«Майами Хит» пытаются обхитрить потолок зарплат НБА
Но теперь им нужна помощь других клубов.
Центровому «Майами» Бэму Адебайо не хватило 0,1 секунды, чтобы переправить мяч в кольцо, и матч «Хит» с «Торонто Рэпторс» перешел в овертайм, где победу одержали канадцы. «Майами» с результатом 38-42 потерял любые шансы на плей-офф, кроме сугубо математических. Спустя несколько часов «Хит» отчислили форварда Родни Макгрудера, который провел против «Торонто» 23 минуты, 45 матчей сезона играл в старте и являлся одним из самых полезных игроков на минимальных контрактах во всей лиге.
Зачем «Майами» скидывать неплохого игрока, которому все равно уже выплатили почти всю зарплату?
Надежда сэкономить, конечно. Только подобного способа в НБА еще ни разу не видели.
Подписчики телеграм-канала Moneyball уже вкратце знакомы с этой историей, но ее можно рассказать и подробнее.
* * *
В руководстве каждого клуба НБА есть главный баскетбольный менеджер, чаще всего с громкой должностью «Президент по баскетбольным операциям» – Дэнни Эйндж в «Бостоне», Мэджик Джонсон в «Лейкерс», Боб Майерс в «Голден Стэйт», очередной ты-еще-не-знаешь-но-ты-уже-уволен в «Кливленде». В «Майами» это хитрейший и опытнейший Пэт Райли, чемпион НБА как игрок, помощник тренера, главный тренер и менеджер.
Но один человек, особенно экс-баскетболист или экс-тренер, не может управлять всеми сложными процессами потолка зарплат. У всех есть первые помощники – и обычно это люди, которые наизусть знают Коллективное соглашение и все тонкости контрактов НБА.
Генменеджером «Майами» – правой рукой Пэта Райли – является Энди Элисбург (крупный дядечка в очках слева на фото). Он занимается всей «черновой» контрактной работой в «Хит». В клубе он с самого момента основания в 1988 году и сначала работал в PR-отделе, а когда в 1995 году Пэт Райли перебежал из «Никс» в «Хит», он перевел Элисбурга в менеджмент и начал подтягивать его по карьерной лестнице. 6 лет назад Элисбурга назначили ГМом. «Это человек, который управляет всем закулисьем», – признается главный тренер Эрик Споэльстра.
В 2017 году на «Хит» внезапно свалилось место под потолком зарплат, и клуб агрессивно боролся с «Бостоном» и «Ютой» за Гордона Хэйворда. Когда эта борьба была проиграна, «Хит» подписали сразу трех игроков на умеренно дорогие четырехлетние контракты – Дион Уэйтерс получил 48 млн, Келли Олиник – 50, а Джеймс Джонсон – 60. С помощью хитро выстроенной системы бонусов и правильного порядка заключения контрактов Элисбургу и Райли удалось вписать эту тройку в платежку, в которой уже была максималка Хассана Уайтсайда и увесистый контракт Горана Драгича.
В первый год новый состав «Хит» выбрался в плей-офф, но в сезон-18/19 клуб вступал с одним из самых дорогих составов в лиге – ко всем предыдущим зарплатам добавлялись серьезные прибавки по контрактам Джоша Ричардсона и Тайлера Джонсона, зарплата которого скакнула с 5 до 19 млн из-за редкого нюанса правил под названием «поправка Аренаса». Последние места в заявке пришлось заполнять минимальными контрактами – благо у «Хит» достаточно легенд, согласных на такие условия, и Уэйд с Хаслемом продлилсь за какие-то смешные 1,5 млн в год.
Платежная ведомость «Майами Хит»
«Майами» оказался в зоне налога на роскошь. Этот «налог» был придуман, чтобы клубы из Лос-Анджелеса, Нью-Йорка и других крупных рынков не могли бессовестно тратить на своих игроков деньги, которых нет у клубов победнее. Не хочешь считаться с тратами и готов безумно переплачивать, как Прохоров? Твоя платежная ведомость превышает отметку лакшери (123,733 млн в сезоне-2018/19)? Плати дополнительно миллионы долларов в казну НБА, где их разделят поровну клубы-неплательщики. Такой вот баскетбольный коммунизм.
При этом ставка, начинающаяся с 1,5 долларов за каждый доллар превышения, еще и прогрессивная – растет с каждыми 5 млн. А если клуб – «рецидивист», плативший налог в трех из четырех последних сезонах, то для него ставка еще выше и доходит до астрономических высот: Если «Оклахома» сейчас подпишет игрока с зарплатой в 1 млн долларов, она заплатит еще 5 млн налога сверху, а пропускающий сезон из-за травмы Андре Роберсон де-факто обходится клубу не в 10, а в 50 млн. Даже обмен супердорогого Кармело не спасает «Тандер» от таких диких переплат.
Поэтому в зоне налога обычно находятся только клубы с несколькими звездами на максимальных контрактах и амбициями выйти как минимум в финал конференции. В этом году налог на роскошь будут платить «Оклахома-Сити», «Голден Стэйт», «Торонто», «Бостон», а также «Портленд», выписывающий двум своим бодрым защитникам и запасному Тернеру 72 млн.
В общем, если у клуба есть возможность избежать налога, он пользуется ею – так аккуратно действовали в обменах и при подписании новых контрактов «Хьюстон», «Милуоки», «Сан-Антонио» и все средние и слабые клубы, подходящие к лимиту. Сразу 9 клубов закончат сезон на расстоянии одного минимального контракта от налоговой черты – они ходили по ней, но не пересекли.
«Хит» тоже пытались как-то оздоровить платежку, когда стало ясно, что звезд здесь нет и за высокие цели клуб бороться не будет. Они отдали Тайлера Джонсона и еще одного игрока в «Финикс» за чуть менее плохой контракт Райана Андерсона и не подписывали дополнительных игроков, пока это не было абсолютной необходимостью.
Не помогло – к весне сумма зарплат все еще превышала порог налога на 1,3 млн. Обменивать игроков уже нельзя, негарантированные контракты стали гарантированными еще 10 января – кажется, тупик, и «Хит» нужно просто смириться с налогом, проглотить эту горькую пилюлю и поручить Элисбургу разрабатывать финансовый план на следующий год – там тоже все пока очень плохо (8 зарплат выше 10 млн, 138 млн общая платежка).
Тем не менее, у «Хит» оставалось еще три выхода.
Как избежать налога, когда его не избежать
Самым простым сценарием было урезать игровое время Келли Олиника. У Келли есть два бонуса в контракте – 1 млн за 1700 минут в сезоне и 400 тысяч за выход в плей-офф. Если бы он упустил эти две премии, «Майами» как раз упали бы ниже черты в 123,7 млн.
Но после перерыва на Матч всех звезд «Хит» внезапно начали побеждать и вернулись в гонку за плей-офф, а Олиник казался самым полезным игроком флоридцев. Держать его на скамейке только ради экономии было бы странно – да и жалобу от профсоюза игроков никто не хочет получить. «Хит» бросили все силы на концовку сезона, Олиник заработал свой миллион, «Майами» остался в налоге. И, увы, промахнулся мимо плей-офф – но это убирает лишь 400 тысяч, а надо бы срезать еще 850.
Второй способ, безумный и комедийный: устроить массовую драку и получить от лиги дисквалификации для своих самых дорогих игроков. 50% удержанной зарплаты не облагается налогом на роскошь. «Майами» нужна была такая потасовка, по итогам которой Уайтсайда, Андерсона, Драгича, Джонсона и Олиника забанили бы на три игры этого сезона. Или одного Уайтсайда на 10.
Конечно, Хассан не самая светлая голова НБА, но даже его было бы трудно подговорить на подобное.
После поражения от «Торонто» осталось лишь две игры до конца сезона, и даже дисквалификация всей команды теперь не спасет «Хит».
И тогда Элисбург придумал еще один вариант ухода от налога, который пока никто в НБА не использовал и который зависит не только от «Майами». То самое отчисление Макгрудера, к которому вышло такое большое вступление.
Итак, как это работает.
Правила отчислений в НБА
Если команда НБА отчисляет игрока, тот проходит процедуру драфта отказов: 48 часов проводит в «чистилище» уэйвера, и после этого либо становится свободным агентом, либо кто-то из клубов забирает его контракт (в неизменной форме) с драфта отказов. Например, в прошлом месяце «Бакс» так отчислили Кристиана Вуда, а его минималка заинтересовала «Новый Орлеан», и «Пеликанс» забрали Вуда через 48 часов после отчисления. От его зарплаты в платежке прошлого клуба не осталось и следа – это как будто обмен, только клубы не имели права переговариваться.
Чтобы забрать игрока с драфта отказов, нужно иметь место под потолком (сейчас ни у кого нет) или подходящее исключение. Кроме того, нужно свободное место в заявке – в ней может быть максимум 15 человек.
Если несколько команд претендуют на отчисленный контракт, его получит та, что ниже в таблице.
Поскольку через три дня регулярный сезон закончится, игроков с истекающими контрактами нужно успеть отчислить заранее, чтобы они успели пройти эти 48 часов уэйвера. Дедлайном был вчерашний день, 5 часов дня по Нью-Йорку. Макгрудера отчислили как раз в последний час.
Ах да, и отчисленный после 1 марта игрок не имеет права играть в плей-офф за новый клуб. Это существенно сужает круг претендентов на Макгрудера.
Кто может его подобрать и зачем помогать «Майами»?
В конце сезона почти все заявки заполнены целиком – а тут еще нужно иметь торговое исключение на сумму не менее 1,54 млн, чтобы забрать контракт Макгрудера.
Сейчас условиям «свободное место в заявке»+«торговое исключение» соответствуют только «Клипперс». Другим нужно отчислить кого-то с контрактом на следующий год – как уже говорилось выше, дедлайн на отчисление истекающих контрактов был вчера.
У многих команд – от «Голден Стэйт» до «Бостона» – нет исключения, нет технической возможности забрать Родни.
«Вашингтон», «Детройт», «Кливленд», «Мемфис» и «Хьюстон» – на границе налога, и им нет смысла туда залезать, так что этих можно вычеркивать на 100%. «Оклахоме» и «Торонто» тоже незачем переплачивать за игрока, который не сыграет за них в плей-офф и станет свободным агентом летом.
У «Денвера», «Филадельфии» и «Шарлотт» просто нет таких игроков, которых можно отчислить. «Юта» вместо Макгрудера предпочтет оставить «живые души», которые могут за нее играть в плей-офф, даже если это Джордж Ньянг или Раул Нето.
Остаются четверо плюс «Клипперс»:
· «Даллас» должен отчислить Райана Брокхоффа;
· «Миннесота» – Кэмерона Рейнольдса;
· ЛАЛ – только что подписанного Джермеррио Джонса;
· и главный любитель забирать чужие контракты с драфта отказов – «Новый Орлеан». У «Пеликанов» есть сразу несколько негарантированных контрактов, которые можно пустить в расход.
Но для чего? Команда, которая заберет Макгрудера, получит только одно – его права как ограниченно свободного агента этим летом. И за это нужно будет фактически заплатить 175 тысяч – на такую сумму уменьшится налоговая выплата каждому клубу, если «Майами» войдет в пул неплательщиков.
Единственная команда, у которой есть мизерный мотив заполучить права Берда на Макгрудера – «Миннесота». Она следующим летом будет за потолком зарплат и на усиление состава у нее есть только мидлевел – поэтому ей нужны игроки, которых можно продлить, как Макгрудер.
А если его никто не заберет?
Тогда платежка «Хит» никак не изменится (отчисленные игроки остаются в ней в полной сумме своей зарплаты), из налога они не уйдут и просто потеряют права на Родни. До отчисления они могли подписать его на любую сумму, плюс повторить любое предложение со стороны, ведь Макгрудер был ограниченно свободным агентов. Теперь, если они захотят вернуть форварда на следующий год, им придется тратить на него свое единственное исключение на 5,5 млн, да еще и конкурировать за него с остальными командами лиги.
Это риск, на который готовы пойти в «Майами» ради маленького шанса сэкономить.
Нужно понимать, что клубы официально не имеют права договариваться друг с другом по поводу отчисления нужного игрока – лига обязательно проведет экспресс-расследование на предмет сговора, если Макгрудера кто-то подберет.
Но скрытно, непублично, неофициально, за кулисами, через посредника – агента игрока, например – такие вещи могут проходить.
И вряд ли Райли, его помощники и остальные люди в руководстве «Майами» стали бы просто так отказываться от прав на хорошего игрока, не имея каких-то сигналов к успеху этой уникальной операции.
Еще больше о контрактах в НБА – в телеграм-канале Moneyball
Фото: REUTERS/ John E. Sokolowski-USA TODAY Sports; Gettyimages.ru/Alexander Tamargo, Ezra Shaw, Maddie Meyer, Elsa, Michael Reaves