Данкан и Джордан одевались на матчи как в офис, Леброн и Уэстбрук – как модели. Подтрибунка НБА стала подиумом
От редакции. Это пост раздела «Стиль», в котором мы изучаем эволюцию отношения звезд НБА к моде. Раньше почти никто не думал о внешнем виде (даже Майкл). Сегодня подтрибунное помещение перед играми снимают как показ новой коллекции одежды, а на Матче всех звезд проводятся конкурсы на самого модного игрока.
Высокие модели выходят из автобуса и идут по серым, пустым коридорам. На них надеты самые модные и трендовые наряды, которые демонстрируются на фоне запертых дверей, вентиляционных шахт и мусорных баков. Каждый их шаг фиксируется фотографами и видеооператорами, но все действие занимает от силы минуту, прежде чем модель скроется за одной из десятка ничем не примечательных дверей.
Это самое популярное фэшн-шоу в мире. И оно попадает в ваши соцсети каждый день с октября по июнь.
В роли моделей – игроки НБА, приехавшие на очередной баскетбольный матч.
* * *
В баскетбол как увлечение всегда было много точек входа – от видеоигр до хип-хопа, от стритбола до сникерхедства, от коллекционных карточек до продвинутой спортивной статистики. Теперь это еще и мода.
За последние 10 лет «баскетболист НБА» и «стильно одетый спортсмен» стали синонимами. Ни в одной другой лиге нет такого культа моды, как здесь. Игроки не просто следуют модным трендам, а задают их – дизайнеры поняли, что широкая мужская аудитория не воспринимает субтильных фотомоделей в качестве модных ориентиров. Спортсмен – гораздо более маскулинный образ. И теперь в мире мужской моды нет большего авторитета, чем баскетболисты – разве что рэперы.
А сами баскетболисты хотят выбраться за рамки спорта. «Мне не нужно звание «самого модного в НБА», – заявляет Ник Янг. – Я хочу быть ровней Канье Уэсту и Фэрреллу Уильямсу». В конце концов, что, если не интеграция в мир моды поможет лучше продавать их именные модели кроссовок?
Спортивные сайты теперь могут столь же скрупулезно разбирать новую механику броска Маркуса Смарта, как коллекцию нарядов главного модника НБА (нет, это не Расселл Уэстбрук) Пи Джея Такера. Раздел «спорт» на фэшн-сайтах почти полностью состоит из баскетболистов. Сама лига в 2015 году провела интересный эксперимент – одним из событий во время Уикенда всех звезд стал фактический показ мод. Его представили как конкурс «NBA All-Star All-Style» с Харденом, Казинсом и победившим в итоге Джей Ар Смитом в качестве моделей-конкурсантов:
Медиакомпания Леброна продюсировала шоу, он же вместе с Кевином Хартом вел церемонию. Конкурс состоял из трех раундов: сначала на подиум выходили в деловом стиле, затем в вечернем наряде. В финале нужно было показать самые огненные луки, в котором игроки готовы приехать на игру и пройти до раздевалки.
Логичный итог симбиоза моды и НБА: подтрибунные помещения превратились в подиум.
* * *
На самом деле все началось не с Уилта, а с Уолта
Все знают, что первым хайпбистом НБА был неповторимый центровой и любовник Уилт Чемберлен. Тем не менее, не он был первой «моделью подтрибунки». Уилт предпочитал появляться в лучших нарядах на светских мероприятиях, в клубах, на концертах, сниматься в рекламе. Мир НБА для него все-таки был демонстрацией его физического превосходства, а не поп-культурного величия (Чемберлен также снимался в кино, записывал джаз и вел радиопередачу).
Первым, кто понял, что короткий проход до раздевалки можно превратить в показ мод, был Уолт Фрэйзер – звездный разыгрывающий «Никс», двукратный чемпион (1970, 1973), единственная легенда НБА, на которую GQ может собрать фэшн-профайл, и первая культовая борода баскетбола, задолго до Джеймса Хардена, Бэрона Дэвиса или даже Брайана Уинтерса.
За свой стиль Уолт получил прозвище «Клайд» в честь знаменитого преступника Клайда Бэрроу, а точнее в честь сыгравшего его в фильме «Бонни и Клайд» актера Уоррена Битти – Фрэйзер любил появляться на публике в шляпе в стиле Клайда из этого фильма. Такой лук Уолта не раз видела подтрибунка «Мэдисон-сквер-гардена», как только он выходил из «Ролл-Ройса» и направлялся к раздевалке.
Здесь нужно отметить, что большинству игроков НБА в те годы было не до модных нарядов, особенно во время выездных матчей. Они приезжали на игры не в комфортабельных автобусах из дорогого отеля, где ночевали после перелета на чартере, а на такси по три-четыре человека, из гостиницы, где могли отказать в обслуживании темнокожим. Летали они лучшем случае эконом-классом или на древнем кукурузнике – порой приходилось вообще ехать в другой город на автобусе. Единицы, вроде Уилта и Уолта, могли позволить себе в такой ситуации заботиться о внешнем виде, остальные брали в дорогу лишь самое необходимое и простое.
И хотя эстафету стиля от Фрэйзера в 70-е и 80-е перехватили Джулиус Ирвинг и Мэджик Джонсон, большинство игроков НБА до 2010-х, включая самого Майкла Джордана, чаще всего направлялись на игры примерно в таком виде.
Это явно не проход по подиуму, это офисный служащий Джордан готов к продуктивному рабочему дню.
А вот Тим Данкан выглядит как автомеханик (или стартапер из нулевых):
Все изменил дресс-код НБА
Первая половина 2000-х – время культурного кризиса в НБА. Афтершок от ухода Джордана набрал максимальную мощность, и сразу в двух сезонах – 2002/03 и 2004/05 – выручка НБА падала. Такого еще ни разу не случалось с момента внедрения потолка зарплат в 1984 году. В том же году в лиге появился молодой и амбициозный комиссионер Дэвид Стерн, и хотя 20 лет спустя он был уже не так молод, амбиции никуда не делись.
Стерн понимал, что вернуть деньги платежеспособной (=белой) аудитории в баскетбол можно только одним способом: изменить отношение публики к игрокам. В середине прошлого десятилетия большинство звезд НБА воспринимались публикой как насильники, разбойники, наркоманы, стоунеры и просто не очень управляемые люди.
Помочь все изменить должен был дресс-код. С 2005 года на официальных мероприятиях НБА игрокам запретили появляться в широких штанах и беcформенных майках, надевать банданы, массивные цепи и прочие атрибуты гангста-стиля. Теперь баскетболисты должны были придерживаться бизнес-стиля, если они не в игровой униформе, и выглядеть как Чонси Биллапс, а не Рип Хэмилтон:
Многие восприняли это как атаку на афроамериканскую культуру и конкретно на Аллена Айверсона. Впрочем, скоро все успокоились, и ругать дресс-код стали максимум пару раз за год. Популярность лиги и ее доходы действительно вскоре поползли вверх, хотя в этом трудно оценить эффект от смены гардероба.
Зато дресс-код дал другой, не самый ожидаемый эффект: баскетболисты стали задумываться о внешнем виде, нанимать стилистов и вырабатывать собственный вкус в одежде. А это, в свою очередь, привело к тому, что игроков начали чаще фотографировать в неигровых ситуациях.
НБА годами ведет фото- и видеосъемку подтрибунных помещений и пресс-конференций до и после матчей, но развитие социальных сетей дало этому новый импульс. Не нужно включать телетрансляцию, чтобы увидеть новые вещи Леброна или Уэстбрука, достаточно посмотреть в ленту твиттера или инстаграма.
«Большую часть времени игроков видят в спортивной форме, – замечает Бретт Банакис, дизайнер, сотрудничающий со звездами НБА, – поэтому это, по сути, единственный момент, когда они могут выделиться. И такого эффекта не будет, если бы они были на каком-то фэшн-шоу. Например, там их не увидел бы мой племянник, который ни за что не стал бы смотреть показы мод».
«Сутками размышляешь над своим прикидом, – признается Стефен Карри, – а потом показываешься в нем на 30 секунд между парковкой и раздевалкой». Карри говорит, что впервые задумался об этом в 2013 году, перед первой в карьере игрой в плей-офф. Он увидел, как много камер направлено на него еще до игры. «В такой ситуации ты не хочешь, чтобы на тебе была мятая рубашка или пропущенная пуговица».
Следит ли Карри за тем, что надевают Харден, Уэстбрук и остальные?
«Постоянно. Нужно знать, что носят другие».
* * *
Сейчас даже Айверсон смягчил свою позицию по дресс-коду, ведь он в итоге позволил спортсменам ярче выражать себя в одежде: «Я бы, конечно, не стал такое носить. Но у меня нет с этим проблем. У этих ребят есть свой стиль, своя оригинальность. Так и должно быть».
Уэстбрук – не только черепашка-ниндзя
Хотя дресс-код и привел к тому, что работа спортивного стилиста стала востребованной, некоторые звезды НБА сами заботятся о своих луках. «Стилист для меня – пустая трата денег. Это отнимает у меня креативность», – заявил Расселл Уэстбрук в интервью GQ.
Стиль Уэстбрука, мягко говоря, противоречив. В соцсетях чаще прикалываются над его нарядами, чем восхищаются. Большинство экспертов из мира моды предпочтет ему Уэйда, Хардена или Пи Джей Такера. Но для широкой публики именно он олицетворяет союз НБА и моды.
Уэстбрук участвует в модных показах.
Уэстбрук запускает свою линию одежды.
Уэстбрук пишет книгу о моде.
Уэстбрук делает так, что ESPN на полном серьезе делает спецпроект про каждый из его 82 нарядов в сезоне-2017/18 (вот оно, наследие Уолта Фрэйзера).
Расселл Уэстбрук превратил проход по подтрибунному тоннелю в самостоятельный ивент, который не относится к предстоящей игре и вообще баскетболу. Если для остальных звезд НБА одежда – лишь часть их образа «крутого спортсмена», то для Расса, наоборот, баскетбол – лишь часть образа.
Он может вообще не выходить на матчи и оставаться знаменитостью – благодаря тому, насколько он яркий на фоне серых коридоров арен НБА.
Дуэйн Уэйд учил одеваться Леброна
«Он один из самых важных новаторов в истории моды».
Это Леброн не о Кристиане Диоре или Джордж Армани. Речь о друге и экс-одноклубнике Дуэйне Уэйде, которого Джеймс считает своим ментором в мире модной одежды.
С Уэйда и началась трансформация ограничений дресс-кода в новый внешний вид игрока НБА. В течение четырех финалов подряд с 2010 по 2013 защитник «Майами» появлялся под прицелом камер в самых стильных нарядах, которые только видела лига. Тогда никто еще не мог представить себе, что можно выйти на публику в розовых штанах – а Уэйд мог.
Леброн перешел в команду к Уэйду, чтобы наконец-то стать чемпионом, но вместе с двумя перстнями получил от Дуэйна и советы по стилю.
Когда они вновь объединились в «Кливленде» в 2017-м, Уэйд задумал к возможному финалу НБА нарядить всю команду во что-то особенное. До финала он «не дожил», отправившись в обмене в родной «Майами», но Леброн довел дело друга до конца – в плей-офф-2018 «Кэвс» выходили в специально сшитых костюмах от Тома Брауна.
Тем не менее, Леброн не стесняется экспериментировать в рамках стандартного дресс-кода НБА. Он вполне может надеть худи под пиджак:
«Выражать себя через моду – важная часть моего баскетбольного опыта, – считает Леброн. – И этот проход по туннелю, где ты показываешь, что чувствуешь, – это очень крутое изменение, которое мое поколение добавило в игру».
Еще это место для показушных обид
Раньше конфликты в подтрибунке выражались так: кто-то с кем-то поругался и после игры пошел на разборку к вражеской раздевалке.
Теперь все тоньше.
Расселл обиделся на Дюрэнта за уход из «Оклахомы»? Он дождется, когда Кевин появится на публике в необычной ситуации – приедет снимать Супербоул в качестве аккредитованного фотографа The Players’ Tribune, а потом спародирует его, нарядившись в манишку с надписью «официальный фотограф».
Донован Митчелл борется с Беном Симмонсом за звание «Новичка года»? Защитник «Юты» пройдет по подтрибунке в свитере, на котором написано значение слова «новичок» (контекст: Бен Симмонс пропустил свой первый сезон целиком, хотя к его концу уже восстановился от травмы, из-за чего многие не считали его «настоящим» новичком НБА в прошлом году).
Джавейлу надоело попадать во все выпуски Shaqtin’? Он дойдет до финала НБА с «Уорриорс» и приедет на первую игру в кепке Шака:
Зачем нужен трэш-ток, если уколоть соперника можно одним своим нарядом?
Здесь тестируются все модные тренды
Дизайнеры не сразу поняли, что внешний вид баскетболиста – отличный полигон для экспериментов. Сначала подтрибунные шествия были разве что демонстрацией отдельных модных аксессуаров, вроде наушников Beats:
Потом баскетболисты стали перенимать то, что становилось неожиданно популярным, вроде шляп с широкими полями:
Дальше в дело пошли совсем радикальные вещи, например, шорты с костюмом:
Вскоре появился тренд на борсетки:
Он продержался недолго, теперь в НБА новая фишка: к раздевалке игроки направляются, неся в руках не сумку, а собственные игровые кроссовки.
С этого сезона лига сняла ограничения по цвету кроссовок – раньше обувь должна была быть в клубных цветах, теперь она может быть максимально яркой.
Так игроки НБА становятся барометрами моды, а дорога от автобуса к раздевалке – основной тест-лабораторией стилистов и дизайнеров.
Самые яркие выходы
Форвард «Пистонс» Рашид Уоллес готовится к защите чемпионского титула в финале-2005, с чемпионским поясом в качестве акссессуара на одном плече и авоськой для грязного белья, в которой тогда носили с собой игровые кроссовки, – в другой. До введения дресс-кода в НБА остается всего несколько месяцев:
Кобе всегда элегантен:
«Кливленд Кавальерс» выходят на деловой матч против «Индианы» в одинаковых костюмах, которые всей команде подарил Леброн:
«Wave Papi», он же Келли Убре – голос молодого поколения в баскетбольной моде:
Не менее громкий голос ветерана Пи Джей Такера:
Что-то очень странное от действующего MVP НБА Джеймса Хардена:
И, конечно же, Расселл Уэстбрук. Всегда Расселл Уэстбрук:
Фото: Gettyimages.ru/Ezra Shaw (1,6,7,12), Eliot J. Schechter, Jayne Kamin-Oncea, Jayne Kamin-Oncea, Lachlan Cunningham (5,8), Mitchell Leff; REUTERS/Steve Mitchell/USA TODAY Sports; Gettyimages.ru/Bob Levey, Doug Pensinger, Joe Robbins, Vaughn Ridley, Steve Woltman/NBAE; REUTERS/Jasen Vinlove/USA TODAY Sports, Sue Ogrocki
до этого парня всем им пока делековато
- Ну и дура (с)