17 мин.

Приговоренные к баскетболу: как ссыльный литовский тренер Валюшайтис создал черемховский «Шахтер»

Мужская команда черемховского «Шахтера» — со своим первым трофеем — Кубком облсовпрофа. Октябрь 1955. Крайний слева — Петрас Валюшайтис. В центре № 4 — Анатолий Бочаров. Крайние справа: № 11 — Юла Иваск, № 3 — Виктор Чеушев, № 8 — Михаил Мишуков. Фото сделано в Черемхово на баскетбольной площадке, которую построил Петрас Валюшайтис.

Петрас Валюшайтис

Баскетбольный тренер.

Родился 9 сентября 1912 в Йодупяй Байсогальского уезда Кедайняйской волости, Литва. Скончался 11 июля 1977 в Каунасе, Литва.

Образование — Каунасское военное училище (1938) и Каунасский институт физкультуры (1948).

В 1954–1970 годах тренировал мужскую и женскую команды «Шахтер» (Черемхово). Женская команда «Шахтер» в 1957–1966 годах — бессменный чемпион Иркутской области. В 1959 и 1963 годах тренер сборной Иркутской области на Спартакиаде народов РСФСР. В 1963 году сборная Иркутской области становится шестой командой РСФСР.

Почетный гражданин Черемхово (1970). 

 

Петрас Валюшайтис с женой Геновайте и сыном Римасом, 1956 год

Когда во второй половине 90–х черемховский «Шахтер» ворвался в элиту отечественного баскетбола, многие специалисты посчитали, что это искусственно созданная команда — без корней, истории и родословной. «Конечно, это не так», — возмущался в те годы генеральный директор АО «Востсибуголь» и президент «Шахтера» Иван Щадов. 

— Мы, черемховские мальчишки 50–х, росли с баскетбольным мячом в руках — рассказывает Иван Михайлович. — Были в нашем шахтерском городе и свои кумиры — игроки мужской и женской команд «Шахтер», тренировал которые ссыльный литовец Петрас Валюшайтис. Женская команда под его началом 10 лет была бессменным чемпионом области и стабильно входила в первую десятку сильнейших команд республики.

Но откуда в затерянном в Сибири шахтерском городке взялся специалист, который не только смог прервать гегемонию команд Иркутска на областном уровне, но и вывести «команду медсестер», как ее тогда называли (потому как многие девушки либо учились, либо закончили медучилище) в число сильнейших на бескрайних просторах РСФСР? 

Заметка в газете «Советская молодежь» (№136, 6 июля 1960) о черемховской женской баскетбольной команде

Без погружения в историю тут не обойтись. В 1940 году прибалтийские республики насильственно присоединили к СССР по секретному договору раздела мира между Гитлером и Сталиным (известном как «пакт Молотова — Риббентропа»). Конечно, советские газеты пестрели тогда лицами счастливых граждан Прибалтики, но всё это была пропаганда — латыши, литовцы и эстонцы в подавляющем большинстве своем счастья от насаждения коммунистических идей совсем не испытывали. С недовольными, как было принято в ту пору, расправились быстро и жестоко — репрессиями и депортацией. А через год в Прибалтику пришли фашисты, теперь гонениям были подвергнуты те, кто «сотрудничал с Советами». Через три года фашистов советские войска изгнали, Прибалтика вернулась в СССР. В недавнем прошлом демократической стране начался период массовой депортации «неблагонадежных» — в 40–е годы от репрессий, по некоторым данным, пострадало более 300 тысяч литовцев.

Петрас Валюшайтис. Фото 1934 года

Под этот молох (как тогда цинично говорили — «лес рубят щепки летят») попал и литовский интеллигент, выпускник Каунасского военного училища, дипломированный баскетбольный тренер Петрас Валюшайтис. Когда 15 июня 1940 года в Литву вошли советские войска, он был 28–летним кадровым младшим офицером Гусарского полка, расквартированного в Каунасе.

Петрас Валюшайтис, младший офицер Гусарского полка Литовской армии. Фото 1938 года

После советизации Литовскую армию преобразовали в 28–й стрелковый корпус Красной Армии, где Петрас и продолжил службу. Нападение нацистской Германии на Советский Союз застало его, как и многих литовских военных, уже не в литовской, а в советской военной форме. Советские войска в 1941 отступили на восток, а многие литовцы остались и большинство из них попали в нацистский плен. Рискуя жизнью, Петрас из германского плена сбежал. Но сам факт фашистского плена, как мы помним из истории, уже был клеймом неблагонадежности.

Когда в 1944 году советские войска заняли Литву во второй раз, Петрас как бывший военнопленный, был лишен воинских званий. Но нашел применение военной подготовке в спорте: стал работать преподавателем и заведующим кафедрой физвоспитания в Сельхозакадемии, прошел тренерскую стажировку в команде «Спартак» (Каунас).

Волейбольная команда литовской сельхозакадемии. 1950 год. В центре — Петрас Валюшайтис

В 1948 году уже в зрелом возрасте (в 36 лет) вместе с друзьями — чемпионами СССР–1947 в составе каунасского «Жальгириса» и чемпионами Европы–1947 в составе сборной СССР Стяпасом Бутаутасом и Юстинасом Лагунавичюсом был в первом выпуске Каунасского института физического воспитания.

Первый выпуск каунасского института физкультуры 1948 года.Четвертый слева — Стяпас Бутаутас, шестой — Юстинас Лагунавичюс. Оба чемпионы Европы в составе сборной СССР и чемпионы СССР в составе «Жальгириса» в 1947 году. Крайний справа — Петрас Валюшайтис

Петрас Валюшайтис закончил в 1948 году институт физкультуры вместе со Стяпасом Бутаутасом и Юстинасом Лагунавичюсом — чемпионами Европы в составе сборной СССР и чемпионами СССР в составе «Жальгириса».

Казалось, каток репрессий прошел мимо Валюшайтиса, к концу 40–х ежегодная депортация литовцев исчислялись уже не десятками тысяч, а «какими–то» несколькими сотнями семей в год. Но в 1951 году появилось возбужденное по чьему–то доносу «Дело № 28396/5» — тонкая, всего в дюжину страниц, папка. Понятно, что речь не шла о чем–то серьезном, иначе Петраса сгноили где–нибудь в тюрьмах или северных лагерях. Полковник госбезопасности, комиссар МГБ в Каунасском уезде Олейник 5 октября 1951 года наложил на «семейное дело» Петраса Валюшайтиса резолюцию: «В соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 1951 года, 29 сентября № 8651 семья Валюшайтиса должна быть изгнана из Каунасского уезда в отдаленные районы Советского Союза для специального размещения».

Как свидетельствуют архивные документы, литовцев в начале 50–х «распределяли» почти исключительно в Западную и Восточную Сибирь. До сих пор в семье Валюшайтисов помнят дату отъезда из Каунаса — 2 октября 1951 года. Месяц добирались на поезде до Томска, далее вверх по реке, пока она не замерзла. В лютые декабрьские морозы Петрас с молодой женой Геновайте и сыном–младенцем Римасом прибыли на место «специального размещения» в Каргасокский район Томской области в лесозаготовительный поселок на реке Нюролька, последние 300 км до которого можно было добраться только по реке. Всё вокруг — дикая тайга.

У родственников Петраса остались письма, которые он присылал из ссылки. Вот отрывки из письма от 26 мая 1952 года где он описывает обстановку, в которой им пришлось обустраиваться и жить:

«Мы давно не писали вам. Причину, вероятно, вы знаете. Пока прошел ледоход, и не началась навигация, мы были полностью отрезаны от мира. Почти полтора месяца не получали писем и газет. И на прошлой неделе, наконец, увидели первую лодку, которая принесла много писем. 21 апреля начали строить собственный дом. Вместе с другом растерянно смотрим на кучу бревен: с чего же начать? Он такой же «мастер», как и я. Природа нас не балует: в первые дни мая температура опускалась до минус 15. Для здешних мест это смешной холод, но это затрудняло работу: мы с Генюте выкапывали мох из–под снега. А когда потеплело, работать стало невозможно — снег растаял и все вокруг размокло. Время для строительства совсем ограничено, поэтому, когда выдается хорошая погода, мы работаем с 8 до 24 часов. Благо у нас почти нет темных ночей — светло так, что можно читать всю ночь».

С января 1951 по июнь 1954 года Петрас Валюшайтис работал на лесозаготовках среди глухих сибирских болот и топей сначала все семь, а затем шесть дней в неделю. Зимой страдали от 30–40 градусного мороза, а летом от комаров. Об их «соседстве» в августе 1953 года он писал домой: «Живем с четырьмя литовцами в так называемом «балагане», все лето миллионы москитов не дают спокойно ни сидеть, ни работать. Единственное средство от комаров — дым: горящий мох отгоняет паразитов, но когда огонь погаснет, они собираются вновь и так бесконечно. Этот период длится недолго — июнь и июль. Скоро закончится. Как пропадают комары, появляются осы, оводы и другие водно–болотные насекомые, которых, конечно, меньше, но они опаснее и досаждают в основном во время работы». Через 3 недели Петрас пишет: «После 22 месяцев тяжелой работы получил небольшой отпуск, за что должен благодарить свои слабые зубы. Они также сильно портились в Литве, но там они хоть «ремонтировались» время от времени. А здесь они почти все разрушились. Я получил разрешение на лечение. Мы выехали 21 августа на моторной лодке и удачно прошли 60 километров за полтора дня. Здесь, в Рабочем, я с нетерпением жду попутного транспорта до Чужапка, расположенного в 90 км, или Каргасока, который на 200 км дальше, где есть дантист».

После смерти Сталина Валюшайтису смягчили меру наказания, перевели на городское поселение — в Черемхово (тогда — второй по величине город Иркутской области) и разрешили работать по специальности — преподавателем физкультуры в горном техникуме. 2 января 1955 года он пишет родственникам: «В техникуме работы намного больше, чем было в Каунасе в вузе. Оплата почасовая, но много времени уходит на подготовку к занятиям: ведь русский язык мне не родной. Но вспоминая Нюрольку, как гора с плеч упала — там я постоянно замерзал, влажная от пота одежда покрывалась льдом. Провались оно под землю: сколько здоровья это отняло».

Тут никак без еще одного погружения в историю, теперь уже спорта, не обойтись. В Литве баскетбол был популярен и в 30–е, и в 40–е годы. Сборная Литвы становилась чемпионом Европы в 1937 и в 1939 годах. Один из главных энтузиастов развития баскетбола в Советском Союзе, Заслуженный тренер СССР Степан Спандарьян вспоминал в своей книге «Счет в нашу пользу», что именно присоединение прибалтийских республик к СССР и тактически, и технически обогатило игру советских команд. После войны прибалтийские команды доминировали в чемпионате СССР (каунасский «Жальгирис» в 1947 и 1951 годах был чемпионом, в 1949 взял «серебро»), а костяк сборной СССР, которая в 1947 дебютировала и с ходу выиграла чемпионат Европы, составляли баскетболисты из Прибалтики, в числе которых были и товарищи Петраса.

Баскетбольные команды Литвы в 30–х годах XX были законодателями мод в Европе, а в 40–е многое дали мощный толчок для развития игры в СССР.

Конечно, в Черемхово в баскетбол после войны играли, но представление об этом виде спорта имели смутное. И если команда Иркутска раз в год выезжала на региональный турнир чемпионата РСФСР, где обменивалась хоть каким –то опытом, то в Черемхово видение игры формировалось по слухам, мутным картинкам из газеты «Советский Спорт» да тоненькой брошюрке «Правила игры».

Баскетбол в Черемхово. Конец 40–х. Кольцо атакует преподаватель физкультуры школы №4 Николай Григорьевич Осеев

По большому счету, играть в баскетбол в достаточно крупном по меркам того времени 120–тысячном городе черемховцев научили в начале 50–х первые ссыльные прибалты: литовцы Альгимас Вайшвила, Юозас Рудзинскас, братья Валюконис и несколько эстонцев. Тренировал тогда эту «сборную Союза» Витаутас Рауделюнас. Ну а прибывший в 1954 году Петрас Валюшайтис поставил дело на профессиональные рельсы: отобрал лучших спортсменов в сборную команду, которую назвали «Шахтер», выстроил методику тренировок, оборудовал из подручных средств стандартную площадку, заявил команду на областные турниры. Уже летом 1955 года мужской «Шахтер» сотворил сенсацию областного масштаба — выиграл Кубок облсовпрофа: до этого во всех без исключениях областных соревнованиях побеждали только команды Иркутска. А на следующий год женская команда становится чемпионом области. В 1957 году женский черемховский «Шахтер» впервые представляет область в зональном турнире первенства РСФСР. В 1959 году Валюшайтис — уже главный тренер женской сборной области на турнире II Спартакиады народов РСФСР.

Черемховский «Шахтер» на соревнованиях в Иркутске в 1956 году. Первый ряд, третья слева — Мария Михайловна Молчанова, Варвара Корастылева, Римас Валюшайтис (сын тренера), Геновайте Валюшайтене, Галина Разумова, Нина Соколовская. Второй ряд, крайний слева — Петр Валюшайтис, рядом с ним — Юрий Соколов. В центре — Игорь Скрипкин и Михаил Мишуков. Крайние справа — Виктор Чуешев и Анатолий Бочаров

Черемховский «Шахтер»–1956 Третий слева — Игорь Скрипкин, рядом с ним — Михаил Мишуков

Как и любой тренер–созидатель и тренер–стратег Петрас Валюшайтис (в России его звали Петр Никодимович) по крупицам, шаг за шагом выстраивал свою команду. И успехи — уже на уровне всей большой республики — пришли, причем именно с женской командой, на работу с которой он сделал ставку. В 1960 году «Шахтер» впервые выигрывает зональный (Сибири и Дальнего Востока) турнир и получает право играть в финале первенства РСФСР. В 1961 году черемховцы делают дубль: выигрывают чемпионат области и мужской, и женской (пятый раз подряд!) командой. В 1962 году становятся чемпионами своего спортобщества «Труд», причем в финале обыгрывают команду столичного завода «Серп и Молот» — бронзового призера чемпионата СССР!

1956 год. Женская и мужская команда в Ангарске в мае 1956 года. Крайний слева — Анатолий Бочаров. Третий слева — Петрас Валюшайтис с сыном Римасом

Западная трибуна стадиона «Труд». 1955 год. Слева направо: Петрас Валюшайтис, Виктор Чуешев, Римас Валюшайтис, Михаил Мишуков

В 1963 женская сборная области под руководством Валюшайтиса попадает в шестерку сильнейших на II Спартакиаде народов РСФСР — высшее достижение иркутского баскетбола (и мужского, и женского) за всё советское время вплоть до 1989 года.

Женская баскетбольная команда, которую создал Валюшайтис в Черемхово, становится не только бессменным чемпионом области, но и одной из сильнейших в республике (РСФСР), а на первенстве своего спортобщества побеждает даже столичный «СиМ» — на тот момент бронзового призера чемпионата СССР

— Петр Никодимович Валюшайтис был великолепным организатором, — вспоминает Михаил Мишуков, ветеран черемховского баскетбола, выступавший еще в 50–е годы за иркутский «Спартак» на чемпионате РСФСР, а потом до конца 60–х игравший за «Шахтер». — Он развивал в нас дух соперничества, постоянно организовывал различные матчи, встречи между предприятиями и учащимися города. Это в дополнение к официальным турнирам. Шахтеры — серьезные и умные люди, быстро все схватывали. И тогда он начал требовать от нас побед на областных соревнованиях. Мы серьезно относились к обучению, и действительно начали всё выигрывать. Противники не могли понять: каким образом? Мы и сами не знали. Мы просто полностью полагались на Валюшайтиса и безукоризненно следовали его указаниям.

Михаил Мишуков дополняет свои воспоминания тем, как Валюшайтис построил в Черемхове первую баскетбольную площадку под открытым небом: «Он принес кучу разных стройматериалов — и где только их достал! — объяснил, что к чему, и работа закипела! Валюшайтис не спал по ночам — следил, как осаживается основание грунта, как устроен дренаж. Все делал своими руками. Зато потом все удивлялись, как через 20 минут после ливня площадка сухая».

Женская команда «Шахтер» (Черемхово) на своем стадионе. 1965 год. В первом ряду третья справа Тоня Лю Фа, седьмая – Вика Уварова. В центре — Петрас Валюшайтис 

— Валюшайтис воспитывал в своих учениках личность, — говорит Иван Михайлович Щадов, генеральный директор объединения «Востсибуголь», ученик из последнего выпуска тренера. — Мы тогда были темные, ничего не видели, кроме своего Черемхово. А он прививал нам вкус, учил одеваться. Когда мы приезжали в другой город, водил в музеи и театры. Требовал уважения к девушкам. Обычно мы ездили двумя командами — и женская, и мужская. Петр Никодимович назначал каждому по подопечной, которой мы должны были покровительствовать: подать руку, помочь выйти из машины, поднести вещи. Для нас, неотесанных и наглых черемховских хулиганов, это было, мягко говоря, непривычно. Он посадил то зерно, которое позже дало обильный урожай: из 12 человек нашей команды 11 получили высшее образование. 

Петрас Валюшайтис на баскетбольной площадке у западной трибуны стадиона «Труд» в Иркутске. Фото 1965 года

— Петр Никодимович научил нас таким премудростям баскетбола, о которых без него мы вряд ли узнали — вторит Щадову один из лучших баскетболистов Черемхово конца 50–х, а затем известный баскетбольный тренер Игорь Скрипкин. — Каким–то образом он выписывал баскетбольную литературу на английском языке, поэтому был в курсе самых передовых идей в тактике и стратегии игры, чему и обучал свои команды.

Петрас Валюшайтис с очередным Кубком в День шахтера у Дома культуры на Первомайской улице 

Петрас Валюшайтис на баскетбольной площадке в Черемхово. Фото 1960 года

Об интенсивности и размахе спортивных достижений тренера можно судить по письму брату от 17 декабря 1964 года: «В этом году мы участвуем в Первенстве РСФСР. Баскетбольная команда наших девушек, разгромив другие команды области, получила право играть в финале зонального турнира своего спортобщества в Чите. Затем как победителей нас отправили в турне по Дальнему Востоку. Играли с чемпионами других краев и областей — Хабаровском, Магаданом, Владивостоком. Огромные расстояния преодолели. Из Магадана в Хабаровск летели на самолете, в остальном ехали поездом. Если коротко, то моя команда победила везде. Где–то — очень легко, где–то — с в острой борьбе. В итоге, мы стали победителями чемпионата Сибири и Дальнего Востока».

Трофеи черемховского «Шахтера»

Валюшайтис был реабилитирован еще в 1956 году, но уехать в Литву не получалось — советская репрессивная система была устроена так, что прописаться на родине было невозможно. Только в 1968 году удалось отправить домой жену и сына, а в 1970 году и сам Петрас уехал в Каунас. На прощание в Черемхово отдали должное работе тренера и присвоили звание «Почетного гражданина города». В свидетельстве, выданном 23 марта 1970 года говорится: «За высокие спортивные показатели и активное участие в работе общественных организаций по физической культуре и спорту».

А черемховский «Шахтер» почти сразу после его отъезда сошел с первых ролей областного баскетбола (не говоря уж о республиканских) — слишком уж велика была организующая и созидательная роль тренера. Чтобы прогреметь во второй половине 90 –х и начале 2000 –х. Ученик Валюшайтиса, человек которого Петр Никодимович заразил любовью, да что там — страстью к баскетболу, Иван Михайлович Щадов (ставший к тому времени угольным магнатом) возродил «Шахтер» и в новом качестве — как одну из сильнейших и любимых (супераншлаги во Дворце спорта тех времен, когда мест не было уже за час до матча, вспоминаются с ностальгией) команд России. Да, собственно то, что баскетбол в Иркутске популярен и любим до сих пор — это всё та же ветка истории, идущая от Валюшайтиса.

Черемховский «Шахтер» — который становился в начале XXI века пятой командой страны и обыгрывал ЦСКА — это всё ветка истории, идущая от Петраса Валюшайтиса.

А «ген Валюшайтиса» — до сих пор в большом баскетболе. Внучатый племянник Петраса — Миндаугас Кузьминскас был на первых ролях в «Жальгирисе», пробовался в прошлом сезоне в NBA — за New York Knicks, а сейчас выступает за миланский Emporio Armani — в чемпионате Италии и Евролиге.

Известный литовский баскетболист Миндаугас Кузьминскас — внучатый племянник Петраса Валюшайтиса.

Игорь ВЕРХОЗИН

В материале использована информация из статьи «Петрас Валюшайтис — отец сибирского баскетбола» Видмантаса Валюшайтиса в вильнюсском еженедельнике Verslo Zinios («Деловые новости»).

Материал подготовлен при содействии сына тренера — Римаса Валюшайтиса.