До истерики. 5 вещей, которые нужно знать о матче «Жальгирис» – ЦСКА
1. Атакующая модель ЦСКА начала работать
Нынешний ЦСКА вызывает странные ощущения: Этторе Мессина отталкивается от исполнителей и строит скорее атакующую команду – вернее, команду, компенсирующую проблемы сзади за счет нападения. В начале сезона эта странность еще больше усиливалась от того, что статичная атака полагалась в основном на американских свингменов, немногих, кому удавалось отрываться на первом шаге и дать импульс всему остальному. И окончательно усугублялась чересчур важной ролью Сонни Уимса: движение мяча всякий раз останавливалось на нем, порой придавая ЦСКА образ команды одного игрока.
Продолжительное отсутствие Уимса вернуло баланс и позволило взглянуть на атаку ЦСКА в «чистом виде». В матче с «Жальгирисом» (Уимс вернулся, но сыграл не так много) все свелось к наличию креативного треугольника из Теодосича, Хряпы и Кауна, в рамках которого зарождалась комбинация, и двух снайперов (Кристмаса и Мицова). Армейцам не удалось слишком часто использовать центровых (сильная и глубокая передняя линия к этому была готова), но зато они очень здорово растягивали оборонительные порядки литовцев, создавали открытые зоны и почти каждый раз доводили мяч до открытого игрока.
2. Лучшая игра Теодосича под руководством Мессины
Гармоничное распределение обязанностей разыгрывающего между Теодосичем и Хряпой позволяло немного менять вектор атаки в зависимости от ситуации и ставило «Жальгирис» в затруднительное положение.
Хряпа выходил на периметр или на крыло и бросал, традиционно выцеливал самонаводящейся передачей Кауна под щитом или просто доводил двойку с Теодосичем до ума, переводя мяч на открытого партнера (8 передач).
Милош же в этой конкретной игре показал, что быть мотором команды ему гораздо интереснее, чем просто разыгрывающим, который разрешает себе взять инициативу лишь в ключевой момент. Теодосич вкатывался постепенно: сначала больше подключал партнеров, а затем, заметив, что соперник бросил одного Джаабера ему на растерзание, начал действовать все агрессивнее – «треха» после заслона, проход, когда страхующие не успели закрыть коридор по центру, еще один проход с набросом – почувствовав, что сегодня у него получается все, Милош все чаще стал тянуть одеяло на себя и разбил все надежды хозяев серией трехочковых попаданий в третьей четверти (38:51).
Темная сторона Милоша тоже успела себя показать. Был и безумный трехочковый под конец первой половины, который залетел, когда оставалось еще 3 секунды (Папалукас при этом так махал руками, что видно было в Москве). Был глупый фол на бросающем, заставивший Мессину схватиться за голову. Но отборные ругательства быстро изгнали темные силы: Теодосич, быть может, и не всегда выглядит образцом надежности, но состояние берсерка в данном случае можно записать в незначительные побочные эффекты – когда разыгрывающий ловит кураж и уничтожает самые лучшие замыслы противника невероятными деморализующими попаданиями, все остальное кажется не слишком значительным.
3. Как стареет Папалукас
Папалукас, конечно, легенда, и жаль, что последние годы карьеры получились столь некрасивыми. Грек приехал в ЦСКА, чтобы реабилитировать себя за все конфликты и неудачи прошлого сезона, но, даже если он и получит шанс побороться за чемпионство в Евролиге, то его нынешние игровые возможности будут тут не причем.
Папас все еще один из самых умных европейских защитников: одно его появление в матче с «Эфесом» ввело новое измерение в армейскую атаку. Наверное, он помогает своим опытом со скамейки: по крайней мере, очередная стадия прогресса в игре армейцев совпала с его приездом. Но полная потеря скорости (которую он сейчас отчаянно пытается вернуть) делает его проблемой: Тео слишком стар, чтобы кататься на своем атакующем велосипеде, а в защите лишь провожает взглядом видящих его беспомощность соперников.
Очередной выход Папалукаса вылился в возвращение «Жальгириса» с 9:14. Потеря, приведшая к контратаке, и пара попаданий поймавшего кураж Поповича – в конце первой четверти все достижения стартовой пятерки оказались перечеркнуты. Пришлось вызывать Хряпу и Теодосича и начинать все заново.
4. Идеальная защита против «больших»
На всех «большие» «Жальгириса» набрали 15 очков, и это лучшая иллюстрация прогресса ЦСКА в защите. Подопечные Мессины очень здорово противостояли пик-н-роллам, запускали «малышей» под страхующих и закрывали любые варианты для бросающих центровых. Янкунас и Кшиштоф Лавринович напомнили о себе лишь пару раз, Делаш почти сразу же перебрал фолов под неожиданным напором Крстича, Фут оказался просто бесполезен. Без верных попаданий от «больших», без угрозы не только в «краске», но и на периметре «Жальгирис» оказался командой взрывных американцев и взбалмошного Поповича – поиски «больших» преобразовались в 14 потерь, так что все свелось к спорадическим набегам и пальбе с дистанции.
На 39:53 в середине третьей четверти при 12 потерях «Жальгирис» потерял надежду, что красиво проиллюстрировала истерика Марко Поповича, завалившегося в партер в компании с вездесущим Хряпой. Хорват сделал вид, что собирается пнуть капитана, и пошел успокаиваться на скамейку. Миролюбивые арбитры оценили действия обоих техническими.
5. Приятная расслабленность
Странность этой команде Мессины добавляет отсутствие максимализма: раньше ЦСКА останавливался лишь тогда, когда сравнивал соперника с землей и проводил все ритуальные действия. Теперь же тренеру приходится быть начеку и постоянно поддерживать ощущение реальности. Трехочковый Лафайетта – встряска с немедленным ответом, потеря Мицова – автоматическая замена, нарушение Кристмаса на бросающем – продолжительная серия идиоматических выражений. Мессина очень долго не давал своей команде упасть в полнейшую негу, но в конце последней четверти все же потерял контроль: Джексон задумался и не успел помешать броску Джаабера, тут же Хряпа расстался с мячом в своей «краске», а чуть позже Каукенас на том же месте нагло обокрал Мицова – возвращение 10-очкового преимущества потребовало незамедлительного тайм-аута и громкой процедуры восстановления.
Жальгирис Литва – ЦСКА Москва Россия 73:87 (15:16, 16:22, 20:27, 22:22)
Жальгирис: Дэрден (12), Джаабер (10), Каукенас (6), Янкунас (4), Фут (0) – старт; Попович (16), Лафайетт (11), К. Лавринович (5), Делаш (5), Липкявичюс (3), Д. Лавринович (1).
ЦСКА: Теодосич (24), Мицов (20), Хряпа (15 + 8 передач + 5 потерь), Кристмас (6), Каун (6) – старт; Джексон (6), Крстич (6), Папалукас (2), Уимс (2).