История современной спортивной архитектуры, которую мы привыкли видеть. Кто проектирует стадионы?
От редакции: вы в блоге él Supo, где пишут о разных видах спорта с точки зрения бизнеса. Ниже – мощный лонгрид о том, кто и как создает главные арены мира. Поддержите автора плюсами и подписывайтесь, чтобы не упускать обновления.
Более 50 лет Канзас-Сити является мировой столицей спортивной архитектуры. И пока нет никаких оснований для отмены этого прозвища, которое возникло в значительной степени благодаря строительству спортивного комплекса «Truman» в начале 1970-х, состоящего из «Arrowhead Stadium» для команды НФЛ и «Kauffman Stadium» для команды МЛБ.
Спортивный комплекс «Truman» ознаменовал рождение новой эры для дизайна стадионов, эры, которую архитекторы из Канзас-сити создали благодаря взаимоотношениям, новым стратегиям и свежим взглядам.
С тех пор несколько архитектурных компаний, образовавшихся в Канзас-Сити, запроектировали огромное множество стадионов по всему миру. Среди них практически все стадионы и арены для команд НФЛ, МЛБ, НБА и НХЛ, а также такие футбольные мировые стадионы, как «Emirates», «Wembley», «Tottenham Hotspur», «Etihad» (реконструкция), «Parc Olympique Lyonnais», «Казань-Арена» и многие другие. И это не говоря о сооружениях для команд низших лиг Америки и всего мира. В общей сложности современные стадионы, запроектированные компаниями из Канзас-Сити, можно измерять сотнями.
Спортивный комплекс «Truman в Канзас-Сити, построенный в 1973-м и состоящий из действующих стадионов: на ближнем плане «Arrowhead Stadium» команды НФЛ «Канзас-Сити Чифс», на дальнем – «Kauffman Stadium» команды МЛБ «Канзас-Сити Роялз»
В 1960-х многоцелевые объекты (совместные стадионы для футбола и бейсбола) были нормой для спортивных франшиз, но архитекторы из Канзас-Сити смотрели на это по-другому и разработали специальный проект спортивного комплекса «Truman». Под руководством небольшой архитектурной фирмы «Kivett&Myers» эти стадионы стали первыми в привычной нам современной спортивной архитектуре. Рон Лабински, молодой архитектор «Kivett&Myers», работал вместе с Чарльзом Дитоном над этим проектом и позаботился о том, чтобы проект не стал последним.
Рон Лабински – отец современной спортивной архитектуры
В 1970-м, работая архитектором в компании «Kivett&Myers», Лабински составил список всех стадионов МЛБ и НФЛ, отметив, когда каждый из них был построен и когда началась аренда для каждой из франшиз.
Этот список служил ему дорожной картой, его вдохновением, источником уверенности и терпения. Заказы, вероятно, будут течь рекой, а их масштабы будут только расти. Это займет время. Десятилетия. А позже он окажется в положении, когда владельцы спортивных клубов и местные власти выстроятся к нему в очередь, отдавая миллионы долларов для строительства новых стадионов.
То, что Рон Лабински понял задолго до кого-либо, было рынком.
То, что он создал задолго до кого-либо, было средством доминирования на этом рынке.
Находясь в небольшой компании «Kivett&Myers», он привлекался к проектированию нового стадиона для клуба НФЛ «Баффало Биллс», а затем для «Нью-Йорк Джайентс». Последние наняли его в 1972-м. «Джайентс» делили стадион с «Янкиз» до тех пор, пока не переехали в «Giants Stadium», запроектированный Роном Лабински. Этот проект открыл ему двери для еще больших перспектив не только потому, что стадион был хорошо принят обществом, но также и потому, что совладелец «Джайентс» Тим Мара стал его другом и напарником.
«Очень полезно иметь друга-чемпиона, а Тим Мара был моим чемпионом. Если я понимал, что у меня есть возможность сотрудничества с одной из команд, я просто звонил Тиму, и он меня правильно представлял другим владельцам», – сказал Лабински.
Лабински с самого начала осознавал, что, как бы он ни любил рисовать линии, он никогда не станет заниматься этим искусством на высшем уровне, если не сможет установить контакт с людьми. Поэтому он ходил на встречи владельцев, сначала НФЛ, а потом МЛБ. Он ходил на различные собрания, пожимал руки и обедал вместе с ними. Самое главное – он задавал вопросы.
Лабински изучал бизнес владельцев, знакомился с ними ближе и прислушивался к ним.
Стадион команды НФЛ «Нью-Йорк Джайентс» «Giants Stadium», используемый с 1976-го по 2009-й
В то время, как большинство архитекторов насмехались над простотой стадиона, Лабински понял, как нужно работать. Он сосредоточился на так называемом «программировании»: рассчитывал, сколько мест необходимо на каждом ярусе стадиона, сколько торговых точек нужно заложить, сколько премиальных мест может позволить местное население и какие цены выставлять, чтобы максимизировать доход.
Он был полной противоположностью тому, что большинство владельцев ожидало от архитектора.
Поскольку его портфолио спортивных объектов быстро росло, Лабински понял, что пора двигаться дальше. В компании «Kivett&Myers» он был наемным работником и не мог рассчитывать на справедливый доход и признание. В 1973-м Лабински и три его друга из фирмы основали собственную мастерскую: Девайн, Джеймс, Лабински и Майерс («DJLM»).
В то время, как партнеры занимались проектами, которые им были по душе, Лабински продолжал сосредотачиваться на спортивных объектах. Трудясь в «DJLM», к себе в команду он нанял трех молодых архитекторов: Криса Карвера, Денниса Уэллнера и Джо Спира, которые в дальнейшем станут его верными партнерами и будут продолжать нести его миссию.
«На самом деле, спортивная архитектура не была на моих радарах. Но я помню, как вошел в офис и увидел стол Рона. Там был проект стадиона «Джайентс». Я посмотрел на это и подумал: «Ух ты, как это здорово»», – сказал Карвер.
Именно в «DJLM» родилась культура спортивных архитекторов. Но как бы Лабински не любил свою фирму, он осознал, что его группа переросла ее. Они продолжали получать относительно небольшие заказы, но, например, конкурс на проектирование «Hoosier Dome» в Индианаполисе они проиграли другой фирме, «HNTB», базирующейся так же в Канзас-Сити, в которой было около 200 сотрудников по сравнению с их 20-ю.
«Hoosier Dome» – стадион «Индианаполис Колтс» из НФЛ, действующий с 1984-го по 2007-й
Поворотный момент для Лабински наступил, когда он представил свои наброски проекта для стадиона «Hoosier Dome». Более крупная архитектурная компания «HNTB», по просьбе заказчиков, вдохновленными работой Лабински, обязалась привлечь его к руководству проектом. Лабински начал работать совместно с «HNTB», взяв с собой команду своих архитекторов.
Они стали подразделением спортивных сооружений в «HNTB» и, воодушевленные именем большой фирмы, продолжали заниматься проектами. Но компания была чересчур «правильной» для такой творческой команды.
«Никогда этого не делал и никогда не сделаю», – сказал Джо Спир про обязательное ношение галстука в «HNTB».
В 1983-м, после трех лет работы в «HNTB», все они были сыты по горло правилами. Карвер, Уэллнер и ДеФлон обсуждали создание собственной фирмы, Спира также просили уйти с ними. Лабински, узнав об этом, сказал им немного потерпеть, так как он тоже хотел покинуть «HNTB».
Рон Лабински встретился с архитектором из «HOK» – дизайнерской группы из Сент-Луиса, которая сегодня входит в число крупнейших архитектурных фирм мира. «HOK» рассматривали возможность открытия офиса в Канзас-Сити, и Лабински предложил запустить для них новую спортивную деятельность. Он убедил руководителей «НОК» в том, что им необходимо пересмотреть свои взгляды на спортивные объекты и начать брать заказы на все стадии проектирования стадионов, от идеи до ввода в эксплуатацию, без привлечения местных подрядчиков.
Становление спортивной архитектуры
В 1983-м «HOK» создали спортивное подразделение (первоначально называвшееся «Sports Facilities Group», а затем преобразованное в «HOK Sport Venue Event») в Канзас-Сити. Это был большой шаг к тому, чтобы зацементировать за городом звание столицы спортивной архитектуры.
Лабински добился того, чтобы «HNTB» согласилась позволить 14 спортивным заказчикам, с которыми были действующие договора, решить самим: остаться с ними или пойти с командой Лабински. Все, кроме одного, решили продолжать сотрудничать с группой Лабински в «НОК».
«Мы сотрудничали с владельцами команд, большинство из которых ничего не знали об архитектуре, о процессе строительства и проектировании, и мы были их ребятами. Рон всегда подчеркивал это в нас. Мы не были высокомерны, но мы работали для того, чтобы дать владельцам то, что они хотели, и помочь им найти то, что они искали», – сказал Карвер.
Лабински не только перевез спортивных заказчиков из «HNTB» в «HOK», но и начал то, что было впервые в архитектурной индустрии: офис «HOK» в Канзас-Сити (сейчас компания отделилась и называется «Populous») стал специализироваться только на спортивных объектах.
«Если появлялся заказ на спортивный объект, то его выполняла определенная группа людей в Канзас-Сити, специализирующаяся на этой практике. Даже если объект был в Нью-Йорке, это означало, что архитекторы из Канзас-Сити ехали туда», – говорит Брюс Миллер, в настоящее время управляющий директор американского подразделения «Populous», который начал работать в офисе «НОК» Рона Лабински в 1987-м.
Эта концепция была совершенно новой – специализация только на одном типе зданий.
«Канзас-Сити делал то, что в то время никто не делал – это было уникально. Лабински знал это дело лучше, чем кто-либо другой», – говорит Том Ваггонер, один из руководителей «HOK».
Стадион «Майами Долфинс» из НФЛ «Joe Robbie Stadium» (сейчас называется «Hard Rock Stadium»), до сих пор используемый клубом с 1987-го
Группа Лабински пополнила компанию «HOK» в декабре, а в марте 1984-го владелец «Майами Долфинс» Джо Робби нанял их для разработки футбольного стадиона, который сначала носил его имя, а сейчас называется «Hard Rock Stadium».
Именно в этом проекте Лабински продал Робби идею, которая навсегда изменит модель для дизайна спортивного стадиона или арены. На утренней встрече в пентхаусе на Майами-Бич Лабински представил проект владельцу клуба, который он безуспешно предлагал двум командам Канадской футбольной лиги несколькими годами ранее.
Чтобы защитить болельщиков от жестоких зим в Западной Канаде, Лабински предложил специальную премиальную секцию на стадионе (так называемые VIP-ложи), которая будет обогреваемым пространством, оформленным так же, как вестибюль высококлассного отеля, с барами и зонами для отдыха и бесед.
Лабински привел Робби расчеты, согласно которым владелец клуба мог бы зарабатывать $10 млн в год только с 200 люксовых комнат и еще $10 млн примерно с 10 000 мест повышенной комфортности. Удвоение дохода от премиальных мест было достаточным аргументом, чтобы владелец «Долфинс» получил финансирование, необходимое для продвижения проекта.
Родилась новая категория мест на стадионах.
«Начиная с этого стадиона, мы не построили ни одного крупного объекта без премиальных мест. Жаль только, что я не запатентовал эту концепцию», – сказал Лабински.
Конкуренция развивает таланты
В первые дни компания Рона «DJLM» и «HNTB» конкурировали, но, когда «HNTB» выкупили «Kivett&Myers» в 1974-м, а затем и привлекли к своим объектам Лабински, соперничество было приостановлено. Конечно же до тех пор, пока Рон не перешел в «HOK» и не забрал с собой клиентов.
В 1980-х конкуренция за спортивные объекты начала усиливаться. Завязалась борьба между Лабински со своей группой «HOK Sports», «HNTB» и фирмой «Ellerbe Beckett», которая также захотела иметь спортивное подразделение и открыла его в Канзас-Сити. В городе появилось три крупные компании, конкурирующих за все спортивные объекты в США.
Под влиянием знаний в сфере спортивной архитектуры, сконцентрированных в одном городе, мастерство архитекторов начало развиваться. Чтобы привлечь лучших спортивных архитекторов для своего объекта, вам нужно было просто поехать в Канзас-Сити. И вместо того, чтобы попытаться выманить их из города, фирмы начали ставить свои флаги в землю, открывая офисы в городе фонтанов.
Стадион «Camden Yards», используемый командой МЛБ «Балтимор Ориолс» с 1992-го
В 1992-м возглавляемая Лабински компания «HOK Sports» запроектировала и открыла для бейсбольных фанатов Балтимора стадион «Camden Yards», который стал первым среди современных стадионов MLB, построенных в ретро-классическом стиле. Он до сих пор считается одним из красивейших спортивных сооружений. Завершив множество успешных и признанных в США объектов, Лабински все равно оставался под контролем других людей и хотел отделиться.
В 1999-м «HOK Sports» стала автономной, но все-таки дочерней компанией, полностью принадлежащей «HOK». В 2008-м команда Лабински выкупила эту дочернюю компанию и переименовала ее в «Populous», разорвав связи с «HOK», но в то же время получив пятилетнюю оговорку о неконкурентоспособности. Это означало, что «Populous» не имели права работать вне спорта в течение пяти лет, а «HOK» не могли работать в области спорта. Примечательно, что Карвер и Спир – ученики и давние партнеры Рона Лабински до сих пор являются директорами в «Populous».
Брюс Миллер начинал карьеру в «HOK Sports» («Populous») со студенческого возраста в 1987-м, а перед тем как перейти на полный рабочий день в 1989-м, он видел сильное развитие фирмы: она выросла с 45 до 730 человек в 18 офисах по всему миру. В 1990-х в Канзас-Сити накопилось множество талантов спортивной архитектуры, в основном таких людей, как Миллер, которые переехали в город ради возможности работать в этой сфере.
«Честно говоря, я думал, что поживу здесь пять лет и перееду в Лос-Анджелес, Нью-Йорк или Сан-Франциско, как мои друзья. Но я живу в Канзас-Сити уже более 30 лет, потому что это прекрасное место для жизни и у меня есть увлекательная работа. Конечно, расположение в центре страны также оказывает положительное влияние на город», – говорит Миллер.
Скотт Кэпстэк, директор по дизайну «Populous», говорит, что даже сегодня его компания –единственная крупная фирма, которая занимается только одним типом строительства: здания для общественных и развлекательных мероприятий.
«Другие фирмы конкурируют в бесконечном архитекторском пространстве, но их деятельность в сфере спорта является буквально небольшой частью нашей работы. Значительная часть их объема работ по-прежнему приходится на такие объекты, как больницы, офисные здания и другие типы зданий, которыми мы не заинтересованы», – говорит Скотт.
«Emirates Stadium» – стадион лондонского «Арсенала», запроектированный группой Рона Лабински
«Я думаю, что Канзас-Сити по-прежнему является влиятельным центром талантов и дизайна в сфере спортивной архитектуры», – говорит Брюс Миллер.
Всё же «Populous» не единственная компания в городе, занимающаяся спортивной архитектурой.
В Канзас-Сити в 2004-м образовалась еще одна фирма – «360 Architecture», которая в 2015-м была выкуплена «НОК», жаждущими вернуться в «игру».
Остались еще и конкуренты из 1980-х: «Ellerbe Becket», выкупленная «AECOM» в 2009-м, и «HNTB».
Также образовалось несколько небольших фирм, занимающихся спортивными объектами, таких как «Manica Architecture» (компанию создал Дэвид Маника, ранее работавший под руководством Лабински), «Generator Studio» и «Crawford Architects».
Конечно, волна в спортивном мире пошла и дальше: крупные компании, такие как «HKS» из Техаса, «Rossetti» из Детройта и «Gensler» из Лос-Анджелеса полны бывших архитекторов, работавших в Канзас-Сити. Один из самых известных спортивных архитекторов Дэн Мейс также прошел через «школу» Канзас-Сити. Работая в «Ellerbe Becket» в 1990-х, он запроектировал крупнейшую в Европе крытую арену, которая сейчас называется «Manchester Arena».
Стадион «Sports City Stadium», проектируемый Дэном Мейсом к Чемпионату мира в Катаре
«В Канзас-Сити все еще есть сотни архитекторов и более десяти фирм, которые могут конкурировать с кем угодно в мире. За исключением фирмы «Heery» из Атланты, у спортивных архитектурных компаний из различных городов есть руководитель или ряд руководителей, которые ранее работали в одной из фирм, конкурирующих в Канзас-Сити», – говорит Том Ваггонер, один из руководителей «HOK».
Развитие спортивной архитектуры в мире
50 лет назад, составляя свой список стадионов и истекающих сроков аренды, Лабински отмечал еще и сооружения, которые в расцвете сил, но потребуют замены гораздо позже.
«Этот огромный пузырь начал лопаться в 1990-х и в начале 2000-х, когда все соглашения об аренде на этих многоцелевых стадионах истекли. Я узнал в беседах с владельцами, что многоцелевые стадионы – это не тот путь, по которому они хотели бы идти в будущем. Они хотели избавиться от них. И действительно, когда время пришло, каждый старый стадион означал для нас два новых», – сказал Лабински.
«Progressive Field» и «Browns Stadium» в Кливленде.
«PNC Park» и «Heinz Field» в Питсбурге.
«Camden Yards» и «M&T Bank Stadium» в Балтиморе.
«Minute Maid Park» и «Reliant Stadium» в Хьюстоне.
«The Edward Jones Dome» и «New Busch Stadium» в Сент-Луисе.
Спортивное подразделение «HOK» под руководством Лабински запроектировало весь этот список, а помимо его еще и бейсбольные стадионы в Филадельфии, Сан-Франциско, Цинциннати, Сан-Диего и новые хоккейные/баскетбольные арены для клубов НХЛ и НБА в городах: Анахайм, Чикаго, Нэшвилл, Торонто, Денвер (Колорадо), Хьюстон, Сент-Пол (Миннесота), Финикс (Аризона), Ньюарк (Нью-Джерси).
А затем, отделившись от «HOK», продолжили этот список: Питтсбург, Орландо, Лас-Вегас, Милуоки и Квебек (для потенциального клуба НХЛ).
Арена клуба НХЛ «Вегас Голден Найтс», запроектированная компанией «Populous»
Канзас-Сити стал не просто спортивной столицей Соединенных Штатов, но и всего мира. В конце 1990-х компания «Populous» (тогда еще в составе «HOK») приобрела компанию «LOBB» в Лондоне, которая также имела офис в Брисбене (Австралия).
Сейчас работы «Populous» можно наглядно увидеть в Лондоне, где красуется и «Emirates Stadium», и огромный стадион «Tottenham Hotspur Stadium», запроектированный как для американского футбола, так и для соккера благодаря трансформационным способностям поля.
На международный рынок не единственные «Populous» вышли из Канзас-Сити. У «HOK» сейчас тоже есть свой лондонский офис. И крупные фирмы «HNTB» и «AECOM» («Ellerbe Becket») также не остались в стороне.
Домашняя арена клуба НХЛ «Детройт Ред Уингз» и клуба НБА «Детройт Пистонс», запроектированная «HOK»
Спортивный рынок продолжает расти и развиваться.
«Вся идея заключается в том, что вы изменяете то, что есть у владельцев, и создаете новые возможности для получения дохода. На сегодняшнем рынке недостаточно быть просто спортивным архитектором, вам нужно иметь глубокое понимание дизайна в индустрии гостеприимства», – говорит Том Ваггонер, один из руководителей «HOK».
Можно смело утверждать, что это глубокое понимание началось в Канзас-Сити и распространилось на весь мир.
Для разнообразия представляю список из нескольких стадионов и арен, которые запроектировали архитекторы, связанные с Канзас-Сити
«Barclays Center» – домашняя арена клуба НБА «Бруклин Нетс», запроектированная компанией «Ellerbe Becket» (в составе «AECOM»):
«Fiserv Forum» – домашняя арена клуба НБА «Милуоки Бакс», запроектированная совместно компаниями «Populous» и «HNTB»:
«Mercedes-Benz Stadium» – невероятный стадион команд НФЛ «Атланта Фэлконс» и МЛС «Атланта Юнайтед», запроектированный «HOK»:
«Allianz Field» – домашний стадион клуба МЛС «Миннесота Юнайтед», запроектированный «Populous»:
«Estadio da Luz» – домашний стадион лиссабонской «Бенфики», запроектированный «НОК sports» («Populous») в начале 2000-х:
«Rogers Place» – домашняя арена «Эдмонтон Ойлерз», запроектированная группой «360 Architecture» (в составе «HOK»):
«Tottenham Hotspur Stadium» – стадион лондонского «Тоттенхема», запроектированный компанией «Populous» и открытый в 2019-м, первый в мире стадион с выдвижным покрытием:
Отмечайте в комментариях ваши любимые и вдохновляющие спортивные сооружения, возможно их как раз запроектировали выходцы из Канзас-Сити.
Фото: hok.com, populous.com, wikimedia.org, ballparks.com, David Pyatt photographer, esidesign.com, eua.com, pcl.com
Фото: lawrencemodern.com; archinect.com; en.wikipedia.org; visitkc.com; Gettyimages.ru/Mark Wilson, Roy Rochlin, Codie McLachlan; eua.com; jcsca.org; ssr-inc.com; globallookpress.com/Andreas Gebert/dpa, ALEXEY BYCHKOV/GlobalLook Press; hok.com; populous.com