11 мин.

Абсурдные стартовые пятерки Матча всех звезд НБА: капитан не сыграет, форвард на месте защитника, игрока «Голден Стэйт» протащили с помощью K-Pop-певца

Выборы-выборы.

В четверг НБА объявила 10 игроков, выбранных в старт Матча всех звезд, который пройдет 20 февраля. Во время шоу «Inside the NBA» к столику ведущих подошла сотрудница аудиторской компании Ernst & Young, подсчитавшей голоса, и передала чемоданчик, в котором лежали конверты с именами. Никто до вскрытия конвертов не знал, кто попал в старт – ни офис лиги, ни инсайдеры, ни сами ведущие шоу. НБА и телекомпания TNT не хотели утечек даже за 5 минут до официального объявления.

Эрни Джонсон начал с конверта, в котором были имена игроков Запада.

«Леброн Джеймс».

«Никола Йокич».

«Эндрю Уиггинс».

А?

(дальше были Стефен Карри, Джа Морэнт, Кевин Дюрэнт, Яннис Адетокумбо, Джоэл Эмбиид, Демар Дерозан и Трэй Янг, но это уже мало кого волновало)

Эндрю Уиггинс, 26-летний форвард «Голден Стэйт». Когда-то 1-й пик драфта. Сейчас – игрок на максимальном контракте, набирающий 18 очков в среднем. Это на 5 пунктов ниже его лучшего карьерного результата, добытого еще в «Миннесоте», откуда его два года назад сбросили в обмене на Д’Анджело Расселла, доплатив высоким драфт-пиком.

Участник Матча всех звезд?.. Ну, может быть. «Голден Стэйт» отлично начал сезон, Уиггинс прекрасно играет свою вспомогательную роль, второй по результативности и игровому времени после Стефа Карри.

Но игрок старта на Матче звезд? Один из как бы 10 лучших игроков НБА?

У нас очень много вопросов.

Как Уиггинс попал в старт? Возможно, благодаря корейской поп-музыке

Голосование проводилось на сайте НБА и в приложении League Pass, но еще и в твиттере, где нужно было лишь оставить твит с двумя хэштегами: имя игрока и #NBAAllStar. Причем если такую запись еще и ретвитнули 99 раз, то игрок получает 100 голосов, а не один.

С тех пор как НБА увлеклась соцсетями, именно голосование через твиттер становится основой для выбора игроков в стартовые пятерки.

Естественно, тут есть свои инфлюенсеры.

Например, корейские поп-певцы.

Самым популярным твитом для поддержки кандидатов на участие в Матче звезд НБА стал вот этот, собравший почти 40 тысяч ретвитов:

Это аккаунт участника корейской группы GOT7 по имени «БэмБэм» (настоящее имя Канпхиму Пхувакун, он из Таиланда, но поет в корейском бой-бэнде). В начале года БэмБэм стал официальным глобальным послом «Уорриорз». У музыканта 9,4 миллиона подписчиков, которых он направил на поддержку «Голден Стэйт».

У БэмБэма были твиты с просьбой голосовать за Карри, и они собирали по 30-35 тысяч ретвитов, в поддержку Дрэймонда Грина – 30 тысяч, Клэя Томпсона – 27 тысяч, но почему-то именно Уиггинс (потому что молоденький?) стал самым популярным у аудитории певца. Ключевыми, возможно, стали не простые ретвиты, а ретвиты с цитатами (их у твита Уиггинса 4 тысячи), благодаря которым призыв голосовать получает еще большие охваты.

И поклонники группы GOT7 стали регулярно добавлять голоса Уиггинсу – за игрока можно было голосовать ежедневно.

(если вы считаете, что фанаты кей-попа – это только корейские девочки-подростки, то вы живете в 2017-м. Это самый быстрорастущий музыкальный жанр в мире. Например, первое место по продажам и скачиваниям в позапрошлом году занял альбом корейской группы BTS, а в 2021 общее число продаж альбомов в жанре K-Pop выросло еще на треть – с 42 до 55 миллионов)

Глобальный посол, кажется, справляется со своей задачей.

У Эндрю 3,5 млн голосов от болельщиков, это пятый результат на Западе и девятый – во всей лиге. Кажется, что 40 тысяч ретвитов от БэмБэма (чуть больше 1%) – мелочь, но флэшмобы работают по цепочке, и многие продолжали голосовать, после того как БэмБэм добавил Уиггинсу популярности.

Американские журналисты попытались разведать у Твиттера, насколько силен был эффект кей-попа в продвижении Уиггинса, но компания не раскрыла данные.

Стоп, Уиггинс вместо Дончича?

Даже несмотря на то, что Дончич набрал меньше голосов («всего» 2,5 млн), он не конкурировал с Уиггинсом. Дончич, как защитник, боролся за одно из двух мест в старте с другими защитниками Запада (эти места в итоге взяли Карри и Джа Морэнт).

Уиггинс, как форвард, должен был лишь опередить в голосовании болельщиков Пола Джорджа (2,8 млн) и Энтони Дэвиса (2,7 млн), что он и сделал с запасом.

А почему тогда на Востоке в пятерке один центровой и три форварда?

С 2013-го НБА перестала делить претендентов на три категории – центровой, два форварда, два защитника – и оставила две. Теперь выбирают двух игроков в заднюю линию (те же защитники) и трех – в переднюю, объединив центровых и форвардов. На второй сезон сезон в подобном формате команда Востока вышла без центрового в старте – тройку составили Леброн, Кармело и Пол Джордж. В 2016 обе команды были без «больших» – такой же Восток, а Запад представляли Дюрэнт, Кавай и Кобе Брайант, переквалифицированный в форварда в свой последний сезон.

НБА определяет игроков в формах для голосования только в одну из двух категорий. В 2015-м Кобе был игроком задней линии, в 2016-м – передней, потому что действительно играл форварда. Но иногда лига тормозит.

Демар Дерозан уже много лет, как только покинул «Торонто» в обмене Кавая, играет форварда. По оценкам популярного сайта статистики Basketball-Reference с 2018-го Дерозан лишь 6% своего времени на паркете проводит как защитник. 0% – за последние три года. Последние два года – даже чаще номинально тяжелого форварда, и в этом году в «Чикаго» он 8% играет на «тройке», 80% - на «четверке», и 12% - вообще центрового.

Конечно, Демар совсем не центровой, и даже настоящим тяжелым форвардом 198-сантиметровый Дерозан быть не может, просто у «Чикаго» совсем все туго с «большими» – травмы, обмены, ковид. На позициях 4-5 Демар играет вынужденно, эпизодами, не выполняя функций настоящих тяжей и центровых.

Но в «Чикаго» его изначально видели форвардом – в задней линии в старте играют Лонзо Болл и Зак Лавин (оба идут в бюллетене как защитники, Лавин стал третьим в голосовании, Болл – 16-м, а еще в списках есть Алекс Карузо – 24-й).

И играет Дерозан как полноценный форвард. Но НБА тоже застряла в 2017-м. Лига продолжает назначать Демара в заднюю линию, как будто он все еще защитник «Торонто», и это не создавало никаких проблем, когда он был игроком «Сперс» – выше 7-го места в голосовании он не поднимался.

Но «Чикаго» долгое время лидировал в конференции в этом году, Дерозан – самый результативный игрок клуба, уже дважды выходил в старте МВЗ из «Торонто» (2017, 2018) и в этом году набрал столько же голосов болельщиков, сколько второй и третий защитники Востока Трэй Янг и Зак Лавин вместе взятые.

От журналистов Дерозан взял 96 из 98 голосов, а в голосовании коллег его выбрали 155 игроков (у Лавина лишь 73, у Янга – 46).

Да, с недавних пор болельщики – не единственные, кто выбирает старт на Матч всех звезд.

Почему вместо Уиггинса не Грин или Гобер, если они выше у игроков и журналистов?

Итак, напоминаем схему отбора.

Параллельно идут три голосования – среди фанатов, среди игроков и среди СМИ. Составляются три рейтинга. У фанатского рейтинга – 50% веса, у двух других – по 25%. Высчитывается средневзвешенное место. Например, Зак Лавин был вторым у игроков, но третьим – у СМИ и фанатов, а Трэй Янг – наоборот. Среднее место Янга – 2,25, Лавина – 2,75, поэтому в старт попал Янг.

А Лавину для возвращения на Матч всех звезд придется проходить через новое голосование – по 7 запасных для каждой команды отберут тренеры каждой Конференции.

Новую систему для стартовых пятерок ввели в 2017-м, после того как годом ранее болельщики едва не протащили на Матч центрового «Голден Стэйт» Зазу Пачулию вместо Кавая Ленарда. Лига ввела противовесы – игроки и СМИ работают в качестве страховки от «вбросов».

И система сработала – Заза в 2017-м уступил только Дюрэнту по голосам на своей позиции, но был лишь 12-м у игроков (за него голосовали вписавшиеся в флешмоб одноклубники) и не получил ни одного голоса от журналистов. Позднее система отвергала Уэйда, Роуза, Джинобили, за которых голосовали ностальгирующие фанаты.

В этом году среди форвардов-центровых Запада 1-2 места безальтернативно разделили Леброн и Йокич. Так уж вышло, что дальше – пропасть: самые звездные имена на Западе – либо защитники, либо (Кавай, Дэвис, Джордж, даже Зайон) травмированы. В итоге третье место в голосовании у коллег занял Дрэймонд Грин, Руди Гобер – четвертый, Уиггинс – пятый.

Третье место у СМИ – Гобер, Грин – четвертый, Уиггинс – шестой, пропустив еще и Таунса.

Как же Гобер и Грин не опередили Уиггинса в итогово рейтинге? Почему в этот раз медиа и игроки не смогли стать «противовесами»?

Мастера защиты, как Гобер и Грин, – не тот формат игроков, за которых проголосуют массы. Грин – в том числе благодаря поддержке «глобальных послов» – стал 6-м, отстав от Уиггинса на миллион голосов. Гобер… только девятый. Их средние места из-за этого рухнули – будь кто-то из них хотя бы пятым, Уиггинс не попал бы в старт и, возможно, вообще на Матч всех звезд.

Кевин Дюрэнт пропустит Матч, как он попал в старт (и был назначен капитаном)?

На Уиггинсе и его корейской поддержке вопросы не заканчиваются.

Почему игроков до сих пор делят на две категории по позициям, если баскетбол давно беспозиционный? Если Демар у вас защитник, значит, пятерки с тремя-четырьмя защитниками уже норма, так почему же это не норма на Матче звезд?

Почему составы Запада и Востока ограничены 12 игроками, если в регулярном матче НБА уже пять лет как разрешено выпускать по 13 человек с каждой стороны, а в последние два сезона в пандемию активная заявка на матч расширена до 15? В лиге намного больше, чем 24 звезды, пора уже расширять заявку на МВЗ.

Почему до сих пор идет разделение на Запад и Восток, если в итоге игроков делят на две команды капитаны?

С капитанами вообще казус – ими становятся лидеры голосования болельщиков, то есть в этом году у нас будут «команда Леброна» и «команда Дюрэнта». Как минимум один капитан – Кевин Дюрэнт – пропустит Матч звезд из-за травмы (у Леброна тоже не все гладко со здоровьем сейчас, последний матч «Лейкерс» он пропустил, при этом среднее игровое время у него максимальное за все 4 года в ЛА – отдых ему сейчас нужнее, чем выставочный матч).

И это второй год подряд, когда «команда Дюрэнта» будет без Дюрэнта, ведь в прошлом сезоне Кей-Ди тоже был травмирован в середине сезона.

Дюрэнта в старте не могут заменить, например, Грин или Гобер – только игрок с Востока, хотя в Матче разделения по конференциям не будет.

Дюрэнта в старте не могут заменить Лавин или Харден – они защитники… как и Дерозан. Перемещать Демара на правильную позицию постфактум тоже никто не собирается.

Дюрэнта в старте не может заменить Джимми Батлер, лучший игрок промежуточного лидера Востока «Майами».

Батлера высоко поставили фанаты, но не очень высоко – коллеги, а пресса вообще отдала 100% голосов за позиции восточного фронткорта Дюрэнту, Яннису и Эмбииду, остальные получили по 0 голосов и одинаковое четвертое место в медиарейтинге – хоть Батлер, хоть Арнольдас Кулбока (литовец – на двустороннем контракте в «Шарлотт», сыграл 3 минуты).

Нет, в итоге в старт переместится Джейсон Тэйтум, потому что он стал четвертым у болельщиков, а «противовес» медиа вообще самоустранился.

Тэйтум не Эндрю Уиггинс, конечно, он второй в лиге по общему числу набранных очков, 20-й – по подборам, 14-й – по трехочковым. Но и «Бостон» далеко не «Голден Стэйт» (25-24, восьмые на Востоке, огромное количество запоротых концовок, в том числе самим Тэйтумом).

Разделение на конференции, когда конференций на самом Матче нет. Разделение на позиции, когда позиций в баскетболе нет. Хотели сделать так, чтобы выборы не становились конкурсом популярности тех, кого выбирают – превратили их в конкурс популярности тех, кто выбирает.

Увидим ли мы когда-нибудь понятное и справедливое определение стартовых пятерок на Матч всех звезд НБА?

Первогодок на Матч редко вызывают, но мы отобрали тех, кто попадет туда в будущем. А сейчас они борются за статус лучшего новичка сезона

Много олл-старов в составе – не гарантия титула. «Лейкерс» уже собирали такую суперкоманду, закончилось ядерной зимой

Фото: Gettyimages.ru/Ezra Shaw, Elsa, Al Bello; REUTERS/Jerome Miron-USA TODAY Sports, Mike Watters-USA TODAY Sports, Cary Edmondson-USA TODAY Sports