнанный и заманенный, не футбольные ультрас (на матче с ЦСКА таких было примерно по паре сотен с обеих сторон), а обычные «кузьмичи». И весьма миловидные и немалые количеством «кузьминишны» тоже, что приятно удивило. Кстати, оба фанатских сектора вели себя вполне мирно. Футбольная родословная их обитателей традиций баскетбольного боления не нарушала.

Сам матч, по сути, был единственным бледным пятном вечера. Борьбы не получилось никакой, если не считать первых, довольно резвых для хозяев минут. «Вы — шестой игрок на площадке! Я не шучу!», – надрывался в большом перерыве ведущий, обращаясь к трибунам. У присутствующих было сомнение в том, что «Зениту» помог бы и шестой, выйди он в самом деле на паркет. Но и это не испортило впечатления! Двумя днями ранее я был на матче ЦСКА в Тель-Авиве, так там действующий чемпион Евролиги получил от московского дракона ровно тоже, что и «Зенит». В Европе в принципе сейчас есть всего три-четыре команды, с которыми у этого ЦСКА могут возникнуть проблемы, и «Зенита» в этом списке точно нет.

Зато у «Зенита» есть великолепная, исключительно удобная и уютная арена. От метро к ней подвозят на бесплатных и удивительно комфортабельных шаттлах. Парковка удобная и большая, инфраструктура внутри дворца вполне развита. Рядышком, правда, гигантским конфузом нависает недостроенный (и по впечатлениям не очень-то и строящийся) футбольный стадион, но это только добавляет впечатления.

Удивительный факт: трибуны и паркет «Сибур-Арены» все еще раскрашены в цвета «Спартака». Хотите, считайте это издевкой, а хотите, намеком. Пожелать окончательного забвения питерскому «Спартаку» сможет только самый циничный из «гулливеров». Но «Зенит» в Петербурге теперь тоже есть.

Факт — вещь упрямая.