Forbes выпустил новый рейтинг клубов НБА. Доверять ему нельзя
НБА уже стоит 56 млрд.
На прошлой неделе Forbes выпустил свой традиционный рейтинг клубов НБА по стоимости. В очередной раз оценка бьет все рекорды, лига дорожает, интерес инвесторов и спонсоров запредельный, вкладывать в баскетбольный клуб в США все выгоднее.
«Никс» – самый дорогой клуб НБА, впервые преодолевший порог в 4 миллиарда долларов, за ними идут «Лейкерс» и «Уорриорс», замыкает рейтинг «Мемфис», но даже на него вы не накопите – по мнению редакции Forbes, «Гриззлис» сегодня стоят 1,2 млрд.
В мире финансов любой отчет оценщика вызывает больше вопросов, чем дает ответов, а цифры из подобных журнальных рейтингов можно извращать как угодно, лишь бы выводы помогали победить в споре.
Оценка клуба по методологии редактора Forbes Курта Баденхаузена складывается из четырех параметров:
1. Выручка – насколько выгоден бизнес-актив именно как баскетбольный клуб (у всех команд, кроме топ-3, это самая большая часть оценки).
2. Рынок – оценка маркетингового потенциала медиарынка, на котором находится команда.
3. Стадион – оценка доходности арены с учетом того, кто ей владеет (например, «Бруклин» и «Барклайз-центр» – это одна структура, и арена «Нетс» оценена выше бостонского «Гардена», которым «Селтикс» пользуются бесплатно, а владеют «Брюинс»).
4. Бренд – известность клуба, выраженная в долларах.
Все эти четыре параметра ежегодно переоцениваются, исходя из изменений в финансовом климате НБА, роста популярности лиги в мире и реальных сумм, за которые покупаются спортивные команды.
Но к этим цифрам нужно относиться так же, как к какому-нибудь показателю PER или VORP при оценке полезности игрока на площадке. Забавно сравнить, но делать далеко идущие выводы неправильно.
Претензии к рейтингу Forbes можно свести к пяти пунктам.
· В оценках заложены данные по выручке и операционной прибыли (EBITDA) за прошлый сезон (то есть за 2017/18). Это означает, что мы видим не текущую финансовую ситуацию НБА, а минимум с полугодовым лагом. В текущем рейтинге «Милуоки» – последний по выручке, но они сейчас идут на первом месте на Востоке, Яннис стал самым популярным игроком конференции, и «Бакс» зарабатывают гораздо больше на новой арене. «Новый Орлеан» может похвастаться четвертым темпом роста стоимости в лиге… только рейтинг составлялся до того, как лучший игрок в истории клуба Энтони Дэвис потребовал обмена. Выручка «Лейкерс» уступает «Голден Стэйт», а прибыль – «Нью-Йорку»; давайте, расскажите, что после перехода Леброна все осталось на тех же уровнях.
· Он очень далек от фактической стоимости. Франшиза НБА – или даже если брать шире, спортивный клуб – это штучный товар. Ценообразование на него зависит не только от объективных факторов вроде оценки бренда или прогнозируемых доходов от арены. Владение спортивной командой – это признак высшего социального класса, и его надо оценивать по методикам для предметов роскоши, но с другой стороны, это и бизнес, причем бизнес, который отвергает традиционные парадигмы хоть прямых, хоть венчурных инвестиций. Как такой странный актив объективно оценить в долларах?
Сейчас «Никс» редакцией журнала оценены в 4 млрд – но владелец команды Джеймс Долан, по его словам, недавно отклонил предложение в 5 млрд. Стив Балмер купил в 2014 году «Клипперс» за 2 млрд – в тот момент Forbes называл цену на клуб всего в 575 млн (и это не единичный случай занижения оценки). В следующем рейтинге все клубы заметно подорожали, в том числе сами ЛАК – в три раза. Так что можно сделать вывод: одно появление Балмера в числе покупателей повлияло на стоимость команд НБА больше, чем все те параметры, которые учитывали оценщики. Это wild card-рынок, его нельзя спрогнозировать.
· Цифры всегда рисуют так, чтобы не было одинаковой оценки у нескольких команд – между клубами в рейтинге шаг минимум в 25 млн. При этом за исключением самой верхушки клубы стоят в рейтинге настолько плотно, что разница в 5-7 мест – результат небольшой вольности в подсчетах.
· Данные малоинтересны для глубокого анализа, они очевидны. Клубы, которые находятся на крупных рынках, будут стоить дорого и зарабатывать много в любой ситуации. Клубы, которые выигрывают, будут повышать стоимость бренда. Клубы, которые претендуют за титул, будут платить своим игрокам большие зарплаты, следовательно – влезать в налог на роскошь, следовательно – могут уйти в убыток. Все это логично и не требует расстановки клубов по местам.
· И при этом они обманчивы. Но об этом мы уже поговорим на отдельных примерах ниже.
Все достоинства рейтинга можно свести к одной фразе: других цифр у нас просто нет.
Forbes оценивает клубы НБА с 1999 года, и всегда первые две строчки занимают одни и те же команды – «Нью-Йорк Никс» и «Лос-Анджелес Лейкерс», вне зависимости от спортивных успехов. Вот выкладка за последние 10 лет:
За время оценки у ЛАЛ – 5 чемпионских титулов и еще 2 выхода в финал, Шак, Кобе, Пау, Дуайт, Леброн. У «Никс» за XXI век всего одна выигранная серия плей-офф, рекорды по налогу на роскошь и коллекция бездарно потраченных драфт-пиков. В чемпионские 2009-й и 2010-й доходы «Лейкерс» были ниже, чем в худший период в истории клуба, 2014-2017, причем выручка выросла как в абсолютных величинах, так относительно средних по лиге.
НБА изначально, с самого момента основания Баскетбольной Ассоциации Америки в 1946 году, задумывалась как развлекательный бизнес для владельцев хоккейных арен в крупных городах, а не как спортивные соревнования. В развитие лиги было заложено, что фактор величины медиарынка является ключевым в финансах клуба.
В феврале 2014 года Адам Сильвер сменил на посту комиссионера НБА Дэвида Стерна, руководившего лигой 30 лет. К тому моменту средняя стоимость клуба едва превышала 600 млн (она не считалась низкой на тот момент).
На графике вы видите, как она выросла сразу после захода Сильвера на должность.
Это можно было бы обосновать новым телеконтрактом, агрессивным заходом Балмера в лигу и «багажом Стерна», но только НБА продолжает дорожать, хотя никаких суперконтрактов больше не подписывали, и в три раза дороже оценки клубы не продавали.
В прошлом году НБА впервые опередила МЛБ по средней стоимости (бейсбольный рейтинг-2019 традиционно выйдет только перед началом сезона в апреле) и теперь уступает только НФЛ. Неудивительно, что футбольная лига пыталась переманить Сильвера. Но тому пока комфортно в менее скандальной и консервативной НБА, где он может рекламировать игровые майки с меняющимися номерами, а не отвечать на неудобные вопросы о расизме среди владельцев или о тяжелых последствиях от сотрясений мозга у футболистов.
В НБА больше нет дешевых команд, сплошной «средний класс»: 21 клуб находится в плотном диапазоне от 1,2 до 1,75 млрд, шесть клубов – от 2,2 до 2,9, и, наконец, элита из «Никс», ЛАЛ и примкнувших к ним «Уорриорз», второй год подряд оцениваемых в сумму более 3 млрд долларов.
Нам давно говорят о смерти НБА из-за суперкоманды в «Голден Стэйт», из-за негативного влияния Леброна и его агента, из-за бесконечных штрафных Хардена, из-за чего угодно. Вот только дорожают при этом все 30 команд, а не только те, что «уничтожили лигу».
Точнее, 29 из 30:
Критики скажут, что Леброн оставил в «Кливленде» выжженную землю. Но мы снова вспоминаем про временной лаг – убытки «Кэвз» связаны не с тем, что Леброн ушел, а с тем, что он был. Это минус за сезон-2017/18, когда клуб заплатил 50 млн налога на роскошь. «Кливленд» и в прошлогодней оценке Forbes был единственной командой с минусом – по той же самой причине.
Так уж выходит, что для борьбы за чемпионство нельзя экономить на зарплатах игроков и приходится терпеть финансовые санкции от лиги. У команд со скромных рынков (а Кливленд считается только 19-м в США) в таких ситуациях фиксируется убыток. Но чемпионство в перспективе должно отбивать деньги, потраченные в чемпионский год, и это даже заложено в бренд-оценку Форбса.
Следующей зимой в новом рейтинге «Кэвс» вновь покажут прибыль, даже несмотря на падение посещаемости (когда Леброн уходил в прошлый раз, самый большой отток зрителей произошел на второй год, так что худших финансовых результатов стоит ждать в 2021-м).
Не так спокойно воспринимается падение стоимости клуба – но было очевидно, что после ухода Леброна Форбс снизит оценку стоимости «Кэвз». Если бы Дэн Гилберт хотел продать команду на пике стоимости, он должен был отдавать ее с Леброном в составе. Впрочем, владелец не планировал ее продавать тогда, не планирует и сейчас. Не наигрался еще. Поэтому падение стоимости логично, предсказуемо, но не несет в себе никаких выводов.
Есть и другие финансовые маркеры, которые на поверхности блестят, но ничтожны в глубине.
«Филадельфия» выросла в стоимости быстрее всех. Но когда клуб впервые за 15 лет имеет положительную разницу побед-поражений, его оценка скакнет быстрее остальных. Слишком низкая стартовая позиция; филадельфийские клубы НХЛ, НФЛ, МЛБ – в десятке в своих лигах, и это то место, куда «Сиксерс» обязаны возвращаться после обитания во втором десятке рейтинга в бесславную эпоху «танкинга».
Бренд – это самая странная категория оценки клуба, и названные там цифры часто выглядят просто как сумма, необходимая, чтобы «подбить» стоимость франшизы до проектной стоимости. Нет сомнений, что «Лейкерс» – самый раскрученный баскетбольный бренд в мире. Но вот то, что «Сакраменто Кингс» по этой оценке стоят выше «Сан-Антонио», «Вашингтона» или «Оклахомы», вызывает скепсис. Вы когда последний раз замечали этот бренд вне трансляций матчей «Кингс»?
«Бостон» находится впереди по баскетбольным доходам совсем не потому, что у клуба все солнечно и контракт Хэйворда никого не пугает. Просто в прошлом году «Селтикс» не платили налога на роскошь, зато провели целых 11 домашних игр в плей-офф (самая большая статья выручки от баскетбольной деятельности), это столько же, сколько у финалистов «Кэвз» и «Уорриорз». Уже к июлю-2019 реальные цифры прибыльности и доходности будут совсем другие.
В оценку стоимости «Уорриорз» заложена доходность новой арены в Сан-Франциско, на которую клуб переедет этим летом. Причем она закладывалась и раньше, а планы по открытию сдвигались – сначала с 2017-го на 2018-й, потом на 2019-й. Получается, предыдущие оценки клуба показывали опережающую стоимость. Нынешняя «Оракл-арена» – старейшая в НБА, но в оценку клуба закладывается не она, а «виртуальная» арена. Итак, мы имеем в оценке: доходы клуба – за 2017/18, медиарынок – в 2018/19, оценка арены – от 2019/20 и дальше. Из этой мешанины трудно сформировать четкое мнение о стоимости клуба.
Еще больше подмены понятий – в относительных показателях вроде «выручка на одного болельщика». «Юта» лидирует по этому показателю, показывая цифры в пять с лишним раз выше «Бруклина». Это такой эффективный маркетинг в штате мормонов и такой плохой – у «Нетс»? Нет, все проще: на сжатом рынке Юты, где нет других спортивных команд, выручка на 1 теоретического фаната будет намного выше, чем в Чикаго, где «Буллз» нужно бороться за зрителя с «Уайт Сокс», «Кабс», «Бэрс» и «Блэкхокс». Посмотрите на топ этого рейтинга: сплошь города, где кроме команд НБА нет вообще никого: Оклахома-Сити (№3), Сакраменто (№4), Сан-Антонио (№5), Портленд (№7).
* * *
Даже у Библии было больше конкурентов, чем у Forbes. У рейтинга клубов по стоимости просто нет альтернативы, хотя он и оторван от реальности. Но здесь мы сталкиваемся с забавной рекурсией – Forbes составляет его, потому что читателям интересно, как дорожает НБА. А она дорожает в том числе потому, что даже подобные списки подогревают интерес болельщиков не хуже чем конкурс слэмданков на Уикенде Всех Звезд.
Кстати, конкурс – уже этой ночью, не пропустите это шоу. И ваши просмотры обязательно превратятся в доллары в следующем рейтинге клубов НБА от Forbes.
Фото: Gettyimages.ru/Ethan Miller, Mike Stobe, Ezra Shaw
Ебитда - это не выручка. Это прибыль до налогов, если не лезть в дебри