Размер городов у команд НБА
Когда говорят о "размере рынка" относительно команд НБА, не совсем понятно, что имеется ввиду. По оценке Форбс для Лейкерс размер рынка равен $381М, а для Клипперс, базирующихся в том же городе, всего $106М. Нет, это все-таки не размер рынка, а часть стоимости команд, соотносящаяся с рынком - то, как они его освоили. Но ведь эти цифры могут поменяться в обратную сторону через лет двадцать. Так что нужно понимать под размером рынка?
Мне кажется, что самым близким понятием к размеру рынка - в смысле его потенциала, а не фактического освоения, является численность населения городов, в которых команды базируются. Это более-менее постоянная величина, даже бум рождаемости не сильно изменит ее и через десять лет. Все жители города - потенциальные фанаты команды. Конечно, даже в пятимилионном городе единственная баскетбольная команда может собирать на стадионе в среднем всего пару тысяч чеовек - кто-то будет ссылаться на конкурецнию со стороны футбола, кто-то - хоккея, где-то лучше развит керлинг, а в иных городах население больше предпочитает литрбол. Но в долгосрочной перспективе все население города можно и нужно рассмотривать как потенциальных фанатов своей команды. Особенно если мы говорим про такую популярную лигу, как НБА.
Показатель населения самого города не всегда будет отражать количество всех потенциальных фанатов, которые будут посещать стадион или смотреть игры по местному кабельному ТВ - административные границы далеко не всегда совпадают с экономическими. Возьмем такой город, как Бостон, население которого всего около шестисот тысяч человек (раза в два меньше Казани или Самары). С другой стороны, можно сказать, что за Селтикс болеет почти вся Новая Англия, что не так уж далеко от истины, а это уже 14 миллионов человек! А можно пойти еще дальше и сказать, что за Лейкерс болеют во всем мире!
Все же наиболее справедливо взять показатель населения metropolitan area - зона городской застройки, имеющая тесные транспортные и экономические связи (а ведь именно это нас интересует, не так ли?) вокруг какого-то центра. Так, для Бостона эта зона будет включать территорию, на которой проживает пять миллионов человек (данные того же Форбс, по версии вики 4,4М человек).
Естественно, можно еще учесть, что население каких-то городов богаче, а других - беднее, где-то лишний абонемент можно сдавать в аренду как квартиру, а кто-то рассылает билеты на игры своей команды вместе со спамом и засовывает в банки с консервированным горошком. Но, мне думается, что в случае городов США разница будет куда менее значительной, чем между Москвой и Россией...
Итак, вот размер населения metropolitan area′s для всех команд НБА, у Никс-Нетс и ЛАЛ-ЛАК metropolitan area общие:
Никс и Нетс - 19,1 миллонов человек
Лейкерс и Клипперс 12,9М
Буллс 9,6М
Маверикс 6,4М
76ерс 6М
Рокитс 5,9М
Рэпторс 5,7М
Хит 5,6М
Уизардс 5,5М
Хоукс 5,5М
Селтикс 5М
Пистонс 4,4М
Санс 4,4М
Уорриорс 4,3М
Тимбервулвс 3,3М
Наггетс 2,6М
Трэйл Блейзерс 2,2М
Кингс 2,1М
Сперс 2,1М
Мэджик 2,1М
Кавальерс 2,1М
Бобкетс 1,8М
Пэйсерс 1,7М
Бакс 1,6М
Гриззлис 1,3М
Тандер 1,2М
Хорнетс 1,2М
Джазз 1,1М
По данным Forbes
Но и вам стоит отдавать себе отчет, что о болельщики болельщиками, весь мир всем миром, а основные деньги зарабатываются каждым клубом в своем городе и окрестностях.
Львиную долю доходов клубы получают от местного ТВ. Лейкерс со следующего сезона будут получать по 200М в год и это равно нынешнему суммарному доходу клуба. Учитывая количество посадочных мест (в среднем под 20000), цену на билеты (у тех же Лейкерс в среднем $115), и это не считая денег, которые тратят во время матча на хот-доги/атрибутику, доход от посещения населением стадиона тоже очень, очень высок.
И сравните это с теми суммами, которые НБА зарабатывает в мире. Если не все даже покупают лигпасс, который в год стоит как сходить один раз на стадион.
По оценке Форбс, Лейкерс стоят 900М. Часть стоимости, связанная с брэндом, оценивается всего 131М (и это однозначно лучший брэнд в НБА). Часть стоимости, связанная с доходом от посещения населением стадиона - 214М. Часть стоимости, связанная с доходом от местного рынка - 381М. То есть как минимум две трети стоимости связаны с доходом непосредственно от ЛА и окрестностей. В других командах, которые в меньшей степени интересны самой широкой аудитории, соотношение еще круче в пользу местных рынков.