Хочешь достичь мастерства?! Поработай 10 000 часов
У Малькома Гладуэлла в его замечательной книге «Гении и аутсайдеры. Почему одним все, а другим ничего?» есть интересная теория под названием 10 000 часов. Ее суть в том, чтобы добиться уровня мастерства в каком-нибудь деле, нужно очень много работать, а именно в общей сложности около 10 000 часов. Все согласятся, что например «Битлз» или Билл Гейтс обладали талантом, но Гладуэлл копает глубже в их биографиях и обнаруживает, что они еще и работали, огромное количество времени. «Битлз» например, бывало, играли по 8 часов подряд в день, и дали в общей сложности 1200 живых концертов до того, когда их ждал первый шумный успех. Большинство современных групп не дают столько концертов за время своего существования.
Интересно наблюдение сделали и за учениками музыки. «Студентов-скрипачей разделили на три группы. В первую вошли звезды, потенциальные солисты мирового класса. Во вторую – те, кого оценили как «перспективных». В третью - студенты, которые вряд ли могли бы стать профессиональными музыкантами. В лучшем случае – учителями музыки в средней школе. Всем задавался один вопрос: сколько часов вы практиковались с того момента когда впервые взяли в руки скрипку и до сегодняшнего дня?
Почти все участники начали играть примерно в одном возрасте – лет в пять. В течение первых нескольких лет все упражнялись приблизительно одинаково – около двух-трех часов в неделю. Но примерно с восьми лет стали проявляться различия. Студенты, считавшиеся лучшими в классе, упражнялись больше всех остальных: к девяти годам по 6 часов в неделю, в 12 по 8 часов в неделю, к 14 по 16, и так до 20 лет, когда они стали заниматься – то есть целенаправленно и сосредоточенно совершенствовать свое мастерство – более чем по 30 часов в неделю. Таким образом к 20 годам у лучших студентов в общей сумме набиралось до 10 000 часов занятий. У средних студентов количество часов составляло 8 000, а будущие учителя музыки репетировали не более 4 000 часов.
Та же самая история характерна для пианистов-профессионалов и пианистов любителей. Опираясь на результаты этого исследования можно предположить, что людей, обладающих достаточными способностями, чтобы поступить в лучшее музыкальное учебное заведение, различало лишь то, насколько упорно они трудились. И все. И кстати сказать, лучшие студенты не просто работали больше, чем все остальные. Они работали, ГОРАЗДО больше.
Невропатолог Даниель Левитин пишет: «Из многочисленных исследований вырисовывается следующая картина: о какой бы области ни шла речь, для достижения уровня мастерства, соразмерного со статусом эксперта мирового класса, требуется 10 000 практики. В исследованиях, объектами которых становились композиторы, баскетболисты, писатели, конькобежцы, пианисты, шахматисты, матерые преступники и так далее, это число встречается с удивительной регулярность. Десять тысяч часов эквиваленты примерно трем часам практики в день, или двадцати часам в неделю на протяжении десяти лет. Это, разумеется не объясняет, почему одним людям занятия идут на пользу больше, чем другим. Но пока еще никому не встретился случай, когда бы высочайший уровень мастерства достигался бы за меньшее время. Создается впечатление, что именно столько времени требуется мозгу, чтобы усвоить всю необходимую информацию».