Ацо Петрович: «Пять сезонов в России были незабываемыми»
– Ацо, ваш первый приезд в Россию состоялся в 2004, и, по сути, сотрудничество с «Локомотивом» стало для вас первым опытом работы в иностранном клубе. Тяжело было на первых порах?
– Конечно. Откровенно скажу, было нелегко. Привыкнуть к новой жизни, тем более заграницей. Тогда оказался далеко от дома, от детей и супруги, и спасало только одно – работы было очень много. Потому что был и европейский кубок, и чемпионат России. Команда показывала не очень хорошие результаты. Но приятно вспомнить, что сразу после того как начал работать с «Локомотивом» мы существенно поправили свое положение в турнирной таблице, попали в плей-офф, провели достаточно неплохие матчи с УНИКСом, моей следующей командой, причем счет в серии, помню, был 3-2 в пользу УНИКСа, так что мы имели шанс подвинуть казанский клуб и пройти дальше.
– Повезло, наверное, и с тем, что попали в южный Ростов-на-Дону?
– Это точно. В Ростов я приехал в феврале 2004-го, и, конечно, было холодно, но, думаю, по российским меркам не совсем. Помню, что погода была почти такая же, как и в феврале здесь, в Белграде. Кроме того, жители Краснодарского края очень похожи по менталитету на нас, сербов. Казаки они более темпераментные и более открытые люди. Мне было очень комфортно в Ростове. Клуб обеспечил отличные условия для работы и для жизни. Так что позднее ко мне приехали супруга и дети. Моей дочери Александре тогда было 15 лет, и она закончила в Ростове гимназию, сын Владимир практически отучился весь первый курс в Государственном экономическом университете. Мы с супругой в это поверить просто не могли. Дети отлично выучили русский и сдали экзамен на знание языка. Буду рад, если им в будущем это пригодится. Сейчас в Сербии появилось много русских компаний, может быть, мои дети и будут работать там, кто знает.
– Болельщики «Локомотива» также отличались особым темпераментом?
– Зал всегда был полный. Меня радовало то, что за время работы в Ростове, как мне кажется, я наладил взаимопонимание с публикой. Болельщики поддерживали меня, команду на каждом матче, заполняя спорткомплекс до отказа. Бывало даже так, что в зале просто не хватало мест. Вообще что касается общения и дружбы, в Ростове никогда не было с эти проблем. Я общался со многими футболистами из Сербии, которые играли тогда в «Кубани», кроме того, было много наших людей, кто работал в городе. Вместе отмечали дни рождения и другие праздники. В мой последний год работы с «Локомотивом» команда заняла пятое место в чемпионате России, что, по-моему, было невероятным успехом, и я очень рад, что мы этого достигли все вместе.
– Как вам поступило предложение работать в УНИКСе?
– Со мной напрямую связался президент клуба Евгений Борисович Богачев. Я прилетел в Казань на переговоры, и достаточно быстро мы пришли к всеобщему соглашению. В УНИКСе тогда была похожая ситуация какая была и в «Локомотиве», то есть клуб показывал не совсем те результаты, которые от него ждали. Конечно, сравнивать УНИКС и «Локомотив» нельзя, это абсолютно разные команды, с разными бюджетами, но все же. Постепенно ситуация стала налаживаться. Дошли до третьего места в чемпионате России, причем с 6 или 7 места. Перед началом следующего сезона я провел селекцию, и все получилось как нельзя лучше. Нам удалось взять Кубок России, снова стали бронзовыми призерами чемпионата. Для меня это очень приятные воспоминания. Сейчас я слежу за игрой УНИКСа, и мне приятно, что те игроки, которых я привел в клуб, остались. Это легионеры (Крешимир Лончар, Террел Лайдей, Марко Попович) и россияне (Самойленко, Заманский). Радуюсь успехам УНИКСа и желаю команде удачи.
– Так почему же вы, когда, по сути, создали боевую команду не остались у руля УНИКСа?
– Евгений Борисович Богачев в разговоре со мной сказал тогда, что, скорее всего, уходит с поста президента. И когда сезон подошел к концу, никто о продлении контракта со мной не разговаривал. Я улетел в Белград по личным причинам и понял, что, может, пришло время вернуться домой, на родину. Пять сезонов в России были незабываемыми, но и здесь в Сербии у меня также были дела. Поэтому, в принципе, я рад, что так все завершилось.
– То есть предложений от других российских клубов не было?
– Вел переговоры со «Спартаком» из Санкт-Петербурга, но честно признаюсь, до заключения контракта было слишком далеко. Клуб ставил какие-то необъяснимо высокие задачи. И посмотрите, что сейчас? Проиграны 6 матчей на старте чемпионата. Пригласили сербского тренера, но сотрудничество не получилось. Единственным вариантом для моего продолжения работы в России было бы то, если бы поступило предложение от московского клуба. Но у ЦСКА свой тренер, у «Химок» свой, в «Триумфе» Станислав Еремин, «Динамо» вообще сделало ставку только на российских игроков, и у них российский тренер.
– Что за время работы в России вам больше всего запомнилось из блюд национальной кухни? Все-таки вы работали и на юге России, и в Казани, столице Татарстана.
– Все было вкусно! Ну если хотите, могу назвать то, что я отметил для себя, когда только приехал в Россию. Во-первых, у вас очень любят первые блюда, разные супы, борщи. Мы в Сербии больше отдаем предпочтение чорбе, а это более тяжелая версия супа. Во-вторых, культура чаепития. Мы же в основном пьем кофе. Третье – в России много внимания уделяют салатам и различным закускам. На каждом столе например есть «руска салата» (Прим. автора – «оливье»). Мы такой салат готовим по большим праздникам, а в России я часто встречал такую закуску на столах, когда с командой обедали, например. И еще вы больше едите рыбы, чем мы. В Сербии в основном все едят мясо. А мне очень нравилась сушеная рыба, которую вы едите с пивом. Несколько раз из Владивостока я привозил такую рыбу и обязательно красную икру. Ее можно было купить, конечно, и в любом другом городе, но именно там было легче всего, и икра была вкуснее. В Сербии тоже есть такая икра, но в два раза дороже, чем у вас.
– Целое лето вы провели вместе со сборной Сербии готовясь к чемпионату Европы и потом весь сентябрь были в штабе сборной в Польше. Но успели подписать контракт с «Црвеной Звездой»…
– На самом деле, я долго сомневался. Я очень уважаю этот клуб и люблю, но времени на подготовку оставалось катастрофически мало, команда не была на сборах, было несколько баскетболистов с травмами. И на старте собственно получилось так, как я и ожидал. Мы очень плохо стартовали в Адриатической лиге и только сейчас постепенно стали находить свою игру, игроки стали возвращаться в форму. Пять побед подряд, включая такие тяжелые матчи против «Партизана» и «Цибоны», после с московским «Динамо». Сейчас очень сложно удержать такой ритм, и самое главное для меня, чтобы все были здоровыми. Если так будет, «Црвена Звезда» добьется определенных успехов в этом сезоне. Мой контракт заключен по системе «2+1», так что буду работать и стараться вместе с командой добиваться успехов.
– Ваше самое главное правило в баскетболе?
– Точнее моя философия: супер защита и солидное нападение. Вариант победителя.
– Что можете сказать о финансовой ситуации в клубе? В прессе неоднократно появлялась информация о том, что ваш предшественник Светислав Пешич и покинул клуб как раз из-за проблем с финансированием.
– Что тут скажешь: бюджет клуба уменьшился по сравнению с прошлым годом в три раза. Да, по этой причине Пешич не продолжил работать с командой. Второе – из команды ушло пять игроков. Третье – у нас до сих пор нет президента. Меня радует то, что есть люди, которые готовы помочь клубу, которые готовы включиться и даже уже начали работать в этом направлении, дабы улучшить финансовую сторону, но все пока идет слишком медленно. Объективно говоря, я не имел таких проблем в России и сейчас столкнулся с этим впервые. Но мы все работаем, я вижу это.
– В период межсезонья в команду пришел хорошо вам известный Морис Бейли, однако по прошествии месяца уехал домой. Почему?
– Сюда приехал совершенно другой игрок. Бейли не сыграл ни одного матча с марта, а нам нужен был баскетболист который бы мог сразу включиться в игру команды. Иностранец должен быть всегда лучше домашних игроков. Бейли, к сожалению, не смог вернуть свою былую форму, а я знаю его как отличного баскетболиста, профессионала. Он мне хорошо знаком еще со времен работы в «Локомотиве». Очень жаль, что так вышло, что нам пришлось расстаться. Сейчас в команде новый игрок, американец Майкл Тейлор, и с ним тоже будет нелегко, но он уже внес в игру команды определенную свежесть, и надеюсь, что он нам очень поможет.
– Вместе с тем, в команде остались прошлогодние лидеры, так сказать, молодежь. На них вся надежда?
– Молодые игроки ценны, прежде всего, своим энтузиазмом и амбициозностью. Средний возраст в команде 21 год, что по меркам европейских команд или скажем российских, мягко говоря, необычно. Марко Кешель, Неманья Бьелица, Тадия Драгичевич, Неманья Недович, это игроки, у которых, я думаю, есть потенциал и хорошая перспектива для удачной карьеры. Вы только посмотрите, какого результата добилась сборная Сербии на чемпионате Европы в сентябре? Конечно большая заслуга в этом нашего главного тренера Душана Ивковича, который смог собрать команду, достаточно молодую, с амбициями, именно команду на будущее.
– Кстати, следили за игрой сборной России на чемпионате Европы?
– Конечно. Несомненно, сборная России заметно ослабла. Не играли Саврасенко, Холден и Кириленко. Был травмирован Хряпа. Из-за всего этого сборная России, к сожалению, не смогла показать достойной борьбы. Хотя достаточно неплохо сыграла в группе. Сейчас должно пройти какое-то время. В сборную должны вернуться лидеры, а, если они не захотят, нужно обратить взор на молодых и перспективных игроков. Необходим хороший центр и плеймейкер и, конечно же, тренер, который бы был готов посвятить все свое время только команде. Например, Сербия намного меньше, чем Россия, но в нас заложена еще с давних времен любовь к командным видам спорта, у нас хорошая школа, именно тренерская. Посмотрите сами, в маленькой Сербии насчитывается больше двух тысяч только баскетбольных тренеров! Это говорит о многом. Мы учимся, но и храним традиции.
– Ацо, традиционно в конце разговора, мы просим тренеров, которые раньше работали в России, сказать пару слов болельщикам.
– Что ж, большое спасибо! Мы очень близкий народ, с одной верой и на самом деле в России я себя ощущал как дома. Сейчас мне приятно следить из Сербии за успехами своих земляков. Милош Красич успешно играет в ЦСКА, мой друг Зоран Гайич работает в волейбольном клубе. Я радуюсь их успехам так же, как и радуюсь успехам российских команд. Мне приятно слышать о победах «Локомотива» и УНИКСа. Я желаю им удачи и еще раз говорю спасибо!
интересно, есть ли тренеры, которые по окончании работы в клубе говорят, что им там было плохо?)
какие жители Краснодарского края,какие футболисты Кубани,если он в Ростове жил???
быстро все забывается
Приятно слышать такое о Ростове... кубашах!
Богачев ему вечно в полушутку предъявлял - вот мол, не знает Ацо игроков с человеческой стороны, а он бы с ними пообщался, по душам поговорил))
от имени ростовского казачества и болел Ростова требую внести исправления!)))
а Ацо, дай ему Бог здоровья, у нас конечно помнят и любят))
!