Сравнение социальных сетей клубов Единой Лиги ВТБ в сезонах 2020-21 и 2021-22
Социальные сети становятся все более важным аспектом в экосистеме профессиональных спортивных клубов. Организации собирают все большие и большие охваты, привлекают новую молодую аудиторию и развивают аккаунты в социальных сетях, в том числе новых (TikTok). Не секрет, что клубы Единой Лиги ВТБ пока что отстают по многим статьям в маркетинговом плане от своих конкурентов на футбольном и хоккейном рынках. Тем не менее, в преддверии старта нового сезона ЕЛ ВТБ, я предлагаю ознакомиться с обстановкой в digital среде клубов-участников лиги и составить рейтинг популярности.
Сперва следует проанализировать аудиторию клубов Единой Лиги ВТБ в сезоне 2020-21. Данные, которые будут представлены на инфографике, взяты из исследования «Единая Лига ВТБ. Итоги сезона 2020-21».
На графике виден большой отрыв ЦСКА от конкурентов. Также, стоит отметить, что 5-е место заняли «Химки», пропускающие нынешний розыгрыш чемпионата. Подробнее этот вопрос мы рассмотрим позднее. Помимо этого, важно обратить внимание на тот факт, что из 13 клубов, принимавших участие в лиге в сезоне 2020-21, у шести клубов имеется аккаунт в сети TikTok, что составляет 46 %от общего количества клубов. Это является самым низким показателем среди топ лиг. Так, например в КХЛ 60% клубов зарегистрированы в данной соцсети, а в РПЛ – 75%.
В свою очередь, ВКонтакте является самой популярной соцсетью среди клубов. Это обусловлено тем, что она крайне популярна на рынке СНГ среди пользователей. Единственной социальной сетью, в которой зарегистрированы все клубы ЕЛ ВТБ является Instagram. Для многих команд она является главной из-за возможностей постинга в дни матчей, благодаря функции stories, которая позволяет показывать жизнь клубов в реальном времени. Тем не менее, главной проблемой остается малое количество продающего контента. Ведь не секрет, что хороший SMM должен приводить к продажам. В противном случае, затраты на содержание соцсети, как канала продвижения не окупаются или еще хуже, идут впустую. Все еще клубами не раскрыт потенциал YouTube. Некоторые организации вовсе публикуют видео несколько раз в год по праздникам. В данном случае я бы порекомендовал менеджерам обратить внимание на канал ПБК «Руна» (https://www.youtube.com/channel/UC3aw3ZajzeaV5vuQcxUBtDA/videos), где публикуются, как яркие моменты игр, так и моменты из «внутренней кухни» клуба.
Далее я предлагаю ознакомиться со статистикой аудитории клубов Единой Лиги ВТБ перед стартом сезона 2021-22.
Как мы можем заметить, особых изменений в рейтинге не произошло, помимо попадания «УНИКСА» в топ-5 из-за выхода «Химок» из состава участников лиги. Ожидаемо, самый большой прирост аудитории у ЦСКА. Он составил 24 284 пользователей. Самой популярной соцсетью остается ВКонтакте, несмотря на выход «Химок». Отсутствие подмосковного клуба значительно сказалось на совокупной аудитории лиги. Так, сокращение составило: 62 167 человек. Несмотря на это аудитория в TikTokе выросла на 20 623 пользователя, во многом благодаря ЦСКА. Количество подписчиков клуба в соцсети возросло на 21 700 человек. Важно отметить проблему клубов, связанную с указанием соцсетей в своих источниках. При проведении исследования Единой Лиги ВТБ по итогам сезона 2020-21 не рассматривались страницы, которые клубы не продвигали через сайты или другие социальные сети. При написании данной статьи я решил указать эти страницы для отображения данной проблемы. Не смотря на тот факт, что аудитория «Локомотива-Кубани» и «Цмоки-Минск» в TikTok, «ПАРМЫ-ПАРИМАТЧ» в Facebook незначительна, относительна других соцсетей клубов, организации теряют контакт с пользователями и возможность привлечения новой аудитории в эти аккаунты. Например, у минского клуба количество подписчиков в TikTok выросло на 459 человек, но если бы ссылки на аккаунт были бы указаны на сайте или в самой популярной странице клуба (во ВКонтакте), то аудитория могла бы вырасти на еще большее количество человек. Таким образом, клубам необходимо поддерживать актуальную информацию о своих каналах в официальных источниках для продвижения себя в цифровом пространстве.
Далее я предлагаю сравнить топ-5 клубов в социальных сетях в сезонах 2020-21 и 2021-22.
В сезоне 2020-21 совокупная аудитория топ-5 клубов в социальных сетях составляла 1 089 976 пользователей. Перед стартом сезона 2021-22 совокупное количество подписчиков выросло на 52 796 человек и составило: 1 142 772 пользователей. Отсутствие «Химок» в составе участников ЕЛ ВТБ отрицательно сказалось на совокупной аудитории клуба в соцсетях. Так, количество подписчиков подмосковного клуба сократилось на 10 713 человек и составило 83 432 человек. Важно понимать, что если бы клуб остался в лиге, то его аудитория выросла, или по крайне мере не сократилась на столько значительно и вероятнее всего, «Химки» остались бы в топе рейтинга.
Отдельно стоит рассмотреть опыт работы менеджмента ПБК ЦСКА в социальных сетях. Не секрет, что московские «армейцы» являются самым популярным баскетбольным клубов в России. Помимо узнаваемости социальные сети должны приносить профессиональным спортивным клубам прибыль. В наше время оценить приносимый доход в социальных сетях позволяет сервис CostPost (https://costpost.pro/home). Он автоматически считает такие показатели как: медиа ценность (просмотры × стоимость за тысячу просмотров), вовлечение (реакции на публикацию ÷ кол-во подписчиков ×100%) и хронометрах (10 напечатанных слов = 1 секунда).
Ознакомившись с формулами, я предлагаю оценить стоимость публикаций ПБК ЦСКА на примере социальной сети клуба с наибольшей аудиторией – ВКонтакте (https://vk.com/cskabasket). С 1 января 2021 года во ВКонтакте, 10 публикаций оценены и могли принести клубу $ 6,265 (₽ 456 891,41). Стоит отметить, что публикации с более, которые занимают длительное время на просмотр, дороже оцениваются. Таким образом, в топ-10 публикаций попали прямые трансляции игр молодежной команды ЦСКА и предматчевые разминки основной команды. Так, трансляция первого матча ЦСКА-2 в 2021 году против «Химки-Подмосковье» (https://vk.com/wall-217557_294431) оценена в $ 873 (₽ 63 592,38). При этом показатель ER post (коэффициент вовлеченности публикации) составил всего 0,13%. В случае страницы ЦСКА во ВКонтакте с аудиторией 239 260 хорошим показателем коэффициента вовлеченности будет 3%. Но, даже не смотря на низкий ER мы видим, что публикации, которые занимают много времени на просмотр и в том числе матчи молодежных команд могут приносить хорошие деньги спортивным клубам.
Таким образом, я ответил на поставленные вопросы. Совокупная аудитория клубов Единой Лиги ВТБ в социальных сетях с уходом «Химок» сократилась на 62 167 человек. Были составлены топ-5 клубов по популярности в соцсетях в сезонах 2020-21 и 2021-22. А также, оценена стоимость поста ПБК ЦСКА во ВКонтакте.
Лайки, комментарии и подписки на блог - приветствуются!