Я тебя не скоро позабуду. «Зенит» вылетел из Евролиги, но остался в наших сердцах
От редакции: вы читаете пользовательский блог, где «Финикс» и питерский баскетбол считаются явлениями, которые должны доминировать в жизни любого нормального человека. Если вы такого же мнения, то обязательно подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить.
Перед серией я ждал разгрома, но надеялся на лучшее – очевидно, что надеялся не зря. По ходу серии я боялся, что настанет тот матч, когда «Зенит» в какой-то момент не сможет бороться на равных с могучей «Барсой», и мы увидим разрыв в двадцать очков уже в первой половине игры, а в концовке никому не нужные минуты матча будут заполнять Трушкин, Вольхин и Карванен (при всем к ним уважении). Этот матч все никак не наступал, «Зенит» продолжал танцевать танго в обнимку с «Барселоной», не отпуская ее от себя даже на расстояние вытянутой руки, а в четвертом матче и вовсе решил выступить соло, отпустив партнера по танцу в зрительный зал ждать своей очереди.
К сожалению, провальный матч случился тогда, когда он был нужен меньше всего. На последний матч игроки «Зенита» по какой-то причине вышли совсем с не тем языком тела, который был у них в минувшую пятницу в петербургской Сибур Арене. Я не агент Купер, не самый большой специалист по интерпретации человеческих движений и жестов, но даже мне было очевидно – с командой что-то не так. Мог бы я обрушить на вас целую гору штампов и терминов вроде «перегорели» и тому подобными, но все же баскетбол мне кажется более сложным процессом, чем наблюдение за свечением лампочек. Да и нельзя сказать, что «Зенит» начал играть как-то особенно плохо, например, подборы в нападении собирались в огромном количестве, на потери «Барселону» провоцировать удавалось, то есть все вроде бы выглядело более-менее пристойно.
Чего именно не хватает «Зениту», стало ясно только ближе к концу первой четверти. Цельности не хватает и абсолютной сосредоточенности. Проблема в том, что «Зенит» вышел играть с «Барселоной» при равном счете в серии, вроде бы логично полагая, что он этой самой «Барселоне» ровня, но это не так. Равенства никогда никакого не было, были только петербургские чудеса, которые творили сами игроки. Чтобы победить «Барселону», «Зениту» нужно в каждом матче вытаскивать из своей шляпы каких-то совсем уж диковинных кроликов вроде элитной защиты Зубкова на Миротиче или полном уничтожении некогда славного оклахомского имени Алекса Абринеса. В последней игре ничего этого не было. Защита работала, но работала как-то механически, и впервые возникало ощущение того, что игроки «Зенита» рассуждают примерно так: «Ну а чего, ну пропустим, потом все равно забьем авоську, в прошлом матче нормально их разнесли, Пангос что-нибудь придумает, young cowboy named Billy Baron настреляет только в путь, нормально все будет».
Да нет, ребята, с атакой как были проблемы, так и остались. Гениальность Пангоса бесспорна, его пик-н-роллы с Пойтрессом – это жемчужины Евролиги, которые надо отправлять на экспорт и лоббировать их попадание в Зал баскетбольной славы. Однако разнообразия нет никакого, и я даже не говорю о том, что Кей Си Риверс по какой-то причине решил, что будет бросать много, бросать с ведения и попадать принципиально только в дальнюю дужку кольца. Риверс провалил игру, но нападение и без его личной катастрофы не является сильной стороной команды. Когда идет в защите, появляется энергия, появляется общее движение, и тогда атака сама по себе превращается в лавину, от которой только успевай уворачиваться. При общей несбалансированности и недостаточной концентрации внимания на атаку как на таковую «Зениту» полагаться нет никакого смысла. О какой вообще атаке может идти речь, если на площадку выходит такой удивительный персонаж, как Денис Захаров, функции которого заключаются в том, чтобы отдать мяч ближнему и скрыться от камеры, а еще в том, чтобы отдать пас, когда нужно бросить, и бросить, когда нужно отдать пас.
Я не пришел сюда ругать «Зенит», потому что они все равно мои герои, и стали таковыми уже после первой игры – последующие события лишь укрепляли их этот статус. Броня оказалась столь крепка, что даже разгром в последнем и решающем матче не смог ее потревожить. В сущности, я уже спокоен, да и был спокоен, потому что никогда ничего от команды не ждал, и потому что пережить тотальный вынос куда легче, чем поражение в равной игре. Вот если бы все решалось на последних секундах, бросал бы Пангос на победу, а прямо перед удачным его броском был бы зафиксирован фол в нападении – тут да, мог бы пострадать не один телевизионный пульт.
Мое спокойствие – это благо, но дело в том, что после этого поражения успокоится и весь баскетбольный Петербург, только не в хорошем смысле, а в плохом. Успокоится в смысле упокоится, исчезнет, чтобы, может быть, когда-то возродиться – но не факт. Город футбола и хоккея полюбил своего младшего оранжевого брата, разговоров о «Барселоне» было куда больше, чем месяц назад обсуждений бессмысленного (да, я не вижу шайбу на экране, сорри) полуфинала КХЛ ЦСКА – СКА. Уже даже Михал Сергеич Боярский освятил невский паркет усами и шляпой, Дзюба начал чего-то зачем-то комментировать, не снимая маски, – вот она, любовь и признание, давайте закрепим и выйдем уж как-нибудь, хоть вот бочком или ползком в этот «Финал четырех», чтобы еще хотя бы месяц в городе обсуждали большой баскетбол. Не вышло, весеннее увлечение закончилось, как пел Ляпис Трубецкой – «рассеялся роман, он словно призрачный туман, ты уехала в Латвию, я уехал в Татарстан».
Одна из чудеснейших (нет) особенностей европейского баскетбола заключается в том, что команды, сколь ярко бы они ни сверкнули, очень часто прекращают свое существование в нынешнем виде уже к следующему сезону. Мы рискуем не узнать «Зенит» в будущем году, потому что он может не сыграть в Евролиге и потому что контракты через пару месяцев заканчиваются абсолютно у всех лидеров, кроме Артураса Гудайтиса и Алекса Пойтресса, да еще вот вроде бы Уилла Томаса и Тарика Блэка уже почти точно оставят в команде. Тренер Паскуаль остался, и это важно, но ассоциация с командой происходит именно через игроков, а половины из них, вероятно, не будет. Мне достаточно того, чтобы грузовик с зенитовскими деньгами забаррикадировал выход из дома Кевина Пангоса, и он бы просто не смог уехать из Петербурга, попутно уговорив остаться Матеуша Понитку и Билли Бэрона.
Возможно, это случится, но как нужно было быть готовыми к разгрому от «Барселоны», так нужно быть готовыми к тому, что этот волшебный весенний «Зенит» был просто курортным романом без обязательств и без продолжения. Это нормально, ничто не вечно, кроме наших воспоминаний. Которые, кстати, тоже не вечны. Вечна только первая капель, которая всегда будет напоминать тот апрель 2021-го, когда Петербург жил баскетболом, и когда баскетбол даже почти затмил третье подряд футбольное чемпионство, от которого глобально уже не было никаких эмоций.
Впрочем, у нас осталось еще одно свидание, пройдет оно в Лиге ВТБ, где во втором раунде почти наверняка случится потенциально великая серия с ЦСКА. Город, думаю, будет готов потанцевать, пусть и в последний раз.
Телеграм-канал автора о спорте и массовой культуре
Фото: euroleague.net
Фан Шляпа с гитарой и Мигицко под мышкой на паркете ещё Спартаку песни пел. Плохая тенденция