На НБА надвигается трансферное цунами: ждем обмена Лава и (возможно!) других звезд
Середина сезона – самое странное время в НБА.
Другие отрезки года имеют очевидное значение.
Межсезонье определяет гипотетические цели команд на ближайшее время; старт сезона определяет уже реальные – какие команды борются за плей-офф, какие будут падать на дно, кто из фаворитов силен на паркете, а не на бумаге. Эндшпиль регулярки показывает, в какой форме клубы подходят к борьбе за чемпионство, распределяет команды по посевам плей-офф и лотереи драфта. Плей-офф, естественно, определяет чемпиона.
И в пупке всего этого НБАшного организма – «мид-сизон», настолько инертный период, что НБА всю свою историю пытается его спасти. В 1950-е лига придумала Матч всех звезд, в 1980-е превратила игровой день рождественских встреч в полноценный праздник, как НФЛ – День Благодарения. В 2010-х НБА стала еще и выносить некоторые официальные игры за пределы США: в Лондон и Мехико, а в этом сезоне дебютирует в Париже.
Самая последняя инициатива – через несколько лет врезать в расписание регулярки какой-то «кубок», отдельный трофей, который уже зимой может дать кому-то путевку в плей-офф. Звучит отчаянно и дико, но настолько бесцельным является зимний баскетбол НБА.
(«на самом деле тут полно всего интересного!» – прим. оф. сайта НБА в России)
Но у второй трети сезона другое предназначение. Она немногое решает в краткосрочной перспективе отдельного сезона, но может оказаться ключевой на длинной дистанции.
Потому что середина сезона – это период обменов в НБА. Иногда очень громких и важных.
Редкой чемпионской команде нужен супертрейд в середине сезона. Исключения за последние 30 лет – сплошь тренерские команды, не являвшиеся фаворитами чемпионской гонки даже весной: «Торонто»-2019 (Марк Газоль), «Детройт»-2004 (Рашид Уоллес), «Хьюстон»-1995 (Клайд Дрекслер), с натяжкой в примеры может попасть Назр Мохаммед из «Сперс»-2005, но черт возьми, мы сейчас реально попытались назвать Назра Мохаммеда ключом к чемпионству «Сан-Антонио».
Лучшие обмены в дедлайн в истории каждого клуба НБА
Все громкие сделки, проходящие в течение сезона, обычно дают отдачу позднее. Да, в каких-то случаях, вроде перехода Пау Газоля в «Лейкерс» или Мутомбо – в «Филадельфию», все работает сразу даже без победы в чемпионате. Но чаще нужно подождать несколько лет, чтобы постигнуть значимость – обмен Рэя Аллена на Гэри Пэйтона, возвращение Кидда в «Даллас», уход Айверсона из «Филы» и Шака из «Майами», переезд Кармело и Дерона со Скалистых гор в Нью-Йорк (хэй, никто не говорил, что все громкие обмены завершаются сказкой).
И сейчас трансферное окно в будущее открывается.
Почему окно открывается именно сейчас?
Клубы НБА могут обмениваться игроками с того момента, как уходят в летний отпуск, до дедлайна – он наступает в начале февраля. Это официальный период для обменов, от 7 месяцев для команд-финалистов до 10 месяцев – для тех клубов, чей сезон завершается в середине апреля.
Но неофициально у трансферных окон другие сроки. Во-первых, полноценное окончание наступает даже после дедлайна, ведь до 1 марта аутсайдеры выкупают ненужных ветеранов на истекающих контрактов, чтобы те могли перейти в клуб-претендент на титул.
А старт обменной лихорадки принято давать 15 декабря. Именно 15 декабря снимается ограничение на обмен большинства игроков, подписавших летом новый контракт. Сегодня 119 игроков стали торгуемыми – больше четверти всей НБА. Еще у 27 игроков из-за разных правил-нюансов снимется запрет на обмен в ближайшие полтора месяца.
Впрочем, первый месяц этого трансферного окна должен быть разогревочным – за последние 7 лет лишь раз (2014/15) с 15 декабря по 15 января произошло более трех обменов, и дважды мы вообще не дождались сделок. Зато после 15 января мы ежегодно видим 10-15 обменов, а в прошлом году это число достигло 23!
Почему в этом году внимания к обменам еще больше, чем раньше?
Летом в лиге произошел тектонический сдвиг – огромное число звезд сменили команды: Дюрэнт и Дэвис, Кавай и Уэстбрук, Джордж и Ирвинг, Батлер и Уокер. Кроме «Денвера» и потерявшего телефоны других команд «Орландо», ни одна команда уровня плей-офф не осталась в прошлогоднем составе – даже стабильный «Милуоки», лидирующий сейчас в турнирной таблице, лишился Малкольма Брогдона, и теперь он зажигает в «Индиане» со своими новыми усами.
Это повлияло на трансферный рынок двумя факторами: во-первых, вслед за звездами десятки ролевых игроков тоже поменяли клубы, и из-за большого числа летних переходов составы «заморозились» до 15 декабря.
Уже 150 дней в НБА не было ни одного трейда – с размена Уэстбрука-Пола у нас засуха, какой в НБА не было как минимум с семидесятых (если не считать локаутные сезоны). Это при том, что за календарный 2019-й произошло рекордное число обменов – 71. Просто они все случились в прошлый дедлайн, в день драфта, на старте межсезонья. А потом – затишье.
Засуха должна прерваться трансферным цунами.
Во-вторых, из-за отсутствия команды-доминанты в лиге сейчас очень много претендентов на титул – и чтобы сделать решающий шаг к чемпионству, всем необходимо дополнительное усиление. Так что тем самым правилом «чемпионы не меняют состав в середине сезона» будут пренебрегать. Даже «Лейкерс» и «Бакс», идущие практически без поражений, попытаются найти своего Шиди или Марка.
Важные вещи, которые все забывают
Болельщики уже готовят свои самые безумные идеи для обменов. Наиболее опытные любители баскетбола расчехляют «трейд-машины» – игрульки от ESPN, RealGM и других сайтов, где можно самим составить обмен.
Менее опытные просто предлагают отдать драфтпик и минимальный контракт за Криса Пола.
Большой разницы между этими группами нет – трейд-машины очень грубы и не учитывают многие нюансы, так что не каждая одобренная ими сделка действительно проходит по запутанным правилам CBA (например, обмен Джейлена Брауна на Домантаса Сабониса с минималкой на самом деле нелегален из-за правила poison pill provision, но механизмы ESPN об этом не подозревают).
В любом случае, всем нужно помнить самые базовые правила обменов в НБА.
Клубы, превышающие потолок зарплат (а таковых сейчас 29 из 30, и даже у оставшейся в одиночестве «Атланты» есть всего 5 лишних миллионов) могут обмениваться игроками только в двух случаях:
если в обмене они получают меньше зарплат, чем отдают (или ровно столько же);
если обмен вписывается в «торговое исключение» (исключения – это такие штуки, которые позволяют превышать потолок, и их великое множество).
Второй случай тоже можно разделить на два пункта. Обычно в бытовой баскетбольной речи под «торговым исключением» понимают «Traded Player Exception» (TPE) – сложная история со множеством дополнительных нюансов, о которых нужно писать отдельный скучный текст, который навсегда отпугнет вас от контрактов НБА, баскетбола, может быть, даже интернета. Просто скажем, что сейчас у пяти команд НБА есть исключения на сумму более 5 млн, но ГСВ и «Майами» вообще не имеют права ими воспользоваться из-за жесткого потолка, «Вашингтону» и «Оклахоме» эти исключения не нужны из-за налога на роскошь, и только «Даллас» за свое TPE может приобрести игрока с контрактом до 11,8 млн, не обращая внимания на баланс зарплат.
Баланс зарплат – это и есть тот второй пункт, основное «исключение» НБА.
Клубы могут получить в обмене только тех игроков, чья зарплата несущественно превышает отданные контракты.
Сколько зарабатывают звезды НБА? Рейтинг зарплат-2019
Иными словами, за игрока с зарплатой в 10 млн не получится выменять игрока с зарплатой в 20 млн.
А кого тогда получится?
В общем случае в обмене можно получить максимум +25% от суммы отдаваемых контрактов. Но если клуб не платит налог на роскошь, а сам трейд не очень дорогой, то разница может достигать 75% (если отдается не более 6,5 млн) или 5 млн (если от 6,5 до 19,6 млн).
Итак, если вы положили глаз на игрока из другой команды, вооружитесь платежными ведомостями НБА и калькулятором. Если ваша трансферная цель зарабатывает 30 млн, за нее нужно отдать минимум 24 млн зарплат, причем объединять их с TPE, остатками контрактов выкупленных игроков, правами на драфтпики, наличными или другими исключениями нельзя, это должны быть реальные зарплаты реальных игроков из вашей клубной заявки.
Нужен игрок за 15 млн? Расставайтесь с теми, кто зарабатывает 10. Хотите получить баскетболиста с зарплатой в 6 млн – отдавайте игроков с зарплатой в 3,4 млн, если вас, конечно, при этом не сдерживает налог, жесткий потолок или здравый смысл.
А если вы просто запутались в этих правилах, то либо спросите в комментах, либо просто откиньтесь в своем кресле и наслаждайтесь слухами, игнорируя имеющиеся в них нестыковки.
Продавцы и покупатели
Типичный «продавец» трансферного рынка НБА – команда, не попадающая в плей-офф, у нее в составе есть опытные ветераны, которых не будет в клубе в следующем сезоне. Это «Никс», которые попытались заменить Порзингиса мегазордом из четырех тяжелых форвардов и провалились. Это «Кливленд» с остатками чемпионской роскоши. Это ушедшие в перестройку «Мемфис» и «Новый Орлеан» (не совпадение, что эти 4 команды располагали первыми 5 пиками на драфте-2019 – они были на дне уже в прошлом сезоне и пока не успели от него оттолкнуться, сейчас сбрасывают балласт).
«Никс» уволили главного тренера. Но те, кто развалили клуб, все еще на месте
Неожиданно в эту группу попадает и «Голден Стейт» – нет, они не собираются отдавать кого-то из своей легенадрной тройки Стеф-Клэй-Дрэймонд, но для их стратегии важно сейчас упасть ниже порога налога на роскошь, который они сейчас превышают на 6 млн.
Ради экономии на налоге какую-то «продажу» (то есть обмен игрока с большей зарплатой на игрока с меньшей) точно проведет «Оклахома», слишком раздута платежка «Портленда», меньше уверенности в трансферном настроении бодро стартовавшего «Майами».
«Покупатели» же делятся на две категории.
В первой – клубы-претенденты, у которых есть и чемпионские амбиции, и активы в виде пиков, молодых игроков, истекающих контрактов для уравновешивания зарплат. Они думают о непосредственном усилении, но также не хотят, чтобы привлекательные лоты достались конкуренту. Помните, как много команд год назад охотились за Николой Миротичем, Тобайасом Харрисом или даже Родни Худом?
Вторая категория – паникеры, и их в этом году особенно много. Это не столько сами клубы, сколько конкретно генменеджеры таких клубов. Сейчас и на Востоке, и на Западе открыто минимум по 1 месту в плей-офф, и любой вечный неудачник может вскочить туда, вылететь в первом раунде, но показать мнимый прогресс своему начальству и не быть уволенным (известно как «тактика Эрни Грюнфельда»).
Привет, «Финикс», «Сакраменто», «Миннесота», «Детройт», «Шарлотт», «Орландо», «Чикаго». Готовьтесь переплачивать своим будущим за вчерашнюю звезду.
Кто из известных игроков может сменить клуб в ближайшие полтора месяца?
Кевин Лав (зарплата – 28,9 млн, чтобы получить его, нужно отдать минимум 23,1)
Уже ни для кого не секрет, что «Кливленд» открыто торгует своей последней чемпионской звездой, форвардом Кевином Лавом. Его контракт действует до 2023 года, и за 31-летнего игрока на явном спаде «Кэвс» требует пик первого раунда. Вы не поверите, но в сезоне-19/20 это реально. Но кто переплатит Лаву и «Кливленду»?
Кевина уже лет пять связывают с «Бостоном»… по разным причинам, которые ни капли не связаны с оттенком кожи, да-да.
Кевина связывают с «Денвером» с того момента, как он произнес в рекламе фразу «о, я люблю наггетсы!».
Кевина связывают с «Портлендом» фактически с детства, которое сын экс-игрока НБА и университета Орегона Стэна Лава провел в здешних местах.
Вот только одним не подходит его зарплата, вторым – его защита, третьим – его позиция на паркете. «Финикс» со старым знакомым Рубио кажется более логичным вариантом. Любой претендент на Лава будет надеяться, что все игровые беды нынешнего Кевина – от недостатка мотивации в сливающем сезон «Кливленде».
Д’Анджело Расселл (зарплата – 27,3, нужно отдать от 21,8)
Планы ГСВ после перехода Д’Анджело были шиты белыми нитками: клуб перезагружался после ухода Дюрэнта и просто пытался получить хоть что-то за Кей-Ди. «Уорриорс» ухватились за возможность получить Расселла по взаимному «сайн-энд-трейду» с «Бруклином» с расчетом обменять защитника до конца сезона, чтобы получить за него драфтпики и более подходящих ролевых игроков, которые через год помогут возродить топ-клуб вокруг Карри, Грина и Томпсона.
Провальный сезон только усилил эти настроения. Теперь «Голден Стэйт» пытается выйти из налоговой зоны, а единственный обмен, который поможет это сделать – расставание с Расселлом. На 24-летнего игрока, который в прошлом сезоне играл на Матче всех звезд НБА, спрос будет.
Андре Игудала (зарплата – 17,2 млн, отдать – 12,2 млн)
Любая команда, которая хочет пройти как можно дальше в предстоящем плей-офф, мечтает выкрасть из «Мемфиса» неприкаянного форварда. Игудала не сыграл в этом сезоне ни секунды, но «Гриззлис» отказываются выкупать его контракт, рассчитывая выручить за него что-то ценное. «Даллас» очень активно интересуется Игудалой, «Лейкерс», как всегда, в авангарде слухов – но им не так просто получить Андре из-за его высокой зарплаты. Найдутся и другие претенденты на MVP финала-2015.
Лишь в «Голден Стэйт» Игги никак не может перейти до лета: если команда обменяла игрока, то до конца сезона не имеет права вернуть его, хоть в обмене, хоть как выкупленного свободного агента. По этой же причине забудьте о Бэйнсе в «Бостоне» или Краудере в «Юте».
Крис Пол (38,5 млн – 30,7 млн)
Еще один игрок, который интересен многим контендерам, но уж больно зарплата кусается. И ладно бы будущий член Зала славы имел контракт на год или даже два – но он будет получать 44 млн в сезоне-2021/22, когда ему стукнет не-хочу-даже-думать-сколько лет.
Андре Драммонд (27 – 21,6), Блэйк Гриффин (34,4 – 27,5), Деррик Роуз (7,3 – 4,1)
Команда «Города моторов» снова разочаровывает, и в какой-то момент «Детройт» может свой мотор и заглушить. Драммонд летом будет свободным агентом, «Детройт» может потерять его без компенсации. Гриффин, вернувший статус франчайз-игрока, снова травмируется стабильно раз в месяц и не выводит клуб на новый уровень. Роуз находит себя в роли одного из лучших запасных в истории НБА – а зарабатывает меньше средней зарплаты, потому может заинтересовать топ-клубы как качественное и недорогое усиление.
«Пистонс» в одной серии поражений от обмена своих лидеров.
Демар Дерозан (27,7 – 22,1) и Ламаркус Олдридж (26 – 21)
Это не в духе «Сперс», но они и не были никогда в такой ситуации. Есть в лиге команды, которым звезды «Сан-Антонио» нужны больше, чем Поповичу.
У «Сан-Антонио» и Грегга Поповича все очень плохо. Такого не было уже больше 20 лет
Словно любимые броски этой парочки, «Сперс» застряли в средней зоне из-за Демара и Ламаркуса (не путать с Ламаром и Демаркусом): они не работают «в короткую стратегию», ведь они не борются за титул, но и не могут работать «в длинную», потому что недостаточно плохи для полноценной ставки на молодежь.
Не забудем о том, что в июле руководство устроило тихие перестановки в менеджменте – и сейчас пост генменеджера занимает совсем не привычный Ар Си Бьюфорд. Если без подсказки гугла вы назовете имя нового ГМа «Сан-Антонио», заработаете бонусные очки.
Марк Газоль (25,6 – 20,3) или Серж Ибака (23,3 – 18,3)
«Торонто Рэпторс» великолепны даже после ухода Кавая, но им не повторить прошлогодний успех, это понимает даже Дрейк. При этом они тратят внушительные 50 млн на Газоля и Ибаку. Два игрока отмирающей позиции. Два игрока, которые почти не выходят вместе (40 минут в этом сезоне). Два пожилых сеньора. Два истекающих контракта, за один из которых пока еще можно что-то получить.
Кайл Лаури (35 – 27,9)
Ситуация Марк-Серж, только через год. Летом истекает контракт Фреда Ванвлита – более молодого, более дешевого, а прямо сейчас – и более полезного разыгрывающего, которого «Торонто» всеми силами постарается сохранить. Да, в отличие от двух центровых, связка Лаури-Ванвлит не является взаимоисключающей, но будущее «Рэпторс» связано с Паскалем Сиакамом и игроками его возрастного диапазона, а Лаури в марте будет 34.
Это не означает, что «Торонто» хочет избавляться от своего капитана. Просто шанс, что где-то таится «предложение, от которого невозможно отказаться», отличен от нуля.
Данило Галлинари (22,6 – 17,6)
Ему все еще 31, хотя по ощущениям он дебютировал одновременно с Винсом Картером, он способен давать вам стабильные двадцать очков за игру, а еще отдается в добрые руки по демпинговым ценам.
* * *
Список игроков, которые будут появляться в слухах до дедлайна, конечно, шире. Тут и второй бигмен «Кливленда» Тристан Томпсон, который по привычке начинает играть только в контрактный год. Тут и Маркус Моррис и Бобби Портис из «Никс», Марвин Уильямс из «Шарлотт», каждого из которых можно получить, если у вас есть лишние 10 млн контрактов и драфтпик средней паршивости. Готовы к обмену ветераны Тэддеус Янг и Джей Джей Редик. В грустных командах грустно грустят дешевые, но кому-то нужные Джей Краудер, Иш Смит, Нерленс Ноэл, Алексей Лень.
Кто-то обязательно сменит команду в следующие 54 дня.
Ваши ставки?
Все зарплаты и платежные ведомости НБА
Фото: Gettyimages.ru/Maddie Meyer, Tom Pidgeon, Kevork Djansezian, Emilee Chinn, Streeter Lecka, Kevin C. Cox; globallookpress.com/Javier Rojas/Pi
Я аж всплакнул))