Без Карасева, без Еврокубка... Что дальше?
Истоки происходящего, наверное, следует искать еще в событиях лета 2017 года, когда новым президентом клуба стал Игорь Оноков. За этим последовало увольнение спортивного директора Андрея Спиридонова, который проработал вместе с Василием Карасевым в тандеме много лет. Начинали еще в «Триумфе». Ведущие игроки перед новым сезоном покидали команду: Маркович, Тулсон, Тимма, Уайт, Лэндри… Достойной замены не наблюдалось. Спиридонова вернули… Сезон завершили поражением от ЦСКА в «Финале четырех».
Через год история повторилась. Президента сменили, Спиридонова опять уволили, игроков собирали с трудом. Команда явно не усилилась. Петербург покинула главная надежда резерва – Григорий Мотовилов, делами которого занимался именно бывший спортивный директор клуба. Кстати, «Зенит-Фарм» играет, скорее всего, последний сезон.
Зато в северной столице появляется Александр Церковный, причастный к победе ярославского «Буревестника» в Суперлиге-2. Новый руководитель вынимает джокера из рукава. В северную столицу прибывает Брэндон Дженнингс, экс-звезда НБА. Именно вокруг него и завертелась спираль неприятных событий, которая привела к отставке Карасева.
Сегодня уже известно, что главный тренер был против этого приобретения. Репутация Дженнингса в баскетбольном мире не была секретом: талант с большими проблемами. Пристрастие к алкоголю и нежелание поддерживать необходимую дисциплину довели его до необходимости перезапускать карьеру вдали от родины. Сам факт, что контракт все-таки подписали, говорит о желании Церковного продемонстрировать Карасеву «кто в доме хозяин».
Возможно американец понимал, что он в центре интриги и у него за спиной генеральный директор клуба. Во всяком случае проблемы с Дженнингсом начались очень быстро, даже несмотря на блестящие показатели в ряде игр. К середине ноября провалов на площадке у Брэндона стало слишком много. После критики со стороны наставника, Дженнингс пошел на открытый конфликт. Только ленивый не цитировал его заявление про «отца и сына в одном клубе».
Церковный официально порицал такое поведение, но сразу не отчислил смутьяна. Видимо Карасеву пришлось использовать все свое влияние, чтобы добиться увольнения американца. Это событие гендиректор прокомментировал следующим образов: «Мне очень жаль, что нам не удалось вписать этого игрока в действующую систему «Зенита». Благодарен Брэндону, что он рискнул и приехал. В ответ на разные выпады в адрес игрока хочу сказать, что он абсолютно адекватный, открытый и позитивный человек, мы расстаемся друзьями».
На домашней встрече с «Тренто», после разрыва контракта с игроком, Церковный и Дженнингс сидели рядом как ни в чем не бывало (на фото в правом нижнем углу). Это была демонстрация, адресованная Карасеву. Далее последовало несколько невразумительных игр сине-бело-голубых и новость про отставку уже главного тренера.
Если постараться объективно взглянуть на ситуацию, то веских аргументов расстаться в декабре с Карасевым у «Зенита» не было. В казне клуба денег не прибавилось. Вновь оказаться в тройке самых сильных команд Единой лиги ВТБ была и есть посильная задача. Команда переживала кризис? Оказалась на грани вылета из Еврокубка? Так в России (и не только у нас) проблемы баскетбольных клубов – это норма жизни.
Карасев не увольнял Спиридонова, с которым они проработали вместе долгие годы. А это увольнение явно повлияло на комплектование команды. Не понятно, мог ли главный тренер влиять на трансферы летом, если против его воли привезли в Петербург Дженнингса?
Известно, что несколько лет Карасев держал команду на уровне того бюджета, который выделяли владельцы клуба. Не прыгал выше головы, но и не ронял планку. То факт, что в «Триумфе/Зените» он работал на своем посту без замен, говорит об умении держать удар и выкарабкиваться из неприятностей.
Специалисты могут по полочкам разложить недостатки Карасева-наставника. Зрителям в глаза бросаются, прежде всего, проигранные концовки. В баскетболе, обычно, это приписывают тренеру. И мы такие провалы помним. Так же, как и яркие победы над ЦСКА в России или сильными соперниками в Европе.
Так же не стоит забывать, что через команды Карасева с 2009 по 2018 прошло достаточно мастеров, которые играли или играют в различных сборных России: Валиев, Лазарев, Воронов, братья Кулагины и Сергей Карасев. Заслуга тренера в прогрессе этих баскетболистов очевидна.
Пожалуй, главный вопрос, который имеет отношение к будущему «Зенита», как Церковный распорядится карт-бланшем, который он получил, скорее всего, от Сергея Фурсенко? Сложно представить себе ситуацию, при которой новой гендиректор мог просто отомстить наставнику-старожилу за то, что последний не принял его протеже с распростертыми объятиями.
Сейчас Церковный произвел смену тренера, ссылаясь на спортивные результаты. Что произойдет дальше, если Плаза не оправдает надежд? Мы начнем менять наставников, как перчатки?
Программа развития клуба, которой следует менеджер, пока, не понятна. Правда, генеральным спонсором «Зенита» стал «Газпром». Только вряд ли это можно приписать к заслугам Церковного. Не известно, к тому же, приведет ли это событие к увеличению бюджета команды?
Зато можно смело прогнозировать, что удержать Сергея Карасева в «Зените» будет сложно. Прошлым летом его сильно обхаживали представители, как минимум, одного столичного клуба. Теперь к финансовым предложениям со стороны прибавится еще и обида за отца. От простых человеческих эмоций никуда не уйдешь.
Плаза утверждает, что выбрать Петербург он решил, поскольку ему гарантировали участие в большом проекте. Дай то бог. Может быть, через пару лет мы увидим сине-бело-голубых в Евролиге. И не «мальчиками для битья». Хочется в это верить.