Марчюленис пытался создать свою лигу. Что это было?
В Америке на прошлой неделе стартовал первый сезон новой лиги под названием Альянс американского футбола (ААФ). Эта лига вроде бы как надеется в будущем стать родственницей великой и могучей НФЛ, стать для нее лигой развития, какие есть у НХЛ и НБА. Но пока что она воспринимается как вполне самостоятельное мероприятие.
Вообще в Америке в отношении спортивных лиг очень богатый выбор. (Здесь и далее под «Америкой» понимается Северная Америка в виде США и Канады. Да простят меня мексиканцы).
В североамериканском спорте в этом смысле царит атмосфера супермаркета. Любишь американский футбол – есть и НФЛ и студенческие команды, теперь еще ААФ. В прошлом были такие лиги USFL и WFL, короткую, но яркую жизнь прожила XFL, которую собираются снова оживить в 2020-м. Плюс, до сих пор существует (хоть и дышит на ладан) AFL, лига по арена-футболу. У AFL какое-то время даже была своя собственная «дочка» AF2. Короче говоря, есть на что посмотреть – виды спорта не существуют законсервированно в рамках одной лиги.
В Европе, например, с этим сложнее. Футбол – чемпионаты стран, плюс Лига чемпионов и Лига Европы. Все. Суперкубок УЕФА можно даже не считать, поскольку это один матч.
Да, внутри стран есть и основной чемпионат, и целая иерархия лиг, и Кубок, и Суперкубок, и небольшие симпатичные турнирчики типа Кубка ФНЛ, клубного чемпионата мира и тому подобного. Вроде бы как собираются оживлять Кубок Интертото, вводить какие-то Суперлиги и прочее.
В баскетболе раньше были Кубок Корача (1971-2002), Центрально-европейская лига (2007-2010), Балтийская лига (2004-2018), до сих пор функционируют Адриатическая и Балканская лиги. Это все в дополнение к четырем основным лигам Европы – Евролиге, Еврокубку, Еврокубку ФИБА и Лиге чемпионов ФИБА.
Кажется, есть на что посмотреть. Но есть одна проблема. Она характерна как для футбола, так и баскетбола и вообще почти всех командных видов.
Если отсечь Северную Америку, то окажется, что футбол/хоккей/баскетбол везде одинаковые.
Проблема ли это? Думаю, большинство любителей спорта об этом даже не задумываются. Универсальность правил в таком случае является даже преимуществом. АПЛ, Ла Лига, Бундеслига, Лига 1, Серия А, РПЛ – разнится стиль игры и ее качество, но в конечном счете футбол остается футболом. В баскетболе? Чемпионат Испании, российская Суперлига, любая из международных лиг – баскетбол-то, как говорится, он и в Африке баскетбол.
Только вот про Америку такого не скажешь.
В Европе спортом заведуют грузные и серьезные организации – ФИФА, ФИБА, ИИХФ (или МФХЛ, кому как угодно). В Америке все подчинено коммерческим интересам отдельных лиг. НХЛ может не слушаться ИИХФ, а НБА – крутить ФИБА на одном месте. MLS подчиняется Федерации футбола США, а значит и ФИФА. Но при этом все равно умудряется вводить чисто американские, нетипичные для европейского футбола «фишки» – закрытую структуру лиг, разделение на конференции, Матч звезд, плей-офф, потолок зарплат и все в таком духе. Получается, что в Америке играют в свой хоккей, свой баскетбол и по-своему обращаются с футболом.
И дело не только в тех самых «фишках», но в правилах игры и условиях существования лиг. Все знают, что в НХЛ площадка уже, а значит, игра быстрее и агрессивнее. В НБА наоборот – площадка длиннее и шире, а трехочковая дуга дальше. Такие банальные вроде бы различия несут колоссальный отпечаток на характере игры, ее геометрии, требованиям к игрокам и много еще на чем. В Америке даже баскетбол внутри страны значительно отличается – студенческий баскетбол отличается от баскетбола НБА примерно так же, как обычный футбол от пляжного или мини-футбола. В NCAA другая разметка, другие правила, другой формат сезона и определения победителей.
И каждая новая лига, создаваемая в Америке, обязательно пытается давить на свою уникальность. Правила меняются, переписываются и эволюционируют. В Европе с этим все гораздо сложнее. Но был и в европейском баскетболе интересный эксперимент, заслуживающий внимания.
Как создавалась НЕБЛ и зачем
Известный советский и литовский баскетболист Шарунас Марчюленис в 1998 году выступил с инициативой создать НЕБЛ – Североевропейскую баскетбольную лигу (от North European Basketball League, NEBL).
В 1999 году прошел промо-турнир НЕБЛ из восьми команд. Это была эдакая демо-версия будущего проекта. Три команды из Литвы, две – из Латвии, плюс по клубу из Эстонии, Финляндии и Швеции.
Собственно, цель создания турнира можно понять уже по странам-участникам первого же промо-турнира – команд из Латвии, Эстонии, Финляндии и Швеции вы в числе сегодняшних участников Еврокубка и Евролиги не найдете. Марчюленис считал, что НЕБЛ по силам освоить баскетбольный рынок Северной Европы и утверждал, что «литовцам по силам научить скандинавов нормально играть в баскетбол».
«Цель этого проекта я вижу в помощи клубам из нашего региона – Балтия, Скандинавия, Россия, Украина – встать вровень с южными командами, которые задают тон в Европе. Там сейчас диктуют моду Испания, Италия, Греция и Турция. А ведь в северных страна баскетбольных традиций ничуть не меньше!» – рассказывал Марчюленис.
Помимо необычной географии, Марчюленис преследовал цель сделать европейскую НБА в плане ценностей. Это выражалось не только в том, что в офисе НЕБЛ работали коллеги из США. Марчюленис в каждом своем интервью подчеркивал, что ему не нравится полулюбительный статус европейского баскетбола, где команды платят за участие в турнирах. Он хотел выстроить исключительно американизированную структуру, где клубы бы, по его же словам, «платили только за дорогу до аэропорта». НЕБЛ активно искала спонсоров и бизнес-партнеров, сама оплачивала все расходы на судейство, транспорт и проживание команд, выплачивала некислые призовые (100 тысяч долларов на четырех участников «Финала четырех» в первый же год), зарабатывала на ТВ-контрактах. Последнее было для молодой лиги чуть ли не ключевым правилом – одним из условий вступления в НЕБЛ был имеющийся у команды контракт на трансляции матчей по одному из национальных телеканалов.
«Наши идеи существенно расходятся с тем, как трактует развитие баскетбола европейская федерация ФИБА. В Европе умеют играть в баскетбол, но не умеют упаковывать его в броскую обертку, подать на блюдечке. Дилетантизм в организации дела сводит на нет профессионализм игроков», – подчеркивал Марчюленис.
В отношении правил НЕБЛ несколько обогнала весь остальной европейских баскетбол – с первого же розыгрыша в матчах турнира на владение командам давалось 24 секунды, а игра была разделена на четверти по 10 минут. ФИБА утвердила эти новшества только с 2001 года. К тому же, НЕБЛ решила повторить за Американской баскетбольной ассоциацией 70-х (АБА), которая, помимо всего прочего, была узнаваемой благодаря цветастым игровым мячам. Дизайн мячей в НЕБЛ был практически таким же, как в АБА.
К сожалению, судьба у НЕБЛ как лиги оказалась даже более трагичной.
Чем все закончилось
НЕБЛ росла семимильными шагами. 2000-м году ЦСКА выиграл первый полноценный розыгрыш лиги, в котором приняли участие 14 команд из 9 стран. Через год число команд выросло до 16, а охват – до 12 стран. В сезоне-2001/02 лига достигла каких-то исполинских масштабов – 31 команда из 19 стран. В том сезоне в финале играл пермский «Урал Грейт» и проиграл «Летувос Ритас» (74:79).
Финальный матч даже есть на YouTube. Это чуть ли не единственное видеоподтверждение того, что НЕБЛ действительно существовала. Можно посмотреть на Сергея Панова и Василия Карасева в самом соку.
«Чем больше соревнований, тем лучше. Мы не противопоставляем свою лигу существующим турнирам, а стараемся утвердиться как жизнеспособное и коммерчески выгодное соревнование», – такой видел цель своего турнира Марчюленис. Увы, этой мечте не суждено было реализоваться.
К 2001-2002 годам Евролига обрела свой современный вид, но в то же время был созданы Кубок УЛЕБ (это сегодняшний Еврокубок) и еще чуть позднее – Кубок вызова (Еврочеллендж). Начались терки ФИБА и Евролиги, которые не прекращаются по сей день. В итоге НЕБЛ была похоронена по всей этой грудой реформ европейского баскетбола. К тому же из НЕБЛ потихоньку слились «Жальгирис» и ЦСКА.
В одном из источников излагается версия, что НЕБЛ держалась на плаву за счет контракта с медиакомпанией Modern Times Group, у которой был ряд телеканалов в Скандинавии. Соглашение было рассчитано на четыре года, четыре сезона лига и просуществовала.
На что это похоже
В 1996 году женский баскетбол в США переживал дикий взлет популярности по двум причинам: (а) женская сборная США прошлась по всем соперницам катком на домашней Олимпиаде в Атланте и (б) команда университета Коннектикута завершила сезон без поражений, одержала 35 побед подряд и стала командой года в глазах многих журналистов.
Американская Баскетбольная Лига (АБЛ) стала первой независимой профессиональной лигой для женщин в истории США и стартовала осенью 1996 года. Спустя всего полгода от НБА отпочковалась ЖНБА.
АБЛ решила, что кто первый встал, того и тапки, поэтому менеджеры Лиги не в угоду долгосрочным перспективам решили форсировать проведение первого сезона. Им удалось заключить контракты с большинством представителей сборной США с Олимпиады-1996, что и позволило лиге не обделаться в первом же сезоне от страха при виде маркетинговой армады со стороны НБА во главе с ее тогдашним комиссионером Дэвидом Стерном.
Спустя два года соперничества с ЖНБА в АБЛ поняли, что дело пахнет керосином и предложили слияние лиг или хотя бы сотрудничество в виде совместных Матчей звезд. Стерн наотрез отказался.
В итоге АБЛ продержалась всего два полных сезона: 1996/97 и 1997/98. Третий сезон АБЛ начался с того, что две команды («Атланта Глори» и «Лонг-Бич Стингрейс») обанкротились, но их тут же заменили двумя новыми («Чикаго Кондорс» и «Нэшвилл Нойз»). 22 декабря 1998 года АБЛ объявила о банкротстве прямо посреди сезона, когда в активе команд лиги было от 12 до 15 сыгранных матчей.
Дошло до того, что в 1999 году на вечеринку по случаю финала студенческого чемпионата, которую устраивало руководство женской НБА забилось так много людей, что многие пришедшие даже по приглашению так и не смогли попасть в помещение, где проходил праздник. И все потому, что на эту сходку в поисках новой работы прибежало дикое количество игроков, тренеров и других представителей АБЛ.
Итог
Марчюленис решил воссоздать чемпионат СССР на свой манер с преферансом и поэтессами, но уткнулся в стену и не смог доказать преимущество своего турнира над остальными. Тем не менее, именно по образу и подобию НЕБЛ и были созданы Адриатическая и Балтийская лига.
На рубеже веков внутри баскетбольной Европы все ссорились между собой, дрались и переизобретали велосипед, ничего по сути не меняя. Марчюленис же успел вставить свои пять копеек и предложил свое видение европейского баскетбола. Его детище оказалось недолговечным, но идеи были разумными и прогрессивными.
Было бы здорово, если бы таких идей в европейском баскетболе было как можно больше. Ведь некоторые из них было бы полезно взять на вооружение, например, в российском баскетболе.
Фото: Instagram/; globallookpress.com/Soeren Stache; Gettyimages.ru/Cooper Neill, Tom Pennington, Rick Stewart /Allsport, Jonathan Daniel /Allsport
Аж друзьям в чатик с пометкой "интересное" отправил.
Жаль, что все самые классные проекты (например, ПБЛ) у нас кончаются фиаско.
Фиаско закончилось это начинание, к сожалению. А причины уже вторичны.