Какие тенденции появились и какие события повлияли на рынок спортивного спонсорства в 2021 году?
1. Вы больше не можете подписывать спонсоров незаметно для общественности.
Возможно, это уже было очевидно, но 2021 год показал, что болельщики действительно начали оказывать давление на свои команды на счет заключенных спонсорских сделок.
Как пример, собрание акционеров мюнхенской "Баварии", которое погрузилось в хаос, когда руководители команды Бундеслиги отказались голосовать за разрыв спонсорской сделки с Qatar Airways в рамках предложения, выдвинутого членом клуба Майклом Оттом. Встреча завершилась тем, что президента Баварии Герберт Хайнер и исполнительный директора Оливера Кана прогнали с собрания под выкрики: "Мы - Бавария! Вы - нет!"
За последние 12 месяцев было несколько других случаев, демонстрирующих отсутствие возможности у руководителей клубов заключать сделки со спонсорами и партнерами, без ведома болельщиков, особенно, учитывая показания исследований, которые изучили поведение потребителей и склонность аудитории к брендам, которые отражают их ценности. По крайней мере, это может заставить руководителей и владельцев клубов несколько раз подумать, прежде чем заключать сделки с компаниями, которые могут нанести имиджевые потери спортивным организациям.
2. Займут ли роль букмекеров крипто-спонсоры в 2022 году?
В последнее время, все чаще говорят о том, что сектор криптовалют может дать больше всего возможностей для роста спортивным организациям. И вполне вероятно, что сторонники этой идеи будут правы. В подтверждение этого можно привести пример недавней сделки о правах на нейминг арены стоимостью $ 700 миллионов между AEG («Стейплс-центр») и Crypto.com это был ключевой момент года, когда криптовалютная биржа и платформы, такие как FTX, заключили спонсорские сделки с представителями популярных видов спорта.
Но сколько пройдет времени, прежде чем болельщики начнут задавать вопросы? Уже было два примера того, как футбольным клубам пришлось прекратить партнерские отношения с «проблемными» криптовалютными фирмами, потому что они изначально отдали предпочтение потенциальному доходу и не изучили поведение руководителей компаний-партнеров. Это уже привело к сравнениям с индустрией беттинга, учитывая тот факт, что фанатов, по сути, стимулируют делать ставки, не смотря на то, что они могут не разбираться в этом. И с учетом ограничений на спонсорство букмекеров, вводимых в странах по всей Европе, не исключено, что руководители государств вскоре могут переключить свое внимание на крипто-партнерство.
3. Давление со стороны спонсоров имеет значение – и спортивные организации это осознают
Главные спонсоры МОК были молчаливы во время перенесенных Олимпийских игр в Токио 2020 года в этом году, и можно было бы ожидать, что это продолжится по мере приближения к Зимним играм в Пекине в феврале.
Тем не менее, были некоторые спонсоры не остались в стороне в 2021 году и показали, на что готовы пойти спортивные организации, столкнувшись с гневом своих партнеров. В начале года Международная федерация хоккея (IIHF) перенесла мужской чемпионат мира 2021 года из Беларуси после того, как три спонсора – Skoda Auto, Liqui Moly и Nivea Men – заявили, что не хотят быть связанными с этим событием, если оно останется в стране.
Сейчас люди начинают осознавать влияние спонсоров, и это поощряется. Теперь вопрос заключается в том, будет ли это повсеместным или это были разовые истории.
4. Разделение женского от мужского спорта имеет коммерческую выгоду для спортивных организаций
Обнадеживает тот факт, что женский спорт во многом восстановил тот импульс, который, как многие опасались, будет уничтожен пандемией, поскольку в этом году был заключен ряд знаковых соглашений о спонсорстве и медиа-правах.
Что становится все более очевидным, так это то, что те виды спорта, которые делили спонсорские права на женские и мужские соревнования, остались в «плюсе». УЕФА, например, теперь имеет семь ключевых партнеров в женском футболе, четыре из которых не связаны с мужским. Тем временем World Rugby объявила Mastercard партнером-основателем своей программы "Женщины в регби" в начале этого года.
Разделение не только привлекает бренды, которые, возможно, ранее не могли себе позволить продвигаться через спорт, из-за того, что раньше спонсорские пакеты включали в себя финансирование в мужские и женские соревнования. Также, это привлекает внимание компаний, которые хотят предложить нечто новое, что будет отличаться от того, что мы видели в последние десятилетия.
5. Что же случилось с Iqoniq?
В конце прошлого года много писали о платформе для привлечения болельщиков под названием Iqoniq, которая в то время являлась партнером с ряда спортивных лиг и клубов, с целью привлечения внимания к ее запуску. Среди объектов, с которыми сотрудничала компания, были испанская футбольная лига, Баскетбольная «Евролига», Европейская федерация гандбола, команда «Формулы-1» «McLaren» и футбольные клубы, включая «Марсель», «Реал Сосьедад» и «Кристал Пэлас».
Все это произошло после того, как компания из Монте-Карло получила € 100 миллионов инвестиций Lux Media для поддержки разработки своего приложения и глобальной экспансии.
В июле, Iqoniq заключил спонсорскую сделку с немецким футбольным клубом "Байер Леверкузен" сроком на 3 года. Однако на прошлой неделе клуб Бундеслиги объявил, что криптовалюта Floki займет место спонсора на рукаве футболки «Байера». Это значит, что клуб прекратил свои отношения с Iqoniq менее чем через шесть месяцев.
Тогда главный вопрос заключается в том, что именно случилось с Iqoniq? Платформа взаимодействия с фанатами до сих пор не запущена, несмотря на пресс-релиз, выпущенный в конце прошлого года, в котором говорится, что приложение будет доступно в первом квартале 2021 года. Самая последняя новость на веб-сайте Iqoniq датирована январем, в то время как последний раз страница организации в LinkedIn обновлялась шесть месяцев назад, когда сообщалось, что бета-версия ее приложения "скоро будет доступна".
Может быть, не такая уж и культовая (прим. ред. от англ. iconic – культовый) компания
6. Выгодные сделки нового игрока на рынке
Так получилось, что в последние недели компания Floki сделала несколько важных шагов в области спортивного спонсорства. В дополнение к спонсорству леверкузенского «Байера», самопровозглашенная "народная криптовалюта", которая также определяет себя как "общественное движение", также сотрудничает с итальянским топ-клубом «Наполи», испанской командой «Кадиз» и с недавних пор с московским «Спартаком».
По данным компании, которая была основана только в июне этого года, она была вдохновлена сообщением Илона Маска в твиттере о заведении собаки Шиба-ину и присвоении ей имени Флоки. Компания утверждает, что сочетает "силу мемов с реальной полезностью и благотворительностью", чтобы предоставить возможности "нуждающимся", а не венчурным капиталистам и хедж-фондам.
Можно сказать, что по стандартам спонсоров-криптовалют это довольно выгодные сделки.
По материалам SportsPro подготовил и перевел Илья Шамовнев
Подписывайтесь на наш блог!