7 мин.

ТОП-5 событий, изменивших спортивный бизнес США

За последние пятьдесят лет спорт превратился из небольшого шоу в развлекательный и культурный центр. Спортивный бизнес играет большую роль в развитии экономики. Спортивные события привлекают как инвесторов, вкладывающих деньги в развитие инфраструктуры, так и туристов, которым особенно рады владельцы местных гостиниц и кафе.

В этой статье выделены события, которые привели спорт к финансовому и культурному успеху.

Футбол в понедельник вечером (Monday Night Football)

 

В начале 1960-х годов в США титул «короля спорта» носил бейсбол, но благодаря успешному сочетанию американского футбола и телевидения Национальная футбольная лига (НФЛ) стала самой популярной в США.

Руководство лиги во главе с комиссаром Питом Розеллом искало возможности проведения игр и трансляции их на телевидении в прайм-тайм.

В 1964-м было предложено проводить игры в пятницу вечером. Но критики заявили, что подобные телепередачи могут навредить посещаемости школьных футбольных игр. Тогда Розелл решил поэкспериментировать с концепцией игры в понедельник вечером, запланировав игру «Грин-Бей Пэкерс» и «Детройт Лайонс» на 28 сентября 1964-го. Эта игра не транслировалась по телевидению, но посещаемость стадиона «Тайгер» составила 59 203 зрителей. На то время это была самая большая аудитория, когда-либо наблюдавшая профессиональный футбол в Детройте.

Футбол в понедельник вечером был впервые показан на канале ABC 21 сентября 1970-го, тогда «Нью-Йорк Джетс» и «Кливленд Браунс» сыграли в Кливленде. Переход на прайм-тайм навсегда изменил статус лиги.

Несмотря на успехи игр в понедельник вечером, лига и вещатели не сразу осознали что у них в руках. Финальные игры Супербоул не сдвигали в вечерние часы вплоть до 1978-го. Тогда игра между «Даллас Ковбойз» и «Денвер Бронкос» привлекла у телеэкранов 80 млн зрителей. Это на 30% больше, чем в 1977-м и на 75% больше, чем в 1970-м.

Так в США появился новый «король спорта».

Свободные агенты

С первых дней существования профессиональных спортивных лиг США в контрактах игроков использовался пункт «Оговорка о резерве» (Reserve clause). Владельцы команд понимали, что если игроки смогут свободно переходить из команды в команду в поисках более высокой зарплаты, то зарплаты игроков будут расти. Пунктом предполагалось, что игроки могут быть «зарезервированы» путем одностороннего продления контракта клубом. Так команды могли держать игроков в клубе на постоянной основе, продлевая контракт год за годом, пока не обменяют их или пока они не завершат карьеру. Эта оговорка устраняла рыночную конкуренцию и сохраняла относительно низкую заработную плату игроков.

Игроки разных спортивных лиг подавали в суд на лигу и на клубы, но суд отказывался распространять антимонопольное законодательство на профессиональный спорт.

Успехи начались в 70-х.

В 1972-м Верховным судом рассматривалось дело «Флуд против Куна» (Flood v. Kuhn). Несмотря на то, что Курт Флуд (игрок на фото) проиграл дело, решение суда выявило слабые места в трудовых ограничениях спортивных лиг.

В 1975-м состоялось знаковое решение по делу игроков Мессерсмита и МакНалли, также известное как «Решение Зейтца» (Seitz decision), которое фактически уничтожило «Оговорку о резерве» в бейсболе.

В 1976-м Главная лига бейсбола (МЛБ) и Ассоциация игроков подписали новое коллективное соглашение, позволяющее игрокам с шестилетним стажем игры стать «свободными агентами».

Профессиональный спорт изменился навсегда. Все крупные профессиональные спортивные лиги приняли ту или иную форму «свободного агентства», это привело к заработной плате игроков и их передвижению между командами, которые были бы немыслимы в более ранние годы.

Канал ESPN

Мало кто мог себе представить, что кабельная сеть окажет такое сильное влияние на спорт и культуру.

Все началось после того, как Билл Расмуссен был уволен с поста менеджера по коммуникациям хоккейного клуба Нью-Инглэнд Уэйлерс. Билл загорелся идеей создать кабельный телеканал Entertainment and Sports Programming Network (ESPN) в 1978-м.

В феврале 1979-го для покупки недвижимости было предоставлено финансирование нефтяной компанией Getty Oil, которая приобрела 85% акций компании у Билла Расмуссена.

Весной 1979-го было заключено рекламное соглашение с компанией Anheuser-Busch. Компания инвестировала 1 млн долларов, чтобы стать эксклюзивным пивом, рекламируемым в сети.

7 сентября 1979-го ESPN был запущен.

В марте 1980-го были произведены первые трансляции баскетбольного турнира NCAA. Тогда было создано современное телевизионное событие, известное как «Мартовское безумие».

В апреле того же года ESPN показали еще один прорыв для телевидения, когда начали транслировать драфт НФЛ. Канал обеспечил полное освещение события, которое позволило начинающим игрокам из колледжей начать свою профессиональную карьеру перед национальной телевизионной аудиторией так, как это было невозможно ранее.

ESPN был частью поп-культуры с момента его создания. Многие фильмы спортивной тематики включали в свои сюжетные линии комментаторов и ведущих ESPN. Многие из них стали нарицательными персонажами, если не культурными иконами.

Сейчас ESPN называет себя «Мировым лидером в спорте». Считается, что с ними невозможно соревноваться ни в оперативности, ни в подаче и разнообразии информации, ни в количестве журналистов.

Разделение доходов с игроками в коллективном соглашении

В профессиональных спортивных лигах часто случались остановки сезонов, связанные с забастовками игроков или владельцев клубов.

С 1972-й по 1994-й главная бейсбольная лига МЛБ пережила восемь остановок. С 1968-го по 1987-й в НФЛ их было пять. В 1990-х НБА пережила две. С 1992-го в НХЛ произошли четыре остановки в результате одной забастовки и трех локаутов, один из которых привел к полной потере сезона.

Забастовки и локауты значительно уменьшились с появлением разделения доходов с игроками (ни одного локаута в MLB с 1990-х годов, по одному в НБА и НФЛ).

Первый шаг был сделан в 1983-м. Коллективное соглашение между владельцами НБА и игроками стало предусматривать, что 53 % доходов клубов будет идти на зарплату игроков. В коллективное соглашение также был включен «потолок зарплат», который устраивал каждого владельца. Это не столько дата, обозначающая разделительную линию, сколько начало процесса.

Потребовалось некоторое время для того, чтобы этот вид распределения доходов между игроками и владельцами в сочетании с «потолком зарплат» прижился в разных спортивных лигах, но теперь это стало нормой.

По мере того, как лиги перенимали эту практику и распределение доходов стабилизировалось в каждой из них, между владельцами и игроками улучшились взаимоотношения.

Стимулирование игроков и владельцев работать вместе для увеличения доходов стало экономической основой профессиональных спортивных лиг.

Решение Верховного суда 1984 (NCAA v. Board of Regents of the University of Oklahoma)

В 1981-м Национальная ассоциация студенческого спорта (NCAA) вступила в переговоры с телеканалами ABC и CBS относительно трансляции футбольных матчей NCAA. По договору каждый из этих каналов имел право транслировать 14 игр за сезон за минимальную компенсацию участвующим школам. Также NCAA запретила всем школам вести переговоры вне этого договора.

Несколько университетов из Ассоциации футбола в колледжах (CFA) (одна из групп в составе NCAA), договорились об отдельном контракте с каналом NBC, который позволил бы увеличить количество телевизионных трансляций и увеличить доходы для школ.

NCAA объявило, что будет принимать дисциплинарные меры в отношении любой школы, которая соответствует плану CFA. Школы подали в суд из-за ограничений руководства NCAA.

В 1984-м Верховный суд установил, что первоначальным договором NCAA нарушил антимонопольный закон Шермана. Руководство NCAA пыталось искусственно увеличить стоимость билетов на игры, а также стремилось манипулировать рынком путем ограничения трансляций, ведя себя как монополист.

Это решение заложило основу для пятилетней сделки на сумму 38 млн долларов, которую Университет Нотр-Дам подписал с NBC в 1991-м, а затем и для создания множества спортивных конференций за последние три десятилетия.

На данный момент, NCAA имеет действующие контракты с телеканалами CBS Sports, CBS Sports Network, ESPN, ESPN Plus и Turner Sports для освещения своих 88 чемпионатов.

Согласно NCAA.org, доход от телевизионных и маркетинговых прав за 2018/19 учебный год составляет 867 527 070 долларов. 96% заработанных денег распределяется среди университетов, оплативших членский взнос.

Увеличение количества конференций, рост доходов NCAA, повышение уровня образования и спортсменов в решающей степени вытекают из решения 1984-го.