«Он сумасшедший ученый». Пи Джей Такер – о гении Джеймса Хардена
Слушайте, вы вообще представляете, как трудно набрать 30 очков в матче НБА?
Предположу, что вы никогда не достигали такой отметки.
Черт, я уже 13 лет профессионально играю в баскетбол и еще ни разу не смог это сделать.
И мне не важно, сколько вы обычно совершаете бросков, как относитесь к тому, чтобы брать на себя инициативу. Набирать столько очков против лучших спортсменов мира – очень, очень трудная задача.
Но даже если люди и следили за выступлениями Джеймса Хардена в этом сезоне, сомневаюсь, что они знают – мой бро набрал 30 и больше очков (причем больше как правило) в 32 играх подряд. Тридцать. Две. Подряд.
Джеймс намного выше всех этих разговоров о его величии и продвижении своей кандидатуры в гонке за MVP. Хорошо, что я не таков.
И именно поэтому я пишу данный текст. Хочу поделиться одной справедливой мыслью: Джеймс Харден [по-прежнему] самый ценный игрок НБА.
Лучшее сравнение с Джеймсом, которое приходит мне на ум, никак не связано с баскетболом.
Он сумасшедший ученый.
И под этим я подразумеваю, что одной из самых недооцененных составляющих его игры является интеллект. Он крайне осознанно подходит к тому, что собирается делать на площадке, потому что знает, как собирается играть против него соперник. Так вот, что бы вы ни делали, он вернется в «лабораторию», смешает пару ингредиентов и вуаля – вновь порвет вас.
Считаю себя его ассистентом, выполняющим всю необходимую грязную работу. В этом смысле мы с ним как инь и ян. Он делает свое, я – свое. И именно поэтому мы делаем друг друга лучше. Моя задача – в том, чтобы предоставить Джеймсу достаточно пространства и сохранить достаточно энергии для экспериментов, а затем – наслаждаться результатом.
Если только вы отойдете от него и оставите ему пространство, он отшагнет и выставит вас идиотом. Если подойдете слишком близко – обойдет евростепом, да еще и так, что вы волей-неволей сфолите.
Буду честным, вы точно на нем сфолите.
Знаете, почему Джеймс так много бросает с линии? Потому что на нем часто фолят.
Вот так вот, тайна раскрыта.
Черт возьми, я всю жизнь фолил на нем и это злило меня до невозможности. В этом – часть его плана. Вне зависимости от того, насколько вы хороши в защите, Харден заставит вас сфолить, так еще и после этого не заметит контакта и продолжит движение за счет физической мощи. Чем больше он будет зарабатывать штрафных, чем сильнее вы будете сердиться, тем последовательнее он продолжит атаковать. К концу игры вы уже повержены, измучены и опозорены.
А Джеймс? Он в порядке. Будет абсолютно спокойно уничтожать тебя на площадке, да так, что ты это даже не поймешь, пока не взглянешь на статистику, а там у Хардена уже 50 очков. 50 очков, а он даже не вспотел.
И осознавать это, будучи защитником, крайне дерьмово.
В этом сезоне мой бро набирает больше 36 очков в среднем за игру – лучший показатель с сезона 1986/87, когда Джордан набирал по 37. Именно поэтому в матчах против действующего MVP, да еще и с такой статистикой, стратегия соперника всегда сводится к одной цели – не позволить конкретно ему выйти победителем из противостояния.
И с этим возникают проблемы, поскольку игровой интеллект Джеймса на гораздо более высоком уровне, чем у любого из его оппонентов. Поверьте, я видел все возможные варианты защиты против Хардена. Дабл-тимы, трипл-типы, постоянные размены. Во время матча против «Финикса» я наблюдал, как «Санз» с самого начала сдваивались на Джеймсе от самой середины площадки. Их даже не волновало, что кто-то из нашей команды оставался открытым. Никогда прежде не видел ничего подобного в матчах НБА.
Здесь уточню и попрошу не путать. Я не бегу от ответственности и от игры. Хочу быть с мячом в руках в тех ситуациях, когда это необходимо. Но я оказался в «Хьюстоне», потому что хотел играть с Крисом Полом (с ним мы были близки с самого детства) и Джеймсом Харденом. Вместе они не просто лучшие баскетболисты лиги на данный момент, они одни из лучших в истории. И у меня место в первом ряду зрителей, внемлющих величию.
Иногда от меня требуется двенадцать бросков, иногда – только два. Но это тот компромисс, на который я готов пойти, потому что понимаю: мне довелось играть с двумя парнями с сумасшедшим видением площадки, так что как только я должен буду получить мяч, я его обязательно получу.
Кстати, в этом состоит еще один недооцененный аспект игры Хардена. Все видят и ценят в нем скорера, ценят то, как он хорош в дриблинге в районе дуги. Но при этом люди могут забывать о его уровне принятия решений. Иногда Джеймс берет на себя броски, кажущиеся невероятными или даже невозможными, но если бы вы были рядом с ним каждый день, вы бы понимали, что тем самым он отнюдь не импровизирует. Он готовит такие броски, много тренирует их и, конечно же, регулярно их попадает.
И именно понимание того, насколько он опасен, делает качество принятых им решений запредельным. В этом году я был лучшим в НБА по количеству реализованных трехочковых из углов, и я бы не добился этого, если бы большинство этих бросков не были открытыми. Это происходит частично благодаря нашей игровой системе, но единственная причина, по которой система работает, – во внимании, которое приковывает к себе Харден каждый раз, когда выходит на площадку.
Опишу принятие решений Джеймса по-другому. Играли ли вы когда-нибудь в режиме MyPlayer в NBA 2k? Если да, то понимаете, что ваша оценка за каждый матч будет повышаться и понижаться в зависимости от того, насколько качественные решения вы принимаете. Так вот, лучший способ описать игру с Харденом – его рейтинг особо понижаться не будет. Он знает, откуда может попасть, где лучше поделиться мячом, а когда надо взять на себя инициативу, чтобы стянуть защиту и освободить партнеров. Если бы Джеймса мерили по стандартам 2k, его оценкой всегда была бы A.
Когда я только приехал в «Хьюстон», я уже знал о Джеймсе многое – нередко приходилось против него защищаться. Будучи тем, кто всю карьеру решал в важных эпизодах, жестко играл в защите и концентрировался на грязной работе, не люблю говорить, что в лиге есть игроки, против которых защищаться невозможно. Вообще ненавижу это словосочетание. Но в то же время прекрасно помню момент, когда осознал, что только этим словосочетанием можно описать Хардена.
Этот момент настал в прошлом сезоне во время матча против «Орландо». Мы играли в январе, до Матча всех звезд оставалось совсем ничего, и наш состав разрывали травмы.
Крис был травмирован, Эрик [Гордон] был на ограниченных минутах, еще у нескольких парней были повреждения. Появилась даже необходимость взять игроков из G-Лиги, чтобы сформировать заявку. Учитывая все это, легко напрашивался вывод, что грядущую игру мы вряд ли запомним как что-то приятное. В таких ситуациях обычно миришься с обстоятельствами и концентрируешься только на собственной самоотдаче. Вытащить такой матч очень трудно.
Вот только об этом забыли рассказать Джеймсу.
Понимая, что в тот вечер команде нужно было от него даже чуть больше, чем обычно, Харден вышел на площадку и стал первым в истории НБА баскетболистом, собравшим трипл-дабл с 60 очками.
Ничего подобного в жизни не видел. Стал свидетелем самого невероятного индивидуального выступления… Нет, не только в баскетболе, в жизни. Именно в тот момент я осознал, что Джеймс – далеко не такой, как все.
Но это было в прошлом сезоне, по итогам которого Харден заслуженно получил первый в карьере приз MVP.
А в этом он каким-то образом стал даже лучше.
Задумайтесь на секунду: год назад он взял приз самому ценному баскетболисту лиги, а сейчас улучшил свою игру, вывел ее на новый уровень.
Каждый может взглянуть в статистический протокол и понять, что Джеймс – великий игрок. Но статистика говорит не обо всем. То, сколько он значит для «Рокетс» как член команды и ее лидер, не измерить цифрами. И вот я делю паркет с игроком такого калибра – однозначно, это один из лучших моментов моей карьеры.
Определить самого ценного игрока можно несколькими способами. Для меня MVP – тот, что больше остальных значит для своей команды. И если действительно рассматривать кандидатов сквозь призму этого критерия, даже уважая всех других суперзвезд лиги, не думаю, что гонка за приз вообще актуальна. Вы попросту не найдете в НБА такого игрока, который значил бы для своей команды больше, чем Джеймс значит для нас.
Не сомневайтесь. Ведь это целая наука.
Фото: Gettyimages.ru/Victor Boyko, Tim Warner, Christian Petersen, Harry How
А по игре - это просто какой-то пранк от Сильвера, который с кем-то поспорил "спорим, что если одному чуваку лично разрешить делать пробежки и фолы в нападении в каждой атаке, а самому постоянно давать бить левые штрафные, то из рандомного ролевика можно сделать мвп?"