Трибуна
16 мин.

«Кем ты хочешь быть? Психологом!» Играть в суперлиге, изучать психологию личности и мечтать переехать в Питер

От редакции: вы в пользовательском блоге «Баскетбол. 63-й регион», здесь рассказывают о российском баскетболе и берут интервью у его представителей. Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить.

Позитивные американки и бабушка как главный болельщик, умение отключаться на площадке и любовь к баскетболу 3х3, шесть трехочковых за матч и польза от поражений в «-40» — защитница «Самары» Анастасия Куплинова рассказывает о себе и своей карьере.

Анастасия Куплинова. Воспитанница тольяттинской СДЮСШОР №2. Выступала за юношескую, молодежную и основную команды «Надежды» (Оренбург, 2012-2017), «Политех-СамГТУ» (2017/2018), «Динамо» (Москва, 2018/2019), «Спартак» (Санкт-Петербург, 2019/2020). В составе сборной России стала победителем первенства Европы U18 (2014), серебряным призером чемпионата мира U19 (2015) и бронзовым призером первенства Европы U20 (2016). В составе сборной России по баскетболу 3х3 принимала участие в матчах Лиги Наций U23 (2019). Бронзовый призер Молодежного чемпионата (2015). Серебряный (2016) и бронзовый (2017) призер Суперлиги-2. Бронзовый призер Суперлиги-1 (2018). Бронзовый призер Кубка России (2015). С лета 2020 г. — в БК «Самара».

- Ты второй раз в карьере играешь в Самаре. Как человек, выросший в Тольятти, ты чувствуешь себя «дома» — или Самара для тебя просто город, где ты сейчас играешь, как Оренбург или Москва?

- На самом деле, я чувствую, что вернулась домой. Еще в прошлом сезоне я знала, что «Самара» поиграет в Суперлиге-2 и поднимется в Суперлигу-1 — и уже тогда думала: было бы здорово снова здесь поиграть! Так и получилось... Я даже помню, как это было. Закончился прошлый сезон, я прилетела из Питера, меня встречают в аэропорту, я еду домой — в этот момент приходит сообщение от Ольги Костроминой, администратора «Самары»: «Настя, а что у тебя на следующий сезон?» Я честно ответила, что пока не знаю — и получился, видимо, такой «сигнал» для клуба... Я очень хотела в Самару — здесь чувствуешь себя по-настоящему дома.

- При этом в прошлый раз, когда ты еще играла здесь за «Политех», ты задержалась в Самаре только на сезон. Почему не дольше?

- Поступило предложение от московского «Динамо», выступающего в Премьер-лиге. Я долго думала, все-таки с «Политехом» у нас все складывалось неплохо, мы взяли «бронзу» Суперлиги-1, но в итоге решила попробовать себя в лиге уровнем выше. Хотя потом, честно, я думала, что все-таки нужно было остаться в Самаре и поиграть здесь еще хотя бы сезон.

- В «Динамо» ты играла много — но спустя сезон решила вернуться в Суперлигу...

- Можно, наверное, сказать, что я не чувствовала себя на «своем» месте. Будто я не там, где должна быть. Отыграв сезон в «Динамо», я поняла, что это не то место, не тот клуб, где я могу себя показать, показать, что я могу. Команда за весь сезон выигрывает один матч — о какой мотивации может идти речь? Ты только чувствуешь какую-то апатию: я же тренируюсь — почему так происходит, почему такой результат?! Ведь хочется не только тренироваться — но и побеждать!.. Поэтому я и сделала прошлым летом этот шаг. Не назад — просто нужно было вернуть свою игру, вернуть ощущение побед.

- Играя против УГМК или «Надежды» и получая от них поражения в 30, 40 и даже 70 очков — можно извлечь что-то положительное для себя?

- Здесь, наверное, все зависит от того, как ты себя настроишь. Можно настраиваться так: да, сегодня мы проиграем очков 40 — но я должна, например, пойти в проход и забить, то есть играть, не обращая внимания на счет. Все равно это опыт — играть на таком уровне, против таких соперниц. Понятно, что это не игра на победу — скорее, на какое-то твое внутреннее ощущение: сможешь ли ты набирать очки против того же УГМК? Хотя вообще мне сейчас больше нравится «Надежда», с которой мы в сентябре сыграли два товарищеских матча: по стилю игры, по работе тренера, по тому, как игроки «бегут». Вот против таких команд хочется и нравится играть.

- Против американок играется совсем по-другому, чем против российских игроков?

- Уж не знаю, как они тренируются у себя в США — но они очень отличаются от нас в плане атлетизма. Они сильные. Взять хотя бы Деванну Боннер, которая играла у нас в Оренбурге. Она очень худая, но когда она ставит заслон, и ты на него попадаешься — ты будто врезаешься в стену. Не хочу сказать, что наши игроки слабее — но все-таки отличия в физической подготовке очевидны.

Но вообще американки классные! Они настолько простые в общении, что даже языковой барьер не мешает. Они всегда приходят в хорошем настроении, что-то поют, шутят, всегда с тобой общаются. Всегда вносят огромный заряд позитива в тренировочный процесс. И они всегда тебе помогут. Как и наши девочки, но с нашими-то понятно — а здесь вроде другой язык, другой менталитет... И те американки, с кем я играла в Оренбурге, оставили только положительные впечатления. Ты приходишь из молодежки на тренировку главной команды — и тебе всегда помогут, и русские девочки, и американки.

- Ты провела несколько лет в системе «Надежды», но в главную команду привлекалась в основном только на матчи Кубка России. Был ли шанс там закрепиться?

- Сложный вопрос. В Оренбурге были команды Суперлиги-2 и Премьер-лиги. А вот промежуточной «ступеньки» в Суперлиге-1, где можно было бы попробовать себя, обкатать молодежь — не было. Без этой ступеньки сразу из Суперлиги-2 попасть в основную команду и там заиграть, думаю, невозможно — слишком разный уровень. Даже Суперлига-1 по сравнению с Суперлигой-2 — совсем другой уровень: здесь и команд больше и, соответственно, матчей, и игроки взрослее и опытнее. Тренировки с основой — это, конечно, хорошо, но без постоянной игровой практики тоже нельзя. А как сходу заиграть в Премьер-лиге, где другие скорости, другое мышление?

«Суперлига-2 — это возможность для рывка вперед». Возвращение в баскетбол после родов и стрижка ногтей перед матчем

- А на что может претендовать «Самара» в нынешнем сезоне?

- Мы вполне можем претендовать на медали, и медали, естественно, высшего достоинства — составить конкуренцию «Ростову». Как написали перед сезоном на сайте РФБ: «Разыскивается конкурент для Ростова». И мы способны стать этим конкурентом, и хотим показать, что нас пригласили в Самару не просто так. И как нам сейчас говорят после первых матчей: главный соперник для нас — это мы сами. Мы пока ищем свою игру, ищем взаимопонимание с партнерами и тренером.

А соперник — не так важно, какая команда перед нами. Мы стараемся решать свои задачи и добиваться своих целей. Соответственно, и настраиваемся мы на все матчи одинаково, не разделяя соперников на команды из Премьер-лиги или из «нашей» Суперлиги-1. В Кубке России в сентябре мы сыграли с «Динамо» и «Спартой энд К» из Премьер-лиги. Это и опыт, и просто интересно с ними играть: у них и игровое мышление другая, и сама игра. И «Самара», думаю, в матчах Кубка хорошо себя показала, хотя мы и проиграли «Спарте энд К» за выход в плей-офф.

А вот сезон в Суперлиге мы начали с того, что неожиданно для самих себя проиграли на выезде «Спартаку». Неожиданно не потому, что «Спартак» — какая-то слабая команда, ни в коем случае! Но это первая игра, ты хочешь все сделать правильно, стараешься — а у тебя не получается, вот что бы ты ни делал!.. Уже потом, когда мы провели разбор игры, и нам на видео показали все ошибки — стало понятно: ага, вот здесь ты сделала не то, тут плохая защита, еще что-то... И когда мы выходили на второй матч в Питере с «Медведями», настрой был совсем другим, мы понимали, что и как нужно делать. И результат тоже оказался другим. Если посмотреть те две игры: словно две разные команды провели два совершенно разных матча.

«В «Самаре» нет такого, что мы взрослые — и ближе, чем на метр, к нам не подходи!» Группа «Хлеб», Карлсон и «списанная лошадь»

- С «Медведями» ты попала шесть из восьми трехочковых. Причем и в матче Кубка за три недели до этого ты им же положила пять из восьми. Эта команда — твой «клиент»?

- Просто «Медведи» так играют в защите: они страхуют всегда отовсюду, и с ближней стороны, и с дальней — и у тебя появляется много возможностей для атаки. Ведь бросить одному игроку восемь трехочковых за матч — это очень много. Да еще и свободных бросков, хотя ты для этого не делаешь вообще ничего — защитник сам оставляет тебя одну. Тебе остается только забивать.

- Но и шесть точных трехочковых за матч — не твой рекорд. Выступая за «Спартак», ты в прошлом сезоне в одном из матчей реализовала семь дальних попыток. Хотя у тебя бывают и матчи, когда ты выбрасываешь ноль из семи...

- Нужно отключать свою голову и доверяться самой себе: ты все это знаешь, все умеешь и не раз уже делала. То есть ни о чем не думать. Я стремлюсь к такому состоянию: когда ты расслабленный и ни о чем не думаешь — тогда и получается все, что ты делаешь, в том числе и забивать с таким процентом.

- В Оренбург из родного Тольятти ты уехала в 15 лет. Тяжело было на это решиться?

- Мне кажется, я не думала ни секунды! Спасибо моим родителям, у нас даже не было разговора в духе: «А может, ты не поедешь? Останешься дома, будешь учиться, а твой баскетбол вообще никому не нужен!» Они видели, что я хотела играть — и спокойно меня отпустили. Страха никакого не было. Наоборот, это же возраст, когда даже интересно: ура, наконец-то я буду жить без родителей! Было ощущение, что вот сейчас все будет классно. Нас тогда взяли в Оренбург человек восемь, все одного возраста. Мы жили в квартире вчетвером — и это было... такое веселье, что ли. Ты уехала от родителей, школа, тренировка — вы всегда вместе с подружками. И это здорово еще и потому, что ты быстро взрослеешь. В 15-16 лет ты сам за себя отвечаешь, за свои поступки, начинаешь думать своей головой. Поэтому я рада, что у меня получилось так уехать — ты просто по-другому начинаешь смотреть на мир, не как твои сверстники.

- В каком возрасте ты поняла, что твое будущее — это баскетбол?

- Я и сейчас, возможно, этого не поняла. Просто баскетбол — это то, чем мне нравится заниматься, то, что мне приносит удовольствие. Но я и учиться не забросила: в декабре я заканчиваю Российский государственный гуманитарный университет, факультет психологии. Моя мама не дает мне в этом смысле покоя, она всегда мне говорит: баскетбол — это хорошо, но что ты будешь делать дальше? Благодаря ей я и поступила в университет. Она говорит: «Учись, как хочешь, мне все равно — но я от тебя отстану только тогда, когда ты его закончишь». Но мне и самой нравится, интересна психология.

- Почему именно психология?

- Помню, это еще из детства: кем ты хочешь быть? Психологом! Хи-хи, ха-ха, все, конечно, про это забыли. Но когда пришло время выбирать, куда пойти учиться в магистратуре (у меня уже, как у многих спортсменов, есть педагогическое образование), мне стала интересна психология личности. И в будущем, как я себе его представляю, хотелось бы работать психологом в какой-нибудь команде. Да, от спорта никуда не уйти. Тем более, именно спортивная психология в России, как мне кажется, пока развита слабо: мало людей работают со спортсменами, разбирая, например, различные игровые ситуации. И мне, поскольку у меня еще и специализация — психология личности, хочется быть в этой сфере: как ни крути, я много лет в баскетболе — и могу, наверное, понять проблему спортсмена куда лучше, чем тоже психолог, но «со стороны».

Какой-то практики у нас пока не было. Но я общалась, конечно, с психологами — и мне показалось это интересным: когда тебе помогают, как-то настраивают... Все мы разные — и это очень интересно, когда идет не только работа с игроками на площадке или в тренажерном зале, но и работа с их психологией. Все мы знаем, что тренировки — это одно, а игры — совершенно другое. И ты постоянно удивляешься: как же так, ведь на тренировке я все это могу сделать — а в игре совсем не получается?.. И было бы интересно работать над этими проблемами, быть в команде и помогать ей добиваться результата.

- Наверняка много приходится читать именно по психологии?

- Стараюсь читать. Это и интересно, и одновременно сложно: в них «научный» язык. Иногда ты три раза перечитываешь страницу и не можешь понять: да о чем же тут?! Наверное, важно изначально решить: что именно ты из этой книги хочешь для себя вынести? Прочитать ее — и забыть? Или все-таки найти что-то полезное для себя?

Вот сейчас я читаю книгу «Коридор», автор Александр Король. В ней рассказывается, как понять людей, почему люди поступают так, а не иначе. И вроде интересно — но все равно такая тонкая грань: иногда ты просто теряешь нить рассказа, приходится заново перечитывать. Поэтому советовать что-то прочитать я не могу. Просто нет, наверное, такой книги, открыв которую, ты сразу бы сказал: «Ага, вот же оно!» Думаю, прочитав какую-то книгу, ты должен затем прожить некие ситуции, чтобы понять: вот про это было в книге, я же читал!

У меня была такая ситуация, когда я жила в Москве. Мне нужно было ехать в университет, а я очень этого не хотела, уже и не помню почему. А я как раз перед этим читала, что если ты чего-то сильно не хочешь — этого и не произойдет. И случилось так, что я проехала свою станцию! Вышла на другой станции и вспомнила: вот недавно же про это читала — и это со мной произошло!

- Знания получается уже как-то применять на практике? Например, при изучении соперников...

- Пока все хочется применить на себе. Опять же, ведь все зависит от тебя самой, а не от соперника. Все равно, как и что будут делать соперники — все зависит от того, как я себя буду вести, как я буду думать и действовать в определенные моменты. И психология помогает сохранять концентрацию, быть собранным, не рассеиваться на посторонние слова и эмоции..

- Поделишься каким-нибудь «лайфхаком»? Как, например, сконцентрироваться при пробитии штрафных?

- Здесь мы вернемся к тому, что нужно не думать. Твое тело знает, что делать. И ты знаешь. Тебе нужно сделать это «на автомате», ведь на тренировках ты множество раз все это делал. Чем больше ты начинаешь думать и анализировать — тем хуже у тебя получается. Нужно максимально отключиться от всего: от слов соперниц и болельщиков, каких-то толчков...

- Вот ситуация: секунда до конца матча, вы проигрываете одно очко — и ты бьешь два штрафных. Как здесь не думать о результате?

- В прошлом сезоне мы играли со «Спартаком» против «Медведей», такое питерское дерби. Игра шла очко в очко, наш первый номер Вика Мазур села за пять фолов. Первого номера начала играть я, а для меня это всегда большая ответственность: ведь ты «голова» команды, должна быть максимально собранной и спокойной, всех расставить, себя успокоить... И получилось так, что за несколько секунд до конца я бросала два штрафных, попала оба — и мы выиграли 2 очка. Я этого даже не понимала. Только после игры мне Наталья Андреевна Водопьянова, играющий президент «Спартака», говорит: «Настя, ты вообще понимаешь, что забила два решающих штрафных?» А во время матча я просто встала на линию — и бросила два штрафных.

«24 минуты в первом матче за новый клуб – и это финал Кубка!» От «болота» Суперлиги-2 к Кубку России

- Оренбург, Самара, Москва, Санкт-Петербург — какой из этих городов «твой»?

- Стопроцентно, Питер! Вот это прям мой город! Мне нравилось там жить, нравилась эта погода, эти люди, которые никуда не торопятся, тихо-мирно всех не любят — но это ощущается куда спокойнее, чем в Москве. Надеюсь, что когда-нибудь я перееду туда. Любой выходной, когда позволяла погода, а питерская погода не всегда это позволяла, я старалась гулять. Я вообще люблю пешие прогулки, а уж в Питере... Там просто выходи — и иди!

- С молодежной сборной России ты выиграла чемпионат Европы в 2014 году, а в 2015-м в финале чемпионата мира U19 вы проиграли американкам. По ходу матча вы вели 8 очков — можно ли было зацепиться за «золото»?

- Шанс был! Но нам не хватило... Вот даже не знаю, чего. Может быть, чуть-чуть удачи. В остальном все складывалось хорошо, в нашу пользу. Это было уже довольно давно, всего я сейчас и не вспомню. Но точно помню, что смотрелись мы достойно. Где-то, наверное, не забили свое — но шанс был, и мы боролись до конца. Вот через два года девочки 1998 года рождения своего уже не отдали, обыграли американок и стали чемпионками мира.

- Прошлым летом ты играла за сборную России по баскетболу 3х3 в Лиге Наций. Насколько тебе близка эта разновидность баскетбола?

- Если будет возможность выступать за сборную — я выберу 3х3. Поначалу, когда нас только собрали, я вообще не понимала, что происходит и что нужно делать. Но потом вливаешься в эту «систему» — и все очень нравится! Хотя раньше я никогда в 3х3 не играла, даже на любительских турнирах. Пригласили в сборную — вот тогда я первый раз и попробовала. Это как раз та игра, где ты не думаешь — ты просто не успеваешь думать! Все нужно делать быстро и четко. И если будет возможность и новое предложение — я, конечно, не откажусь. Я даже соглашусь играть только в 3х3.

«Баскетбол 3х3 – это новая возможность для развития». Из «Красных Крыльев» и Суперлиги-2 – в баскетбол 3х3

- Первые домашние матчи «Самары» прошли без зрителей. А кто твой главный «персональный» болельщик?

- Моя бабушка! Она смотрит все мои матчи, сама находит их в интернете. Я, получается, каждый год меняю команды — и она знает все о моей нынешней команде, знает все об игроках, кто они и откуда пришли. Родители тоже смотрят матчи, в основном по видео, конечно, но, когда я играла за «Политех», они и приезжали, если была возможность. Хотя раньше, вот честно, мне не нравилось, когда они видели меня «вживую». Вот по видео — пожалуйста, а в зале... Лучше не нужно. А сейчас наоборот: конечно, приезжайте, я хочу, чтобы вы были на игре!

А бабушка — это вообще отдельная история! Так-то она к спорту не имеет отношения, но за десять лет, что я серьезно занимаюсь баскетболом, она стала разбираться в нем получше, чем просто «кто больше забил — тот и выиграл». После каждой игры она, конечно, мне пишет, что мы молодцы и все такое... Но на следующий день обязательно звонит — и начинается: что ж вы вчера проиграли? а я знаю, почему вы проиграли! потому что вы плохо на подбор ходите! И каждый раз, когда я приезжаю к ней в гости, она обязательно припоминает какую-нибудь игру. И начинается дискуссия... Такое внимание, конечно, приятно.

Фото и видео: БК «Самара», Дмитрий Икунин, Антон Виноградов