Несколько мыслей о Никс
Нью-Йорк Никс - одни из главных неудачников Лиги в XXI веке. После эпохи ван Ганди-Тибодо клуб ушёл в затянувшуюся перестройку, раз за разом тасуя тренеров, состав и даже менеджемент. Ничего не помогало. Прошло четверть века! За это время Никс лишь дважды удавалось преодолеть потолок первого раунда плей-офф: в сезоне 12-13, ставшем пиком для собранной "под титул" команды во главе с Амаре Стаудмайром и Кармело Энтони. Второй раз случился на прошлой неделе, когда Нью-Йорк в статусе андердога выбил из розыгрыша более талантливый, но необстрелянный Кливленд, попутно доказав, что серию не всегда выигрывает команда с самым талантливым игроком.
Особую пикантность ситуации придаёт то, что Никс за последние годы абсолютно не прибавили в качестве, глубине, не усиливались опытными ролевиками под ПО. Команда лишь продолжает строиться, и, тем не менее, обнаруживает себя в полуфинале Востока и имеет, вроде бы, неплохие шансы на, страшно сказать, финал! Ведь противником выступает Майами Хит - ломаный-переломанный коллектив с неубедительной регуляркой, не впечатляющей второй звездой и массой незадрафтованных игроков на скамейке.
Тем не менее, Никс в первой же игре утратили преимущество домашней площадки, да и во второй смотрелись крайне бледно, лишь в концовке и не без помощи арбитров дожав упрямого соперника. Впереди трудный выезд в Солнечный штат. Майами не такая ярко выраженная домашняя команда, как Денвер или Мемфис, но в регулярке дома имела 66% побед, а горячий приём на Майами-Дэйд Арена местные гарантируют. Наконец, в составе Хит играет самый жёсткий баскетболист Лиги, Джимми "человек-яйца" Батлер.
Так что же делать Тибодо?
Позабавлявшись в регулярке в бей-беги, Никс в ПО вернулись к корням и предстали олдскульной жёсткой командой. Нью-Йорк предлагает оппоненту тяжёлый, вертикально ориентированный двухочковый баскетбол невысокого темпа (лишь раз пробили 110 очков за игру в этом ПО, 32 трёшки за игру, 91,4 владения) и мощное давление под щитами, где громила Митчелл Робинсон и подменяющий его Айзея Хартенштайн всегда готовы побороться за подбор (14 OR per game, лучший показатель в Лиге вместе с ГСВ).
Им активно помогает атлетичный Джош Харт. Вместе с тем уже ясно, что Никс не хватает атакующей мощи, что, в общем, неудвитиельно, когда твоя главная звезда - 185-сантиметровый андерсайз-игрок, ограниченный просто в силу физических данных и специфики своей игры.
Да, Джейлен Брансон - главная звезда Никс, и к нему в этом ПО нет никаких претензий. Брансон - чуть ли не единстенный игрок Нью-Йорка, который способен регулярно обыгрывать противника 1 на 1 и создавать численное преимущество, выливающееся в открытые броски. Другой вопрос, что после своих проходов Брансон неохотно растаётся с мячом, и большинство его изоляций завершаются атакой кольца со средне-близкой дистанции, а не скидками партнёрам. Кроме того, Брансон неохотно атакует через руки с дуги, опять же, видимо, не ощущая себя увереренно из-за небольшого роста. Он делает всё, что может, но совершенно ясно, что усилий одного лишь Брансона недостаточно, чтобы решать в плотной и силовой игре ПО.
Второй скрипкой, по идее, должен стать Джулиус Рэндл, но он, как и два года назад, с наступлением ПО подхватил медвежью болезнь. Невыразительная серия с Кливлендом завершилась травмой, к счастью, оказавшейся несерьёзной, и, что важнее, показательной поркой от Тибодо, усадившего "примадонну" на скамью на всю четвёртую четверть в важнейшем и победном четвёртом матче с Кавс.
Сие пошло на пользу, в сегодняшнем матче Рэндл был безупречен, отрабатывал на обоих концах площадки, забил несколько важных трёшек и свёл к минимуму отвратительный шот-селекшн, которым он славится. Тем не менее, никто не поручится, что уже к следующему матчу Рэндл не преобразится снова в спящего гиганта, и что делать с этим, совершенно непонятно. Подменяющий Джула Оби Топпин предельно заряжен, очень старается, но двумя подряд сквозняками этой ночью напомнил всем, что его деревянная сущность никуда не исчезла. Рассматривать Оби Топпина как полноценную боевую единицу, невозможно.
А вот третья звезда Никс - радует! Молодой защитник Ар Джей Баррет, своим полусонным видом очень напоминающий Трейси МакГреди, в этом ПО преображается из мальчика в мужчину. Баррет всё ещё чрезвычайно ограниченный баскетболист, чьими сильными сторонами являются проход влево и, отчасти, трёшка, но отсутствующий прогресс в штрафном броске (74% по сезону, 70% за карьеру, 70% в текущем ПО) всё губит. Тем не менее, Ар Джей не боится брать на себя инициативу, кажется, готов снова и снова идти в болезненные проходы, где его будут крепко бить и, главное, не боится вставать на линию. Шесть попыток за игру всё ещё слишком мало, но, кажется, Баррет поверил, что в будущем может стать чем-то большим, чем новый Джефф Грин. От его психологической устойчивости будет зависеть очень многое.
Важнейшая часть игры Тибодо - его большие. Том всегда любил играть с доминирующим физическим монстром, который способен цеплять много подборов в нападении: в Чикаго эту роль выполняли Тадж Гибсон и Жоаким Ноа, в Никс это Митчелл Робинсон. Угловатый и неуклюжий, Митч очень старается. Кажется, именно он лучше других понимает, что второго такого шанса выйти в финал Востока вряд ли представится. Именно Митчелл Робинсон стал главным кузнецом победы над Кливлендом, в одиночку уничтожив дуэт больших Мобли-Аллен с 7,3 OR за игру. Впрочем, фронт-корт Майами куда мощнее - здесь легенда подборов Кевин Лав и находящийся в расцвете сил Бам Адебайо. Кроме того, Биг Митч любит собирать фолы, что мешает ему проводить много минут на паркете. И здесь очень важна роль его сменщика - Айзеи Хартенштайна. Хартенштайн - типичный белый бигмен со скамьи, ещё более неуклюжий, неатлетичный, но при этом сверхстарательный, с хорошим чтением игры, способный самоотверженно броситься за любым мячом. Не стоит обманываться скромными цифрами Айзеи в протоколе, его вклад можно увидеть, только следя за играми. Во второй игре с Хит, когда Робинсон подвис на фолах, Хартенштайн очень достойно отработал свои минуты и не дал Хит хозяйничать в краске. Итак, большие Никс не раздают передачи, не атакуют с дуги и не бегут в быстрый отрыв, но они создают постоянное физическое напряжение под чужим кольцом и замедляют темп игры, вынуждая соперника сражаться за каждый подбор, а не получать спокойно мяч и разгонять отрыв.
Икс-фактор команды - Джош Харт. Атлетичный защитник является третьим подбирающим на чужом щите с 2,1 подбора за игру. Будучи, как и почти все игроки Никс, ограниченным в нападении со своим ужасным кистевым и отсутствующим флоатером Харт, тем не менее, демонстрирует хороший процент со своих точек под 90. Пожалуй, самым важным вкладом Харта становится его способность заряжать команду. Правда, поставленный против Джимми Батлера, в первой игре он не смог создать суперзвезде Хит проблем, раз за разом позволяя тому спокойно получать мяч и пользоваться преиуществом в габаритах. Тем не менее, без Харта Никс, скорее всего, не смогли бы даже пройти первый раунд, Джош стал тем элементом пазла, который превратил Никс из жертвы в хоть какое-то подобие коллектива.
К разочаровваниям плей-офф я бы отнёс Квентина Граймса и Эммануэля Квикли. Именно в их блёклом выступлении кроется главная причина провала скамейки Никс. Квикли претендовал на лучшего шестого в регулярке, но пока совершенно проваливается в ПО, не давая огня со скамьи, но выдавая 1 к 1 потери и передачи. Граймс, протеже Тибодо, на обмен которого Том в своё время наложил запрет, совершенно не прогрессирует и боится бросать. В результате этот дуэт выдаёт 7 брсоков из-за дуги с 20% реализации и полторы потери на полторы же передачи, что просто чудовищно.
Что я бы хотел увидеть от Никс в серии с Майами:
1. Ассистинг Джулиуса Рэндла. Не знаю как, но Тибодо обязан донести до Дужлиуса, что наибольшую угрозу тот представляет не с дуги, а вынуждая даблтимить себя внутри периметра. К сожалению, рэндл, по-видимому, неуправляем и совершенно точно не желает получать тумаки и тычки от противников, предпочитая совершать безумные степбеки. В идеальной вселенной Рэндл раздаёт не 3,8 передачи, как сейчас, а минимум в два раза больше.
2. Отказ от огромного количества хэнд-оффов на дуге в пользу активного пермещения защитников под кольцом и заслонов под трёхочковый в стиле Рэя Аллена и Реджи Миллера. Граймс и не играющий Фурнье являются специалистами в кэтч-н-шуте, отсутствие под них комбинаций лично меня удивляет.
3. Минимизация задействования в атаке Оби Топпина как финишера, за исключением зон под 90, откуда он худо-бедно попадает. Топпин выглядит машиной для пик-н-ролла а-ля Блейк Гриффин под лоб-данки, а также бегунком под отрывы, но такого мы не видим от слова совсем.
4. Создание пространства для Барретта под проходы. Ар Джей должен созранять своё моджо, ему нужно доверять и требовать от него больше агрессии.
5. Вправить мозги Квикли. В концовке игры с Хит Эммануель попал два фирменных флоатера после сверхскоростного рывка, хотелось бы верить, что он преодолеет страх и обретёт уверенность. Решить проблемы в розыгрыше совершенно необходимо, Никс совершают >14 потерь за игру, а соотношение Ass/To = 1,3, худший показатель ПО, и это большая проблема.
Вообще складывается впечатление, что значительная часть проблем Никс, и без того коллектива, состоящего из ограниченных в навыках баскетболистов, кроется в психологии. В команде явно нет ярко выраженного лидера, никто не собирает коллег вокргу себя и не толкает мотивационные речи, баскетболисты после смены вяло бредут на скамейку, не удосуживаясь даже линий раз отбить пятюню тренеру. Возможно, в этом вина Тибодо, который, будучи тренером старой формации, может и не уделять нынешним чувствительным молодым людям требующееся им внимание. На мой взгляд, хороший командный ужин или душевное собрание помогли бы получше иной тренировки.
Остаётся сказать, что, несмотря на все проблемы, а, скорее даже, благодаря им, Нью-Йорк Никс остаются очень симпатичным, самобытным коллективом со своим уникальным игровым почерком, возвращающим нас во времена душного потного баскетбола нулевых и защитной эстетики. Никс уже не та команда сбитых лётчиков и юнцов, как два года назад, но им ещё очень многое предстоит сделать, чтобы стать по-настоящему грозной силой, и выход в финал мог бы дать такой необходимый импакт этим впечатлительным молодым людям.
Так что let's go, Knicks!