Экс-игроку ЦСКА не доверили тренировать худшую команду НБА. Теперь в лиге новый расовый скандал
Опять привилегия белых?
НБА просто не может существовать без конфликтов на расовой почве.
Под управлением Адама Сильвера, впрочем, напряжение в лиге упало до минимума. Даже бойкот «Милуоки» в прошлом сезоне удалось разрешить мирно – с точки зрения дипломатии руководству НБА нет равных. Возможно, не только в спорте, но и вообще в любой сфере.
И все равно – тут скандальчик, тут недовольные, тут какие-то проблемы.
То давно завершивший карьеру игрок, которого знали только потому, что он брат звезды НБА, обвинит генменеджера бывшей команды в расистских высказываниях – хотя тот произнес (или не произнес?) 6 лет назад.
То «Даллас» отказывается включать гимн США перед играми – по мнению Марка Кьюбана, гимн не представляет всех игроков его команды; и речь в данном случае не о Дончиче, Порзингисе или Марьяновиче.
Гимн США всегда сопровождает американский спорт. Но зачем?
То Кайри Ирвинг заявит, что силуэт Джерри Уэста на логотипе НБА нужно заменить на Кобе, потому что «лигу построили черные короли» (а Уэст, очевидно, не того цвета, чтобы считаться кем-то значимым в истории НБА).
Но к поведению Кайри или Кьюбана (как и худшего из Миллсэпов) не принято относиться серьезно – эти люди известны нетривиальными и где-то даже наивными взглядами на мир. Повозмущаются, продекламируют свои принципы и успокоятся – не впервые, да и последствий у таких заявлений не будет.
Лига привыкла решать недоразумения – Кьюбану сказали, что не одной команде принимать решение по гимну, заставили «Даллас» вернуть традицию, а будущее странного ритуала с включением гимна – давайте-ка обсудим уже после сезона. Ирвингу тоже ответят в дипломатическом ключе: «мы уважаем память Кобе, мы уважаем достижения Уэста, но официально логотип не изображает конкретного игрока и не выделяет группу людей – мы все вместе, мы баскетболисты НБА, давайте чтить память Брайанта, не внося смуту».
Таких ситуаций невозможно полностью избежать лиге, где 85% владельцев – белые миллиардеры (причем большинство – из старой бизнес-элиты Америки, получившей капиталы еще в прошлом веке), а 70-75% игроков – черные, и среди них много активных молодых людей, недовольных социальной обстановкой в стране.
Ориентация на конфликт и компенсацию – все еще глубоко в культурном коде черной Америки. Сами подумайте: родители многих игроков НБА постоянно сталкивались с жилищной и трудовой дискриминацией, дедушки и бабушки жили в сегрегированном обществе, прадедушек могли линчевать, а предки до этого вообще были рабами. Тут никакие миллионы долларов не погасят внутреннюю агрессию, выплеск которой способны спровоцировать даже, как кажется, сущие пустяки.
В НБА хотят отказаться от слова «владелец». Оно обижает темнокожих игроков
С другой стороны, многие владельцы и близко не сталкивались с проблемами иной социальной группы и просто не способны понять, с чего эти бегунки и пулялки такие злые, им же теперь платят за их побегушки и пуляния. А когда тебе платят – надо же улыбаться и молчать, верно?
(ой, кажется, тут мы говорим и об определенной интернет-группе болельщиков из-за рубежа, которых недовольные спортсмены угнетают сильнее, чем кто-либо когда-либо угнетал негров в Америке)
Даже небольшое столкновение на расовой почве тут же подхватывается журналистами, спекулирующими на проблемном расовом климате в США. НБА пытается отбивать атаки медиастервятников и находить компромиссы между интересами тех, кто приносит доход (игроки), и тех, кто этот доход трансформирует в прибыль правильной организацией спортивного бизнес-процесса (владельцы и назначаемые ими менеджеры).
Не всегда у НБА это получается.
Как в ситуации с новым главным тренером «Миннесоты». Давайте разберемся, что случилось.
В «Миннесоте» забыли негласные правила
Между игроками и владельцами/менеджерами находится самая несчастная прослойка – тренеры. С 2010-х они начали зарабатывать хотя бы на уровне 10-25% от средней зарплаты звезд НБА/от средней прибыли владельцев НБА. Но тренеров по-прежнему не хвалят за успехи клуба, зато неудачи приписывают именно им.
А еще они попадают прямо в эпицентр расовых столкновений НБА.
У «Миннесоты Тимбервулвз» – ужасный сезон. Две звезды команды никак не могут сыграть вместе из-за коронавируса и травм. Самый результативный игрок клуба получил дисквалификацию на 12 матчей. Первый номер драфта больше ржет на пресс-конференциях, чем впечатляет на паркете. «Волки» – на последнем месте в НБА.
Менеджмент решился на смену тренера – Райан Сондерс, сын покойной легенды клуба Флипа Сондерса, покинул пост спустя два года после повышения (он работал ассистентом с 2014-го). Ход необязательный, вряд ли на что-то влияющий, но предсказуемый – когда команда, с травмами или без, не добивается хоть минимального прогресса вот уже в третий сезон, напрашиваются изменения.
На место Сондерса взяли 51-летнего Криса Финча – он еще не был главным в НБА, но много лет тренировал в Европе, в том числе сборную Великобритании в ее лучший период в истории. В США Финч сначала был признан лучшим тренером Лиги Развития (эту же награду получали Куин Снайдер и Ник Нерс), после чего работал в тренерских штабах «Хьюстона», «Денвера», «Нового Орлеана», «Торонто».
И баскетбольный мир вскипел. Не из-за Финча – из-за Дэвида Вантерпула.
Сейчас в 30 командах НБА, где, напомним, 3/4 темнокожих игроков, лишь 7 тренеров-афроамериканцев. Еще статистика – за последний год было 10 тренерских отставок. На 10 свободных мест взяли троих темнокожих тренеров, причем у двоих из них есть чемпионское резюме (Риверс и Лю), то есть реальный шанс проявить себя получил только Стивен Сайлас в «Рокетс». В трех случаях («Индиана», «Новый Орлеан», «Бруклин») на место уволенного черного тренера взяли белого.
Соответственно, это поджигает нежные части тела у многих. Почему Стивену Сайласу нужно 20 лет работы ассистентом в НБА, чтобы в итоге все-таки добиться повышения, Бикерстаффу – 13, Ллойду Пирсу – 11, а Марку Дэйгнолту из «Оклахомы» достаточно всего одного (Нэйту Бьоркгрену – 5, Тэйлору Дженкинсу – 6)?
Почему Жаку Вону не дают возможности поработать с Дюрэнтом, и его, временно исполнявшего обязанности тренера «Нетс» в «пузыре», летом меняет Стив Нэш без полноценного опыта тренерской работы (он был лишь консультантом в «Голден Стэйт»)?
Почему Патрика Юинга так и не повысили до главного тренера в НБА?
Почему Стэну Ван Ганди и Тому Тибодо дают третий или четвертый шанс в НБА, а Марк Джексон застрял в кресле комментатора, где у него получается все хуже и хуже?
Почему говорят, что Тай Лю взял чемпионство на багаже Блатта, но никто не говорит о багаже того же Джексона в ГСВ или Дуэйна Кейси в «Торонто»?
Почему «Миннесота» не доверяет команду Дэвиду Вантерпулу после увольнения Сондерса, вместо этого отдавая команду «на аутсорс»?
Вопросы неодинаковые, с разными объяснениями, часто простыми и логичными. Но многих так и подмывает суммировать их в один провокационный вопрос, на который невозможно подобрать адекватный ответ:
Неужели в НБА существует привилегия белых тренеров?
«Мы не можем остаться в стороне в данном случае и не выразить глубокую обеспокоенность и разочарование в связи с процессом назначения нового главного тренера «Миннесоты».
Профсоюз тренеров понимает и уважает право каждой организации назначать любого человека, которого посчитает нужным. Но также наша ответственность заключается в том, чтобы указать, когда клуб не смог обеспечить тщательный и прозрачный процесс поиска кандидатов, выбирая среди широкого списка тренеров самого разного происхождения», – говорится в заявлении профсоюза тренеров.
Претензия к выбору «Миннесоты» складывается из двух составляющих.
Первая – офис не стал проводить собеседования с кандидатами. Президент по баскетбольным операциям клуба Герссон Росас просто позвал человека, с которым работал несколько лет в «Хьюстоне». Не самая удивительная история (тем более для «Миннесоты», где Флипа Сондерса когда-то назначил в команду его друг Кевин Макхейл, работавший в менеджменте, ну а Райана Сондерса взяли за фамилию).
А вот что необычно – процесс найма: в НФЛ, например, существует «правило Руни», по которому клуб обязан проводить собеседования с представителями этнических меньшинств на открытые вакансии. Не обязан их назначать – но должен хотя бы делать вид, что рассматривает всех кандидатов. В НБА такого правила нет, а «Тимбервулвз» и не планировали никого рассматривать, кроме Финча.
Кроме того, «Миннесота» прямо по ходу сезона вырвала ассистента из другой команды (Финч в первой половине сезона работал в «Торонто»), и такого в НБА не было с 2009 года.
Обычно при увольнении тренера в середине года принято обходиться внутренними ресурсами, назначая врио из ассистентов. И главным претендентом на место Сондерса в случае увольнения считался Дэвид Вантерпул.
При назначении Финча Росас cделал акцент на его особенном опыте: «Финч обладает большим опытом на разных уровнях, включая международный. Это подходит «Миннесоте» с ее нынешней игрой. Наш баскетбол во многом именно международный».
Штука в том, что у Вантерпула международного опыта тоже полно, и даже больше: после многих сезонов в Италии, Китае, низших лигах США и полугода в НБА Вантерпул совершил прорыв в 30 лет в «Сиене», перешел в ЦСКА, взял с армейцами Евролигу, а затем 5 лет работал в клубе ассистентом у пяти разных главных тренеров.
Затем были 7 лет в «Портленде», где Вантерпулу приписывают прогресс в игре Лилларда и Макколлума. В 2019 году Дэвида пригласили в «Миннесоту» на должность associate head coach – пост выше, чем у простого ассистента. «Тренер-партнер» по многим вопросам принимает решения самостоятельно (Вантерпул в «Миннесоте» отвечает за защиту, другой «ассошиэйт» Пабло Приджиони – за атаку). Далеко не все команды используют такое выделение первого помощника, но должность «старшего тренера», например, была у Тибодо в «Бостоне», Д’Антони в «Филадельфии» или Фицдэйла в «Майами».
Во многих случаях именно «старший» приходит на смену уволенному «главному»: Лю в «Кливленде», Макмиллан в «Индиане», Триано в «Финиксе», Бойлен в «Чикаго», Лэрри Дрю в «Кливленде», Курт Рамбис в «Никс», Тони Браун в «Бруклине», Би Джей Бикерстафф в «Мемфисе» и в «Кливленде»…
Вантерпул в этот список не попал. По крайней мере, пока что – в клубе он остался на том же посту. Соответственно, никак и не прокомментировал свое неповышение – а жаль, ведь за него уже высказались многие.
«Почему, черт возьми, вы не назначаете Вантерпула, который сидит на вашей же скамейке?» – бесится Дэмиан Лиллард. «Мутный бизнес», – вторит ему одноклубник по «Портленду» Юсуф Нуркич.
Даже лидер «Миннесоты» Карл-Энтони Таунс, дипломатично встречая нового главного тренера, продолжает приветствие фразой «но в то же время…»:
«Мы обязательно будем поддерживать тренера Финча и его принципы, попытаемся играть за него как можно лучше. Но в то же время… в такой момент хочется отметить потрясающую работу наших ассистентов, особенно Дэвида Вантерпула».
И если поддержка работавших с Дэвидом игроков – это понятно и даже красиво, то журналисты просто поймали «горячую тему».
«Очевидно, дело в связях. И у многих черных ребят нет таких связей», – горплопанит Стивен Эй Смит, продолжая свою речь в эфире ESPN перечислением всех безработных темнокожих тренеров.
Не менее неумолкающий Кендрик Перкинс тоже верит, что проблему нужно решать «сверху»: «Еще один афроамериканский тренер не получил очередную работу, но есть более важная вещь. Aфроамериканцы должны находиться в офисах на таких должностях, которые давали бы им власть предоставлять другим возможности».
И никого уже не волнует происхождение самого президента «Миннесоты» (Росас – колумбиец) или то, что он пригласил с собой в клуб и темнокожих менеджеров и тренеров, и специалистов из Европы, и что его вице-президент Сачин Гупта – индиец.
Риторика в медиа и соцсетях уже даже не о выборе Финча вместо Вантерпула. На смену отдельному случаю пришли разговоры о глобальном расово-этническом рисунке баскетбола, эксплуатации спортсменов, политике в НБА, шат-ап-энд-дриббл и так далее, ну вы знаете – темы, где у всех есть свое мнение, но нет никаких аргументов.
У Вантерпула вообще был шанс получить эту должность?
Дэвид Вантерпул уже 9 раз проходил собеседования на должность главного тренера в клубе НБА (10, если считать «собеседованием» оценку его работы в «Миннесоте» менеджментом перед назначением Финча) – во всех случаях, кроме последнего, ему предпочли белого тренера:
Герссон Росас оправдывается: «Я знаю, что для меньшинств существует больше препятствий. Мне пришлось столкнуться с проблемой лично и преодолеть этот барьер. Поэтому для внутренних процессов в клубе я разработал специальные программы, чтобы помочь всем нашим сотрудникам приготовиться к следующему шагу в карьере. Знаю, что день Дэвида Вантерпула еще настанет».
Но тут же нелепо прикрывается беспокойством за то, что «Торонто» мог передумать и отозвать разрешение на собеседование с Финчем, поэтому у «Миннесоты», мол, не было времени на разбор других кандидатов вроде Вантерпула. Вроде как «извини, Дэвид, мы же все равно тебя не наняли бы, чего время терять?».
По слухам, Росас еще два года назад хотел пригласить знакомого Финча, а не повысить Райана Сондерса, кандидатуру которого продвигал владелец команды Глен Тэйлор. Тогда Росас, сам только что назначенный в клуб, уступил – но поджидал момента, когда будет логично уволить Райана и назначить Финча.
Ну а Вантерпула просто засосало в эту некрасивую историю. Вряд ли он получил бы пост, даже если бы не было связки Росас-Финч – раз Дэвид отвечал за защиту команды, а она оказалась одной из худших в НБА и в этом, и в прошлом сезоне, то никаких козырей перед тренерами со стороны у Вантерпула не было. И все же ему должно быть очень обидно уже в десятый раз упускать работу, несмотря на высокую оценку от игроков и коллег.
Но тут не позавидуешь и Крису Финчу – заслуженный специалист получил работу мечты на шестом десятке, но сразу попал на линию огня между теми, кто замечает расизм везде, и теми, кто не замечает его вовсе.
А в перестрелке двух слепцов пулю всегда схватит случайный прохожий.
Фото: Gettyimages.ru/Kevin C. Cox, Ashley Landis-Pool, Joe Scarnici, Jonathan Daniel, Elsa, Jordan Johnson/NBAE; East News/Cal Sport Media/Sipa USA; instagram.com/david_vanterpool
* - уже будучи в Миннесоте Вантерпулу давали свободу на прохождение интервью в других командах на должность главного тренера. То есть если бы он получил бы эту должность в другом клубе, то Миннесота была готова его отпустить
* - Вантерпулу был дан полный карт-бланш в Миннесоте на то, чтобы построить защиту, как он считал нужным
* - Вантерпул был назначен associate head coach, чтобы таким образом подстраховать неопытного Райана Сондерса
* - Финч в свою очередь работал на должности associate head coach дважды: в Денвере и НОП
* - Финч проходил через процесс отбора кандидатов на должность главного тренера в Миннесоте два года назад, в том числе интервью. Поэтому формально Миннесота провела собеседование с ним
И вообще! Что эти белые себе позволяют??? Что за "право белых" ходить на матчи и покупать трансляции??? Почему они покупают больше, чем черные? Надо ввести квоту на белых болельщиков! Посчитать сколько процентов белых игроков в НБА и продавать белым столько же процентов билетов и трансляций!
Ну и, само собой, комиссионер нужен черный, полюбому. Как это суровыми черными парнями управляет какая то Белоснежка, который даже до кольца допрыгнуть не может ...
Может быть не говорят потому, что это бред? К торонто добавился Кавай, Блатта сняли по ходу сезона. Джексона убрали и команда полетела и это не совпадение.