Герман Чистяков: «Не может быть никаких других приоритетов, кроме чемпионата России»
– С момента создания ПБЛ прошло уже около полгода. Со стороны не так заметно, что что-то как-то кардинально поменялось. Какие изменения выделили бы вы, как человек, находящийся внутри системы? Что удалось сделать за это время?
– Это справедливо. Но, честно говоря, обидно, что со стороны не видно. Если говорить о том, что удалось сделать, то, учитывая, что мы создавались в пожарном порядке (причем я всегда шучу, что это было в прямом смысле, потому что Москва была вся в дыму, когда мы это делали), важно, что мы начали два чемпионата. Ведь мы еще организуем и молодежное первенство, о котором часто забывают.
Начали вовремя, с нормальным календарем, как выяснилось, слава богу, с нормальным судейством. Как только пресс прежних лет с судей был снят – квалификация их лучше не стала – но хотя бы ушло психологическое давление, и судейство стало качественнее. Благодаря тому, что судейство стало более-менее объективным, появилась спортивная интрига, гораздо меньше стало проходных результатов, и в принципе мы очень ровно идем в этом сезоне.
– В начале сезона высказывалось достаточно много недовольства арбитрами, но лига старалась «глушить» его. Какие меры вы пытаетесь использовать при работе с такими случаями? Штрафуете тренеров, как это происходит в НБА, или как-то иначе?
– Безусловно, у нас есть набор санкций, которые мы можем применять. Но дело в том, что мы еще на берегу реки, в самом начале, договорились, что вот так на раз где-нибудь в лесной чаще мы новых арбитров не найдем. Они есть, какие есть. Если мы по голосованию выбрали арбитров (они есть в списках, одобренных командами), давайте договоримся, что, раз мы дали им возможность работать, то давайте умерим эмоции и дадим им такой шанс. Когда начинаются эти прыжки по паркету главных тренеров, то мы понимаем, что это эмоции. Я как человек, который отвечает за маркетинг, могу сказать только, что это здорово. Когда Скариоло выплясывал, можно было смотреть только на него. Но в целом, надо это сдерживать. В начале сезона это еще была инерция, оставшаяся от старого времени, когда люди привыкли так относиться к судейству, так себя вести. Никаких санкций применять не пришлось, достаточно было поговорить с одним, другим (где-то с руководителем, где-то непосредственно с тренером), чтобы люди умерили свой пыл и начали относиться спокойнее. Время показывает, что к судейству больших претензий нет. Нет письменных заявлений. Все на уровне недовольства, но это всегда бывает.
– Вы сказали об успехах. А что не получилось?
– Я человек новый в баскетболе и абсолютно не ожидал очень серьезных провалов баскетбола как вида спорта в стране. Честно говоря, размеров катастрофы я недооценивал. Думал, что ситуация все же оптимистичнее. Интерес к баскетболу как со стороны деловых партнеров, так и болельщиков явно недостаточный. Это большая проблема, наследство тех лет, которое нам сейчас приходится разгребать.
Убежден, что вид спорта прекрасен. Мне даже иногда приходилось слышать от партнеров и других лиг, что баскетбол – чужеродный вид спорта для России. Но это полнейший бред. Если есть два человека, которые хотят развивать в этой стране этот вид спорта, значит, он имеет право на существование. Даже, может быть, и один. Поэтому вид спорта явно недооценен, но раскачать очень сложно, учитывая, что есть рядом достаточно богатые, лоснящиеся, с финансовым и административным ресурсом лиги, в том числе и на небольшой баскетбольной площадке. Это все не содействует тому, чтобы этот вид спорта развивался.
Есть много игроков, которые живут своей жизнью. Есть ПБЛ, есть лига ВТБ, есть студенческая лига, есть федерация, есть сборные – и пока все эти хозяйства живут каждое собственной жизнью, со своей мотивацией. У нас нет общего созидательного какого-то начала. Может быть, с приходом нового руководителя что-то поменяется. Нам необходимо действовать вместе.
– Какие-то шаги вы предпринимаете в этом направлении?
– Безусловно. Мы общаемся с другими лигами и, в принципе, открыты к разговору. Должна быть воля первых лиц (это не в моей компетенции кого-то объединять). Я встречался с руководством Федерации, предлагал сделать встречу всех заинтересованных стороны в баскетбольном хозяйстве, выработать какую-то политику по отношению к телевидению, к освещению баскетбола. То, что нас мало видно и слышно – это не только проблема ПБЛ. Баскетболу всегда уделялось не так много внимания. Конечно, когда был Кикнадзе, телеканал «Россия-2» был доступнее. Баскетбола было больше. Сейчас лига ВТБ у болельщиков интереса не вызывает, и получается, что национальному первенству, которое интересно, тяжело пробиваться на страницы и на экраны. Это реалии нынешнего спортивного рынка.
– По вашим ощущениям то, что «НТВ-Плюс» начал больше внимания уделять ПБЛ, показывать матчи, сейчас вот еще будет новая передача, связано с тем, что российские команды не продолжают участвовать в Евролиге, или вы сами смогли как-то их привлечь?
– Думаю, конечно, то, что ставка на Евролигу, в этом году не сработала – это одна из причин. Я бы действовал точно так же… Здесь появились мы. Мы с самого начала образования новой лиги общались с Дмитрием Чуковским, пытались найти какой-то компромисс. В принципе, не так важно, почему это случилось. Глупо было бы радоваться тому, что наши команды не прошли в Топ-16, благодаря чему мы оказались на этом канале, но, тем не менее, в этом году сложилось так, что были определенные моменты, которые нам помогли привлечь медийный интерес.
Сегодня мы раскрыли детали проведения Матча всех звезд. Его появление это тоже результат того, что наши команды вылетели из Евролиги, и появилось окно. Как обычно, все по-русски, мы стараемся все организовать в последние дни. Осталось всего два месяца. Но все равно это вызов, интересно сделать Матч всех звезд динамичным, мобильным, ярким и нерастянутым.
– Про формат самого Матча не расскажете?
– Формат проведения – россияне против легионеров. Первые пятерки и главных тренеров выберут с помощью голосования болельщики. Тренеры решат, кого выберут в команду. Все остальное, на самом деле, рождается буквально в эти дни. Мы не пытаемся что-то скрыть. Только на выходных определились с городом. Думаю, в ближайшие неделю-полторы запустим отдельный интернет-ресурс, и болельщики получат возможность выбирать составы и дискутировать на тему того, что там будет происходить в рамках Матча. По поводу конкурсов послушаем мнение болельщиков и будем решать.
– Вы сами не считаете, что идея немного преждевременна?
– Она, безусловно, преждевременна. Любой нормальный европейский человек скажет, что мы больные люди, раз затеваем такие вещи. Прямо с колес и в такие сроки. Но интерес СМИ к баскетболу очень низок. Потому мы вынуждены пользоваться любой возможностью, чтобы сказать, что мы есть, что мы живые, что мы пытаемся как-то развиваться.
Про это не было задано вопросов, но, на мой взгляд, для нашей страны приглашение такого спонсора будет оценено потом. То, что мы подписываем в этой тяжелой ситуации для российского баскетбола и нашей молодой лиги спонсорское соглашение на достаточно хорошие деньги без абсолютно всякого административного давления, без «мохнатых лап» и так далее, это огромное достижение. Люди верят в нас, и мы сумеем оправдать это доверие.
Матч всех звезд – это дополнительный аргумент, чтобы расшевелить все это. Думаю, что, если мы что-то где-то там «накосячим», где-то колонка не сыграет, свет выключится, то нам простят. Мы будет стараться, чтобы это все прошло на хорошем уровне.
– Сейчас в ПБЛ есть несколько команд, которые откровенно бедствуют. Дошло уже до того, что стоял вопрос о невозможности проведения игр с их участием. Быть может, не сейчас, но в принципе, лига готова им как-то помогать, или вы живете по принципу каждый сам за себя?
– Не хочется, чтобы был каждый сам за себя. Не хочу делать какие-то программные заявления, но это одно из следствий того, что в нашем небольшом баскетбольном пространстве, где и так немного аккумулируемых спонсорских соглашений, средства разбазариваются на зарубежные проекты и команды. Все понимают, о чем я говорю. Славный клуб «Динамо», у которого есть и традиции, и в котором играет половина сборной России, не может элементарно наскрести копейки (применительно к масштабу бюджетов других команд). Притом, что есть лига, у которой в генеральных спонсорах партнер, выступающий инвестором некоторых динамовских клубов в других видах спорта. И мне странно, почему эта структура и те люди, которые имеют к этому отношение, не могут помочь каким-то образом этому клубу.
Со своей стороны могу сказать, что мы обсуждаем с клубами возможность создания стабилизационного фонда. Конечно, в этом году это сделать невозможно, все бюджеты сверстаны, и никто так просто не найдет дополнительные деньги. Нужно создать такой фонд, который может аккумулироваться на счету какого-то банка, на него могут «капать» проценты, и прописать процедуру его использования, дабы исключить форс-мажорные обстоятельства, когда команда может просто не доиграть сезон из-за отсутствия финансирования. Мы работаем и с господином Гомельским, пытаемся со своей стороны как-то помогать. Недавно Гинас Руткаускас встречался с руководством Московской городской организации «Динамо». Мы не остаемся в стороне. Нас и так мало. Наш чемпионат пока достаточно хиленький с точки зрения количества команд. Мы все убеждены, что 14 команд – минимум, который должен быть. Не хотелось бы потерять тех, кто сейчас есть. К сожалению, реалии нашей страны таковы, и нам тяжело что-то исправить. Мы видим, что и в достаточно «жирном» футболе у команд возникают проблемы.
– Вы сейчас уже задумываетесь о расширении лиги?
– Да, задумываемся. Смотрим внимательно, что происходит в Екатеринбурге, во Владивостоке, в Саранске. Мы очень хотим видеть новые лица в нашей лиге, но с определенными условиями – и с гарантированными бюджетами, и с инфраструктурами на серьезном уровне, и со спортивным потенциалом. Хотя мы открыты к диалогу. Думаю, что сейчас мы эту работу активизируем, потому что хотелось бы как можно раньше понять, сколько нас будет в следующем году. От этого многое зависит – от регламента и календаря до других вопросов.
– Как на ваших планах сказывается наступление Единой лиги ВТБ? Если сейчас там будут играть пять команд из чемпионата России, то что в итоге будет с ПБЛ? Она будет поглощена?
– В силу определенных нюансов лига ВТБ может сделать с нами многое – и поглотить, и так далее. Но я бы все же настаивал на каком-то совместном конструктивном диалоге. Во-первых, если мы идем по пути расширения, и, если появится клуб, то мы не так сильно пострадаем от того, что пять команд будут играть в этой лиге. Я считаю, что нужно искать какой-то компромисс, потому что совершенно не нужны небольшому рынку российского баскетбола две лиги, которые просто заставляют человека, не сильно погруженного в баскетбол, но интересующегося, напрягаться, чтобы понять, что происходит – почему УНИКС играет с ЦСКА сначала в среду, а потом в субботу. Этих показывает «Россия-2», а тех «НТВ-Плюс». Это, конечно, нехорошо. Нам нужно искать точки соприкосновения. Для этого есть все возможности. Чем дальше, тем сложнее будет. Сейчас, когда у нас появился титульный спонсор, уже сложнее. В любом случае российский чемпионат – это российский чемпионат. И никаких других приоритетов быть не может. Здесь готовятся игроки для сборной, здесь определяются клубы, которые представляют Россию в Европе. Относиться к этому проекту как к второстепенному мы не позволим, да это и неправильно.
– У лиги есть какой-то план развития? Гинас Руткаускас сегодня говорил о том, что лига планирует стать самоокупаемой. Есть ли какие-то мысли о дальнейшем развитии?
– Конечно, хотелось бы выйти на самоокупаемость, а потом начать приносить и клубам какие-то деньги, как это происходит в других лигах. Никакого структурированного прописанного плана сейчас нет. Многие скажут, что это неправильно. Но нам нужно было изучить обстановку, а не писать какие-то прожекты. Мы же начинали лигу с нуля. Сейчас появились какие-то соображения, и, думаю, мы будем готовить какой-то план продвижения дальше. Одним партнером ограничиваться нельзя. Будем и дальше искать других союзников.
– Баскетбол в России это реально?
– Абсолютно реально. Баскетбол в России имеет прекрасные перспективы. Просто, к сожалению, много времени было потрачено впустую. И очень много было разрушительного. Начиная от детских баскетбольных школ и всего, что было связано с детских баскетболом, и заканчивая профессиональными лигами. Наверное, когда-то давным-давно, когда в чемпионате Англии болельщики стояли на стоячих местах и после матча разрывали друг другу рты кредитными картами, кому-то тоже сложно было представить, что футбол имеет какую-то перспективу, но люди взяли, сделали хороший продукт, и вот мы имеем то, что мы имеем. Я уверен, что баскетбол в России будет жить и жить хорошо.
Люди, я вас не понимаю.
Г.Чистяков, по сути, открыто возражает всеми здесь люто нелюбимому С.Иванову, вице-премьеру, между прочим. И ни слова поддержки, самому Чистякову, и тому, что он продвигает для всех вас. Вместо этого цепляетесь к фотке, к оговоркам...
Хоть бы кто сказал что-то по теме.
Всем пофиг.
А с втб нефиг диалог налаживать, надо с ними конкурировать и побеждать их. все равно сдуются они
Игры СЛ, детские соревнования, студентов, разъяснения правил должны транслироваться по государственным каналам ТВ бесплатно хотя бы в течение 2-3 лет.
Бюджеты всех спортивных организаций (школы, клубы и т.п.) должны быть прозрачны.
Это для начала.
А вот матч звезд, лучше бы в этом году не проводить, только если хотим показать, насколько у нас плохи дела в отечественном баскетболе. Надо бы сначала звезд своих воспитать, а потом уже и проводить такие турниры.
Но если хочется провести турнир, то это отечественные звезды ПБЛ против звезд СЛ.
Чем с человеком, который реально что-то делает?