Стив Балмер – самый богатый босс в спорте. Он шокировал всех в IT-индустрии, а теперь называет «Клипперс» главным проектом
От редакции: вы читаете пользовательский блог «Сорок восемь на два года», где пишут о важных вещах, окружающих баскетбол. Настолько важных, что нужно обязательно подписаться и поддержать автора плюсами и комментариями.
Большинству Стив Балмер известен как очень активный на трибунах владелец «Клипперс», чуть меньшему большинству – как чувак с лютой жестикуляцией из презентаций Microsoft. И, в принципе, это все, что нужно о нем знать, но начинать с кого-то надо.
Вообще жизнь Стива Балмера – это вполне себе такая американская мечта, во всяком случае для нас, выросших без контекста. Если коротко, то: сын эмигрантов, вырос в Детройте, отец работал в Ford, отучился и поступил в Гарвард, познакомился там с Биллом Гейтсом, чипировался, поработал пару лет в Procter&Gamble, пришел к знакомому чуваку в Microsoft одним из первых сотрудников (30-м, если точно), получил небольшую на старте зарплату и акции, отработал 34 года и уволился с состоянием около 20 млрд $, которые потом сами по себе превратились в 70. Идеально.
Если не коротко, то главная черта Балмера как управленца – неоднозначность. Хотя нет, все же главная черта Балмера – харизматичность.
Стив Балмер, очевидно, был несовременным для руководителя it-гиганта к середине 2010-х годов. Резкий, импульсивный, деспотичный и несдержанный на фоне своих коллег – он вызывал уже недоумение. Человек, который бросается стульями, называет Linux раковой опухолью и орет «developers» со сцены, пока не вспотеет, очень сильно выделяется на фоне Марка Цукерберга и прочих. В 100 случаях из 10 вы предпочтете человека вроде Балмера в качестве облеченного властью чему-то вроде Цукерберга, но отрасль задала стандарты и Балмер ушел с первых ролей в индустрии.
Но, конечно, дело было не в его прыжках, резких высказываниях или даже бросках стульями – он просто был очень противоречивым главой компании. Стив Балмер действительно пришел на роль «ты никто, но занимаешься всем сразу» в 1980 году и, не будучи ни владельцем, ни инвестором, доработал до 2014-го и из них 14 лет был главой Microsoft. Он, наверное, самый богатый наемный сотрудник в мире (не был основателем (в отличие от Пола Аллена, кстати) компании). И он увеличил в 3 раза доход и чистую прибыль компании за период своего руководства.
Но также он облажался столько раз, что его уходу предшествовали требования недовольных инвесторов компании и звание «худшего СЕО американской публичной компании» от Forbes. И это без всяких скандалов с расизмом и харрасментом. Не все помнят, но у компании был свой плеер. В него было вкачено огромное количество денег, а iPod так и остался названием для подобных устройств. Windows Phone был таким же мертворожденным, а выручка от iPhone уже в 12-м году превысила всю выручку Microsoft. Google Docs тоже появились во времена правления Балмера и еще тогда, когда Microsoft Office не были даже близки к документам в облаке для каждого. Если смотреть на успехи Apple и Google в 2000-2014 годах можно решить, что у Microsoft был худший гендиректор публичной американской компании. Хм, кажется, в Форбс уже так решили.
Но не все так однозначно. Балмер всю карьеру СЕО компании неудачно прыгал в уходящие поезда и делал странные покупки (вплоть до нескольких миллиардов долларов за компании, которые были бесполезны для Microsoft). Но это при нем появился Xbox, очень прибыльное на тот момент направление дата-центров, был куплен Skype (но не закрыт, это еще вопрос успех или нет). Это он великолепно отстаивал рынок и прибыль Windows и Office.
В отличие от его преемника Сатья Наделлы или СЕО Alphabet (Googlе) Сундара Пичаи, по Балмеру абсолютно невозможно сделать какой-то однозначный вывод. Этот чувак точно харизматичен, точно невероятно энергичен и амбициозен, но дальше – *** знает.
Относительно популярная теория утверждает, что мировым it-гигантам нужны инноваторы и визионеры, такие, как Джобс и Гейтс, но специфика подобных людей состоит в том, что они бессознательно выжигают вокруг себя таких же инноваторов. И в момент, когда они уходят, остаются только операционисты, которые и становятся их преемниками.
Пока еще непонятно, кем станет в итоге Тим Кук, хотя параллели и прослеживаются, но Стив Балмер точно очень подходит под это описание. Он пришел в компанию лидера всего рынка и за 14 лет не сделал абсолютно ничего, что помогло бы ей оставаться лидером, но смог приумножить выручку и прибыль. Он упустил абсолютно все новые направления, которые забрали себе Apple, Google и Amazon, хотя имел все ресурсы, а некоторые решения у Microsoft были разработаны раньше.
Очень тяжело переносить это на владение баскетбольным клубом, но через каждое интервью или текст сквозит несколько мыслей:
• Балмер очень упрямый и целеустремленный. Однажды решив что-то, он стоит на своей точке зрения до конца и гнет только эту линию
• Он невероятно обучаем и восприимчив к новой информации. Решив связать себя с какой-то отраслью, он сначала ищет людей, мнение которых считает стоящим хоть чего-то, и пытается узнать от них максимум информации, чтобы дальше уже сделать свои собственные выводы, а не бросается в отрасль с уверенностью «у меня много денег, я умнее всех»
• Балмер очень-очень хочет делать что-то за пределами чисто бизнеса и давать какой-то импакт. Основным сферами его интереса называли медицину и налогообложение, но в списке главных для себя вещей, после окончания этапа с Microsoft, он сам назвал «Клипперс» на первом месте.
Уйдя из компании, Стив Балмер остался владельцем 330 млн акций Microsoft и в какой-то момент даже был крупнейшим частным владельцем акций компании (даже больше Билла Гейтса, который большую часть своих продал). За эти годы, благодаря в том числе действиям нового директора компании, цена акций выросла в пять раз, и рост капитализации компании без какого-либо участия самого Стива увел его на какой-то совсем другой уровень в сравнении с остальными владельцами команд НБА. Разница так велика, что в любой другой лиге смогла бы дать «Клипперс» уникальное преимущество, но в этой – скорее, сам владелец сможет стать этим преимуществом. Несовременный для генерального директора it-гиганта, он все еще намного круче среднестатистического владельца баскетбольной команды, и если сможет и дальше оставаться в состоянии «я не самый умный в комнате, но я тот, кто может найти самого умного и прислушаться к нему», Клипперс ждут лучшие времена в их истории.
Хотя это уже лучшие, это же Клипперс.
Фото: Gettyimages.ru/Getty Images / Staff, Spencer Platt, Jeff Gross
В начале так быстро все галопом по европам, что кажется, что лишь вступление и вот-вот будет основной текст и только, казалось бы, мы к нему перешли, так статья оборвалась.
Не то чтобы в НБА готовность тратить большие деньги на команду вообще не давала никакого преимущества, но польза от этого мизерная в сравнении с тем, что приносит толковый менеджмент. Сильные ГМы это самый ценный актив команд которые их имеют. Непонятно как владельцы могут идти на поводу у общественного мнения и набирать на такие ответственные должности не сильнейших, а тех кто по цвету кожи подходит.
Тоже самое кстати с Intel например. AMD повсюду и потребительский рынок отжали, но как бы похер, пока во всем мире на серверах интелы везде.
У того же Гугла провалов не меньше (если не больше). Достаточно просто посчитать количество закрытых ими проектов, как своих, так и купленных.
У Эппла кроме парочки айфон/айпад вообще ничего нет, т.е. если гипотетически предположить, что у Эппла больше нет продаж айфонов, у Гугла больше нет данных пользователей и рекламы, а у МС больше нет продаж Винды, то МС в принципе вполне будет и дальше существовать, а Гугл с Эпплом 100% банкроты.