Трибуна
14 мин.

«Баскетбольная Россия выбрала свой путь – обеспечить максимальную поддержку командам Евролиги»

От редакции: вы читаете пользовательский блог «Движение вверх», где разговаривают с интересными людьми российского баскетбола. Если вас это тоже интересует, рекомендуем подписаться и отметить труд автора плюсом или комментарием.

Известный баскетбольный функционер – о судебном процессе с «Востоком-65», баскетболе на Дальнем Востоке и амбициях на пост президента РФБ.

– Расскажите о вашем проекте реконструкции площадки во Владивостоке? Почему именно эта площадка?

– Это Центр уличного баскетбола, который я построил в 2009-м году на деньги мэрии. Тогда я активно работал с Ассоциацией уличного баскетбола и представлял их интересы в ДВФО. Если все правильно помню, Владивосток был вторым городом в России после Москвы, где была реализована концепция ЦУБ.

За 11 лет площадка пришла в ужасное состояние, никто не следил за ней, не ремонтировал, я слышал одни разговоры о ремонте. Еще летом 2019-го я записал в Instagram обращение к мэру, позже читал, что на этом попиарилась краевая федерация и озвучила планы. Но через год ничего не изменилось, и я решил сделать сам, объявил об этом в Instagram, объединился с Витей Лепским – и за работу!

– Как проходил процесс реконструкции, была ли поддержка от региона? Для кого предназначена эта площадка?

– Для кого площадка? Отвечу. Для себя. Вся поддержка мэрии была в том, что нам две недели согласовывали договор, чтобы мы «зашли» на ремонт, в итоге согласовали, на этом и спасибо. Я верю, они оценят и новую построят.

Процесс нам был понятен досконально, реализация прошла быстро. Лепский и его ребята из баскетбольного сообщества «Траектория» все делали сами, за счет чего никому не переплатили. Деньги собрали быстро, порядка миллиона рублей. Важно было показать личный пример. Я инвестировал порядка 250.000 личных средств, и сразу все мои друзья поддержали по 100.000. Меньшие суммы мы не принимали, такой маркетинг сработал. Пользуясь случаем, всех ребят благодарю за поддержку!

– Чем вы еще занимались в карантин и занимаетесь сейчас? Какие ваши профессиональные планы на будущий сезон?

– Я два месяца карантина провел в доме на берегу моря в природном заповеднике. Это прекрасно меня восстановило и наполнило энергией. Сейчас я много нахожусь дома во Владивостоке, в таком режиме я не жил уже 5 лет, и это прекрасно – быть дома с семьей. Дома много дел бытовых, переезжаем в новое жилье, закончили ремонт. Занимаюсь вопросами, связанными с моим интернатом «Спарта», в который я вложил много сил и средств, но нехорошие люди хотели его разрушить, им не удалось. Сейчас активно веду переговоры на эту тему, есть шансы восстановить. Работаю над созданием уникальной баскетбольной школы в Приморье для детей 5-9 лет, уже закупаю оборудование, запускаю в сентябре, такой еще не было на Дальнем Востоке. Разные и небаскетбольные инициативы есть, восстанавливаю общение и прошлые связи, скучал по Владивостоку.

Нравится такая поговорка: «Не смешите Бога своими планами». Я активно веду соцсети и там сообщаю о тех или иных событиях и планах. Если не сообщаю, значит эти планы не для общего понимания в данный момент. Трудоустраиваться куда-то и тренировать не планирую, так как сейчас нахожусь в судебном процессе с Сахалином.

– В чем суть вашего судебного процесса с «Востоком-65»?

– В разгар моего конфликта с собственниками базы «Восток» клуб как отдельное юридическое лицо был захвачен, директор Юля Самолюк стала номиналом, и я попал в ситуацию давления и был незаконно уволен. Я был трудоустроен тренером, причем бессрочно! Был уволен по причине отсутствия у меня высшего профильного образования тренера, что есть абсурд на профессиональном уровне, где другие критерии. Несмотря на это, на период увольнения я уже проходил завершающую стадию обучение в РГУФК, предстояла лишь защита диплома, и я его успешно защитил. Планирую восстановить справедливость в суде. Первое заседание 11 августа. Не важно, сколько времени займет процесс, я вообще не тороплюсь, время идет, зарплата сохраняется.

– «Восток-65» в итоге подал заявку в Суперлигу-1, хотя участие команды было под вопросом. Следили за судьбой клуба? Как вы оцениваете развитие баскетбола на острове за тот период, что вы работали с командой, и значение этой команды для местных болельщиков?

– К большому сожалению, по моей информации изнутри, финансирования из бюджета области не будет в 2021-м году, а может уже и в четвертом квартале 2020-го. Сейчас уже объявили о 50% сокращении по отношению к 2019-му году, но по факту не дадут и этого. Людям, которые пытаются руководить клубом сейчас, деньги не дадут. Есть второй вариант, что все расходы снова возьмет на себя меценат, но это утопия. Ожидаю негативный сценарий по примеру «Приморья».

Что касается вашего вопроса про развитие: считаю, что никакого развития баскетбола на острове нет. Там были две классные профессиональные команды, яркие и успешные: ПСК «Сахалин» сезона-2015/16 и «Восток-65»-2018/19. К сожалению, это никак не повлияло на развитие баскетбола. Массовой инфраструктуры на острове нет, пара мелких ДЮСШ, не более. Мой проект баскетбольного интерната «Восток» остановился на последнем шаге, разбившись о человеческую зависть и недальновидность.

Сахалин – достаточно депрессивный регион, оттуда массово уезжает молодежь, но там суперболельщики, я люблю их. Зайти в одну и ту же реку дважды было уникальным для меня опытом, то, что мне удалось реализовать на острове сначала с губернатором и бюджетом в 2015-м году, а со второго захода в 2018-м с частными деньгами мецената, – это уникальный случай, и то, что я там пережил, сформировало во мне феноменальную уверенность. Я приложил максимум усилий и оставил на Сахалине много энергии.

– Тренировочная база «Восток» – одна из самых современных в Суперлиге. Можно ли поставить клубную инфраструктуру в пример другим клубам Суперлиги?

– База «Восток» – это проект, реализацией которого я очень горжусь, но он не про Суперлигу. Там созданы условия для множества видов спорта. И в пример нужно ставить не командам, а целым регионам, и ставить не только в положительный пример, но и в пример, как не должно быть.

База построена на 100% частного капитала, но она не получает и 10% поддержки государства, которую обязана получать. Именно поэтому ничего не получилось: конфликт государства и собственника не дал фантастической идее реализоваться. Я чувствую огромную боль, когда думаю об этом. База «Восток» – как ребенок, родившийся с ДЦП, но имеющий шансы при должном уходе и поддержке встать на ноги и быть полноценным.

Сейчас база работает на 30% возможностей и своей идеологии. Здание образовательной школы на ее территории не достроено, модель интерната не запущена. Но будущее в этом вопросе есть, все еще может когда-то измениться.

– Какими вы видите перспективы возвращения «Спартака-Приморье» в Суперлигу через сезон?

– 99% профессиональный баскетбол в Приморье будет, но я думаю, что уже под другим названием. Давайте сейчас не будем торопить события.

– Вы часто критикуете местную приморскую федерацию. Какие ключевые проблемы на Дальнем Востоке с баскетболом и какими вы видите пути их решения?

– Приморская краевая федерация существует только на бумаге, я не думаю, что с ней как-то связаны какие-либо баскетбольные решения на Дальнем Востоке. Это даже не критика, это сарказм и троллинг с намеком на то, что хватит профанации, и ее руководителю Дроздову, случайному для приморского баскетбола человеку, пора уйти добровольно.

А проблема Дальнего Востока одна – в контексте баскетбола мы живем в какой-то другой стране, но точно не в России. Не просите меня расшифровать, баскетбольный мир понимает, о чем я.

Вы в своем Telegram-канале Sandler-live проводили опрос, стоит ли вам принять участие в выборах в президенты РФБ. Насколько серьезны эти намерения и какие вы видите ключевые вопросы нашего баскетбола любительского и профессионального?

– Да, я буду участвовать. Все, что я делаю, это серьезно. Не думаю, что стоит развернуто сейчас говорить о вопросах, они есть в любой сфере. Если коротко, то это прежде всего регионы и полное погружение в их проблемы плюс максимальная поддержка любых региональных инициатив и точек роста. Инфраструктура и деньги, поиск денег, без них все это разговоры, не более. 

– Первые три действия, которые вы бы сделали в статусе президента РФБ?

– Позвонил бы Андрею Кириленко, сказал «спасибо» и предложил пост вице-президента по международным отношениям и представительству в ФИБА, также статус генерального менеджера сборной России, чтобы он смог поехать на Олимпийские игры в Токио. Думаю, в этих вопросах он лучший.

Скачал бы список Forbes с фамилиями и названиями компаний и начал работать.

Уволил бы одного сотрудника, но не могу сказать кого, чтобы он не был готов.

Надеюсь, вы понимаете шутки, что это так не работает, и никаких трех действий не бывает, только системная работа.

– Поддерживаете ли вы необходимость лимита на легионеров?

– Вы сразу обозначили это как проблему. Я не считаю, что это сейчас важно. Резать по живому то, что уже сделано, не получится. Баскетбольная Россия сама и давно выбрала свой путь. Он заключается в том, чтобы обеспечить максимальную поддержку командам Евролиги для их успешного выступления и максимального комфорта во всем. Это не из разряда хорошо или плохо. Так есть и так будет, и никто это не изменит легким росчерком пера. Когда люди из регионов ехали и по указке губернаторов и министров спорта голосовали единогласно на выборах президента РФБ в 2015-м, они о чем думали? Точно не об этом. Вопрос, думают ли они вообще, или просто приезжали с друзьями пообщаться. Власть в баскетболе уже не принадлежит РФБ.

Сейчас три команды в Евролиге, и им нужен стабильный состав, других задач нет. Но есть ведь и другие клубы, решающие задачи ниже рангом, и их может быть больше. Для меня важнее видится возможность расширения элитного дивизиона и замена посредственных иностранных команд на российские, чем борьба с клубами Евролиги за иностранных игроков, в этой возне можно и зарыться. Будет еще 2-3 клуба, будут и рабочие места, и процесс пойдет. Хотелось бы иметь 25 новых рабочих мест для российских игроков. Воронцевич, Понкрашов, Кулагины, я так понимаю, без команд? О чем говорить вообще? Классный пример – вход «Пармы» в элиту. Потенциально, навскидку, еще «Самара», возрождение «Динамо», ну и, конечно же, «Приморье» (смеется). Единственное, наверное, имея власть, я бы клубам с бюджетом меньше одного миллиарда ограничил иностранцев до трех, как идея. А топы, у кого под два миллиарда и выше и кому нужно в Москве аншлаги собирать, пусть успешно играют на международной арене с иностранцами, иначе кто им деньги даст. Леха Швед и так возьмет мяч в свои руки.

– В связи с карантином российский спорт и баскетбол в частности столкнулся с тем, что закрываются профессиональные команды, в том числе и на Дальнем Востоке. Как, на ваш взгляд, это скажется на подготовке молодых игроков в этих регионах?

– Никак не скажется, Суперлига – не система подготовки молодежи, скорее штучные случаи по типу Мотовилова. Всю модель роста молодежи тормозит наличие молодежного чемпионата лиги ВТБ до 20-ти лет. Эту ситуацию все специалисты знают, но редко озвучивают. В Суперлиге играют мужики, у которых выиграть прямую конкуренцию молодому игроку не всегда возможно. Для победы в Суперлиге клуб выбирает решающих турнирные вопросы игроков. Таких клубов с амбициями сейчас 3-4, но остальные в кризис готовы подписывать молодых игроков, а не потерявших всякую мотивацию 33-летних парней с пивным пузиком, играющих в баскетбол режима выходного дня, но ожидающих зарплату на уровне руководителей крупных градообразующих предприятий страны. Эта потенциальная молодежь в качестве балласта клубов лиги ВТБ – тупиковая ситуация, в аренду дают редко. Наличие на рынке качественных молодых игроков спасло бы многие низкобюджетные клубы. Барахтанье в дублях приводит 80% двадцатилетней молодежи на выход из спорта. Браво клубам, заявляющим свои дубли в Суперлигу, это решение. Жаль «Зенит» и «Локо», закрывшие дубли в Суперлиге-2. Уникальный сейчас сезон, он мог бы создать баланс и родить много новых имен, но инструментов нет, большая часть молодежи в бессмысленном рабстве без малейших шансов на выход когда-либо в основе команды Лиги ВТБ.

– В чем, на ваш взгляд, главная сложность и проблема подготовки молодых игроков в нашей стране?

– Я выскажу личное мнение. Первое – это пропасть в менталитете тренеров разного поколения, одни имеют место и не имеют мотивацию учиться и соответствовать современным стандартам, другие много учатся и хотят, но им нет места в системе, места заняты.

Мы еще пожинаем депрессию 90-х и 2000-х годов. Тренеры ДЮСШ старше 50-ти лет на 90% территории России, не берем Москву, находятся в серьезной депрессии и ментальной яме от чувства нереализованности и невозможности достойно обеспечить свои семьи за счет доходов от тренерства детей. Вы даже не представляете, наверное, какие ничтожные деньги они получают. Они не транслируют детям ту энергию, которая необходима для роста, наши дети в большей массе зажаты, забиты, не уверены в себе, не верят в глобальный успех. Единицы, получившие поддержку в семье, прут наверх с пониманием того, чего хотят. Это глобальная психологическая проблема, о которой коротко не получится высказаться. Тренеров нужно учить не технике и тактике, а тому, как зародить в ребенке осознанное стремление к работе и совершенствованию и научить принимать временные неудачи, как норму жизни. От этой проблемы массовый пласт селекции слабый.

Кто-то скажет: «Неправда, есть тренеры». И я скажу: «Конечно есть, не более 50-ти человек, а в нашей стране должно быть 500 на всех уровнях, если мы говорим о том, чтобы обрабатывать пласт детей 6-14 лет до их перехода в системы клубов». Баскетбол теряет контингент на этапе 4-7 лет, они уходят в футбол, хоккей и другие виды спорта.

Второе – инфраструктура. Залов, пригодных для игры, в регионах мало, попасть туда сложно. Там, где есть сильные духом и талантливые от природы дети, в отдаленных городах – это дети, у которых нет айфона, у них нет залов и нет средств на выезд показать себя. Таланты не в Москве, таланты там, где нет айфонов 24 часа в сутки, где холодно и голодно, но выбраться – задача не из простых.

Сейчас видно позитив, Ютуб открыл границы тренерам, вся информация доступна, создают академии, частные школы, но результаты придется ждать минимум 10-15 лет. Много молодых тренеров с душой и верой, пахарей. Много школ, где понимают подход, но эти дети еще маленькие, дай бог, они дойдут до сборной в 2035-м году, но гарантий никаких. Я сам открываю подобную школу, понимаю, что нужно делать и буду делать правильный подход, но это десятилетия, а активная фаза жизни человека коротка.

– Одна из проблем нашего баскетбола – очень ограниченное количество «рабочих» мест. Расскажите, какими обязательными качествами или условиями должен обладать игрок, чтобы из детского баскетбола успешно дорасти до профи?

– Я не специалист по работе с молодежью, я тренирую взрослые команды, людей, которые понимают, что они хотят. Конечно, молодые попадали в состав, но им со мной сложно, и я не знаю рецепт по переходу. Я организовывал интернат «Спарта» во Владивостоке, но я там не тренировал, осуществлял общее кураторство, иногда воспитывал. Бывало, конечно, молодые игроки попадали в мои составы в Суперлиге и прогрессировали, но в единичных случаях, в Лигу ВТБ попал только Узинский, еще попадут Аксенов и Грачев. Единственное, я доволен тем, что почти все молодые игроки, у которых со мной не получилось играть, взрослеют и выходят на обратную связь со словами, что в моих командах получили уникальную информацию, которая позволяет им по-взрослому смотреть на жизнь и понимать ее, но это редко про баскетбол. Все люди разные и путь в профи у каждого свой. Постулаты очень простые: постоянная работа на пределе, опытный человек рядом, режим и вера в себя. Я видел огромное число ребят, обладающих всеми качествами, но у них ничего не получилось. Также видел недостойных, на первый взгляд, разгильдяев, но получивших стабильное место у кормушки. Поэтому скажу так: рецепта нет, это лотерея, но надо еще умудриться заиметь билет. Карма у каждого своя, но работать желательно так, чтобы к себе не оставалось вопросов.

Вы совмещали в своей работе посты главного тренера, ГМ и руководителя. Какими основными принципами вы руководствовались при формировании состава?

– Я уже более 10-ти лет руковожу в абсолютном смысле этого слова, надо мной никто никогда не осуществляет оперативное руководство. Я вхожу в партнерства, взаимодействую с губернаторами, но в баскетбольном плане у меня всегда была абсолютная власть. Я считаю, это мне помогало тренировать. Внутри себя я не распределяю роли и могу осуществлять работу на всех направлениях, я просто делаю команды и тренирую их, а свои принципы оставлю при себе.

– Следите ли вы за АСБ? Как вы считаете, могут ли стать регулярными ситуации перехода из любителей в профи в России, если да, то при каких условиях?

– Не хочу лукавить, я не слежу за баскетболом АСБ. Единственное – я точно видел баззер с последнего финала в Instagram. Я слежу лично за руководителем АСБ и своим другом Сергеем Крюковым и за его инициативами.

Я бы рискнул реализовать ситуацию, в которой чемпионат АСБ заменил бы чемпионат дублей Лиги ВТБ, но есть нюансы во всем. Других вариантов перехода не вижу.

– В марте вы должны были выступить на тренерском семинаре «Движение вверх» с лекцией о психологии профессиональной команды, но карантин внес свои коррективы. Почему вы согласились принять участие в этом мероприятии?

– Любые семинары хорошо, главное, живые вопросы. Мне предлагали рассказывать про баскетбол, но, по-моему, специалистов по этой теме хватает. Я предложил тему психологии. Почему бы и нет, в баскетболе же на первом месте голова. Я планировал быть искренним с аудиторией. Надеюсь, еще будет настроение и возможность.

Беседовала Татьяна Кузьмичева

Фото: instagram.com/sandleredik