Катастрофа НБА в Китае (минус $4 млрд) из-за одного твита. Над лигой смеется даже «Южный Парк»
Яо Мин не спас, «Хьюстон Рокетс» падают.
Вы наверняка уже в курсе противостояния между НБА и Китаем.
Генменеджер «Хьюстон Рокетс», одной из самых любимых в Китае команд, опубликовал неосторожный твит в поддержку гонконгских протестов. Китай обиделся, сообщение Дэрила Мори было удалено, владелец клуба дистанцировался от мнения подчиненного, НБА долго готовила невразумительный официальный ответ, а за это время все китайские партнеры лиги приостановили сотрудничество.
Почему все это вызвало такой большой резонанс? Почему китайская истерика продолжает усиливаться – и грозит полной отменой трансляций НБА в Китае?
Давайте разбираться.
Как повела себя НБА после твита Мори?
Первым из мира НБА высказался канадец китайского происхождения Джозеф Цай, сооснователь Alibaba, недавно выкупивший «Бруклин» у Михаила Прохорова. У себя в фейсбуке он опубликовал длинный пост с целью объяснить американцам, чего это китайцы такие обидчивые, когда речь заходит о Гонконге.
«В чем проблема, когда люди свободно выражают мнение? Свобода слова – неотъемлемая американская ценность, а НБА – очень прогрессивная лига в том, что касается предоставления игрокам и другим работникам платформы для высказываний.
Так вот проблема в том, что отдельные темы могут являться в некоторых странах или обществах «контактным рельсом» (политическая тема, которая настолько противоречива, что находится «под напряжением» и ее «нельзя касаться» – Sports.ru).
Поддержка сепаратистов на китайской территории – это один из таких «контактных рельсов», не только для правительства КНР, но для всех граждан страны».
Его коллега, владелец «Хьюстона» Тилман Фертитта, не стал высказываться на тему Китая и Гонконга, но заявил, что не планирует увольнять Дэрила Мори.
НБА тоже поддержала Мори, но сначала лига выпустила вялое заявление, что оно не понравилось никому ни в Америке, ни в Китае. «Мы понимаем, что взгляды, выраженные Дэрилом, оскорбили наших друзей и фанатов в Китае, что очень расстраивает». В китайскую версию заявления каким-то образом попала строчка «без сомнений, он оскорбил чувства китайских фанатов». Это типичный рефрен, который китайские переводчики вставляют во все подобные истории: в прошлом году «Мерседес» также «оскорбил чувства жителей Китая», когда соцсети компании процитировали Далай-Ламу.
Наконец, молчание прервал сам Мори:
«Я не хотел, чтобы мой твит оскорбил фанатов «Рокетс» и моих друзей из Китая. Я лишь выражал отдельную мысль, основанную на отдельной интерпретации одного сложного события. После этого у меня появилась возможность услышать и узнать другие точки зрения. Я всегда ценил поддержку китайских фанатов и надеюсь, что те, кто расстроился, поймут, что оскорбления и недопонимание не были умыслом».
Штука в том, что в данном случае КНР и 1,5 миллиарда китайцев не просто оскорбились. Они разозлились, потому что Мори (и другие) лезут в чужие разборки, которые Китай считает исключительно внутренним вопросом. О чем и писал Джозеф Цай в своем письме.
Фактически извинения принес только Джеймс Харден, которому через 10 лет еще играть тут, в Китайской Баскетбольной Ассоциации.
В Америке пока думают, что должны действовать с позиции силы, не понимая культурных и социальных отличий Китая от США. Опрошенный популярным спортивным сайтом The Athletic экономист Виктор Мэтисон заявил, что китайцы все равно продолжат поддерживать любимые клубы (даже если так?). «Когда в следующий раз Китай подготовит игрока уровня Яо, он попадет в НБА, глаза китайцев вновь прилипнут к экранам», – утверждает этот эксперт, забывая такой факт: в 2002 году были реальные опасения, что компартия не отпустит Яо в Америку, а ведь тогда НБА и Китай очень дружили.
Другой опрошенный изданием эксперт, известный спортивный экономист Эндрю Зимбалист напоминает, что правительству Китая вообще-то тоже нужна НБА – как поп-культурное медиа, отвлекающее миллионы китайцев от проблем в стране.
Отношения между Китаем и НБА рушатся
Китай продолжает обижаться – на Мори, на «Хьюстон», на Америку и на НБА. Вот что произошло за последние дни:
• Китайские телеканалы приостановили показ предсезонных матчей НБА, грозятся вообще убрать НБА с экранов, а сезон стартует уже через две недели;
• отменился выставочный матч фарм-команды «Хьюстона» в Китае;
• С китайской версии сайта Nike пропала атрибутика «Хьюстона»;
• предсезонные матчи «Лейкерс» – «Нетс» под угрозой срыва;
• благотворительные мероприятия NBA Cares в Шанхае отменены;
• китайские медиа игнорируют «Рокетс»;
• символику «Хьюстона» закрашивают, снимают, уничтожают:
• и не только «Рокетс», но и просто символику НБА:
• даже Деннис Родман хочет помочь НБА в урегулировании конфликта с Китаем, что само по себе уже является показателем, насколько случай тяжелый.
Ху Сидзинь, главный редактор одного из государственных китайских медиа, так обозначил позицию общества: «У Дэрила Мори есть право выражать ценности, а у китайских фанатов «Хьюстон Рокетс» есть право бросить эту команду».
Все было бы проще, если бы не культ баскетбола в Китае
330 млн – население США.
300 млн – число занимающихся баскетболом в Китае.
По всем расчетам в Китае больше поклонников баскетбола (и зрителей НБА), чем в любой другой стране мира. В КНР баскетбол – самый массовый командный вид, по популярности он уступает только настольному теннису и бадминтону, но заметно превосходит их в медийности.
Откуда такое поклонение американской игре? Как в стране, где средний рост мужчины – 165 см, стал популярен вид спорта для высоких? Почему популярность баскетбола среди китайцев заметно опережает успехи местных баскетболистов? Правда ли, что даже в Запретном городе есть баскетбольная площадка для караульных?
Да, правда:
Баскетбол появился в регионе еще в конце XIX века, всего через несколько лет после изобретения. Как и во многие другие страны, в Китай его привезли христианские миссионеры. Уже в 1910 году баскетбол был включен в программу национальных игр, а через три года сборная Китая уже играла международные матчи против Японии и Филиппин.
Самое удивительное, что баскетболу удалось здесь выжить во время Культурной революции. Более того, он лишь укрепил позиции – Мао Цзэдун, Чжоу Эньлай и другие китайские лидеры считали, что этот вид спорта подходит китайцам по духу: командная игра, коллективизм, ориентация на ЗОЖ, массовость, вызванная отсутствием дорогого и сложного оборудования.
После смерти Мао Китай стал постепенно сближаться с Америкой, в стране появились трансляции НБА, и, как и во всем мире, китайцы стали сходить с ума по Майклу Джордану.
И хотя местные болельщики традиционно больше восхищаются юркими защитниками, а не тяжелыми бигменами, именно центровой вывел НБА-безумие в Китае на максимум.
Ведь в XXI веке в НБА появился Яо.
Вопреки расхожему мнению, Яо Мин не был первым китайским баскетболистом в НБА – к моменту его прихода в лиге уже играли Ван Чжичжи и этнический монгол Менге Батыр. Но он был самым заметным. Во-первых, потому что с ростом 229 см он довольно скоро стал самым высоким игроком НБА, как только 231-сантиметровый Шон Брэдли ушел на пенсию.
Во-вторых, Яо действительно умел играть в баскетбол на высочайшем уровне, благодаря чему стал первым номером драфта-2002. Впервые в истории лиги под №1 был выбран игрок, не выступавший до того в американской школе или колледже.
Яо провел всю карьеру в НБА за «Хьюстон» – правда, она оборвалась после повторного перелома лодыжки в плей-офф-2009, когда центровому не было еще и 29 (Яо еще вышел на 5 игр после года реабилитации, но получил рецидив и завершил карьеру).
Травмы сильно испортили карьеру Яо, но не его репутацию в Китае – местные болельщики 8 раз выводили его в старт Матча всех звезд НБА по итогам голосования, причем дважды он лидировал среди всех игроков НБА по голосам, опережая Кобе, Шака, Леброна и остальных суперзвезд, а после возвращения в Китай купил местную команду «Шанхай Шаркс», чем спас ее от банкротства. Он все еще самый узнаваемый китайский спортсмен – в мире и в стране.
Благодаря Яо «Хьюстон» стал «китайской» командой. У клуба появились тесные связи с азиатским гигантом, китайские спонсоры, миллионы новых болельщиков. Именно за «Рокетс» играл пока что последний китаец в НБА Чжоу Ци, а до того они выписали Джереми Лину, внезапно вспыхнувшему в «Никс», массивный контракт – с расчетом, что легко компенсируют все траты на азиатском рынке.
Игрокам «Хьюстона» тоже достаются льготы от экспансии их клуба на Запад. Харден уже прописался в Китае с рекламными гастролями, проходящими каждое лето. За Трэйси Макгрэйди на Матч всех звезд китайцы голосовали так же рьяно, как за Яо. Шейн Баттье, ролевой игрок в НБА, имел прозвище «Мистер Президент» в Китае и отличный обувной контракт от местного производителя обуви Peak – как и Луис Скола (Li-Ning), Стив Фрэнсис и Чак Хэйс (оба – Anta). Бывшие игроки – от Ти-Мака, Сколы и Фрэнсиса до Рэйфера Олстона и Мучи Норриса – легко получают место в Китайской Баскетбольной Ассоциации, когда карьера в НБА подходит к концу.
Любовь китайцев достается не только «Хьюстону»: самым популярным игроком здесь остается Кобе Брайант, а командой – «Лейкерс».
НБА смогла попасть в идеальную струю – баскетбол исторически прижился в Китае, а в XXI веке любовь китайской молодежи ко всему западному сделала лигу модной.
Теперь эта струя выталкивает НБА с ее любимого рынка.
Что означает рынок Китая для НБА?
Несмотря на феномен Яо и любовь к баскетболу, футбол активно спорил за телерейтинги в Китае. В 2009-м Си Цзиньпин, тогда еще вице-президент, объявил о программе поддержки футбола в стране. Правда, привело это все к скандалу с договорняками в китайской лиге, из-за чего зрители отвернулись от футбола. Баскетбол вырвался вперед.
Став первым лицом государства, Си продолжает поддерживать футбол, запустив официальную стратегию в 2012-м и заявив два года назад «Футбольную Мечту» нации – стать чемпионом мира к 2050-му.
До этой недели НБА не чувствовала угрозы со стороны другого вида спорта, но теперь Си обижен – и баскетбол могут вытеснить футболом, как во времена Культурной революции сам пролетарский баскетбол пришел на смену боевым искусствам, которые считались пережитком.
А ведь НБА присутствует в Китае уже более 30 лет. Первые трансляции НБА передавала государственному CCTV бесплатно, а с 1994 года все финалы показываются по китайскому телевидению в прямом эфире (по совпадению, в том году в финале играл «Хьюстон»). Для сравнения, в самой Америке финалы НБА стали регулярно попадать в прямой эфир лишь в середине 80-х.
Первую игру Яо в Америке против «Лейкерс» Шака и Кобе посмотрели 200 млн китайцев. Столько же увидели противостояние Яо Мина и И Цзяньляня в 2007-м. После такого успеха НБА открыла отдельное подразделение в Китае – NBA China.
И несмотря на то, что матчи идут утром по местному времени, несмотря на уход Яо и И в начале 2010-х, несмотря на господдержку футбола, рейтинги НБА остаются высокими. По разным оценкам, от 500 до 650 миллионов китайцев ежегодно потребляют контент НБА.
Еще немного цифр для понимая масштабов рынка:
• Число подписчиков НБА в китайских соцсетях – 180 млн. В «общемировых» инстаграме, фэйсбуке, твиттере – лишь 100 млн в сумме. В Китае существует культура потребления информации через соцсети, особенно видео, поэтому еще за два года до сделки с твиттером о трансляции матчей НБА договорилась с Weibo о поставке эксклюзивного контента в китайский микроблогинг.
• По контракту с Tencent, продленному до 2025 года, НБА должна ежегодно получать по 300 млн долларов за трансляции матчей. Но эти условия вступят в силу лишь в 2020 году – а сейчас соглашение под угрозой.
• Forbes оценивает общий рынок Китая для НБА в $4 млрд. Это означает, что стоимость каждой команды НБА в среднем на 133 млн выше за счет именно работы с китайскими болельщиками, спонсорами, телевидением. Цай в августе выкупал «Нетс» у Прохорова с намерением вывести клуб в лидеры азиатского рынка, поэтому так и расстроился после твита Мори.
• У некоторых звезд НБА контракты с китайскими производителями обуви. Клэй Томпсон получает 9 млн в год от Anta, что лишь на миллион меньше нового контракта Янниса с Nike; у Уэйда, завершившего карьеру, пожизненный контракт с Li-Ning на 12 млн в год – это до сих пор 8-й самый дорогой обувной контракт в НБА.
• Всего у НБА 25 «маркетинговых партнеров» в Китае – впрочем, подавляющее большинство из них сейчас приостановили сотрудничество.
• В Китае провели уже 26 предсезонных матчей НБА. 27-й и 28-й (между «Лейкерс» и «Нетс») запланированы на четверг и субботу на этой неделе. Никто не понимает, состоятся ли они.
• В офисах НБА в Пекине и Шанхае работает 200 человек.
• НБА и ее партнеры возвели почти миллион баскетбольных площадок в разных провинциях Китая. В стране есть четыре официальных академии НБА. Программа «Джуниор-НБА», организующая по всему миру детские турниры, собирает 4 миллиона китайских школьников, а за их играми наблюдают полмиллиона зрителей. Все верно, посещаемость детских соревнований в Китае выше, чем в Единой лиге ВТБ!
НБА выкручивается: комиссионер лиги Адам Сильвер просит аудиенции у Яо Мина, который теперь работает президентом Китайской Баскетбольной Ассоциации, чтобы не потерять такой рынок навсегда. Но при этом НБА не может и осудить Мори за его высказывания, потому что политики в США, и демократы, и республиканцы, уже атакуют лигу за попытки договориться с Китаем и ограничения свободы слова.
(посчитали бы они свободой слова, скажем, твит о суверенных Гавайях – это уже другой разговор)
А при чем тут «Южный Парк»? Вы обещали мне его в заголовке!
Неделю назад вышла посвященная Китаю серия популярного мультфильма «Южный Парк» – давным-давно сюрреалистической комедии с вырезанными из бумаги человечками и нецензурными шутками, а ныне главной социальной сатиры на телевидении (шутки остались).
Центральная тема эпизода под названием Band In China – цензура в Китае, настолько нелепая, что банит в местном интернете изображения диснеевского Винни-Пуха (по мнению некоторых, он похож на Си Цзиньпина), фразу «не согласен» и латинскую букву N.
В этой серии Рэнди Марш арестован в Китае за попытки продать марихуану, в трудовом лагере он встречает забаненных персонажей Диснея. В то же время его сын Стэн пишет сценарий для документалки о музыкальной группе, который постоянно переписывает китайский цензор.
Естественно, в реальности в Китае заблокировали любые упоминания «Южного Парка» после выхода этой серии.
Когда НБА влипла в историю с китайскими бизнес-партнерами и своими двойными стандартами, «Южный Парк» тут же выпустил письмо с извинениями, передразнивая заявление лиги:
«Как и НБА, мы приветствуем китайских цензоров в наших домах и наших сердцах. Мы тоже любим деньги больше, чем свободу и демократию. Си вообще не похож на Винни-Пуха. Смотрите нашу 300-ю серию в эту среду в 10! Да здравствует Великая Коммунистическая Партия Китая! Пусть осенний урожай сорго будет обильным! Между нами теперь все хорошо, Китай?».
Яо, Родман, Южный Парк, компартия Китая, НБА, кроссовки Дуэйна Уэйда и протесты в Гонконге в одной истории – кажется, информационное будущее наступило. Будут ли в нем трансляции НБА в Китае?
Игроки бунтуют против Blizzard – компания забанила киберспортсмена за призыв освободить Гонконг
А еще у нас есть баскетбольный инстаграм: там не только видео, но и игры, конкурсы. Подписывайтесь!
Фото: REUTERS/Troy Taormina-USA TODAY Sports; Gettyimages.ru/Marianna Massey, Kevin Frayer, Ronald Martinez, Fred Dufour – Pool, Jonathan Daniel, Takashi Aoyama
А так я вспоминаю фразу Бернанда Шоу, которую нашел в учебнике обществознания когда-то: «Свобода требует ответственности, поэтому многие боятся ее» . Дэрил Мори проявил свободу слова, написав твит в поддержку Гонконга,но не проявил ответственности за неё, удалив твит. Думаю этот скандал будет долго бушевать.
есть хоть кто-то в этом мире с кем ты не успел поработать?
как там дела в стэнфорде?
есть еще хомячки ведущиеся на твои псевдоинтеллектуальные разглагольствования?
Аляску - России
Техас ,калифорнию, Аризону, Нью-Мексико - Мексике
Луизиану - Франции
племенам индейцев - вернуть исконные территории обитания, а не резервации в пустынных районах
ждем реакцию свободных журналистов, функционеров, политиков америки, они же за свободу слова, да?
ага - за свободу, но только свою
Роман - за вот эту ремарку - стоя аплодирую!
Когда борешься за свободу или правду, делай это равномерно, а то однобокость всегда выглядит жалко.