5 мин.

Перемена мест и слагаемых

В ЦСКА может измениться практически все: выпадет из календаря традиционный майский выезд на Финал четырех, позабудутся успехи в Евролиге, тоскливые безальтернативные победы в российском чемпионате сменятся тоскливыми поражениями. Но всегда будет присутствовать улыбка на лице президента, а его хорошее настроение будет определять очередную оптимистическую пресс-конференцию.

Андрей Ватутин начал с шутки:

– На пресс-конференции Душко Вуйошевича мы сидели иначе – Дуле сидел здесь, а я на месте Йонаса. Сейчас мы поменялись. Надеюсь, это будет ключевой момент для успеха.

По контрасту с руководителем Йонас Казлаускас был предельно сосредоточен и скуп на слова.

– Не люблю много разговаривать зря, – пояснил он.

Даже это вызвало любопытство журналистов:

– Вы производите впечатление сурового человека…

– Вам кажется? Не знаю. Я такой, какой есть. Нравится, не нравится. Это уже не моя проблема.

Привычная литовская прямота радовала:

– Ну а тренер вы жесткий?

– Да нет. Стараюсь объяснить все игрокам. Объясню первый раз, потом еще. Если и тогда не поймет, тогда уж не пощажу.

О том, что произошло с игроками греческой сборной, спрашивать у грозного специалиста не стали.

***

Подобное скрупулезное отношение к словам и восприятие журналистов в качестве помехи в работе (по крайней мере, на данном этапе) предопределило второстепенную роль Казлаускаса на мероприятии. Со стандартными вопросами (долго ли он решался возглавить ЦСКА, как отреагировала на это семья, а также не вызовет ли это назначение международного скандала) тренер разбирался легко, повторяя, что времени сейчас и так не хватает, а приходится его тратить на небаскетбольные дела:

– Все, о чем мы говорим, просто слова. Работу тренера оценивают по результатам.

Потому в основном узнавал, как обстоят дела в армейском клубе с травмированными, что это за новый Совет ПБК ЦСКА и когда будет утвержден бюджетный план на следующие сезоны.

Президент ЦСКА в качестве «директора лазарета» выглядел компетентно. Подчеркнул, что «никогда не сталкивался с мотивацией «хочу заболеть» – только когда в школе учился», и уточнил, что причину эпидемии травм, выявить не удалось, хотя есть подозрение, что замешаны оккультные силы, рассказал о серьезности повреждения Хряпы, поблагодарил Шакулина, Мальцева и Артемьева, объяснил, как взаимодействует с Советом. Наконец, поставил перед главным тренером задачи:

– Казлаускас – лучшая кандидатура из возможных. Очень рад, что принятое решение полностью поддержано созданным недавно Советом, на рассмотрение которому был представлен список из освобожденных специалистов, и тех, кто будет свободен в теплое время года.

Ни о каком торможении работы говорить не приходится. Спустя пять дней после образования Совета у нас уже главный тренер. Думаю, это перестройка, ускорение – ну вы знаете, что дальше – только такое разумное ускорение. Решение было принято единогласно – результат его сидит справа от меня.

Сейчас стоят две задачи. Во-первых, постараться максимально хорошо сыграть в этом сезоне. Ни одна команда в истории спорта не сталкивалась с подобной чередой травм. Задач номер два – создать боеспособный амбициозный трудовой коллектив, который во главе с Йонасом должен вернуться на лидирующие позиции в европейском баскетболе. Не следует ждать чудес. Нет таких волшебников, которые за один-два дня смогут изменить ситуацию в ЦСКА, особенно с учетом того, что вчера на тренировке было лишь пять человек.

Ватутин перестал улыбаться, только когда прозвучал болезненный вопрос о бюджете, и ему пришлось повториться. Видимо, гласность (ну мы знаем) тоже должна быть разумной:

– Одно из ближайших заседаний совета должно быть посвящено стратегии на три, а лучше на пять лет. Как только такое заседание состоится, я вам сразу же сообщу. Сам факт создания совета несет для нас и для вас такой message – что судьба клуба не безразлична. Важно, чтобы ЦСКА оставался конкурентоспособным клубом на европейской арене.

– Можно ли ждать кадровых изменений уже сейчас?

– Любое решение должно быть с горизонтом планирования на полтора года. В данный исторический момент сложно найти игроков, которые бы устроили нашим требованиям и подписали контракт до конца сезона. Исключить этого тоже не стоит. Неделя, две, три – то время, которое будет нужно Йонасу для понимания возможностей нынешнего состава. Но нужно понимать, что не было ни одного дня, когда мы были в полном составе. Выпадение Хряпы, Кауна, Шишкаускаса, Холдена или Лэнгдона может разрушить игру любой команды. Самое главное – ЦСКА должен бороться. Есть бойцы, нет бойцов. Нужно бороться.

Я начал говорить, и что-то запищало. Критика что ли?

– Батарейка заканчивается.

– Так вот у ЦСКА батарейки не закончатся.

***

Решив, что испытывать на прочность батарейки Андрея Ватутина себе дороже, журналисты переключились на виновника торжества.

Из Йонаса все же выпытали ответы на главные вопросы – какой он видит свою команду и останется ли в следующем сезоне кто-то из ветеранов.

– До меня в ЦСКА работали великие тренеры. С Ивковичем команда играла в привычной сербам манере – медленный баскетбол, с частым использованием пик-н-роллов в нападении. Но с российскими игроками это не совсем получается: приходится играть без них. Мессина внес разнообразие. Там также была образцовая защита, но в нападении игра строилась уже разнообразнее. Я буду прививать команде атакующую манеру. Это не значит, что мы забудем о защите, все начинается от нее. И ни в коем случае мы не будем бежать вперед сломя голову. Я приверженец атакующей игры, но не ценой ошибок.

И про бюджет, оказывается, тренер знает немного больше президента:

– Конечно, вы переживаете, как будет с ЦСКА, что будет с бюджетом. Не будет, может, самого большого бюджета, но будет в районе первой восьмерки. Этого вполне хватает, чтобы выиграть Евролигу.

Но я не верю, что можно просто накупить иностранных игроков и иметь лучший клуб. Важно иметь лучших местных игроков, а все остальное покупать. Нужно иметь костяк. Посмотрите на команды, которые хорошо играют в Европе – «Олимпиакос» имеет костяк хороших греческих игроков, «Барселона» – испанских. Когда у ЦСКА были свои игроки, то был результат. Местные игроки заражают иностранцев особенным духом. Нужно играть не только за деньги, нужно играть сердцем.

– Это философия нам тоже очень близка. Важно создать баланс между российскими игроками и иностранцами, – Андрей Ватутин поддержал начинания тренера.

– Главное, чтобы они были (реплика из зала).

– Будем делать, – взяв на себя дополнительные соцобязательства и пообещав, что все будут работать, Андрей Ватутин закрыл мероприятие.