Симони Пьяниджани: «В матче с ЦСКА наша задача продержаться до конца»
Разговор с главным тренером «Сиены» случился на излете дневной тренировки итальянских гостей в УСК ЦСКА. Среди разбредшихся по залу игроков, которые остались предоставленными себе, Пьяниджани еще нужно было поискать. После непродолжительных розысков тот был идентифицирован в одном из тех безмятежных товарищей, с кем активнейшим образом работали массажисты команды.
- Такие процедуры после тренировок для вас традиционны?
– Что? Да не, что вы. Просто сегодня так вышло. Долгий перелет. Да еще сейчас мы играли в Финале восьми Кубка Италии: столько дней в напряжении, на ногах. Спина раскалывается. Так что приходится прибегать к вынужденным мерам.
- Вы настолько активно участвуете в тренировках, что сильно устаете?
– Устаю. Ну да, немного есть. Все устают, я тоже. Это нормально. Все время нужно перебарывать себя. Как бы вы ни устали, вами двигает мотивация. Особенно во время таких встреч, как завтрашняя игра с ЦСКА.
- Если вернуться к предыдущему матчу против ЦСКА, оглядываясь назад, вы можете сформулировать основные факторы вашей победы?
– Сложно сказать. Каждая игра складывается по-своему. Команда старается сыграть максимально цепко в защите и как можно эффективнее в нападении. Лицо нашей команды определяет быстрый переход от обороны к атаке, прорывы, быстрое движение мяча. Когда удается набрать много очков после быстрых атак, нам бывает легче. Так получилось в Сиене. Мы постараемся сыграть завтра также, но прекрасно понимаю, что с ЦСКА на его площадке это будет не так уж просто. ЦСКА, безусловно, лучшая команда в Евролиге. Команда, которая чувствует течение игры, знает, когда нужно прибавить. Это все понятно. Мы же постараемся показать все, на что способны.
- Тот матч против ЦСКА был лучшим для вашей команды в этом сезоне?
– Не знаю, не знаю. Мы провели несколько замечательных игр в чемпионате Италии, а в Евролиге смогли победить «Барселону», «Панатинаикос» и ЦСКА. С уверенностью можно сказать, что мы сыграли много встреч, в которых выглядели лучше, чем с ЦСКА, но в том матче нам удалось сохранить концентрацию на протяжении всей игры, действовать очень стабильно. Несмотря на допущенные ошибки, мы оставались очень внимательными на протяжении всех 40 минут. Это оказалось ключевым моментом. Ведь в игре против такой команды, как ЦСКА, стоит вам потерять концентрацию на одну-две минуты, и все.
- Допущенные ошибки? Вы выиграли почти 20 очков у чемпиона Евролиги и все равно остались чем-то недовольны?
– Ну да. Скажем, мы допустили огромное количество потерь, гораздо выше нашей нормы. Потом в ситуациях, когда у нас было численное преимущество, мы промахивались из открытых позиций или принимали какие-то поспешные решения. Мне не понравилось, как мы распоряжались мячом в концовках нескольких четвертей. Потом не стоит забывать, что мы очень плохо начали ту игру. Нервозность, возникшая из-за значимости того матча для нас, из-за того, что мы понимали, что многим рискуем, определила ужасный старт. Мы промазали несколько бросков, и ЦСКА сразу же вырвался вперед на шесть очков после трех минут.
- На ваш взгляд, насколько тяжело ЦСКА дается расставание с Алексеем Саврасенко, который покинул команду зимой?
– Мне сложно сказать, ведь я не слежу так пристально за ЦСКА на протяжении всего сезона. Сейчас я вижу сейчас, что ЦСКА располагает достойным выбором «больших», которые вполне могут заменить его. Скажем, в Сиене они начали с Хряпой и Моррисом в старте, что доставило нам немало проблем: оба с поставленным броском, могут и поставить заслон, открывая пространство для «маленьких», и сами атаковать. Не менее проблематично, когда на площадке появляются Лорбек, который также неплохо бросает и может сыграть под щитом, и Смодиш, лучший игрок в Европе на своей позиции. Они оба прекрасно действуют лицом и спиной к кольцу. Так что большой проблемы для ЦСКА я здесь не вижу.
- Этторе Мессина неоднократно говорил, что для его команды гораздо более важными с турнирной точки зрения будут встречи с «Фенербахче» и «Цибоной». Насколько для вас важно выиграть у ЦСКА – хотя бы по сумме двух встреч?
– Это абсолютно верно и для нас. К сожалению, мы уступили в Загребе, и единственным решением для нас была победа над ЦСКА дома. Я не придаю большого значения разнице в очках. Не думаю, что в итоге она будет иметь решающее значении. В завтрашней игре перед нами будет стоять задача оказать сопротивление, продержаться до конца. Я предвкушаю замечательную игру, ведь встречаются две сильные команды. Но перед своими баскетболистами я ставлю задачу играть уверенно, постараться остаться в игре до последних минут. Если нам удастся продержаться до последних двух минут, то тогда все возможно.
- По матчу в Сиене ваша команда показалась единым механизмом, в котором подогнаны все детали: скажем, Кшиштоф Лавринович и Римантас Каукенас вышли со скамейки и внесли существенный вклад. Можно уже сейчас говорить, что команда готова для того, чтобы побороться за выход в Финал четырех, или еще преждевременно?
– Я не стал бы так говорить. Безусловно, в нашей команде сложился прекрасная ситуация: каждый понимает, что нужно играть за команду, делать то, что нужно для того, чтобы команда побеждала. Игроки хорошо поработали: мы выиграли Кубок Италии в воскресенье, на следующий день на автобусе поехали в Милан, чтобы отправиться в Москву. Сейчас мы делаем все, чтобы подготовиться к встрече с ЦСКА, но так далеко загадывать я бы не стал. Нам еще предстоит три матча в Топ-16: завтрашняя игра, в Стамбуле и дома с «Цибоной». И, скажем, если нам не удастся выпутаться из сложившегося положения, и мы займем второе место в группе, то 99 процентов, что мы выйдем на «Панатинаикос», у которого будет преимущество своей площадки. Не нужно объяснять, что это значит. Клуб из года в год вкладывает миллионы долларов в команду, да еще 20 тысяч болельщиков, которые будут освистывать каждое наше движение. Это все очень непросто. Евролига весьма странный турнир, в котором сложно что-то загадывать наперед. Нужно просто постараться добраться до определенного момента турнира и быть готовым противодействовать ведущим командам континента. Поэтому я говорю своим баскетболистам, что нам нужно побеждать в каждой следующей игре. В этом и заключается наш подход. Именно таким он и был всегда: и два года назад, когда мы выступали в Кубке УЛЕБ, и в прошлом году, когда в команду влились новые игроки, и нам удалось добраться до Финала четырех. Для многих из них это был первый опыт выступления в этом турнире, и мы учились идти вперед шаг за шагом, стараясь в каждой отдельной игре показать лучший баскетбол. Постепенно уровень нашей игры рос, и в итоге мы оказались в Мадриде. В этом году нам удался старт. Нас уже начали больше уважать, но теперь моя задача состоит в том, чтобы нас воспринимали в числе лучших команд Европы. Думаю, что благодаря тому, что мы закончили первый групповой турнир выше «Панатинаикоса» и стали единственной командой в группе, которая обыграла «Барселону», нам это удалось. Так что сейчас мы просто получаем удовольствие от игр, подобных завтрашней.
- Прошлый сезон стал для вас вторым в качестве главного тренера и первым в Евролиге. И вы сразу же оказались в четверке лучших. В течение долгого времени вы работали помощником тренера, но можно ли сказать, что прошлый сезон вас многому научил?
– Меня лично – нет. Я уже довольно долго работал и как помощник, и как главный тренер в Кубке УЛЕБ. С этой точки зрения, хотя это и был хороший опыт, он не сильно отличался от всего, что было до того. Прошлый сезон был важен скорее для команды, ведь нам удалось сохранить костяк коллектива. Препятствия, которые вы преодолеваете, держась все вместе, будучи единым целым, представляет собой важнейший опыт для коллектива, и, безусловно, исключительно важен. С тех пор, как я возглавил эту команду, мы выиграли два чемпионата Италии, три суперкубка Италии, Кубок Италии, и в прошлом сезоне достигли Финала четырех Евролиги. Успехи снимают слишком большее давление с команды: мы можем оступиться, но давление над нами не будет столь высоким, как над многими другими.
- Кстати, в этой связи, как вам кажется, то, что вы сейчас выиграли Кубок Италии, а ЦСКА проиграл Кубок России, может как-то отразится на матче?
– Да я как-то не думаю о таких вещах.
- Вы поработали в качестве помощника с несколькими прекрасными тренерами. Есть кто-то, кого вы могли бы назвать своим учителем?
– Думаю, что в нашей профессии вряд ли можно выделять одного человека. Например, мне никогда не доводилось работать с Мессиной, но для моего поколения тренеров в Италии он считается эталоном профессии. Его наработки помогают очень многим. Но это всего лишь один пример из множества.
- А что является самым важным в тренерской профессии?
– Это совершенно сумасшедшая работа, к которой нужно подходить по-особенному. Для этого вам пригодится все, что составляет основу жизни, все, что поможет обучать игроков, активно общаться с ними. Даже не так важно, насколько хорошо вы читаете игру, сколько умение объединять игроков…
При этих словах тренер Пьяниджани извинился и, отпросившись на минуту, обратил на себя внимание закончивших тренировку баскетболистов. Собрав в кружок игроков и произнеся торжественные слова, тренер отпустил подопечных и продолжил разговор.
- В начале тренерской карьеры вы много работали с юношескими командами, что является достаточно традиционным для Италии, но немного странно для России. Насколько такой опыт пригодился вам на профессиональном уровне?
– Я на сто процентов уверен, что тренерская работа с молодежью не отличается от работы с взрослыми командами. Когда игрокам по 17-18 лет, им нужно каждый день прибавлять в мастерстве, но то же самое относится и к этому уровню. Ни в каком возрасте нельзя прекращать расти, останавливаться в развитии, не работать собой, не улучшать собственную игру. Конечно, на таком уровне на вас лежит больше давления, вам оказывается больше внимания в прессе, но в конечном итоге все остается тем же: тренер, игра, баскетболисты – ваша задача заключается в том, чтобы обучать игроков, объединить их для того, чтобы использовать их сильные стороны. Именно поэтому опыт работы с молодежью так важен. Безусловно, мне повезло, ведь я работал с лучшими молодыми игроками в Италии, с которыми мне довелось поиграть на множестве турниров в Италии, в европейских странах, участвовать в турне по Америке. Это другая сторона баскетбола, но она мне очень многое дала в моей тренерской карьере, и многое из того, чему я научился там, помогает мне сейчас.
- Но при этом в вашей команде совсем немного итальянских игроков?
– Это действительно так. Но это общее правило. В Евролиге мы стараемся построить команду, которая была бы конкурентоспособной, из подходящих игроков, не взирая на их гражданство. При этом мы работаем с молодежью. Поверьте, нужно подождать еще несколько лет: они уже на подходе. В российских командах, участвующих в европейских соревнованиях, думаю, ситуация аналогичная.
- Вы сами из Сиены, и вся ваша тренерская карьера связана с командой этого города. Что это значит для вас?
– Это совершенно особое чувство. Наверное, это накладывает на меня дополнительное давление, но, когда все получается – как было в последние сезоны – это добавляет эмоций. Это может показаться странным, – не знаю, смогу ли я объяснить это – но считаю, что работа в Сиене стала лучшим способом для меня получить разнообразный опыт. Потому что, когда я начинал работать в этой команде, клуб еще не был на этом уровне, мы боролись за место в итальянской лиге А. Поэтому я работал совершенно иначе с игроками самого разного уровня. Когда мы начали бороться за плей-офф в Италии, я работал помощником. Потом уже пошли европейские турниры, Кубок Сапорты, Кубок УЛЕБ и только потом Евролига. В то же время я работал с молодыми игроками, получив громадный опыт на этом уровне. Начинали мы только с молодежью Сиены, а потом пришло время, когда мы стали собирать в нашей команде лучших молодых баскетболистов со всей Италии. Поэтому так вышло, что, хотя я оставался в одном клубе на той же позиции, передо мной стояли разные цели, на мне лежала ответственность абсолютно различного уровня. Что дало мне возможности изучить самые разные лица баскетбола. Много раз я думал о том, что можно поехать куда-то еще, но сейчас уверен, что, оставшись в Сиене, я сделал правильный выбор. Конечно, сейчас, когда мы вышли на такой уровень, когда я сел в кресло главного тренера, нельзя говорить, что я здесь надолго. Рано или поздно мне придется уйти. Когда это время придет, я не знаю. Сейчас я думаю только об этой команде и этих игроках, но знаю, что тренерская работа предполагает, что рано или поздно вас уволят. Я много поездил и с юношескими командами, и выступал в европейских кубках, так что могу сказать, что, когда придет время уходить, я, скорее всего, буду рассматривать предположения из-за рубежа…
- Например, из России?
– Не знаю, не знаю. Если мне предложат работу, то почему бы нет?