10 мин.

Идущие на смерть

Команда дальневосточного принца

«Спартак-Приморье», может, никогда и не входил в группу наиболее бедствующих российских клубов, но финансовые затруднения – как и во многих провинциальных командах – с определенного момента начали составлять неотъемлемую часть его жизни. Чего стоит одна только забастовка Эрнеста Бремера и Джо Блэйра, которые в прошлом году отказались выходить на паркет из-за задержки заработной платы. Лишь причины финансовых неурядиц в разных регионах имеют свою характерную особенность: если, скажем, в Перми речь чаще всего заходит о присвоении средств, выделенных на финансирование команды, а в Красноярске областные начальники не особенно торопятся с утверждением бюджета, то во Владивостоке история существования местного «Спартака» тесным образом переплетается с кулуарными интригами политической верхушки Приморского края.

Общеизвестно, что переломным моментом в истории клуба стал 2002 год, когда на коллектив, который пробился в Высшую лигу, обратил внимание недавно пришедший во власть Сергей Дарькин. Именно на фигуре почетного президента «Спартака» и одновременно губернатора Приморского края завязаны все успехи команды, которая находится полностью на содержании регионального бюджета. И именно с его политической карьерой связаны наиболее напряженные моменты в ее истории: вопрос о содержании большого баскетбола во Владивостоке на деньги краевого бюджета всегда имел ярых противников как среди депутатов местного парламента, так и в коридорах краевой прокуратуры.

Активность недругов 99-го номера клуба предопределила прошлогодний кризис: тогда краевая прокуратура опротестовала пункты ряд положений программы развития физической культуры и спорта, как раз и связанных с финансированием из краевого бюджета баскетбольного клуба. По этой причине с ноября 2007 года финансирование было приостановлено. После протеста депутаты местного парламента внесли поправки в программу, извернувшись и сделав уточнение, что финансироваться будут не профессиональные команды, а сборные команды по соответствующим видам спорта. Но прокуратура предупредила, что средства из бюджета могут идти практически на все (транспортные расходы и прочее), кроме покупки игроков и зарплат, то есть статьи, которые и составляют большую часть бюджета. «Вернее, – как иронизирует генеральный директор команды Сергей Клигер, – даже некоторую часть зарплаты можно платить. Существует ставка спортсмена-инструктора, но по государственным нормам это смешные деньги – две-три тысячи рублей». Тем не менее, по прямо-таки трансцендентальным причинам кризисную ситуацию в «Спартаке» в начале прошлого года удалось замять, и клуб продолжил практически беззаботное существование.

Спасение утопающих

Нынешняя ситуация продолжает события однолетней давности. В данном контексте уместно вспомнить слова Гегеля, утверждавшего, что история повторяется дважды: первый раз в виде трагедии, второй – в виде фарса. На этот раз генеральный директор клуба Сергей Клигер не стал ждать, когда взбунтуются Бэйли и Фармер, и сразу же объявил о том, что команда снимается с чемпионата. Хотя соответствующее письмо в итоге до РФБ так и не дошло, мощный призыв, акцентированный на упаднических настроениях, был услышан.

«Поскольку участие команды в чемпионате полностью финансируется бюджетом Приморского края, то, согласно законодательству, содержание команды (т.е. выплата игрокам и тренерам команды заработных плат и премий) – запрещено», – гласит заковыристая формулировка открытого обращения. Раскрывается же ларчик весьма просто. «В конечном итоге мы добились в судебном порядке отмены положений краевого закона «О содействии развитию спорта высших достижений» и краевой целевой программы «Развитие физической культуры и спорта», оставляющие лазейки для содержания профессиональных команд за счет средств бюджета, – пояснила в интервью «Коммерсанту» представитель прокуратуры Ирина Володина. – Если краевые власти хотят содержать команды, составленные из легионеров, получающих зарплаты размером с месячный бюджет муниципального образования, пусть ищут спонсоров».

По словам генерального директора, вся операция при этом была проведена весьма мудреным способом, благодаря которому клуб был застигнут врасплох. «Наша местная Приморская дума приняла местный закон, регулирующий спортивную деятельность, и обратилась в прокуратуру, чтобы установить соответствие деятельности нашего клуба местному и федеральному законодательству, – поведал Сергей Клигер. – В итоге состоялось судебное заседание, на котором наши представители даже не присутствовали. Если честно, узнали мы об этом постфактум, спустя достаточно долгое время. Прибегли к помощи юристов, они написали жалобу в суд вышестоящей инстанции, но там лишь подтвердили решение Приморского суда».

Как известно, закон что дышло, и, в конечном счете, за этими манипуляциями видится очередная конфронтация с главой региона. В частности, генеральный директор указал на абсурдность подобной постановки вопроса и то, что, собственно, к так называемому финансовому кризису он имеет лишь косвенное отношение: «Нам придется сняться с чемпионата. Самое интересное, что деньги на зарплату у края есть, они заложены в бюджет, но никаких механизмов для выплат не существует. Нам сказали, что если попытаемся что-то делать, то светит статья «нецелевое использование бюджетных средств». В любом случае губернатор пообещал, что клуб рассчитается с игроками».

В пятницу, на следующий день после превентивных заявлений Клигера о том, что все потеряно, состоялась встреча всех заинтересованных лиц. А уже в понедельник оказалось, что команда продолжит свое неровное шествие в рамках российского первенства. Куда смотрят воинственные депутаты вместе с прокуратурой, неизвестно, но вполне понятно, как происходят такие вещи в такой замечательной стране.

Крайний

Между этими событиями состоялось еще одно: клуб расстался с главным тренером Сергеем Бабковым, с которым были связаны все основные успехи владивостокского коллектива в последние два года. Бывший главком сборной России всегда назывался в ряду талантливых молодых отечественных тренеров: похвала всегда воспринималась как должное, ведь ему удавалось дважды выводить команду в восьмерку лучших, в 2006 году даже завоевав право выступать в еврокубках. В нынешнем году, правда, у Бабкова не заладилось. И солидный бюджет – порядка 250 миллионов рублей – скорее стал дополнительным поводом для увольнения.

Поначалу казалось, что традиционная кадровая текучка для владивостокцев проблемой не станет, но на этот раз тренеру откровенно не повезло, и в итоге проваленная селекция по сути не оставила ему особенного шанса. Подавляющее число приобретений российских середняков вызывает откровенное недоумение еще в летний период. К зиме же оно не растет, но сменяется какой-то апатией. Ошибки в селекции совершают все, и зачастую именно их минимальное количество выделяет клуб среди конкурентов. На фоне преуспевающих в этом смысле «Енисея», «Локомотива» и «Университета» манипуляции приморцев с составом оказались просто чудовищными. В частности, двое из предполагаемых лидеров (Давид Тойя и Зендон Хэмилтон) клуб давным-давно покинули, а еще один – Морис Бэйли оказался не способен унести непосильную ношу на своих плечах. В итоге уже зимой руководству пришлось пойти на новые траты, пригласив Николая Падиуса и Десмона Фармера, которые, даже находясь не в лучшей форме, существенно усилили игру команды. Любопытно, что со слов Бабкова получается, что комплектованием занимался вроде бы и не он. Отвечая на соответствующий вопрос «Комсомольской Правде» экс-главный тренер сказал: «Я бы по-другому сформировал состав. Американцев надо было брать только на позиции первого, второго и третьего номеров. На позицию центрового, я думаю, следовало все-таки искать сильного европейца. Думаю, что на комплектацию трех ключевых позиций – первого, второго номеров и центрового – нужно было выделить больше средств. Может быть, даже в ущерб для других позиций. Я говорил об этом. Но меня убедили, но меня уговорили, что вот так вот надо и вот так».

Как бы то ни было, результат прискорбный: две победы в 12 играх и непривычное последнее место в турнирной таблице чемпионата. Анализировать сам баскетбол, показываемый клубом, смысла особенного и не имеет. Нехватка крепкого пятого номера (выступающий на этой позиции босниец Эрмин Язвин при все к нему уважении на роль центрового стартовой пятерки явно не тянет), разбалансированность состава и отсутствие поставленной игры предопределяют результаты клуба. Помимо сложностей в организации игры бросаются в глаза проблемы на щитах (третий с конца показатель 30,5 подбора) и второе место по количеству потерь (15,4). Сюда же стоит добавить и не совсем удачные действия самого Бабкова, не позволившие команде вытащить напряженные концовки в Перми, Красноярске и дома с ЦСКА. Но, как философски замечает сам тренер, «кто-то же должен проигрывать».

Интересно при этом, что Бабков известен не только как один из уважаемых российских специалистов, но и славится тем, что не лезет в карман за словом при обсуждении сокращения российского первенства, недвусмысленно высказывая свою позицию по поводу действий Федерации и общего настроения по отношению к его команде. «Федерация баскетбола взяла курс на сокращение лиги. И с каждым годом количество россиян, выступающих за клубы суперлиги А, неуклонно уменьшается. В этом году осталось 12 команд, в следующем сезоне будет 10... Мне непонятна такая политика федерации. Напротив, необходимо расширять российскую лигу, развивать баскетбол в регионах. А сегодня все идет к тому, что у нас останутся лишь столичные команды, и мы получим чемпионат Москвы и Московской области. Для меня удивительно, как исполком федерации мог проголосовать за такое решение. Фактически азиатская часть нашей страны останется без большого баскетбола. Мы претендуем на статус одного из сильнейших чемпионатов в Европе, но при этом имеем в два раза меньше команд, чем в чемпионатах большинства европейских стран», – это лишь одно из множества эмоциональных заявлений. Неудивительно потому, что, когда Бабков подал в отставку, это было оформлено двусмысленной и несколько таинственной фразой: «Надеюсь, это мое решение поможет спасти команду». На следующий день команда приступила к тренировкам под руководством помощника Сергея Бабкова нынешнего и.о. главного тренера Михаила Михайлова.

Владивостокская аномалия

Хотя теоретически у «Спартака» есть все шансы зацепиться за 9-е место и попасть в утешительный турнир, вериться в это с трудом. Собственно и сам Бабков неоднократно заявлял, что реформа суперлиги и общее негативное настроение против владивостокской команды фактически ставят под сомнение дальнейшее участие в отечественном первенстве. Спортивная составляющая здесь является скорее органичной привязкой к общей природе клуба, присутствие которого в суперлиге просто противоестественно. Пример приморской команды словно в концентрированном, буквально кафкианском виде преподносит аномальный характер большинства отечественных профессиональных клубов. Мало того, что за 10 лет существования у клуба не было других источников финансирования, кроме краевого бюджета, что вся жизнь его, время от времени прерываемая короткими потрясениями, напрямую зависит от фигуры губернатора, что отсутствие маркетинговой стратегии и соответствующего рынка не позволяет клубу говорить даже о минимальной самоокупаемости (хотя бы той 10-процентной, которой так гордится ЦСКА), так еще и сама команда по существу ни за что не борется и ни на что не претендует. Кастовый характер российского баскетбола не позволяет «Спартаку» подниматься выше определенного уровня, а географическое положение становится непреодолимым препятствием для участия в еврокубках. То есть помимо того, что присутствие клуба в элитном дивизионе дает местным болельщикам посмотреть на топовые клубы Европы, фактически единственной рациональной причиной для существования «Спартака» является декларируемая губернатором «популяризация здорового образа жизни» и формирование соответствующей идеологии.

В этой истории довольно сложно найти правых и виноватых. Понятны и амбиции Дарькина, ни чем в этом смысле не отличающегося от многих других руководителей, и позиция местных депутатов, декларирующих сокращение нецелевого использования средств, логичность решения ФИБА-Европа, закрывшей клубу дорогу в еврокубки, и даже рациональность сокращения российской лиги, за которым должна подразумеваться если не большая самоокупаемость клубов, то хотя бы большая стабильность. Судя по словам Сергея Чернова, РФБ уже не видит клуб в урезанной суперлиге в следующем году, во всех интервью подчеркивая, что «баскетбол останется в Приморье» прежде всего в виде молодежной команды и команд низших уровней. Тем самым, сам характер развития ситуации подталкивает клуб на принципиально иное существование. Вопрос только в том, приведет ли отказ от приобретения дорогостоящих игроков, сильных легионеров и расходованию других средств для достижения сиюминутного результата к выделению средств на финансирование детского спорта, модернизацию инфраструктуры, работе с болельщиками и пропаганде на телевидении или закончится глобальным крахом баскетбола на Дальнем Востоке.