Анатолий Каширов: «Пусть и не в ЦСКА, зато играю»
- С какими чувствами возвращаетесь сюда, в родной УСК?
– Конечно, очень приятно, что все ребята меня очень хорошо встретили. Мы со всеми здорово пообщались, все очень рады, что у меня в Германии все получилось. Естественно, ЦСКА – клуб, которому я отдал очень много времени, и очень приятно возвращаться в зал, где пролито столько пота.
- Нет ли какой-то обиды, что клуб решил прошлым летом расторгнуть с вами соглашение?
– Нет, обиды и не должно быть. Мне предоставили выбор: я мог остаться здесь. Я сделал свой выбор – решил уехать. Мы расставались хорошо, без каких бы то ни было скандалов. Все пожелали мне удачи. Все вышло очень здорово. Это был мой выбор.
- Вы продолжали следить за ЦСКА?
– Да, по мере возможности старался следить. У меня не было российского телевидения, но читал в интернете, смотрел лучшие моменты матчей, следил за статистикой ребят, особенно переживал за молодых.
- Если вернуться немного назад и вспомнить, как после Тринты вы попали в ЦСКА, то вот сейчас, оглядываясь назад, вы что-нибудь изменили? Может, не стоило так долго надеяться и постараться попробовать где-то еще?
– Нет. Если честно, совершенно ничего не стал бы менять. Я доволен тем, как все сложилось. Когда была возможность уехать после Тринты и в NCAA или куда-то еще, но я ничего бы менять не стал: здесь я получил то, что помогло мне в этом сезоне – ведь я тренировался с лучшими игроками, с лучшим тренером. Иногда я выходил на площадку, был в команде, приобрел определенный опыт, познакомился с будущей супругой, наконец. Так что считаю, что все получилось нормально.
- Не было таких мыслей, когда сидели постоянно на скамейке в ЦСКА, что надо заняться чем-то другим уже?
– Были разные мысли. Просто тогда я был моложе, и казалось, что так все и должно быть. Смотришь на игроков стартовой пятерки, на легионеров, и думаешь, что я должен прийти к этому через терпение. Сейчас я сижу, потом постепенно буду играть все больше и больше. Так постепенно, может, и не стану игроком стартовой пятерки, но буду выполнять большую роль в команде. В прошлом сезоне я понял, что так никогда не будет. Без игровой практики, без уверенности в себе я не смогу играть важную роль. И решил, что лучше я сделаю шаг назад или даже два шага назад – конечно, команду, за которую я выступал в этом сезоне, нельзя сравнивать с армейцами – но буду больше находиться на площадке. И я получил все то, что хотел, за чем ехал.
- Какие впечатления после первого полноценного взрослого сезона?
– Понял, что лучше играть больше в составе более слабого клуба, чем сидеть или выходить на пять-десять минут в сильном. У меня не такой возраст, чтобы сидеть, нужно набираться опыта. За этот сезон я почувствовал ответственность – с меня спрашивали как с основного игрока за результат команды. Это большой опыт. Я понял, что на ЦСКА не заканчивается баскетбольная жизнь. ЦСКА – это вершина горы, это лучшее, но жизнь продолжается. Есть еще лиги, есть клубы, где об игроках заботятся, где хотят выигрывать. Пусть перед ними не стоит задачи выиграть Евролигу, но другие цели – по силам клуба.
- Тяжело ли было акклиматизироваться после Москвы, привыкнуть к маленькому городу?
– Первое время это было очень тяжело. Представьте, после Москвы приехать в город с населением в 30 тысяч жителей – в Москве район, наверное, больше. Сам город был милый: хорош он был, прежде всего, тем, что я был сосредоточен на баскетболе, не было никаких отвлечений. Все свое время я посвящал баскетболу и тренировкам. Самое тяжелое это было привыкнуть к ритму города, потому что он очень отличался от Москвы: там все размеренно, степенно. Не то, что здесь, где все куда-то бегут-бегут.
На площадке-то все было примерно похоже: так же тренировались несколько раз в день, ездили на выезды, но за пределами зала все было иначе. Там все привыкли жить по определенным правилам, но зато большой плюс, что до зала мне было ехать всего две минуты. И рядом были большие города, куда всегда можно было съездить на экскурсии или шопинг. Тяжело было привыкнуть к тому, что в воскресенье не работает ничего: в России круглосуточные магазины это нормально. У них же все закрывается в 8-9 вечера. Даже если хочешь куда-то пойти, то не можешь. Это семейный день, когда работают только бензоколонки.
Свободное время проводил в основном в интернете, с женой смотрели сериалы, читали, гуляли по городу, который можно обойти минут за 20-30. Да нормально все было. Тренировок, естественно, было очень много. Кроме того, там было и много командных мероприятий, потому что клуб должен сам зарабатывать себе деньги – мы ездили на всевозможные спонсорские акции, мероприятия по популяризации баскетбола. Ходили на командные ужины, где игроки общались между собой – можно было найти себе занятия.
- С кем в основном общались?
– У нас в команде играл Никита Харченков – русский – его семья давно переехала в Германию и получила немецкое гражданство. Его отец бывший игрок, сейчас работающий тренером. Еще у нас был один грузин, который тоже по-русски говорил, и несколько сербов. В принципе, у нас была очень дружная команда сама по себе. Все друг с другом хорошо общались. Не было никаких людей, которые бы держались сами по себе, ни с кем не общались. Все примерно одного возраста, 23-24 года. У всех находились какие-то общие интересы.
- Расскажите, пожалуйста, про сам клуб…
– «Миттельдойчер» в прошлом году вышел из второй лиги, хотя в 2004 году выигрывал Еврочеллендж. После этого он объявил себя банкротом и стал подниматься заново из низших лиг. Перед нами стояла задача не вылететь обратно, но по ходу сезона мы здорово начали играть и одно время попадали в зону плей-офф. Задача поменялась на то, чтобы попасть в плей-офф, но силенок где-то не хватило, не смогли. Может быть, где-то не хватило опыта, потому что в матчах с серьезными соперниками – «Альба», «Олденбург» – мы показывали себя, здорово действовали, побеждали, но уступали командам, которые в итоге вылетели. Это не позволило нам попасть в первую пятерку, которая боролась за Кубок лиги по итогам первого тура и попасть в плей-офф.
- Бьорн Хармсен что за тренер?
– Тренер у нас был молодой, ему только 27 лет. Он посещал стажировки у Серджо Скариоло и во многом его копировал – многое было похоже на то, как играют «Химки». Может, он и не самый опытный тренер на планете, но очень щепетильный. Тщательно готовится к играм, тренировкам, разбору сопернику. Большое внимание уделяет общению с игроками. Даже написал книгу по психологии. Не удивлюсь, если через несколько лет он возглавит какой-нибудь большой клуб Евролиги.
- Посещаемость какая была у клуба?
– Зал у нас рассчитан на 2800 плюс стоячие места. Почти всегда он был полон. Были, конечно, совсем аншлаги, когда не протолкнуться, но в основном всегда полный зал, не было свободных мест.
- О каких-то самых ярких воспоминаниях не могли бы рассказать?
– Во-первых, когда мне включили в число участников Матча всех звезд. Для меня это было приятной неожиданностью. Не могу сказать, что до этого я проводил хороший сезон. Да, я все равно был лидером команды по набранным очкам, но как-то смазано все было. Я только входил в ритм игрока основы, были и плохие матчи. Потому для меня стало сюрпризом, что тренер Севера включил меня в команду. Я, конечно, обрадовался. Потом очень запомнились две победы – над «Олденбургом» и «Альбой». Мы показали, что можем играть с командами такого уровня – одна уровня Евролиги, другая – Еврокубка. Я хорошо сыграл в обеих встречах. До игры с «Олденбургом» я вообще не понимал, что значит сыграть хорошо и не забить много. Если я забивал больше 20 очков, то значит, хорошо сыграл. А тут я не бросал, играл на команду и понял, что можно играть хорошо, быть лидером на площадке, даже не забивая – заслоны, подстраховки и так далее – для меня это было переломным моментом. Двадцать два очка в победном матче с «Альбой» тоже были незабываемыми: болельщики бесновались, ведь с 2000 года «Миттельдойчер» не побеждал «Альбу».
- Как проводится Матч всех звезд?
– Примерно так же, как в НБА. Собираются две команды – зрители голосуют за первые пятерки Севера и Юга, остальные семь игроков выбирают тренеры. Зрители же голосуют, выбирая участников конкурсов по броскам сверху и трехочковым. Собрались в этом году в Бонне. На самом деле, очень было интересно. Организация очень хорошего уровня, собрались все талисманы команд, проводились шоу, выступали музыкальные группы – конечно, это не НБА, но все стараются сделать для зрителей. Для меня было очень приятно на это посмотреть, поучаствовать, увидеть, как это все проходит.
- Не поразило то, что Германия не баскетбольная страна, но баскетбол там настолько популярен?
– На самом деле, очень. И сборная не добивается никаких успехов, и клубы вроде бы, а зрители ходят. У нас не было матчей, где не приходили бы зрители. Даже когда мы играли в гостях с «Альбой» пришло тысяч десять – нижняя чаша стадиона была вся полная. Для меня это было странно, лидер чемпионата играет с середняком, и такой интерес. После России это сюрприз. Там все иначе устроено: на клуб должны ходить, чтобы он зарабатывал деньги. Здесь зрители важны для поддержки команды, но особого дохода они не приносят. В Германии же зрители должны прийти, купить билеты и внести ощутимый вклад в кассу клуба. Естественно, все заинтересованы, чтобы привлечь зрителей, потому мы и ездили на все эти акции.
- Могли бы сравнить чемпионат России и Германии. Есть что-то, что можно было бы позаимствовать?
– Чемпионат России, конечно, сильнее, ведь здесь есть возможность приглашать легионеров, звезд. Даже не знаю, в принципе все вроде бы также, все похоже. В Германии не на таком уровне строится работа с игроками: игроки больше предоставлены сами себе, тогда как здесь, особенно в ЦСКА, о баскетболистах очень заботятся. Запомнилось то, что в команде были командные ужины. Считаю это большой плюс – все смеялись, играли в боулинг, бильярд, общались в неформальной обстановке. Мне кажется, для построения команды это важно.
- Складывается такая радужная картина: статистика отличная, на Матч всех звезд попали, клуб превзошел планку ожиданий… Какие-то минусы можно назвать?
– Клуб маленький (у нас работало всего пять человек), и, конечно, после ЦСКА сложно перестроится. Не подумайте, что я сноб. Просто к хорошему быстро привыкаешь. И со стороны кажется, что это каприз. В «Миттельдойчере» старались во всем помочь игрокам. Возможно, иногда я ждал большего. Но проблем с этим не возникало.
Для себя хотелось бы провести первую половину сезона получше, но, с другой стороны, наверное, понимаю, что это было невозможно. Фактически это первый сезон, когда я много играю. Особых минусов, конечно, и нет.
- Когда возник интерес со стороны «Милана», какие были мысли?
– Очень хотелось там оказаться. Когда мне позвонил мой агент и сказал, что «Милан» рассматривает меня в качестве замены травмированному центровому (Марионасу Петравичюсу – прим. ред.), я загорелся этой идеей. Очень хотелось там оказаться. Для меня это стало бы подтверждением моих стараний – того, что я не зря работал все это время и хорошо играл. При этом, конечно, я понимал, что очень уж на это надеяться не стоит, потому что на плей-офф им нужен опытный игрок. Так и получилось. В итоге они выбрали американца Джейми Арнольда. Мне еще надо пройти большой путь чтобы играть заметную роль в команде калибра «Милан».
- Какая у тебя сейчас ситуация с контрактом?
– Сейчас я свободный агент, буду искать команду. Контракт с «Миттельдойчером» был рассчитан на один сезон. Может быть, получится поехать куда-нибудь на плей-офф, но очень мало лиг, где можно дозаявлять игроков. Получится, так получится, не получится, так буду ждать предложений на следующий сезон, когда закончится плей-офф.
- Какие пожелания?
– Если честно, очень хочется продолжать играть. Мне понравилось. Между большим контрактом и возможностью нести ответственность за результат – выберу второй вариант. Кроме того, мне хотелось бы выступать два раза в неделю, а не раз – то есть еще участвовать в каком-нибудь еврокубке. Но это все будет видно потом, в зависимости от того, какие команды будут проявлять ко мне интерес. Естественно, сделаю выбор в пользу команды, которая участвует в европейских турнирах. Сезон ни у кого еще не закончился, команды пока не начали строить планы на следующий сезон, думать о приобретениях. Там видно будет.
- Какие планы на лето?
– Лето проведу в Москве. Хочется побыть дома с родными, с друзьями, пообщаться, насладиться Москвой, московским ритмом жизни – тем, что надо выезжать за два часа, чтобы через пробки добрался. Как коренному москвичу мне всего этого не хватало. Плюс буду тренироваться и поддерживать свою форму в ЦСКА. Огромное спасибо руководству, которое разрешило мне это, чтобы следующий сезон провести еще лучше.
Вот его страница на офиц. сайте