Евролига развивает свои Stories. Как в Инстаграме, только лучше
Используют все самое крутое, что может предложить искусственный интеллект.
Баскетбольная Евролига активно борется за аудиторию, которой скучно и непривычно полтора-два часа подряд смотреть телевизор. Один из лучших ходов Евролиги – сотрудничество с американской компанией HEED, которая создает новые способы упаковки привычного контента и находит новые данные, вдохновляющие болельщиков.
– Это не просто запуск нового приложения, нового проекта или новой компании, это квантовый скачок в возможностях человека следить за событием в прямом эфире, – писала Данна Рэбин на Medium в апреле, когда проект только запускался. – Сейчас зрители становятся участниками процесса, а статистика превращается в истории. Мы обращаем внимание на детали и эмоции, которые раньше оставались незаметными.
HEED разбивает игры Евролиги на яркие микроэпизоды, находит в них нечто цепляющее и публикует на странице матча в своем приложении в формате, похожем на Stories Инстаграма.
Например, технологии HEED могут оценить высоту прыжка при броске сверху, скорость игрока, убегающего в быстрый отрыв, или посчитать количество финтов перед точным броском. При миксе всего этого с продвинутой командной статистикой, получается увлекательное дополнение к матчу. И нет разницы: смотрит болельщик игру или следит за ней только с помощью HEED. Главное – привлечь его внимание и взаимодействовать.
Евролига тестировала возможности HEED еще во время «Финала четырех»-2016, а более масштабно запустила сотрудничество перед началом плей-офф-2018, к тому моменту арены команд, дошедших до этой стадии, оборудовали специальными датчиками, а также микроприборами снабдили каждого игрока и тренера.
– Нам было очень важно объяснить всем игрокам и тренерам, почему наше сотрудничество так важно для Евролиги, команд, самих баскетболистов и особенно болельщиков. Мы объясняли клубам, какую именно роль технологии сейчас играют в жизни юных фанатов, и насколько полезно вовлекать именно эту аудиторию, – уточнили в HEED для Sports.ru. – Мы используем наработки компании AGT International (ее основатель и руководитель Мати Кочави – наш соучредитель), которая решает глобальные проблемы безопасности, обеспечения порядка, с ними нам было проще стартовать в спорте, объяснить пользу сообществу. А теперь мы уже вместе с Евролигой учимся в процессе.
Перед стартом розыгрыша-2018/19 приложение HEED глобально обновилось. По словам представителя компании, платформа стала более динамичной. И Евролига, и HEED в ответ на вопрос Sports.ru не стали озвучивать итоги бета-периода совместного проекта и перенесли обсуждение цифр на конец предстоящего розыгрыша, когда обновленное приложение отработает целый сезон, и данные будут более полными.
Эту разработку, реализованную под старт Евролиги, HEED затем планирует адаптировать и для других спортивных проектов. Компания уже сотрудничает с UFC и соревнованиями по профессиональному родео на быках – там в 2019-м вообще планируют доверить HEED определение победителя. В разговоре со Sports.ru представитель HEED проанонсировал, что в ближайшее время компания объявит о сотрудничестве с футбольными топ-клубами и лигами, а также с организациями в других видах спорта.
Технология вызывает повышенный интерес практически сразу после боевого запуска, потому что она основана на возможностях искусственного интеллекта (AI) и базируется на принципах интернета вещей – а значит может самообучаться и чем дальше, тем лучше соответствовать запросу аудитории. HEED не только использует данные матчей Евролиги (в том числе биометрические) для создания историй, но и анализирует эффект. Искусственный интеллект обрабатывает всю пользовательскую статистику, чтобы в дальнейшем сервис предлагал заведомо более востребованный контент.
– Все строится вокруг так называемого AI-агента: например, в UFC он получает всю информацию от перчатки бойца со встроенным датчиком, а затем сравнивает силу удара с тысячами других боев, которые искусственный интеллект изучил до этого, – на таком примере сооснователь HEED Мати Кочави объяснял суть. – AI-агент моментально понимает, какой именно удар – уникальный по силе, и предоставляет информацию для конкретной мини-истории.
В Евролиге фокус HEED еще шире: кроме действий игроков, измеряют в том числе шум арены, эмоции и уровень стресса тренеров. А еще на основе AI-технологий вовлекают самих болельщиков: им предложили максимально точно повторить несколько движений – точные броски, финты и даже шикарную мимику главного тренера «Жальгириса» Шарунаса Ясикявичуса. Искусственный интеллект обрабатывал загруженные записи, сопоставлял движения болельщиков с оригиналом и выбирал наиболее похожие.
Сотрудничество Евролиги и HEED только разгоняется. Sports.ru поговорил с директором Евролиги по развитию Розе Керальто, чтобы понять: что еще ждет баскетбольных болельщиков.
– HEED – абсолютно новый уровень digital-подхода к работе с болельщиками. Это отлично работает не только с самой молодой публикой, но и с более взрослой аудиторией. Известно ведь, что потребление контента за последние годы изменилось настолько, что любой компании нужно очень часто освежать подачу.
Чтобы этого добиться, мы устанавливали на всех аренах суперсовременное оборудование – это непросто, когда речь идет о работе параллельно в десятке стран и разной базовой инфраструктуре. Хотя еще сложнее было сделать так, чтобы нас поддержали клубы, тренеры и игроки – удалось их убедить. Теперь они уверены, что проект приносит пользу всем.
Наша задача – наращивать интерактивность. Стартовая фаза сотрудничества с HEED показала аудитории, что именно мы можем предоставлять. Следующий шаг – больше и больше вовлекать болельщиков, Евролига параллельно работает сразу над несколькими проектами, которые позволят этого добиться.
Обновленное приложение HEED построено таким образом, что соответствующие истории удобно будет видеть и менее погруженному в детали болельщику, и хардкорному фанату. Мы остались довольны тем, как проект работал во время плей-офф и «Финала четырех» прошлого сезона, поэтому теперь расширим его на весь розыгрыш.
Сотрудничество с HEED максимально вписывается в глобальную стратегию Евролиги: мы в целом стремимся быть в первых рядах тех, кто адаптирует свой контент под запросы болельщиков. Несколько лет назад важно было развивать приложение второго экрана, теперь к нему обязательно нужно добавлять новые возможности в лайв-режиме. Именно поэтому мы, осознавая значимость традиционных трансляций, постоянно расширяем свое присутствие в онлайне.
Подводить итоги и озвучивать цифры тестовой работы HEED по прошлому сезону пока смысла нет. Но я могу сказать, что мы очень довольны показателями на сегодняшний день. А так как мы за время плей-офф еще и накопили полезный опыт, у нас есть уверенность, что в новом сезоне результаты будут расти в геометрической прогрессии.
Пока очень сложно говорить, как именно сотрудничество с HEED повлияет на нашу аудиторию в целом: например, увеличится ли посещаемость матчей. Мы работает с инновационной технологией, ее возможности еще только предстоит понять. Наша задача сейчас – повышать узнаваемость Евролиги, в том числе с помощью новых способов доставки контента. Судя по цифрам предыдущего сезона, интерес к этому есть, и его уровень нас приятно удивил.
Мы стараемся быть впереди остальных в плане технологий. В начале года мы совместно с Университетом Ла Салль провели Euroleague Basketball Tech Challenge – там своими идеями делились 62 стартапа из 17 стран, мы выбрали девятерых финалистов, а трое лучших защищали свои проекты во время «Финала четырех».
Совместно с IMG мы развиваем новый сервис EDIE (Euroleague Data Intelligence Engine) – он собирает всю информацию о болельщиках и их поведении, чтобы после обработки и анализа этих данных мы предлагали аудитории больше того, что ей действительно нужно. Эти же выводы – гарантия того, что маркетинговые партнеры Евролиги добьются эффекта и как минимум оправдают свои инвестиции.
Кроме того, мы отдельно работаем с участниками: мы создали отдельный департамент, который сосредоточен на помощи клубам. Евролига помогает улучшать бизнес-показатели, делится опытом в построении маркетинговых стратегий, советует, как логичнее выстроить взаимодействие со спонсорами, продажу билетов разных категорий, работу в digital, с атрибутикой, лицензионной продукцией и болельщиками в целом, а также помогает принимать правильные решения при использовании и развитии арен или выборе новых ключевых сотрудников.
Нашим клубам пора за молодежью в новую соцсеть. Вести в ней аккаунт нетрудно
Пришло время сражаться! Агентство спортивного маркетинга Fever Pitch