Бархатная революция «76-х»
Без Ответа
19 декабря 2006 года тогдашний генеральный менеджер «Филли» Билли Кинг объявил об обмене Аллена Айверсона, а спустя месяц выкупил контракт со второй звездой, стремительно стареющим Крисом Уэббером. Эти неоднозначно воспринятые, но, в общем, вполне прогнозируемые решения резюмировали стремительное падение команды. С момента поражения от Детройта во второй стадии плей-офф 2003 года (2-4) и последующего ухода Лэрри Брауна «Филли» без особых надежд бултыхалась в середине таблицы, плавно ухудшая показатели с 56 побед в 2001 году до 35 в 2007-м.
Предполагалось, что намеченный руководством план омоложения вернет команду на былые высоты всего лишь за три года. Но парадоксальные решения менеджмента и отсутствие сколь-нибудь выраженной линии развития не позволяли «76-м» мечтать хотя бы о восьмой строке, заставляя пожимать плечами даже заведомых оптимистов. Тренерская чехарда (за три сезона команда поменяла пять коучей), потеря многолетнего лидера Айверсона и удивительные по алогичности драфтовые предпочтения (чего стоит только выбор Лэрри Хьюза перед Полом Пирсом в 1998 году) представляют лишь часть обширной коллекции абсурдных деяний, «прославивших» Билли Кинга.
Завершив чемпионат на девятой позиции и потеряв двух лидеров, подбитая «Филадельфия» открывала новую страницу истории, учась играть в командный баскетбол.
Свежий подход
Следующий сезон начался также безрадостно, как и предыдущие. После первых 18 матчей, из которых «Филли» выиграла лишь пять, последовало не то чтобы неожиданное – мягко говоря, неординарное решение: 4 декабря 2007 года на смену Кингу из «Нью-Джерси» был приглашен Эд Стефански. На расспросы журналистов хозяин команды Эд Снайдер отвечал нечто невразумительное: «Мы решили, что ничего не получается, вот и все». И пояснял: «Мы пришли к выводу, что, хотя у нас и хороший план развития, необходим свежий подход в руководстве».
Стефански с задором принялся разбирать завалы, оставленные Кингом. Последний был известен также и тем, что весьма свободно обращался с наличностью, существенно переплатив Кенни Томасу, Аарону Макки, Реджи Эвансу (4,5 млн в среднем за сезон до 2010/2011), Андре Миллеру (9,3 млн в прошлом году, 10 млн – в следующем) и Сэмюэлю Далемберту (9,68 млн в этом сезоне, 12,2 млн в последний сезон – 2010/2011), но при этом так и не сумев договориться с Андре Игудалой. Стефански постарался облегчить платежную ведомость, сразу же обменяв Кайла Корвера, которого Кинг также не обделил, в «Юту» и таким образом сэкономив 15 миллионов «платежки». Все говорило о том, что летом в команде грядут большие перемены...
«Свежий подход» начал действовать гораздо раньше, нежданно-негаданно преобразив увядавшую команду. Обретший уверенность Далемберт, резко прибавивший новичок Тадеус Янг, не стареющий душой Андре Миллер и чувствующий ответственность за всех Игудала как-то разом заиграли, проведя впечатляющий трехмесячный отрезок и в начале апреля пробившись в восьмерку лучших команд Востока. Задорный, построенный на быстрых прорывах и альтруистичной защите баскетбол принес «76-м» победу и в первом же гостевом матче противостояния с «Детройтом». В итоге серия осталась за вечными обидчиками «Филли» (в шести матчах), но веселая игра с быстрым движением мяча забрезжила для болельщиков долгожданным светом в конце туннеля. Команда уходила на каникулы в хорошем настроении, декларируя большие планы на летний перерыв.
Перед 1 июля, когда командам НБА разрешается начинать переговоры со свободными агентами, слабыми местами «Филадельфии» считались позиции снайпера и мощного форварда. Было ясно, что Стефански нацелен именно на приобретение сильного «большого». И действительно, едва познакомиться и поговорить «за жизнь» в Пенсильванию пожаловал Джош Смит, как вдруг громом среди ясного неба грянула новость о переходе Элтона Брэнда.
Заслуженный Брэнд
Приход Брэнда сам по себе не явился революционным, а всего лишь оформил изменения, которые переживала команда во второй половине сезона. Его никак нельзя сопоставлять с теми радикальными перестроениями, которые прошлым летом превратили одну из худших команд в чемпиона лиги. Просто потому, что молодая динамичная «Филадельфия» и так научила себя уважать. Теперь к имеющемуся сыгранному составу добавляется баскетболист, в 9 сезонах набиравший в среднем 20,3 очка и делавший 10,2 подбора. То есть один из четырех действующих игроков, имеющих средний дабл-дабл в паре основных номинаций (с Шакилом О’Нилом, Тимом Данканом и Кевином Гарнеттом). Брэнд не изменит стиля игры «Филли» так, как удалось в «Бостоне» тому же Гарнетту. Зато сделает его более разнообразным и решит самые важные для команды проблемы (сможет поддержать быструю атаку, угрожать из трехсекундной зоны, поможет на подборе и в защите). В общем, уже сейчас можно говорить о том, что «Филадельфия» ждала такого игрока со времен Мозеса Мэлоуна и Чарльза Баркли.
В прошлом году на позиции мощного форварда играли боец Реджи Эванс, славящийся действиями на подборе, но в целом не блещущий (в среднем 5,2 очка за игру с процентом попадания 43,9), и Тадеус Янг, гораздо увереннее чувствующий себя в качестве третьего номера. Теперь же, когда Брэнд закроет проблемную позицию, Янг сможет превратиться в легкого форварда, а Игудала – переместиться на атакующего защитника. Эта троица вместе с разыгрывающим Андре Миллером и центровым Сэмом Далембертом составят одну из самых интересных стартовых пятерок в лиге. Посильную помощь окажут Уилли Грин, Лу Вильямс, Эванс и Джейсон Смит. Кроме того, 28-летний Брэнд привнесет в стан «76-х» харизму лидера и может взвалить на свои плечи менторские обязанности, дополнив скромный арсенал Далемберта и ускорив прогресс Янга, Джейсона Смита и Марриза Спрэйтса.
Единственной проблемой видится здоровье игрока, сильно подведшее его в прошлом году. Сам Брэнд, впрочем, уверяет, что полностью восстановился после разрыва ахилла и готов на 100 процентов. Он твердо говорит одно: «Я никого не подведу».
Та решительность и позитивный настрой, с которыми Брэнд пришел в новый коллектив, заставляют обратить внимание на детали его перехода. На первый взгляд кажется, что Элтон и его агент Дэвид Фалк просто «кинули» «Клипперс». По окончании сезона игрок отказался от последнего года контракта (за который должен был получить 16 с половиной миллионов), чтобы стать свободным агентом и продлить соглашение на лучших условиях (ультимативным 70 миллионам за пять лет). Казалось бы, после прихода Бэрона Дэвиса Брэнд должен был остаться, но он продолжал давить на руководство «Клипперс». Сделав пару телефонных звонков, Фэлк за тридцать минут сумел заинтересовать «Филли» и выбить аж 90 миллионов. Многие связывают этот скандальный переход именно с фигурой Фалка, одного из самых известных воротил в НБА, который якобы имеет зуб на руководство «Клипперс»…
Сам Брэнд, объясняя свое решение в пользу «одной из лучших команд во второй части сезона», говорит, что, хотя «Филли» и подходит ему по игровому стилю, «именно люди, которые работают здесь, определили выбор». «То, что они поверили в меня, и то, что они дали мне все, что у них есть, заставило меня сказать «Да это те люди, с которыми я хотел бы работать», – восхищался Элтон. Ради этого он даже принял меньшую зарплату, чем предлагали «Уорриорс».
Изначально «Филадельфия» могла предложить лишь 66,7 миллионов. За какие-то несколько дней Стефански отдал Родни Карни (1,5 млн) и Кэлвина Бута (1,1 млн) в «Миннесоту» вместе с защищенным пиком в первом раунде драфта-2009 года в обмен на пик второго раунда 2010 года, что и позволило повысить предложение до 83 миллионов.
Теперь остается дело за малым – подписать ограниченно свободного агента Игудалу. Причем и здесь у «Филадельфии» преимущество перед теми же «Клипперс», ибо платежные ведомости команд позволяют выделить на это примерно одинаковые 11 млн с правом последнего голоса у «Филли».
Впрочем, можно быть уверенным, что об Эде Стефански мы еще обязательно услышим, ведь уже поползли слухи о том, что Игудала и Эванс могут отправиться в «Хьюстон» в обмен на Трэйси Макгрейди. Бархатная революция набирает ход.
в первый раунд ПО Фили и так попадает вроде