Пятерка на все времена. Лучшие игроки в истории сборной России
Разыгрывающий:
Сергей Базаревич
Достижения: серебро чемпионата Европы 93-го, чемпионатов мира 1990 и 1994
Золотой или, вернее, серебряный час Сергея Базаревича пробил в 94-м: на чемпионате мира в Торонто разыгрывающий российской сборной был второй звездой турнира. Оценить всю значимость этого, равно как и то, что во многом с его помощью команда Белова сотворила сенсацию и в полуфинале выбила хорватов, можно, лишь зная, кто был звездой первой: доминирующий на обеих сторонах площадки Шакил О‘Нил. Сборная России тогда добралась до финала, но ее самой яркой фигурой оставался неугомонный лохматый парень со старомодными усами и обязательными напульсниками, который чуть нагибал голову и ножом проходил через любую защиту, не боясь никого. Именно та команда спровоцировала Дрим-Тим-2 на тогдашний рекорд результативности для американских команд: американцы настолько переполошились из-за удара под дых, который им был нанесен в группе, что выплеснули в финале всю нерастраченную огневую мощь (рекорд 137 очков держался до матча с Нигерией). У России же накануне была «бессонная ночь на радостях».
В той команде были отличные снайперы и надежные центровые, но в единое целое все это собирал именно Базаревич. И потому команда выходила похожей на него: несколько сумасбродная, боевая, не идущая на компромиссы она очень здорово знала свои возможности и четко расписанные роли. А он, казалось, вечно чем-то недовольный, играл практически без замен и все время командовал, лучше всех зная, что делать.
Это была та свобода и та роль, к которой он сам шел очень долго. Через горнила ЦСКА, через самое обидное в карьере поражение от хорватов в 92-м, на которое он злится на Селихова до сих пор, через попытки пробиться в НБА с парадного подъезда летней лиги. По сути, Базаревич стал первой звездой российского баскетбола, при этом, такой неуловимо неевропейской – ему вроде бы претила на площадке любая скука, любое промедление, и он не давал себе и секунды на раздумья и все заставлял и заставлял партнеров соотноситься с главным динамовским постулатом. А если других вариантов не было, то охотно брал мяч и шел на кольцо сам – порой, ничуть не смущаясь, и на троих. С таким трудом завоеванную свободу Базаревич потом легко отдаст – неутомимый разыгрывающий приглянулся сразу нескольким клубам НБА и стал первым российским игроком в лучшей лиге, но из неудачной командировки в Америку приехал уже немного другим, да и в команде все будет совсем иначе. И все же чемпионат, на котором лихой русский парень бросил вызов американцам, сделал его легендой.
На замене: Василий Карасев
Достижения: серебро Евробаскета-93, чемпионатов мира 94 и 98, бронза Евробаскета-97
Василий Карасев – символ российской сборной в 90-е, команды умной, дисциплинированной, какой-то неприлично интеллигентной, но при этом волевой и несгибаемой. Одной из ее определяющих характеристик была и универсальность: вторые номера могли повозиться с мячом, а первый не только задействовал партнеров – за счет своих индивидуальных умений он делал их немного сильнее. На Карасева тоже очень повлияла зарубежная командировка: общение с Петером Наумовски, македонским Джорданом, который никому не давал мяч и лупил трехочковые в лоб, в «Эфесе» не прошло даром – не тянущий инициативу на себя и играющий от партнеров плеймейкер стал еще больше дорожить мячом и чаще атаковать сам. Прибавились и умения: в Турции от Карасева требовали прежде всего атаковать из-за дуги, так стабильный трехочковый стал такой же неотъемлемой частью игрового подчерка, как скрытый пас, скоростной проход или всякие веселые штуки в раннем нападении.
Пожалуй, главным в игре Карасева была надежность: как бы ни складывалась его карьера, что бы ни происходило, он никогда не опускался ниже определенного уровня и не забывал о своей определяющей роли. Именно это было важнее всего: суть была не в набранных очках и передачах, а в том, какое влияние разыгрывающий оказывал на игру, как лепил ее сам, фактически создавая команду в том виде, в каком ее знали тогда. Почему-то запомнилась товарищеская встреча, которую команда проводила в Москве в 97-м, кажется, с чехами: Карасеву тогда уже в самом начале, после пары слаломных проходов, рассекли бровь, и на площадке он больше не появился. Россия, само собой, выиграла, правда, в гораздо менее ярком стиле, что, в общем-то, вполне нормально для товарищеских матчей, но тогда он выглядел абсолютно убитым и одним из первых ушел в раздевалку. В коллекции Карасева 96 матчей за сборную, и каждый из них должен был стать особенным.
Ну а самым особенным стал чемпионат мира 98-го, по итогам которого Карасев вошел в символическую сборную, а Россия вновь стала второй, и матч с Литвой – 31 очко за 34 минуты. Та команда охотно передавала знамя друг другу, но чаще всего оно оказывалось в руках разыгрывающего.
Атакующий защитник:
Сергей Бабков
Достижения: серебро чемпионата мира 94, 98, Евробаскета-93, бронза Евробаскета-97
Сергей Бабков – главный снайпер сборной 90-х, обладатель золотой руки и невиданного самообладания. В 94-м, когда на слуху был смертоносныйй бросок Реджи Миллера, защитник все равно оказался замечен: из скромного «Трира» Боб уехал в Испанию, где и провел остаток карьеры – без лишних волнений и нервотрепки, в провинциальной, но сильной команде лучшего чемпионата, на ведущих ролях. Абсолютно таков же Бабков был и в национальной сборной – он не лез на первый план, а просто делал свое дело и нес нелегкое бомбардирское бремя. Иногда ситуация требовала уйти в тень и дать разыгрываться другим, иногда соперники получали от Боба по 20-30 очков. Нужно было встать на линию в финале Евробаскета – пожалуйста. Забить важнейший трехочковый – и снова да. Осечки случались у всех, но все равно Бабков был всегда на своем месте. Тот тридцатник в полуфинале против США в 98-м лишь верхняя часть огромного айсберга, и она не характеризует защитника, она просто показывает, какой важной частью команды он всегда был. Лидерами являлись другие, и в старте порой выходили другие, а Боб знал свои функции и не требовал большего.
Забавно, что, наверное, единственный раз, когда Бабков изменил своему жизненному кредо, подвел его к главному фиаско – неопытному специалисту предложили возглавить сборную, а он взял и согласился. Чем это известно, все и так знают. И почему-то игровая карьера начала также восприниматься через призму той неудачи, а напрасно. В сборной 90-х каждый привносил свои таланты, и уже из них рождалась команда. И таланты Бабкова были не менее важны, чем достоинства остальных.
На замене: Игорь Куделин
Достижения: серебро чемпионата мира 98-го, бронза Евробаскета-97
Такой же великий, как дедушка Ленин, но только живой Игорь Куделин стал легендой, еще даже не завершив карьеру. Его левая рука – самая знаменитая в истории российского баскетбола. Его репутация, как часто бывает со снайперами – соседствовала с почти мифическими историями. А его бросок… его бросок был не главным достоянием российского чемпионата, он был российским противовесом американскому шоу-тайму: искусство данков только прививалось, а эстетика серии трехочковых попаданий была незыблемой. Именно поэтому зрители в УСК ЦСКА начинали следить за Куделиным уже на разминке: если снайпер вставал с правильной ноги, шоу было гарантировано. Если же было скучно, то из зала так и кричали: «Игорь, разбуди меня!».
Впрочем, вся эта слава и Куделин существовали в параллельных измерениях. Куделин – как настоящий рыбак – стоически воспринимал все происходящее с ним. Не шло – компенсировал в защите. Шло – отшучивался, что бросает, потому что «на трехочковой меньше бьют». В детстве здорово гонял мяч и потом всегда признавался, что футбол для него – спорт номер один, но профессиональную карьеру сделал в баскетболе: потому что баскетбольные тренеры раньше пригласили в юниорскую сборную. В 2001-м легко уходил из ЦСКА, воспринимая ситуацию как должное и не пытаясь цепляться за прошлое. А потом доигрывал в середняках и не стремился вернуться наверх, реалистично понимая свои возможности.
Нечто подобное было и в сборной, где Куделин не воевал за стартовые места, а просто старался быть максимально полезным, понимая, что играет ровно столько, сколько заслуживает. На ведущие роли он вышел на Евробаскете 99-го, став основным снайпером команды. Но на Олимпиаду не поехал: был объявлен курс на омоложение команды, с которым Куделин вновь примирился. Последний романтик эпохи 90-х так и не получил свой шанс, только жалеть об этом должны мы, а не он.
Легкий форвард
Андрей Кириленко
Достижения: золото Евробаскета-2007, бронза Евробаскета-2011
Кириленко – больше, чем лучший игрок в истории российского баскетбола, он и есть российский баскетбол. Все, что происходило со сборной в последнее десятилетие, неразрывно связано именно с Андреем.
Кириленко – единственный, кто сумел выйти за рамки площадки: когда-то главная газета страны десять лет жила в убеждении, что никто больше в мире не достоин звания баскетболиста, и заразила этим отношением почти всех. Так Кириленко стал первой баскетбольной звездой, о которой известно фактически все: от того, какие части женского тела он предпочитает, до гораздо более скучных подробностей.
Самое главное, что Кириленко настолько разносторонен и глубок, что каждый может видеть в нем ровно того, кого он хочет видеть. Для кого-то Андрей – образец для подражания, на котором выросло современное поколение игроков. Для кого-то – светский тусовщик и супергерой глянцевых журналов. Для кого-то – просто лучший российский баскетболист, дарящий возможность приобщаться к чудесам лучшей лиги в непосредственной близости.
Для болельщиков национальной команды самое важное, что сборная – самая любимая команда Кириленко, и именно за нее он проводит свои лучшие матчи. Кириленко – не просто лидер, он символ этой команды. Скорость, атлетизм, цепкость в защите, бескомпромиссное сражение на щитах и умное построенное на передачах и движении мяча нападение – это не только стиль этой команды, это и есть стиль Кириленко. Сломанная в юности рука не дает ему привнести еще и чисто снайперскую опцию и напоминает, что Кириленко не совершенен (ровно так же, как и практически все, кто играет рядом с ним). Но и он, и команда компенсируют это совершенно другими качествами. И делают это так, что, даже проигрывая, заставляют аплодировать себе.
Лидерские качества Кириленко таковы, что он неотделим от команды. Он может сделать чуть больше и повести за собой, но, если не получается совсем ничего, он не в состоянии этого изменить. Зато, если вся команда сосуществует в гармонии, то и Андрей оказывается гораздо более сильным, ловким и умелым игроком, чувствуя себя как рыба в воде в знакомой и настроенной на единый лад атмосфере. Не настроенной под него, а играющей в симпатичный ему баскетбол. Именно так было на двух успешных Евробаскетах: в 2007 и 2011 его команда была готова феерить, а Андрей повел ее за собой.
На замене: Сергей Панов
Достижения: серебро чемпионатов мира 94 и 98-го, Евробаскета-93, бронза Евробаскета-97
Про Панова Гомельский всегда говорил: «Вот как он играет на таком уровне? Он бросать не умеет, вести не умеет, защищаться не умеет, ничего не умеет». Панов умел нечто большее – он умел играть. Все остальное ему было не нужно. Пас, игра в стенку, ложный замах и корявый мяч из-под кольца – все гениальное просто. Панов лучше, чем кто-либо еще, демонстрировал превосходство баскетбольного духа над баскетбольной материей. Все, что он не умел, он брал характером, желанием и целеустремленностью. Ну и еще широко расставленными локтями.
Панов никогда не скрывал, что цель для него чаще всего была важнее всего остального. И он шел к ней напролом, оттесняя всех, выпихивая спиной и колючими локтями – точно так же, как шел за подбором. При этом никогда не сдавался и боролся до конца. Именно поэтому его многие не любили. Именно поэтому он надолго потерял любовь армейских болельщиков, уехав в Пермь. Именно поэтому он все же дождался титула чемпиона Евролиги с ЦСКА. Именно поэтому он вставал на линию во втором овертайме гостевого матча и хоронил соперника штрафными. Именно поэтому в 98-м он пробежал всю площадку в полуфинале с американцами и вывел Россию во второй подряд финал чемпионата мира. Случайностей в таком деле не бывает. Панов – самый титулованный игрок страны не просто так: таково его призвание. Панов – один из тех, кто выходил на площадку не играть, а драться. Он не показывал себя, не работал на статистику. Он понимал задачу и выполнял ее. Неказисто, без излишнего пафоса, но эффективно. Потому и стал олицетворением несгибаемого «русского духа», который тащил баскетбольную сборную в 90-е и спасал репутацию заморских тренеров в ЦСКА.
Тяжелый форвард
Виктор Хряпа
Достижения: золото Евробаскета-2007, бронза Евробаскета-2011
В 2007-м Андрей Кириленко стал MVP Евробаскета и лучшим игроком Европы. В 2008-м многие с удивлением узнали, что игра сборной России в гораздо большей степени определяется другим человеком: в Пекин Хряпа приехал с травмой, и турнир команда, где еще был сам Джей Ар «Золотой бросок» Холден, провалила. Хряпа – душа сборной: именно он задает тон игре. И в защите, где руководит и в качестве страхующего, и просто фигурирует в качестве чернорабочего, не пропускающего мимо своих километровых рук ни одного мяча. И в нападении, где ему приходится компенсировать нестабильность первых номеров и искать варианты для Кириленко и Кауна.
Хряпа остается самым недооцененным человеком в составе российской команды. Его значимость заметна лишь тогда, когда он перекрывает периметр и отправляет в быстрый отрыв защитника, или неспешно прицеливается с дистанции. Но это лишь детали. Вся остальная игра Хряпы – это и есть игра сборной России, именно он создает тот фундамент, без которого все остальное рушится. Именно он является тем клеем, который связывает разные элементы, объединяя их в единое целое – рядом с ним Швед не выглядит черной дырой в защите, а роль Кириленко на паркете не сводится к одним подборам.
А еще Хряпа – «русская росомаха», о чем тоже знают далеко не все – Виктор идеальный оруженосец для Кириленко, не обижающийся на невнимание к себе и, как кажется, даже намеренно гиперболизирующий звездный статус своего товарища, но ответственность за команду он и не думает на него перекладывать. Важнейшие трехочковые, изящные передачи и абсолютная концентрация в ключевые моменты игры отличают Хряпу лучше всего – это не просто элементы стандартной программы и не то желание побольнее тюкнуть по голове боссов «Чикаго», о котором говорили в 2007-м, это режим чрезвычайной ситуации, свойственный для форварда. Потому что характер победителей, основная черта, объединяющая Хряпу, Кириленко и Моню, это и есть главное, за что так любят эту сборную.
На замене: Евгений Кисурин
Достижения: серебро чемпионатов мира 94 и 98, бронза Евробаскета-97
Кисурин всегда говорил, что не профессия меняет человека, а человек – профессию. Вместе с партнерами по сборной и ЦСКА он бросал вызов сильнейшим и всегда ассоциировался с безусловным добром: они были не просто нашими, не просто романтиками, идущими против современного прагматизма, они что ли были близки народу – решали те же проблемы, пытались найти себя в новом, только создававшемся мире. Кисурин был прав, он не изменился и закончил не тогда, когда заработал все деньги мира, а когда понял, что баскетбол не приносит удовольствия.
Парадоксально, но при этом профессия все же заставила его измениться – не в человеческом плане – сама вылепила его карьерный путь. В 94-м Кисурин был одной из основных атакующих опций команды, «большим», охотно выходящим на периметр и бросающим с дистанции. Затем была командировка в Хорватию, где атакующие способности несколько притупились, травмы, история с отравлением в Афинах, где он был одним из пяти игроков, все же принявших участие в матче, снова травмы, скандальный разрыв с ЦСКА и попытки найти место под солнцем в непростые для баскетбола 90-е. Повреждения, болячки и загранкомандировки изменили стиль Кисы: он стал форвардом оборонительного плана» и смиренно принимал шутки Гомельского: «Если издали забивает даже Кисурин, то результат матча сомнений уже не вызывает» – такой Кисурин был команде нужнее. Но до всех мытарств он был большой европейской звездой. И к провалу на Евробаскете-95 отнеслись сдержанно в том числе и потому, что Кисурин тогда не играл.
Центровой
Михаил Михайлов
Достижения: серебро чемпионатов мира 94 и 98, Евробаскета-93, бронза Евробаскета-97
Век Youtube представляет баскетбол 90-х в странной плоскости: для Михаила Михайлова он свелся по сути к одному моменту, который и без того стоит у всех перед глазами – российский центровой получает мяч под кольцом от Панова и уже несет забивать сверху, но натыкается на железную руку Желько Ребрачи. Фантастический блок-шот перечеркнул надежды российской сборной на золото чемпионата мира и навсегда оставил чувство досады. И вот теперь еще предательски исказил карьеру Михайлова.
Михайлов – та основа, на которой держалась хрупкая конструкция команды. Перспективы сборной находились в прямом соотношении с его состоянием: а потому целый сезон болельщики получали самую подробную информацию о здоровье центрового сначала «Эстудиантеса», потом «Реала» и его психологическом настрое. Но он все равно приезжал. В любом состоянии. С незалеченными травмами. Прекрасно понимая, что альтернативы ему, по сути, нет.
Загранкомандировка Михайлова нисколько его не изменила: он возвращался домой не в статусе звезды, а как обычный, даже такой значимый элемент общей системы. И даже сейчас любит вспоминать не о своих геройствах, не о том, как в одиночку утопил Испанию (35 очков + 15 подборов) на том же чемпионате мира, не о том, как сражался с великанами второй Дрим-тим, а о том, что в той команде все бились до конца и возмещали любые недостатки трудолюбием. Не случайно, что он забыл даже о блок-шоте, которым так разозлил Шакила О’Нила.
Звездный трудяга Михайлов был идеальным компонентом той команды. Разносторонний умелый быстрый центровой со стабильным средним броском уже был находкой. Человек, который мог пожертвовать личной статистикой, ради командных целей – настоящим феноменом.
На замене: Алексей Саврасенко
Достижение: золото Евробаскета-2007
Мимо этого списка, как и мимо Евробаскета-2007, Саврасенко мог легко пролететь: центровой не верил в команду, требовал у тренера расширения функций и собирался манкировать турниром. Тем летом вникать в перепалку центрового с Блаттом никому было не интересно: вопрос потихоньку замяли, и мятежный великан получил шанс навсегда вписать свое имя в баскетбольные хроники.
Последующая размолвка с Мессиной, может, и заставила кого-то пересмотреть свой взгляд на демарш 2007-го, но тогда проблема выглядела иначе: у команды и так не было ничего, кроме Джей Ар Холдена и самых разных проблем, Саврасенко же и вовсе был единственным и незаменимым. Никто так и не узнает, к каким компромиссам пришел тогда Блатт, но, наверное, тот турнир стал звездным часом Алексея – никогда больше, ни до, ни после, он не был столь органичной и важной частью командного механизма. Более того, ни до, ни после у тренера российской сборной не будет столь стабильного центрового. Будут надежный Каун и периодически играющий мускулами Мозгов, но ни один их них не провел такого ровного турнира – Саврасенко играл на одном дыхании и пронес это настроение через весь чемпионат.
Само собой его сделали партнеры: быстрые Кириленко и Хряпа, разрезающие любую атаку руками-ножницами, и дающий возможность передохнуть Никита Моргунов – но все же ту роль, которая ему была отведена, Саврасенко выполнил бесподобно – подбирал, атаковал из усов и защищался, защищался, защищался – такой обороны, как была в 2007-м, у Блатта больше не будет. У Саврасенко же будет лишь мечта еще раз почувствовать себя настолько сопричастным великой победе. К сожалению, так и не осуществленная.
Вот всегда удивляет, откуда столько агрессии и злобы у некоторых комментаторов.
Спасибо автору за текст, хотя лично у меня вызывает сомнение кандидатура Кисурина. Фетисов или Моргунов, Моня, Холден. Понимаю. что не по позиции, но по значимости.
Отличная иллюстрация того, как много значат стиль игры и тренер. В 90е была плеяда блестящих игроков, c которыми все сборная все время играла в быстрый атакующий баскетбол. В итоге побед сборная так и не добилась, хотя были 2 финала ЧМ и бронза ЧЕ. Пришел Блатт, и с гораздо менее талантливыми игроками стал ставить прежде всего защиту - как итог, команда взяла золото в 2007. Вопрос, что бы он сделал, имея игроков уровня Бабкова, Карасева и Михайлова, остается открытым.
у таких текстов может быть лишь один недостаток - маловато будет ;)
Фетисов, Холден, Моня, Чик, Авлеев, Пашутины - про них тоже с удовольствием бы почитал