Леброн никогда не превзойдет Джордана: слишком уж изменилось медиапространство
От редакции: вы читаете пользовательский блог «Сорок восемь на два года», где размышляют о важных культурных явлениях в мире баскетбола: о величии Кобе Брайанта, особенностях Леброна Джеймса, прекрасной НБА будущего и сериальной НБА. Автор пишет редко, но каждый раз радует. Поддержим его плюсами и подписками, чтобы он не ленился впредь.
Каждый раз, когда кто-то сравнивает Леброна и Джордана с точки зрения игры на площадке, в мире рождается один баскетбольный аналитик – и это бесконечно грустно. Конечно, Майкл в первую очередь это миф, наследие и все, что создает тот образ, который мы знаем. Проблема в том, что Леброн пытается идти той же дорожкой, и в этом случае сравнивать образ кажется намного логичнее, чем игру (и интереснее).
Хотя на самом деле нам не нужно сравнивать сами образы, такое сравнение будет слишком коротким. В идеале нужно сравнить эпохи и то, что создало миф Майкла Джордана и создает миф Леброна Джеймса прямо сейчас именно так и именно такими.
Но если все же об образах, на пике карьеры у Майкла не было и быть не могло никаких медийных конкурентов. У раннего Леброна был Кобе, у позднего – пик Стефа Карри (чья медийная карьера, кстати, очень похожа была бы на графике на игровой год Хардена).
Джордан не умел бросать трехочковые. Как бы он выживал в современном баскетболе?
Теперь, когда леброносексуалы вышли из чата (я слышал, это модно), можно продолжить. Понятно, что основная разница между концом 80-х/90-ми и эпохой Леброна в плане потребления контента очевидна, но попробуем остановится на некоторых мелочах (на самом деле, это не сравнение двух игроков, скорее двух эпох и будет, думаю, также подходить под сравнение двух футбольных или любых других спортивных звезд этих времен):
1. Эффект длинной полки
Во время становления e-commerce были популярны утверждения, что основное преимущество интернет-магазинов перед обычными состоит в «эффекте длинной полки». В чем суть: любой офлайн магазин сильно ограничен в ассортименте из-за места на полке, так как местоположение – все еще основа офлайн торговли, и недвижимость в хорошем месте стоит хороших денег, а значит, тебе приходится ограничивать ассортимент, отчасти ориентируясь на спрос, отчасти создавая его.
Онлайн же бизнес при этом (для идеала возьмем в пример Amazon) практически неограничен в этом смысле, особенно сейчас. Когда не только значим фактор цены на недвижимость (склад всегда дешевле), но и количество складов и возможности доставки.
То есть ты не можешь купить в ближайшем продуктовом магазине нужный тебе комикс, но можешь купить как продукты, так и условно любой комикс на Amazon.
Примерно то же самое произошло и с медиапотреблением.
Потребление контента во времена Майкла – это офлайн магазин, где есть несколько газет, несколько тв-каналов и несколько радиостанций, которые (самое важное) намного больше влияют на тебе при выборе кумира. Они создают его, отталкиваясь от спроса общества и собственного желания.
Потребление контента сейчас – это Amazon, где ты можешь подписаться на Леброна в инстаграм, читать ESPN, смотреть игры Трея Янга.
Естественно, на твой выбор все еще влияют, но возможностей для выбора стало несоизмеримо больше.
У этого явления есть две особенности:
– когда вещатели, общество и сам Майкл решили, что он и есть баскетбол, то Джордан заполнил собой намного большую долю баскетбольного контента просто потому, что ты мог смотреть, видеть, слышать только то, что тебе показывали, а количество слотов чисто под баскетбол было ограничено. В итоге, если ты интересовался баскетболом, ты интересовался Майклом Джорданом. С этой точки зрения Леброну намного сложнее, конечно.
– с другой стороны, эта самая «длинная полка» вывела баскетбол за пределы баскетбольного контента, как бы криво это ни звучало. Аудитория получила возможность следить за условным Леброном даже в том случае, если она не погружена в баскетбол. За счет этого аудитория расширилась, причем очень сильно.
В итоге, с одной стороны, у Леброна даже в теории сейчас нет шансов заполнить собой баскетбольное медиаполе так, как это делал Майкл. Зато аудитория, к которой он апеллирует, намного больше, чем та, что была 30 лет назад.
Тут есть сноска: в какой-то момент Джордан вырвался за пределы баскетбольной аудитории, но все игроки в целом остались в ее рамках. И если сейчас у нас Леброн – один из, то тогда был только Майкл, а остальные игроки тут уже ни при чем.
2. Удержание внимания
Как из-за первого пункта, так и в силу других причин аудитория стала намного меньше удерживать внимание на одном каком-то контенте. Есть куча исследований разной степени шарлатанства, которые высчитывают конкретные цифры, но достаточно задуматься над тем, сколько в среднем сериалов смотрит человек сейчас и сколько – в начале 90-х? Сколько их производится? Как изменилась длина и количество треков на среднем альбоме? Как изменилось количество новостного контента за 30 лет? А как время, которое на него тратят, особенно с появлением полноценного мобильного интернета?
Здесь тоже есть несколько почти взаимоисключающих моментов. Например, фокусировать внимание болельщика на том, что Леброн баскетбольный бог, намного сложнее, чем во времена Джордана. С другой стороны, результаты «Решения» тоже забываются намного быстрее.
Если более глобально, то:
– звезды получили чуть больше вторых шансов и имеют больше возможностей ошибаться
– держать долго внимание болельщика на себе в каком-то одном контексте очень сложно без подпитки
Это сильно усложняет цели Леброна с точки зрения наследия: сегодня ты баскетбольный бог, завтра Стеф Карри взрывает сезон, теперь ты снова идол, потом Джеймс Харден ого что творит, снова ты, а, нет, Расселл Уэстбрук делает трипл-дабл за сезон, «все восхищаются, потом смеются», как писали литературные негры одного российского автора. Даже в теории сложно подсчитать количество усилий, которые нужно приложить Леброну, его команде, НБА и вселенной, чтобы посадить его на такой же трон, что и Джордана в свое время.
Отчасти этот и предыдущий пункт подтверждает тот факт, что представить себе появление аналога Jordan Brand сейчас невозможно.
Поймите правильно, Леброн – дойная коровая Nike, но лишь одна из. И сама компания изменилась, став лидером рынка (поэтому Стефу Карри в UA почти удалось), и сам рынок изменился. Леброн не один такой (ну потому, что есть как минимум Криштиану), ему дадут почти сколько угодно денег, но не свою отдельную компанию – и лишь часть своего внимания.
3. Количество контента
Из первых двух пунктов у нас почти следует третий.
Мы получили возможность предлагать все больше контента, а внимание аудитории удерживается все меньше. Что отсюда следует? Верно, контента стало ДО***
Давайте представим (чистая фантазия) количество баскетбольного контента в условном Нью-Йорке в начале 90-х (не думаю, что сильно ошибемся):
– 2-3 канала, где есть пара слотов, отведенных под баскетбол;
– 3-4 радио-станции, где несколько слотов под баскетбол;
– 3-4 газеты, где несколько разворотов под баскетбол.
Даже если умножить эти цифры на десять, то это все еще будет трехзначная цифра.
Выдыхаем.
Открываем инстаграм, твиттер, фейсбук, ESPN, The Athletic и понимаем, что это уже десятки тысяч.
Это банальные вещи, лежащие на поверхности, но мы обычно не отдаем себе отчета в том, что в сравнении с 90-ми контента стало не в разы, а на порядки больше! Да что там на порядки, в тысячи раз!
К чему это ведет? К необходимости.
Фейсбуку, твиттеру и инстаграму нужны селебы для аудитории, и они создают ценность для игроков НБА, фактически продают себя им, чтобы получить уже самих баскетболистов в качестве контента.
Netflix покупает контент о баскетболе, потому что время удержания для них основная метрика, а цена – не цена вовсе.
Каждое СМИ так или иначе пишет о баскетболе, потому что богу контента нужно больше контента .
То есть у нас есть огромное количество пустых мест, которые нужно заполнять контентом. На них не хватит ни Леброна, ни Стефа Карри, ни Дюрэнта. Отсюда – популярность Трея Янга. Отсюда – феномен Кайла Кузьмы и Карузо. Понятно, что сейчас следствием этого становится то, что мы знаем о Леброне больше, чем хотели бы, но к чему это привело бы в 90-х? Например, Пиппен стал бы полноценной суперзвездой, а Стоктон отрастил бы усы. Определенно, Стоктон отрастил бы усы и, наконец-то, стал бы суперзвездой (да, я веду к тому, что звезд и франчайзов было бы сильно больше).
Если во времена Майкла было достаточно самого Майкла, чтобы заполнить все места, отведенные под баскетбольный контент, то сейчас есть и для Леброна, и для других суперзвезд, и для их жен-подруг-детей, и для срачей Панченко-Свиридова. Пустота все съест.
Сериал Артема Панченко о генеральных менеджерах НБА
Косвенно это ведет к тому, что у нас намного больше звезд и суперзвезд, чем раньше. Речь вообще не о качестве и количестве скиллов игроков сейчас и тогда, речь о том, что перенеси мы НБА начала 90-х сюда, мы бы создали себе звезд и франчайзов там, где не видим их сейчас, просто потому, что про что-то надо писать, снимать, говорить.
4. Количество касаний
Обычно душные и не умеющие ничего сами люди, рассказывающие что-то про рекламу (привет, мой преподаватель по маркетингу, забыл, как тебя зовут) напирают на количество касаний с аудиторией. То есть у нас есть продукт, и важно, сколько раз мы до аудитории коснемся своей рекламой. Обычно они не правы, но основы есть основы.
Если мы возьмем среднестатистического болельщика «Буллс» времен Джордана и предположим, как часто его касались контентом про ЭмДжея, то это будет выглядеть так: матч-два(?), пару передач на тв, несколько заметок в газете и реклама (чего были точно лишены соперники Джордана). И это за неделю.
Как выглядит среднестатистический болельщик «Кавз»-«Хит»-«Кавз»-«Лейкерс»? Даже в России это посты самого Джеймса в Инстаграм, Sports.ru, паблики в Телеграм, та же реклама и т.д. В день, да
Спорить, что количество касаний выросло, нет смысла, но что это дает? Прежде всего, две вещи.
Во-первых, это создает доверие к бренду (в данном случае баскетболисты – бренды) и к тому, кем они хотят казаться. С каждым таким постом бренд становится частью нашей жизни, ритуалом и аналогом чистки зубов.
Есть мнение, что одной из первых компаний, который придут в себя после нынешней эпидемии, станет Starbucks. Не потому, что у них вкусный кофе (АХАХАХ), а потому, что Starbucks – часть жизни американца, то, к чему они привыкли, то, что является частью «обычной, нормальной» жизни. Основная функция множественных контактов с аудиторией именно в этом – в той или иной степени стать этой частью. Листнуть Инстаграм Джеймса перед завтраком – сюда, ответить фейковому аккаунту Дюранта – сюда, посмотреть ночные хайлайты Карри – все сюда.
Во-вторых, это фиксирует тот посыл, который они хотят донести. Наследие Джеймса, волшебство Стефа, уникальность Янниса и Зайона – все это закрепляется у целевой аудитории все лучше с каждым контактом. Причем не так важно, как конкретный человек воспринимает это сообщение, согласен он с ним или нет. Важно, что он начинает считать нормальным спорить или соглашаться с этим.
Правда, это не работает с Майклом Джорданом, который получил такое количество касаний (на фоне окружающих игроков), что в сравнении с ними имел какое-то дикое преимущество.
Казалось бы, нужен вывод, кто же круче? Ну или хоть какой-то вывод?
Конечно, нет. Ведь любой человек, который хотя бы раз в своей жизни видел шапку, понимает, что Джордан бесконечно сильнее Леброна.
«Последний танец» бьет рекорды спортивных документалок. Вот почему его обязательно нужно смотреть
Фото: Gettyimages.ru/Katelyn Mulcahy; instagram.com/kingjames; globallookpress.com/Javier Rojas/Keystone Press Agency
Причина простая - брэнд либо тянет либо нет. Если даже не дотягивает то можно медийно подтянуть, но если совсем не тянет то ничем уже не помочь. "Онлайн полки", "количество касаний в неделю" и прочая лабуда это конечно интересно, но сколько бы на полках дерьма не стояло, основная масса все ровно тянется к основным брэндам, тем кто доминирует на рынке.
А для того что бы доминировать нужно Мочь. Джордан мог. Смешно слышать что у человека проведшим первую часть карьеры в тени главного противостояния в истории "Бэрд-Мэджик" не было конкурентов. Откуда появились брэнды Карри, Дюрант, Кавай? Они выиграли у Леброна! Рассказать что помешало выходу на орбиту брэндов Баркли, Кемпа, Мэлоуна и остальных?
В этом и вся разница - спортивные результаты.
Если ты способен возвысится над остальными - медиаволна выносит тебя на самый Олимп в очень короткое время как это произошло в футболе в последнее десятилетие. Новым звездам не хватает только одного что бы медиа-машина взялась за них на полную мощность - больших и регулярных спортивных достижения. Если это придет мгновенно начнут лепить новых богов и никакие "онлайн полки" этому не помешают.
Если не тянешь эту роль и тебе вместо генерирования контента в спорте приходится заполнять эфир "тако вторниками" - то максимум на что способен пиар это медиа-вбросы "Лучший потому что...", "Лучший если..." итд.
Просто как пример приведу Семейку Боллов. Медиа сделали из них звезд, коими они не являются.
И на Леброна работает громадная медиа империя, которая лепит из него меназвезду.
Майкла воспринимают величайшим в том числе потому, что все сравнения с ним казались нелепыми. Леброн сам полез в гонку сравнений. Вместо того, чтобы ковать новый образ "несравнимого и несравненного".
Я сейчас специально не касаюсь карьерных сравнений. Только медиаобраз. Образ Джордана весь был построен на его уникальности. Образ Леброна на том, что он пытается "догнать и перегнать".
Тень древней задачки про Ахилеса и черепаху стоит рядом и ехидно смеется.
Детройт с 27летним Думарсом, 29летним Томасом и Родманом значит старые а вот Даллас с 37летним Киддом, 32летним Дирком, Мэрионом и Терри - молодые люди. САС тоже молодые с 37летними Данканом и Жинобили, 31летним Паркером - играть и играть еще, расцвет сил.
А если наложить на это вашу же теорию о выросшем темпе, то как то совсем неудобно становится. Майклу в 33 было бы не просто. Ведь он не Жинобили не Данкан, не Кидд и даже не Рэй Рэй, просто задохлик выезжавший на низком темпе.
Майкл играл с легендой в расцвете а Леброн всегда был один. Стат Уэйда в последнем финале 15,2+3,8+2,6, стата Пиппена 15,7+6,8+4,8. Не намного лучше статка. По крайней мере я бы не посмел здесь сделать разделение на Легенда-бесполезный днарь. Ну на сладкое последний финал Кайри Ирвинга 29,8+4+4,4. Но это я так. он ведь не легенда, а по этому его стата в зачет помощников Леброна идти не может набирай он хоть 45очков.
В общем, рад был прочитать ваш пост, потому что он очень в тему ибо вобрал в себя все медиавбросы, которыми пытаются держать спортивный брэнд Леброна на плаву. Тут и "еще один титул и..." и "легенда Пиппен и одинокий Леброн" и "низкий темп 90ых" и "днори Баркли Юинг, Мэлоун против царей Дирка, Карри и Дюранта" и "29летние старики против 37летних юношей" итд итд итд. Даже сложно вспомнить что прошло мимо вашего впечатлительного сердечка)
Это же и прекрасно демонстрирует почему такие вбросы слабо работают. Они чахнут при первом же рассмотрении. Их сложно продвигать сейчас а через 20лет в документальном фильме будет вообще нереально.
У Джордана был даже не один карри а целых двое, игроков чьей харизмы хватило бы на гоатство - Баркли и Шак. Но не поделился Джордан с ними, не дал взлететь, хотя Шака пиарили с момента прихода в лигу не хуже Леброна - фильмы, компьютерные игры итд. Он наверное был первым по узнаваемости баскетболистом не из Чикаго на планете, хотя в активе имел всего лишь проигранный вдрызг финал. Возьми он тогда гайку у Хакима а потом еще хотя бы одну у Джордана учитывая его харизму и уже работающую во всю пиар машину мы бы сейчас спорили "А дотягивает ли Леброн до нашего любимого дуэта на Олимпе".
Другое дело громандные интернет-медиа, где в отличии от всяких ЕСПН и т.д., голос простого Ваньки из Тобольска может быть услышан во всем мире (точнее будет сказать - комментарий прочитан).
И вот ты вкладываешь кучу сил-денег-средств в то, чтобы возвеличить своего работодателя, сделать его Богом в глазах плебса. И тут БАЦ! мемчик в интеренете с миллионом лайков: "Представьте себе, что вы пробрались в женское общежитие и из 9 девушек трахнули только 3. А теперь представьте, что их там шесть и вы трахнули их всех, вот это называется величие".
И что делать? А тут еще видео с разминкой Стэфа Карри, где он дурачится, веселится и попадает трешки из подтрибунки. Как за всем этим успеть? В интернетах у тебя всегда есть доступ к альтернативным точкам зрения. И ты всегда будешь их видеть. Например даже если ты упоротый Сталинист, ты всегда будешь видеть мнения о 100 миллиардах, расстрелянных лично Сталиным. Нее, в те времена гораздо проще было продвигать какую-то точку зрения через медиа.