Джона Уолла не обменяют в этом году. Есть 20 миллионов причин почему
«Вашингтон» загнал себя в тупик до следующего лета.
В середине 2010-х «Вашингтон» казался той самой командой, которая должна будет стать главным конкурентом Леброна на Востоке. «Бостон» все еще был в глухой перестройке с тренером-новичком, «Индиана» сломалась, срок действия «Атланты» никогда не рассматривался как долгосрочный. Пока Яннис был испуганной антилопой на скамейке «Бакс», а не Грик-фриком, а филадельфийский «Процесс» был в самом разгаре, «Уизардс» уже успели обыграть в плей-офф «Чикаго» с новым лидером Джимми Батлером и пока еще совсем не грозный «Торонто».
Это были лучшие сезоны клуба с чемпионских 1970-х. Ни Крис Уэббер, ни Гилберт Аренас, ни Мозес Мэлоун, ни даже сам Майкл Джордан не могли добиться с «Вашингтоном» того же успеха, чем совсем юная пара защитников: Джон Уолл, уже освоившийся в статусе топ-разыгрывающего НБА, и идеально подходящий к нему по своим игровым качествам Брэдли Бил.
Ролевые игроки и ветераны достойно формировали авангард для этой парочки на задней линии: сначала Гортат, Нене и Ариза, затем Пол Пирс вместо Аризы, Отто Портер вместо Пирса и, наконец, Маркифф Моррис вместо Нене. Ежегодно каждый из них набирал свои 10-14 очков за игру, а стартовые пятерки «Уизардс» были среди лучших в НБА по эффективности.
Не хватало вроде бы только тренера – Рэнди Уиттмэна сложно было бы когда-либо поставить даже в топ-20, но в 2016 году его сменил Скотт Брукс, когда-то уже развивший команду с двумя молодыми звездами в финалиста НБА. И все замерли в ожидании резкого скачка развития «Волшебников».
Третий год Брукс у руля, а резкого скачка нет.
Никакого скачка нет.
Как и вообще развития.
Хуже того, «Вашингтон» становится хуже с каждым сезоном, и пока «Уизардс» стагнировали, Восток уже захватили новые силы – те самые Яннисы, Рапторы, Процессы, которых когда-то так уверенно обходили вашингтонцы.
Сезон-2018/19 «Уизардс» начали с 7 поражений в 8 матчах. «Элитный защитник» Уолл не защищается. «Элитный снайпер» Бил не попадает из-за дуги. «Элитный 3&D-форвард» Портер не дает ни 3, ни D. И все трое продлены на максимальные контракты. В следующем году эта троица получит 92 млн долларов – почти 85% от всего потолка зарплат. Получается, у «Вашингтона» нет никакого маневра для усиления, если только не обменять с пользой одного из них. Или нескольких.
Или всех.
На этой неделе появились слухи, что «Вашингтон», хотя и не вовлечен активно ни в какие переговоры, готов выслушать предложения по любым своим игрокам, включая и олл-старов Уолла с Билом.
Владелец клуба Тед Леонсис (да-да, тот самый, что платит зарплату Овечкину и Кузнецову в «Кэпиталс») – терпеливый человек. Возможно, слишком терпеливый, ведь его генменеджер Эрни Грюнфельд уже 16-й сезон держится на своем посту, несмотря на провальные драфты, глупые контракты, невыгодные обмены и так далее. Но всякому терпению когда-то приходит конец.
Краткая сводка последних депеш из раздевалки «Уизардс»:
Уолл обложил главного тренера Брукса матом
Потом Убре тоже обложил Брукса матом
Неназванные игроки «Уизардс» говорят: «Ну а что вы хотели?»
Джон Уолл признается, что дело дрянь
Брэдли Бил признается, что дело дрянь
Маркифф Моррис признается, что дело дрянь
Остин Риверс признается, что дело дрянь, хотя на его мнение в команде вообще всем плевать.
Заметьте – это все даже без участия человека-дуриана* Дуайта Ховарда!
(* – на вкус вроде ничего, но ты не хочешь быть с ним в одной комнате)
Из трех максималок «Вашингтона» проще всего обменять Била – он молод, его легко встроить в любую команду, он на контракте до 2021. Но «Вашингтон» наверняка предпочел бы перестраиваться вокруг Била, а не в отсутствие Била.
Отто Портер еще моложе, но зарабатывает даже чуть больше – и совсем не оправдывает вложенных средств. За него вряд ли дадут хорошие активы – на его обмене можно только финансово сэкономить, получив более дешевые, но все равно плохие контракты всяких соломонов хиллов.
Наиболее логичным вариантом был бы обмена Уолла – в «Вашингтоне» он перестал выкладываться и стал похож на уголовника, но в его таланты еще верят в лиге. И в новом клубе, в новой обстановке, с новыми одноклубниками, которым он не хочет навалять, он вновь может стать тем самым Уоллом с феноменальной скоростью и видением площадки, о котором мы уже начали забывать.
Но есть загвоздка. Как всегда.
«Вашингтону» накладно менять Уолла в этом сезоне
Когда внутренние конфликты в клубе еще считались неизбежными проблемами роста, Джон Уолл перезаключил свой контракт с командой. Долго нывший по поводу своей «низкой» зарплаты Уолл воспользовался свежим правилом нового Коллективного соглашения НБА – подписал самое максимальное продление контракта из максимальных.
Такие контракты могут получить лишь игроки, отыгравшие в лиге не менее 8 лет, причем в одной и той же команде, и попадавшие в символические пятерки сезона. Уолл в 2017 году как раз впервые попал в третью сборную и потому имел право на новый суперконтракт, вступающий в силу с 2019 года. 170 миллионов на 4 сезона – теперь уже Уолл не сможет пожаловаться (кого мы обманываем, все равно сможет), что мало зарабатывает, ведь больше него будет получать только Стефен Карри.
К продлению контракта также прикрепили и «трейд-киккер» – бонус, который выплачивается игроку в случае обмена.
Такой бонус составляет 15% от остаточной стоимости контракта. Его выплачивает старая команда единым платежом, а в зарплатной ведомости он будет учитываться уже у нового клуба, распределенный в равных долях на все сезоны. И хотя в его расчете не учитываются сезоны, на которые распространяется опция игрока (а в контракте Уолла 47 млн в сезоне-22/23 – как раз такая опция), вы все равно понимаете, что такое 15% от остатка контракта Уолла.
Нюанс правил состоит в том, что торговый бонус не может делать зарплату игрока выше максимальной в том сезоне, в который его обменивают.
Сейчас Уолл зарабатывает 19,2 млн – намного меньше своего максимума (для него это 30% от потолка зарплат, то есть 30,6 млн, такой контракт у Пола Джорджа).
А в следующем сезоне вступает в силу его супермаксимальное продление.
И если Уолла меняют в этом сезоне, трейд-киккер ни во что не упирается: «Вашингтон» будет вынужден перечислить Джону от 20,8 (если его обменяют сегодня) до 19,5 млн (если его обменяют в дедлайн, 7 февраля).
А если его меняют в следующем году, то есть после 1 июля, то торговый бонус признается недействительным, ведь он не может пробить максимум.
Дополнительные проблемы с торговым бонусом
Во-первых, есть проблемы с арифметикой обмена. «Вашингтон» – в зоне налога на роскошь, и, отдавая Уолла, они не захотят получать в ответ какую-то зарплатную нагрузку – владельцу и так придется выложить 20 миллионов уходящей звезде, а становиться хуже и доплачивать за это – так себе развлечение.
В то же время новый клуб будет учитывать контракт Уолла уже по новой стоимости – с торговым бонусом, который будет распределен в равных частях по четырем гарантированным сезонам в его контракте. И за контракт с кэпхитом в 24 млн нужно отдать минимум 19 млн (чуть меньше текущей з/п Уолла).
Так что либо нужно будет очень точно складывать зарплаты, чтобы учесть финансовые желания «Уизардс», либо находить третью сторону для обмена.
Еще больше новый клуб будет волновать то, что будущие сезоны Уолла также получат по 5 дополнительных миллионов в платежку. Да, их выплатит «Вашингтон» заранее. Но учитываться под потолком – и под порогом налога на роскошь – они будут уже у новой команды. Как вам сумма в 43 млн на следующий сезон (40% от потолка)? Или 49 млн в 2021/22, когда Уоллу стукнет 31?
Без разницы, какая часть такого контракта-бегемота оплачивается другой командой, – он все равно давит на платежную ведомость всем своим весом.
У Отто Портера тоже есть трейд-киккер. Его тоже слишком дорого отдавать?
Портер подпадает под то же самое правило «бонус не может делать зарплату выше максимальной в текущем сезоне». Год назад он подписал максимальный контракт – в таких случаях киккер требуется «на всякий случай», вдруг потолок зарплат будет расти быстрее, чем ежегодная прибавка по контракту. Прибавка в контракте Отто – 5%, а за последний год потолок вырос всего на 3%. Так что ему никакой торговый бонус не светит, и в этом случае бухгалтер Теда Леонсиса может спать спокойно.
Что же должно произойти, чтобы Уолла все-таки обменяли сейчас?
1. Самый простой сценарий – Джон Уолл отказывается от бонуса.
Игрок имеет право по своей воле отказаться от трейд-киккера или от какой-то его части. Трудно представить, чтобы Джон после всех своих жалоб на вакуум в кошельке решил вдруг по доброй воле скинуть 20 миллионов – тем более сам он вроде не стремится в другую команду. Такое возможно, только если новый клуб Уолла будет казаться ему идеальной ситуацией.
2. «Вашингтону» могут предложить такой прекрасный пакет активов, что за него захочется не только отдать Уолла, но и лишние 20 млн заплатить. Пока не очень понятно, у кого есть такое чудо.
3. Сама история – крайне нестандартная. Супермаксимальное продление было придумано для того, чтобы клубы удерживали своих звезд, а не обменивали их. В Коллективном соглашении нет четко прописанного правила под сценарий, когда игрока с торговым бонусом обменивают до того, как вступает в силу его максимальный контракт.
Лига пока не проясняла ситуацию – все-таки переговоров об обмене не ведется, и НБА надеется, что в этом вообще не придется разбираться. Если она скажет, что 15% нужно брать только от текущего сезона – значит, торговый бонус составит от 600 тысяч до 2,2 млн. Это не повлияет на решение «Вашингтона». Но тогда Уолл и профсоюз могут подать жалобу в арбитраж – как когда-то Кевин Дюрэнт получил лишние миллионы от «Оклахомы». Тогда изменения в правилах вступали уже после того, как Дюрэнт подписал продление контракта, но их в итоге распространили и на случай Кевина, а самой «Окле» потом компенсацию выплатили из «общака» НБА.
Подобные «торговые войны» лиге ни к чему. И потому она, как и «Вашингтон», заинтересована в том, чтобы гипотетический обмен Уолла оттянули хотя бы до следующего сезона. Или не проводили вовсе.
Не всегда «баскетбольные причины» становятся ограничителем обменов звезд НБА. Иногда эти причины вовсе не баскетбольные, а просто денежные.
Фото: Gettyimages.ru/Will Newton, Patrick Smith, Rob Carr.
Плюс Уолл имел право на полный no-trade clause (и не получил его), возможно, в переговорах решение по киккеру было компромиссным решением.
Зря вы дали Хэйворду выздороветь, пока он на травме сидел была игра и результат, а сейчас ни того, ни другого)