«Этот сезон в суперлиге однозначно был самым сильным за последние годы». Итоги сезона от Игоря Грачева
От редакции: вы читаете пользовательский блог «Баскетбол. 63-й регион», где рассказывают о жизни самарского баскетбола. Если боитесь пропустить что-то важное, подписывайтесь!
В свой день рождения, а сегодня ему исполняется 50 лет!, главный тренер «Самары» Игорь Грачев подводит итоги завершившегося сезона.
Очередное чемпионство, лидеры и новички команды, баскетбол 3х3 и открытия сезона — в нашем интервью.
- Вы выиграли три трофея за три года — где найти мотивацию на новые победы?
- Это не я лично выиграл. И Суперлига, и Кубок России — это наши общие победы. Все способствовало нашей победе: и хорошее комплектование, и какие-то правильные решения по поводу усиления в концовке сезона — все это сыграло свою роль. А мотивация... Я, как тренер, всегда мотивирован только на победу. И те игроки, которые к нам придут, надеюсь, тоже будут мотивированы, если они настоящие спортсмены.
- Прошедший сезон для всех стал особенным из-за различных пандемийных ограничений. Что для вас было самым сложным?
- Все команды прошли сезон с какими-либо потерями. Только, может быть, «Руна» обошлась минимальными потерями. Не знаю, с чем это связано — правильная подготовка или везение. Остальные же команды пострадали либо от пандемии, либо от травм. У нас не заладилось начало сезона. Причем не столько из-за пандемии: то у одного игрока травма, то у другого... Например, не получилось проявить себя у белоруса Виталия Лютыча, который призван был стать в команде лидером. Хотя он достаточно сильный игрок, что доказал своим выступлением в Единой лиге ВТБ. И у некоторых других ведущих игроков были проблемы со здоровьем, а затем вмешалась пандемия, и мы долго не могли найти свою игру. К тому же выросла конкуренция в чемпионате: четыре-пять команд были примерно равны по составу. Так что да, сезон был сложным и нервным. Слава богу, он закончился. И закончился нашей общей победой.
- «Самара» в плей-офф дважды доводила дело до пятого матча, и выиграла оба. Сказывалось преимущество своей площадки, максимальный настрой на решающую игру — или наша команда объективно сильнее и «Руны», и «Уралмаша»?
- Не то чтобы сильнее. Но и фактор площадки, и настрой, конечно, сказались. Плюс опыт выступления наших игроков в таких матчах: они оказались более психологически устойчивы и лучше готовы к решающим матчам. И наши болельщики, которые нас поддерживали — при полных домашних трибунах мы просто не имели права проиграть.
- По ходу серий, когда вы проигрывали первый матч, какие-то сомнения в итоговой победе закрадывались?
- Конечно, даже в регулярке, когда ты проигрываешь, закрадываются сомнения, ты настораживаешься. Не в плане оправдания, но причины поражения в первом матче против «Руны» можно найти в том, что мы не встретили достойного сопротивления в четвертьфинале. Приход новых игроков, не самый сильный, в силу разных обстоятельств, соперник — мы не почувствовали накал борьбы, обычный для плей-офф. «Руна» же была более готова, она провела хорошие матчи с МБА, хотя также выиграла серию 3:0. Мы не поймали нужный ритм.
И только после поражения, когда, как говорится, нас жареный петух клюнул, мы собрались и показали свой уровень в двух следующих матчах. Но, когда ты выигрываешь две игры подряд – выиграть еще и третью всегда особенно тяжело, тем более в гостях. Да и в голове наверняка сидела мысль про пятую игру, которую мы бы проводили дома. И мы отыграли пятый матч с «Руной» просто супер! Но тем самым получили излишнюю самоуверенность, решив, что в финале с «Уралмашем» нам будет легко и просто. А уже первая игра сложилась не очень удачно для нас. Но поражение в 1 очко нас только еще больше мотивировало на следующие матчи. Выиграй мы той самой последней атакой — и это нас еще больше бы расслабило. Поэтому даже хорошо, что так все сложилось. Результат налицо.
- Вы упомянули изменения, произошедшие в команде по ходу сезона. Самым ярким, несомненно, стало приглашение в Самару Айка Нваму...
- Нам недоставало, на мой взгляд, именно такого игрока, который мог бы противостоять американцам в командах-соперниках. Чтобы отзащищаться против Спрюилла или Робинсона, нам не хватало физической мощи, скорости и уверенности. Айк с этими игроками справился практически вчистую. Спрюилл результативно сыграл только один матч, а Робинсон не показал тот уровень, который показывал на протяжении полутора сезонов. Может быть, в нападении мы и без Айка ничего бы не потеряли — но он пришел и сыграл в защите так, что мы в целом отыграли против «Руны» и «Уралмаша» более уверенно. И в команде его встретили доброжелательно. Конечно, конкуренция есть конкуренция, но все игроки были подчинены одной цели — выиграть чемпионат.
- Айк — второй американец, с которым вы работаете. Насколько он и Байден Джаксен разные или, наоборот, похожие в плане работы?
- По работе, по отношению — они оба профессионалы. Другое дело, что для Байдена это был уже далеко не первый сезон, который он проводил вне дома, а для Айка переезд в Самару стал настоящим дебютом за пределами США, и ему было сложно адаптироваться в такие кратчайшие сроки. Тем более, едва он прилетел к нам — мы отправились на выезд в Иркутск и на Сахалин. Конечно, это тяжело. Но он достойно все это перенес и доказал свой уровень.
«Скучаю по одноклубникам, по нашим приколам». Байден Джаксен – о Самаре и жизни в период эпидемии
- Одновременно с Айком в команду пришел 20-летний Макар Коновалов. Ожидали, что он так уверенно себя проявит?
- Нам не хватало игрока на замену Антону Глазунову. У нас был Даниил Аксенов, но он для меня все-таки атакующий защитник. Он может забить свои 15-20 очков — но команда с ним не играет. Поэтому нам нужно было усилиться в плане организации игры. И Коновалов оправдал свое приглашение: он может хорошо играть один на один, он более габаритный, он не проигрывает в защите даже при неравноценных сменах. И он пришел к нам из ЦСКА мотивированный: не остался в Москве тренироваться до конца сезона — а пришел играть и доказывать, что он не слабее других игроков. По выступлению за ЦСКА он проявил себя психологически сильным игроком — и, приехав в Самару, он свою уверенность ни на секунду не растерял. И, как и Айка, команда отлично его приняла. Думаю, у Коновалова большое будущее, если он продолжит так же работать.
- Даниил Аксенов ближе к концу сезона выпал из активной ротации. Как и Александр Винник с Алексеем Нестеровым. Хотя это игроки, которые и в прошлом сезоне, и в начале нынешнего были основными. Это следствие богатого выбора в ротации? Или у каждого своя история?
- Если говорить об Аксенове, то я уже отмечал: в кубковой игре в Ижевске он получил травму руки. И, на мой взгляд, потерял уверенность. Он играет от броска, это шутер, который может забить, и забить в сложной ситуации — а из-за дискомфорта в руке потерял уверенность. А наступил тот отрезок, когда я просто не мог дать ему больше времени, чтобы он вернул эту уверенность. Если вспомнить полуфинал с «Руной», то там на второй-третьей позициях достаточно габаритные игроки, собирающие много подборов. Нам было сложно противостоять им в защите, а поскольку Аксенов не очень высокого роста, то нам приходилось на третью позицию ставить и Айка Нваму, и Игоря Смыгина, и Максима Дыбовского. С «Уралмашем» же, так скажем, для Аксенова уже просто не хватило времени. Но я по-прежнему верю в него: он доказал, что достоин играть, причем играть достаточно много времени.
«24 минуты в первом матче за новый клуб – и это финал Кубка!» От «болота» Суперлиги-2 к Кубку России
На Александра Винника у нас были очень большие надежды, но, к сожалению, он их не оправдал. Это самый технически одаренный игрок среди всех центровых Суперлиги, на тренировке он умеет делать все — но и ему не хватило уверенности. Поэтому мы вновь вернулись к более опытному игроку, к Алексею Нестерову — и в паре с Артемсом Бутянковсом в ротации тот оказался эффективной заменой.
- Артемса Бутянковса многие вообще считают лучшим игроком Суперлиги...
- Это, наверное, самый профессиональный баскетболист, с которым я работал. Он работает и до тренировки, и после, и в тренажерке... Вот за счет этого, за счет своей мотивации и работоспособности он и держит такой уровень. Глядя на него, и другие игроки подтягивались. Даже при плохой игре в нападении, а такое бывает у любого игрока, нельзя все матчи провести на одинаково хорошем уровне, Бутянковс всегда делал очень много полезного в черновой работе: защита, подбор, постоянная агрессия и заряженность на борьбу. Прослеживается европейская школа и вообще другой подход к тренировкам и играм.
- РФБ признала MVP сезона Антона Глазунова. Согласны с этим?
- Антон провел неплохой сезон, но в полуфинале и финале микротравмы помешали ему сыграть более ярко и более результативно. Но он — капитан, он все так же вел команду вперед, заряжал всех своим позитивом и своей энергией. Антон Глазунов и Игорь Смыгин выиграли в этой лиге все что только можно — но мотивации им по-прежнему хватает, по крайней мере хватало в этом сезоне.
- Вы работаете в Суперлиге четвертый сезон. Как изменился уровень турнира за это время?
- Уровень растет с каждым годом. И последний сезон был однозначно самым сильным за эти четыре года. Это показали полуфинальные и финальные матчи. Если взять, например, мой второй сезон, мы тогда имели преимущество по составу и ротации — а в этом сезоне четыре команды были абсолютно равны. Хотя и говорили, что у нас самая большая ротация. Но ведь двенадцать человек никогда одновременно не играют на площадке. Всегда по ходу сезона тренер определяет восемь-девять человек, на которых и опирается. Да, кто-то всегда может себя проявить и заиграть так, что тренер поменяет ротацию. Но все двенадцать игроков никогда не получают равного времени. Такого не бывает. И те же Аксенов или Винник, игравшие меньше, чем им бы хотелось, наверное, на меня за это обижены. Но это уже мое решение, за результат спрашивают с меня.
- Насколько вы требовательны к выполнению игроками тренерских установок?
- Если инициатива результативна или как минимум не навредила команде — она абсолютно не наказуема. У нас была ситуация с открытыми дальними бросками Нестерова, только вышедшего на площадку. Я не против каждого броска, но здесь я ему сказал: «Повремени, посмотри другие варианты». Лучше начать с защитных действий, забить из-под кольца, почувствовать уверенность — а трехочковый придет всегда. Но нельзя начинать именно с дальней атаки. Это может позволить себе снайпер, но не тот игрок, который издали атакует эпизодически. Но это лишь пример. Так и в защите: игрок может выбрать свой вариант защиты. Сработало — молодец, давайте играть так. Не сработало — я же вам давал установку, давайте играть по ней.
- Что дают вам победы?
- Уверенность в своей работе и своей правоте. Ведь неизбежны моменты, когда ты задумываешься: а правильно ли ты это сделал, а правильно ли подписали именно этого игрока? Давление идет постоянно — мы вышли на тот уровень, когда от нас ждут победы в каждом матче, дома ли мы играем или на выезде. Хотя, повторюсь: в этом сезоне было несколько равных команд. Посмотрите игру «Руны», игру «Уралмаша», игру Ревды или Ижевска — а Ижевску, думаю, если бы у них по разным причинам не выбывали игроки, было по силам пройти в полуфинал. Чемпионат стал сильнее: конкуренты усиливаются и имеют состав не слабее. Но мы уже приучили к победам, от нас ждут только побед. И это слегка напрягает: мы должны быть всегда мотивированы, но не играть под грузом суперответственности, потому что это мешает результату.
Когда я сам играл, у меня были в основном серебряные и бронзовые медали. И, перейдя на тренерскую работу, я мечтал: ну вот здесь-то мне должно больше повезти! Пока везет. Но здесь, конечно, сказываются факторы состава, возможностей нашего клуба, и президент клуба Камо Сергеевич Погосян идет мне навстречу, когда это связано, например, с усилением команды — и пока у нас все получается. Но повторить успех еще и в следующем сезоне будет особенно сложно.
Против нас всегда настраиваются абсолютно все команды. Взять хотя бы «Иркут»: в своем последнем матче в сезоне его игроки были так мотивированы, у них такие мячи залетали!.. За последнюю четверть они забили нам, не помню точно, чуть ли не десять трехочковых! Мы спокойно вели по ходу матча 20 очков, игра уже ничего не значила ни для них, ни для нас — но они, как говорится, пошли на принцип. В этом сезоне нам ни одна команда просто так не отдала ни одной игры. «Самару» хотят победить все.
- Кто из игроков Суперлиги в этом сезоне вас удивил?
- Можно сказать, например, про Федю Ключникова. Он сильный игрок, это все знают. Но раньше он играл достаточно неровно, с перепадами. Но в этом сезоне в «Руне» вообще из состава не выпал ни один человек: что Ключников, что Хаджибегович, что Спрюилл — они, по-моему, сыграли практически все матчи чемпионата. И меня удивило, что Ключников сыграл очень ровно, очень результативно и эффективно. Вынужденная смена позиции, неуверенность тренера в Максиме Ткаченко и Денисе Величкине — и Ключников раскрылся и стал более интересен на позиции первого номера.
- Олег Бартунов удивил вас, как тренер?
- Я, если честно, больше нервничал в полуфинале с «Руной», чем в финале с «Уралмашем». «Руна» была для меня очень сложным соперником. Москвичи и в нападении играли хорошо, но, в первую очередь, они хорошо защищались. И цементировал эту защиту Ален Хаджибегович. Команда перестроилась под него и нашла ту формулу защиты, которая очень хорошо работала. Хотя у «Руны» бывали и срывы, и они, наверное, и не позволили ей выиграть медали. Но по стилю игры, считаю, это одна из лучших в чемпионате команд. И в этом, наверное, есть заслуга и Бартунова.
- В минувшем сезоне в «Самаре» начали активно развивать баскетбол 3х3. И вам это даже в какой-то степени помогло: в феврале вы «арендовали» у команды 3х3 Сергея Рассказова. Насколько вам интересна эта разновидность баскетбола?
- Принципы игры здесь те же, что и в классическом баскетболе: тоже мяч, тоже кольцо. Но это более контактная игра, более быстрая в плане принятия решений. Как зрителю мне она очень интересна. По крайней мере, этап чемпионата России, проходивший в марте в Самаре, был очень хорошо организован. И было интересно посмотреть, например, на игроков, которых я знал по молодежным командам и которые сейчас выступают в 3х3. И пусть у них не получилось проявить себя в «большом» баскетболе — они нашли себя в 3х3. А что касается Сергея Рассказова — выстроенная в клубе пирамида и наличие нескольких команд позволили нам пригласить его в сложный для команды период. Это, конечно для меня, как для тренера основной команды, удобно.
- Следите ли вы за Суперлигой-2, где чемпионами стали сразу трое бывших игроков «Самары»?
- Конечно, слежу. И рад и за Алексея Чиликина, и за Даниила Синегубова, и за Артема Чеваренкова — они хорошо себя проявили. Тот же Чеваренков почувствовал себя в роли лидера. Синегубов мог бы, наверное, играть и в командах Суперлиги-1, но там, видимо, проблемы с характером. Да они все могут играть в Суперлиге-1, но им нужен был такой переход, чтобы они наигрались, почувствовали вкус к игре и уверенность. Здесь такая же ситуация, как с молодыми игроками, которые подписывают контракт с топ-клубом и уходят в аренду в команду послабее, чтобы получить игровое время и ту же уверенность.
Фото: БК «Самара»
Как будет официально объявлен новый состав - тогда и про Глазунова, и про другие изменения спросим.
И ещё: почему не спросили про Лигу ВТБ? Глазунов ушёл, про это тоже ни слова.