ВЭФ ушел из Лиги ВТБ. А жаль — в 60-х они насолили Гомельскому и сделали из него суперчемпиона
Когда «Жальгирис» ушел из Единой лиги ВТБ в 2013-м, это рассматривалось как огромная потеря и удар по репутации и престижу турнира. Легендарное советское противостояние стало эксклюзивом для Евролиги.
В этом году из Единой лиги ушел латвийский клуб ВЭФ, но на эту потерю никто не обратил особого внимания — за 12 лет этот клуб всего дважды выходил в плей-офф.
Это сейчас ВЭФ никому в России никому особо не интересен, ведь никто не помнит, что команды из Латвии были серьезной силой в чемпионате СССР во второй половине 1950-х и начале 1960-х.
Достижения латвийского баскетбола тех лет так или иначе крутятся вокруг фигуры Александра Яковлевича Гомельского. Он тренировал рижский СКА с 1953-го по 1966-й, а дерби с ВЭФ занимает если не страницу в истории отечественного баскетбола, то несколько любопытных параграфов.
Рижский СКА, который и тренировал Гомельский (первый большой самостоятельный опыт в мужском баскетболе для будущего «Папы»), был командой прибалтийского военного округа, так что за этот клуб могли играть лучшие игроки Прибалтики, призванные в армию (один из методов рекрутинга по-советски, которым гораздо обширнее пользовались ЦСКА и «Динамо»). Клуб ВЭФ был образован в 1958 году на базе Рижского государственного электротехнического завода. Вот такое вот советское дерби — солдаты против инженеров. Хотя на самом деле с обеих сторон были игроки высочайшего уровня даже по европейским меркам.
Гений Гомельского проявился очень быстро. Он не просто выиграл чемпионат СССР уже в 1955-м, а потом уже дважды в 1957-м и 58-м. Нет, Гомельский был еще и тренером сборной Латвийской ССР, которая в 1956-м взяла золото на первой Всесоюзной спартакиаде народов СССР. Получается, что Гомельский-тренер выиграл внутренний чемпионат в тот период четыре раза подряд, когда ему не было еще и 30 (!!!) лет. Тут позавидуют даже Юлиан Нагельсман и Шон Маквей.
Тем более, что СКА 3 раза подряд выиграл Кубок европейских чемпионов, то есть Гомельский уткнулся в потолок космоса для советского тренера и уже в молодом, чуть ли не младенческой возрасте для профессии тренера, попал ассистентом в сборную СССР.
Это сыграло с ним злую шутку.
У команды ВЭФ была не столь заслуженная история. Команда появилась в 1958 году, а уже в 1960-м умудрилась занять третье место в чемпионате СССР и делегировать в сборную Союза защитника Цезарса Озерса, который станет серебряным призером Олимпиады-1960 в Риме.
Потом случилось что-то очень странное — по невыясненным мною причинам сезон-1961 ВЭФ провел не в премьер-дивизионе советского баскетбола. Но уже в 1962-м команда прочно прописалась в элите советского баскетбола. И спустя еще два года стала объектом некрасивой истории, которая серьезно изменилась судьбу величайшего тренера в истории отечественного баскетбола.
К 1963-му Гомельский уже вовсю трудился на два фронта, работая как в СКА, так и в сборной СССР. И не просто трудился, но и добился серьезных результатов — выиграл чемпионаты Европы 1961 и 1963 годов, завоевал бронзу на чемпионате мира-1963. Тут-то и грянул гром.
Даже сложно представить, как бы разрывался советский твиттер, когда Андрей Войнаровский объявил в нем о переходе четырех лидеров СКА Яниса Круминьша, Валдиса Муйжниекса, Майгониса Валдманиса и Алвилса Гулбиса в ВЭФ. «Трансфер» был инициативой латвийского спорткомитета. На основании чего было принято решение — непонятно.
Янис Круминьш
В книге Владимира Гомельского «Папа. Великий тренер» ярко описывается период расставания Гомельского с лидерами своей команды. Игроки якобы утверждали, что Гомельский стал спустя рукава относиться к работе в клубе, поскольку слишком увлекся работой в сборной. Мол, «Гомельский забыл, что Латвия вырастила его как тренера».
Гомельский-сын утверждает, что Гомельский-отец после этого плакал на семейном празднике. В тот момент в нем что-то сломалось. Ведь раньше в его отношениях с игроками не было официоза, они общались почти на равных и еще до Грега Поповича частенько устраивали совместные застолья.
Об уходе игроков стало известно весной 1963-го, когда Гомельскому было 35 лет. Этот инцидент закалил его. С тех пор он стал гораздо осторожнее в общении с игроками, начал держать дистанцию и следить за психологией игроков.
А ведь навыки психолога и отличали Гомельского как тренера. Именно благодаря им он и завоевал в том числе золото Олимпиады-1988.
В книгах про Гомельского утверждается, что иностранные журналисты дали ему прозвище «Серебристый Лис» (встречается, к примеру, в книге Джека Маккалума «Dream Team»). Думаю, Гомельский-Лис родился именно в 1964-м. Тогда Гомельский окончательно понял правила игры, понял, как работает система советского баскетбола, какие в нем существуют ниточки и рычаги давления. Он понял, как нужно обращаться с игроками. Он стал Темным лордом советского баскетбола. И сложно не стать таковым, когда тебя предает человек, которого ты собственноручно превратил из сборщика смолы в одного из лучших центровых Европы. Которого ты научил баскетболу и которому ставил технику с нуля.
По словам Вл. Гомельского, много лет спустя игроки признали, что за переход в ВЭФ им обещали в Спорткомитете «золотые горы» (квартиры и машины). Латвийские спортивные чиновники, дескать, видели проблему в национальности Гомельского и хотели видеть у руля главной команды республики тренера-латыша.
Валдманис признал свою ошибку и вернулся в СКА в качестве тренера. Круминьш, Гулбис и Муйжниекс играли за ВЭФ до 1969-го.
Валдис Муйжниекс (в центре)
В первом сезоне после «трансфера» Гомельский приложил все усилия, чтобы насолить ВЭФу. Назло выиграл у них обе игры в чемпионате СССР (уже тогда наверняка прокачивал умение зарядить игроков на один матч). Назло занял третье место в первенстве страны и оставил ВЭФ на четвертой позиции. Причем личная месть Гомельскому была чужда – он взял Круминьша и Муйжниекса на Олимпиаду-1964, а о Янисе отзывался исключительно в положительном ключе в своей книге «Центровые».
Получается, что можно сказать спасибо Гомельскому за то, что он нанес Латвию на баскетбольную карту клубного баскетбола Европы и продемонстрировал всем силу баскетбола этой страны.
Можно сказать спасибо и Латвии за то, что они преподали Гомельскому урок, который и позволил ему стать серьезным и расчетливым тренером, сильным в том числе в подковерных играх.
После перехода Гомельского в ЦСКА в 1966-м период успехов латвийских клубов закончился. В 1991-м СКА и ВЭФ прекратили существование. СКА возродили в 2005-м, ВЭФ — в 2007-м. Но это уже была другая история. История другой страны.
Интересней почему Литва Гомельскому дала ЗТ, а Латвия зажилила.
А ничего, что Латвия -- первый чемпион Европы задолго до Гомельского?
Именно. Таким же образом можно и сейчас, спустя 47 лет, усмехаться над старинным баскетболом, например, над мюнхенской победой сборной СССР: "ФИБовские чемпионаты без трехочковой линии? Серьезно?"
>Интересней почему Литва Гомельскому дала ЗТ, а Латвия зажилила.
Латвия зажилила ЗТ по тем же причинам, что и Литва дала: не по спортивно-тренерским.
Я, кстати, не уверен, что ему в принципе могли дать ЗТ латыши еще до конфликта с уводом игроков в ВЭФ (после -- уже понятно): все-таки, СКА -- это армейская структура, вряд ли относящаяся в спорткомитету Латвийской ССР. И играли там не только латыши, а все рекрутированные прибалты, от могучих эстонцев 40-60-х до Куртинайтиса в 1980-м.
Слава архивариусам, хоть в каком виде заставляющие залезть на вики и почитать что где и когда.
Но автору наверно можно простить.
Журналистика упёрла. Живо блогерство надо вместо значка (с) ставить (имхо) будет живей читаться.
И да. Вы же не плати те автору?
***
ВЭФ в 80-х был в порядке. Валтерс, Екабсонс, Миглиниекс.
В 1991-м ВЭФ стал бронзовым призёром последнего чемпионата СССР.
Затем закрылся государственный электротехнический завод, баскетбольный клуб прекратил существование.