6 мин.

Ярость чемпионов

Немного о грустном

ЦСКА нового созыва очень долго шел к своему первому титулу, завоевав его лишь в последнем матче сезона. Золото стало седьмым подряд для армейского клуба, 16-м в чемпионатах России и 40-м в истории страны. И все же должно было быть в этой серии что-то, что снизило бы зашкаливающий уровень пафоса. В роли весельчаков-балагуров выступили официальные лица, все утро в день матча пытавшиеся выстрадать подходящий вердикт по поводу протеста, который ЦСКА подал по итогам встречи номер три. Решение, собственно, должно быть постановить, в каком по счету матче будут принимать участие команды во вторник. После недолгих раздумий вышло, что все-таки в четвертом. Андрей Ватутин очень метко назвал ответ департамента РФБ на протест «парадоксальным». Пожалуй, из нормативных это наиболее верное определение итогового вердикта. Результат игры оставлен в силе, но при этом работающих на нем судей решено вроде бы как наказать. «Вроде бы как», потому что наказание тоже было выбрано своеобразное: за громкими словами «отстранить Александра Горшкова от обслуживания четвертого матча» скрывалось то, что главный арбитр предыдущей встречи был переведен в разряд резервного судьи, а резервный – стал главным. Только и всего. Конечно, сидеть за спиной мечущегося Скариоло, наверное, немного страшновато, но все же инквизиторским такого рода наказание вряд ли можно назвать.

Вдобавок руководитель департамента Максим Астанин все-таки поведал «Спорт-Экспрессу» причины, по которым было решено утвердить результат третьей игры. Предложив свое видение фола Паласио на Шишкаускасе и технического фола Скариоло и ловко обойдя разговор о пробитии штрафных Карлосом Дельфино при четырех командных фолах у ЦСКА, он свел все к глобальной проблеме: «В Химках аппаратура относительно новая, но кабели, по которым бежит сигнал, бывают либо хорошего качества, либо не очень. И в случае с «не очень» возникает очень большая проблема». Вот оно как. Около секунды, остававшиеся после фола Паласио на литовце, видимо, затерялись вместе с сигналом. Ну да ладно. Четвертый, так четвертый. Так, собственно, и прервалась серия из выигранных всухую армейцами финальных серий, что вызвало негодование московских болельщиков, выразивших свое «фи» в вывешенном перед началом матча баннере «Москва – за чистый баскетбол».

«Не будите медведя»

В принципе, как кажется, злосчастному кабелю красно-синие наоборот должны быть благодарны. Ведь если бы судьи все-таки дали Шишкаускасу право на еще два штрафных в счет технического Скариоло, то чемпионство их не было бы столь значимым. А так не добежавший по назначению сигнал предоставил им право реабилитироваться перед самими собой. Невероятный настрой, вызванный то ли этим, то ли злостью из-за одного потерянного дня отпуска или гневом в адрес начудивших арбитров и продолживших их дело инспекторов, чувствовался уже с первых минут. «Не будите медведя. Не скажу, правда, что спящего», – моментально расцветший после победы Андрей Ватутин все же не мог не бросить шпильку в сторону адресантов протеста.

Силенок у «Химок» хватило ненадолго. Армейский каток покатился почти с первых же минут, сметая всех на своем пути: Лэнгдон и Хряпа принялись обстреливать кольцо из-за дуги, образовавшие пару «больших» Смодиш и Лорбек издевались над своими оппонентами под щитами, помог и вышедший на этот раз со скамейки Шишкаускас. Как «Химки» ни перестраивались, как ни пытались подобрать нужных исполнителей на те или иные роли, на нападении ЦСКА это практически не сказывалось. Лишь за пару минут до конца первой половины при наличии Зисиса и Кауна на площадке агрессивная «зона» «Химок» ненадолго остановила позиционный розыгрыш армейцев. Но это был лишь эпизод. К большому перерыву табло сигнализировало двузначное преимущество гостей (40:20).

Удивительно было и другое. О степени самоотверженности и рвения красно-синих в защите, как это ни удивительно, говорят не очки, набранные оппонентом, не подборы (17-13 в пользу ЦСКА), а соотношение персональных замечаний. Первый фол у армейцев получил Лэнгдон за 17 секунд до конца первой четверти. К этому времени у «Химок» было уже девять, и такое соотношение не сильно менялось по ходу встречи. В результате сверхплотная оборона армейцев, вытеснявшая противника на периметр, позволила забить «химчанам» восемь раз из 21 двухочковой попытки и реализовать один трехочковый бросок из четырех.

Как ни усердствовал ведущий подмосковный команды, подбадривая желто-синих криками «верим в команду» и «не все потеряно», как ни поддерживали их болельщики, всем все уже было ясно. Накладки сопутствовали не только игре «химчан», но вмешались в выступление их группы поддержки. Можно было бы с пользой провести время и сбегать за шампанским, если бы оно не было припасено заранее. Мессина словно вложил все негодование, вызванное единственным поражением в чемпионате России, неадекватным судейством, гонором победителей предыдущей встречи, в свой план на этот матч. Минимально подпуская к составу молодежь и ограничив ротацию (шесть игроков провели на площадке от 22 до 30 минут), итальянский специалист стремился оптимизировать эффективность пятерки и не желал успокаиваться на определенной разнице в счете. Двадцать уже сменились тридцатью очками преимущества. Затем были максимальные «37». И лишь за три минуты до финальной сирены – только после того, как Скариоло выбросил белый флаг, выпустив Шабалкина и Зайцева, – Мессина все же дал поиграть в «золотом» матче Алексею Шведу и Виктору Кейру.

Церемония

Так уж получается, что золотые медали в последние годы ЦСКА обеспечивает себе на гостевых площадках. Немного странно было видеть, как триумф победителей, облачившихся в майки под номером 40, срезавших сетку, которая в итоге оказалась на шее у Смодиша, тонущих в объятиях знакомых и близких, поначалу оказался в тени громогласного чествования «Химок». Хозяева приняли знаки внимания, поблагодарили болельщиков и гордо удалились, уступив площадку победителям, сразу же заливших ее шампанским. Далее калейдоскопом мелькали радостные лица Андрея Ватутина, промокшего насквозь, но смело дававшего бесконечные интервью, молодых игроков, впервые завоевавших трофей, Сергея Кущенко, приложившего руку к строительству этой команды. Но, пожалуй, наиболее символичной казалась фигура главного тренера, скромно стоявшего в стороне. «Почему вы такой сухой?» – поинтересовались у Мессины дотошные журналисты. «Просто знаю, где нужно стоять», – пожал тот плечами.

Мессина выдавил из себя улыбку только на общей фотографии, когда поймал в объятия сына. В отличие от Андрея Ватутина, тренер-максималист вряд ли бы назвал сезон однозначно успешным. И наверняка в тот момент итальянец уже раздумывал о будущем. Своем и клуба. «Еще не знаю, когда определюсь со своим будущим. Мне предстоит разговор с Андреем (Ватутиным), и только тогда я приму решение», – в этих двух фразах заключен главный вопрос уже наступившего межсезонья.

Химки – ЦСКА – 45:78 (9:24, 11:16, 11:20, 14:18)

ХИМКИ: Паласио (5), Гарбахоса (8), Фридзон (1), Маккарти (8), Мозгов (7) – старт; Дячок (0), Дельфино (4), Уилкинсон (4), Шабалкин (2), Понкрашов (4 + 3 передачи), Лампе (2), Зайцев (0).

ЦСКА: Холден (10 + 3 передачи + 5 перехватов), Лэнгдон (13), Хряпа (10 + 7 подборов + 4 передачи), Смодиш (13 + 3 передачи), Лорбек (14 + 7 подборов + 4 передачи) – старт; Зисис (2), Кейру (0), Шишкаускас (9), Забелин (0), Воронцевич (2), Швед (3), Каун (2).